игра "квадромино" (варианты)

Классы МПК:A63F9/20 домино или подобные игры; маджонг 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Панфилов Сергей Леонидович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2002-08-27
публикация патента:

Изобретение относится к настольным играм, в частности к играм типа полимино. Согласно первому варианту игра содержит один комплект плоских четырехсторонних игровых элементов с нанесенными у четырех сторон в виде меток всеми возможными комбинациями цифр от 1 до 3, при этом на игровые элементы нанесены ориентирующие обозначения с направлением к одной из сторон, причем относительно ориентирующих обозначений количество цифр на сторонах игровых элементов пропорционально. Комплект включает две группы с равным количеством игровых элементов и пропорциональным относительно ориентирующих обозначений количеством цифр на сторонах игровых элементов в каждой группе. Игровые элементы имеют соответствующие каждой группе обозначения, при этом игра снабжена по меньшей мере одним игровым полем, разделенным линейной разметкой на клетки, аналогичные форме игровых элементов, которое имеет по меньшей мере шесть вертикальных и по меньшей мере четыре горизонтальных ряда клеток. Отличие второго варианта от первого состоит в том, что игровое поле имеет по меньшей мере восемь вертикальных и по меньшей мере шесть горизонтальных рядов клеток, а отличие третьего варианта от второго состоит в том, что ориентирующие обозначения нанесены на игровые элементы с направлением к одному из углов. Игра позволяет уровнять шансы на выигрыш. 3 н. и 14 з.п. ф-лы, 9 ил.

игра "квадромино" (варианты), патент № 2243802

игра "квадромино" (варианты), патент № 2243802 игра "квадромино" (варианты), патент № 2243802 игра "квадромино" (варианты), патент № 2243802 игра "квадромино" (варианты), патент № 2243802 игра "квадромино" (варианты), патент № 2243802 игра "квадромино" (варианты), патент № 2243802 игра "квадромино" (варианты), патент № 2243802 игра "квадромино" (варианты), патент № 2243802 игра "квадромино" (варианты), патент № 2243802

Формула изобретения

1. Игра, содержащая один комплект плоских четырехсторонних игровых элементов с нанесенными у четырех сторон в виде меток всеми возможными комбинациями цифр от 1 до 3, при этом на игровые элементы нанесены ориентирующие обозначения с направлением к одной из сторон, причем нанесены так, что относительно ориентирующих обозначений количество цифр на сторонах игровых элементов пропорционально, при этом комплект включает две группы с равным количеством игровых элементов и пропорциональным относительно ориентирующих обозначений количеством цифр на сторонах игровых элементов в каждой группе, причем игровые элементы имеют соответствующие каждой группе обозначения, при этом игра снабжена по меньшей мере одним игровым полем, разделенным линейной разметкой на клетки, аналогичные форме игровых элементов, которое имеет по меньшей мере шесть вертикальных и по меньшей мере четыре горизонтальных ряда клеток.

2. Игра по п.1, отличающаяся тем, что к комплекту добавлено кратное двум количество игровых элементов без цифр.

3. Игра по п.1, отличающаяся тем, что клетки игрового поля имеют чередующиеся в шашечном порядке темные и светлые обозначения.

4. Игра по п.1, отличающаяся тем, что по меньшей мере одна клетка игрового поля имеет нанесенные в виде меток цифры.

5. Игра по п.1, отличающаяся тем, что на игровое поле нанесена дополнительная линейная разметка.

6. Игра, содержащая по меньшей мере два комплекта плоских четырехсторонних игровых элементов с нанесенными у четырех сторон в виде меток всеми возможными комбинациями цифр от 1 до 3 в каждом комплекте, причем игровые элементы каждого комплекта имеют внешние отличия, обозначающие принадлежность к комплектам, при этом на игровые элементы нанесены ориентирующие обозначения с направлением к одной из сторон, причем нанесены так, что относительно ориентирующих обозначений количество цифр на сторонах игровых элементов каждого комплекта пропорционально, при этом игра снабжена по меньшей мере одним игровым полем, разделенным линейной разметкой на клетки, аналогичные форме игровых элементов, которое имеет по меньшей мере восемь вертикальных и по меньшей мере шесть горизонтальных рядов клеток.

7. Игра по п.6, отличающаяся тем, что по меньшей мере один комплект включает две группы с равным количеством игровых элементов и пропорциональным относительно ориентирующих обозначений количеством цифр на сторонах игровых элементов в каждой группе, причем игровые элементы имеют соответствующие каждой группе обозначения.

8. Игра по п.6, отличающаяся тем, что к каждому комплекту добавлен по меньшей мере один игровой элемент без цифр.

9. Игра по п.6, отличающаяся тем, что клетки игрового поля имеют чередующиеся в шашечном порядке темные и светлые обозначения.

10. Игра по п.6, отличающаяся тем, что по меньшей мере одна клетка игрового поля имеет нанесенные в виде меток цифры.

11. Игра по п.6, отличающаяся тем, что на игровое поле нанесена дополнительная линейная разметка.

12. Игра, содержащая по меньшей мере два комплекта плоских четырехсторонних игровых элементов с нанесенными в виде меток у четырех сторон всеми возможными комбинациями цифр от 1 до 3 в каждом комплекте, причем игровые элементы каждого комплекта имеют внешние отличия, обозначающие принадлежность к комплектам, при этом на игровые элементы нанесены ориентирующие обозначения с направлением к одному из углов, причем нанесены так, что относительно ориентирующих обозначений количество цифр на сторонах игровых элементов каждого комплекта пропорционально, при этом игра снабжена по меньшей мере одним игровым полем, разделенным линейной разметкой на клетки, аналогичные форме игровых элементов, которое имеет по меньшей мере восемь вертикальных и по меньшей мере шесть горизонтальных рядов клеток.

13. Игра по п.12, отличающаяся тем, что по меньшей мере один комплект включает две группы с равным количеством игровых элементов и пропорциональным относительно ориентирующих обозначений количеством цифр на сторонах игровых элементов в каждой группе, причем игровые элементы имеют соответствующие каждой группе обозначения.

14. Игра по п.12, отличающаяся тем, что к каждому комплекту добавлен по меньшей мере один игровой элемент без цифр.

15. Игра по п.12, отличающаяся тем, что клетки игрового поля имеют чередующиеся в шашечном порядке темные и светлые обозначения.

16. Игра по п.12, отличающаяся тем, что по меньшей мере одна клетка игрового поля имеет нанесенные в виде меток цифры.

17. Игра по п.12, отличающаяся тем, что на игровое поле нанесена дополнительная линейная разметка.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к играм.

Известно четырехстороннее домино (в общем смысле подобные игры можно называть играми квадромино), содержащее 24 игровых элемента с нанесенными у четырех сторон в виде меток всеми возможными комбинациями цифр от 1 до 3 (патент США 1.450.874, 4.1923). Цифры на игровых элементах могут быть выражены цветом, то есть игровые элементы могут быть трехцветными (Гарднер М. Математические досуги: 2-е издание, перевод с английского. Москва: Мир, 2000).

Кроме того, известно четырехстороннее домино, содержащее игровое поле с клетками, аналогичными форме игровых элементов (патент США 4.659.085, 4.1987).

Также известно четырехстороннее домино, содержащее игровое поле, клетки которого имеют нанесенные в виде меток цифры (патент США 2.228.180, 1.1941).

Недостатком известных игр является то, что игровые элементы не организованы в соответствии с цифрами, нанесенными на их четырех сторонах.

Целью изобретения является организация игровых элементов при помощи ориентирующих обозначений так, чтобы относительно ориентирующих обозначений количество цифр на сторонах игровых элементов было пропорциональным, чтобы при использовании клеточного игрового поля и расположении игровых элементов на поле согласно ориентирующим обозначениям игровые элементы были направлены на все четыре стороны пропорциональным количеством цифр.

По первому варианту цель изобретения выполняется тем, что игра содержит один комплект из 24 плоских четырехсторонних игровых элементов с нанесенными в виде меток у четырех сторон всеми возможными комбинациями цифр от 1 до 3, а ориентирующие обозначения нанесены на игровые элементы с направлением к одной из сторон, причем нанесены так, что относительно ориентирующих обозначений количество цифр на сторонах игровых элементов пропорционально.

При этом комплект включает две группы с равным количеством игровых элементов и пропорциональным относительно ориентирующих обозначений количеством цифр на сторонах игровых элементов в каждой группе, причем игровые элементы имеют соответствующие каждой группе обозначения.

Игра содержит по меньшей мере одно игровое поле, разделенное линейной разметкой на клетки, аналогичные форме игровых элементов, которое имеет по меньшей мере шесть вертикальных и по меньшей мере четыре горизонтальных ряда клеток, с которыми могут быть сопоставлены игровые элементы.

К комплекту может быть добавлено кратное двум количество игровых элементов без цифр.

Клетки игрового поля могут иметь чередующиеся в шашечном порядке темные и светлые обозначения. Кроме того, на игровое поле может быть нанесена дополнительная линейная разметка, а также по меньшей мере одна клетка игрового поля может иметь нанесенные в виде меток цифры.

Вместо плоских игровых элементов игра может содержать карточки.

По второму варианту игра содержит по меньшей мере два комплекта из 24 плоских четырехсторонних игровых элементов с нанесенными в виде меток у четырех сторон всеми возможными комбинациями цифр от 1 до 3 в каждом комплекте, причем игровые элементы каждого комплекта имеют внешние отличия, обозначающие принадлежность к комплектам.

Ориентирующие обозначения на игровые элементы нанесены с направлением к одной из сторон так, что относительно ориентирующих обозначений количество цифр на сторонах игровых элементов каждого комплекта пропорционально.

Игра содержит по меньшей мере одно игровое поле, разделенное линейной разметкой на клетки, аналогичные форме игровых элементов, которое имеет по меньшей мере восемь вертикальных и по меньшей мере шесть горизонтальных рядов клеток.

По меньшей мере один комплект может включать две группы с равным количеством игровых элементов и пропорциональным относительно ориентирующих обозначений количеством цифр на сторонах игровых элементов в каждой группе, причем игровые элементы имеют соответствующие каждой группе обозначения.

К каждому комплекту может быть добавлен по меньшей мере один игровой элемент без цифр.

Клетки игрового поля могут иметь чередующиеся в шашечном порядке темные и светлые обозначения. Кроме того, на игровое поле может быть нанесена дополнительная линейная разметка, а также по меньшей мере одна клетка игрового поля может иметь нанесенные в виде меток цифры.

Вместо плоских игровых элементов игра может содержать карточки.

По третьему варианту игра содержит по меньшей мере два комплекта из 24 плоских четырехсторонних игровых элементов с нанесенными в виде меток у четырех сторон всеми возможными комбинациями цифр от 1 до 3 в каждом комплекте, причем игровые элементы каждого комплекта имеют внешние отличия, обозначающие принадлежность к комплектам.

Ориентирующие обозначения на игровые элементы нанесены с направлением к одному из углов так, что относительно ориентирующих обозначений количество цифр на сторонах игровых элементов каждого комплекта пропорционально. По существу третий вариант изобретения отличается от второго варианта только тем, что ориентирующие обозначения нанесены на игровые элементы по диагонали с направлением к одному из углов.

Игра содержит по меньшей мере одно игровое поле, разделенное линейной разметкой на клетки аналогичные форме игровых элементов, которое имеет по меньшей мере восемь вертикальных и по меньшей мере шесть горизонтальных рядов клеток.

По меньшей мере один комплект может включать две группы с равным количеством игровых элементов и пропорциональным относительно ориентирующих обозначений количеством цифр на сторонах игровых элементов в каждой группе, причем игровые элементы имеют соответствующие каждой группе обозначения.

К каждому комплекту может быть добавлен по меньшей мере один игровой элемент без цифр.

Клетки игрового поля могут иметь чередующиеся в шашечном порядке темные и светлые обозначения. Кроме того, на игровое поле может быть нанесена дополнительная линейная разметка, а также по меньшей мере одна клетка игрового поля может иметь нанесенные в виде меток цифры.

Вместо плоских игровых элементов игра может содержать карточки.

На фиг.1 показан общий вид игрового поля и игровых элементов.

На фиг.2 - вид клеток игрового поля.

На фиг.3 и 4 - игровые элементы двух комплектов.

На фиг.5 - оборотная сторона игровых элементов из разных комплектов.

На фиг.6, 7 и 9 - начальные игровые позиции игровых элементов на различных игровых полях.

На фиг.8 - игровые элементы с диагональным положением ориентирующих обозначений.

Общий вид игровых элементов и игрового поля показан на фиг.1. При помощи линейной разметки поле разделено на клетки, аналогичные форме игровых элементов, так что игровые элементы могут быть размещены на клетках, причем оптимальной для игровых элементов и клеток является квадратная форма.

Вид клеток игрового поля показан на фиг.2. Чередующиеся в шашечном порядке темные и светлые обозначения могут быть нанесены на клетки в виде темных зон 1 меньшего размера, чем размер клеток, что позволяет лучше замечать линейную разметку, а также позволяет наносить на клетки в виде меток 2 цифры, а также наносить на игровое поле дополнительную линейную разметку допустим в виде двойных линий 3.

Чередующиеся в шашечном порядке темные и светлые клетки позволяют отслеживать диагонали поля. На темных клетках темные зоны имеются, а на светлых клетках отсутствуют.

Дополнительная линейная разметка позволяет выделять участки поля, необходимые для того или иного количества игровых элементов, которые могут быть использованы в том или ином варианте игры.

Цифры, нанесенные на клетки игрового поля, могут использоваться согласно правилам той или иной игры, причем метки, обозначающие цифры, могут быть нанесены или на все клетки игрового поля, или только на некоторые клетки. При этом, допустим, если цифры нанесены у четырех сторон одной клетки, то на соседних клетках цифры могут быть нанесены только у смежных с этой клеткой сторон.

Количество клеток игрового поля может быть разное, что связано с количеством игровых элементов, то есть минимально для 24 игровых элементов одного комплекта необходимо поле из 24 клеток, а для 48 игровых элементов двух комплектов минимально необходимо поле из 48 клеток, и таким образом в зависимости от количества комплектов игровое поле имеет соответствующее количество вертикальных и горизонтальных рядов клеток, но количество клеток может быть большим, чем необходимо для сопоставления с ними имеющихся игровых элементов, а участки игрового поля, необходимые для сопоставления с тем или иным количеством игровых элементов, могут быть выделены дополнительной линейной разметкой. При этом игра может содержать несколько игровых полей, подходящих для различных вариантов игры.

Игровые элементы одного комплекта показаны на фиг.3. Цифры на игровые элементы нанесены метками 4 у четырех сторон игровых элементов, а ориентирующие обозначения стрелками 5.

Если игра содержит два комплекта, то игровые элементы второго комплекта показаны на фиг.4. Ориентирующие стрелки на игровых элементах из разных комплектов отличаются разным контрастом, что является внешним отличием, обозначающим принадлежность игровых элементов к комплектам. Если игра содержит более двух комплектов, то внешнее отличие между комплектами может быть выражено при помощи разного цветового окрашивания зон 6, ограниченных окружностями в центре игровых элементов. Окрашивание должно быть тонированным, чтобы ориентирующие стрелки были заметными.

Как видно на фиг.3 и 4, ориентирующие обозначения нанесены на игровые элементы так, что относительно ориентирующих обозначений количество цифр на сторонах игровых элементов каждого комплекта пропорционально, то есть каждой из трех цифр игровые элементы направлены в каждую из четырех сторон по восемь раз. При этом положение ориентирующих обозначений на игровых элементах одного комплекта может получаться поворотом на 180 градусов игровых элементов второго комплекта, что верно для комплектов, показанных на фиг.3 и 4. Положение ориентирующих обозначений на игровых элементах из разных комплектов может получаться поворотом игровых элементов на 180 и 90 градусов.

Положение ориентирующих обозначений на игровых элементах в соответствии с формулой изобретения может быть выполнено иначе, но предложенное соотношение ориентирующих обозначений и цифр на игровых элементах достаточно универсально.

На оборотной стороне игровые элементы из разных комплектов могут быть обозначены различными рубашками, что показано на фиг.5 различной штриховкой. Кроме того, игровые элементы разных комплектов могут быть обозначены на оборотной стороне наличием или отсутствием темных окружностей 7. Таким образом внешнее отличие игровых элементов из разных комплектов может быть обозначено необходимым количеством контрастно-цветовых обозначений на лицевой стороне и необходимым количеством концентрических окружностей на оборотной стороне.

Комплекты могут включать группы (пропорциональные группы) с равным количеством игровых элементов и пропорциональным относительно ориентирующих обозначений количеством цифр на сторонах игровых элементов в группах. При этом принадлежность игровых элементов к пропорциональным группам в составе каждого комплекта может быть обозначена крестиками 8 и отсутствием крестиков на оборотной стороне игровых элементов. Кроме того, игровые элементы из разных пропорциональных групп могут иметь различные контрастно-цветовые обозначения на лицевой и на оборотной стороне. Если на лицевой стороне игровые элементы пропорциональных групп никак не обозначены, то игроки могут различать игровые элементы одной пропорциональной группы от элементов второй пропорциональной группы при помощи направления ориентирующих стрелок при условии, что игроки в ходе игры находятся друг напротив друга по разные стороны игрового поля и, располагая игровые элементы на поле, направляют их стрелками на противника.

Пропорциональными группами, которые включают комплекты, являются такие:

игра "квадромино" (варианты), патент № 2243802

Распределение игровых элементов на пропорциональные группы в составе комплектов для разных комплектов одинаково, но положение ориентирующих стрелок на игровых элементах из разных комплектов отличается поворотом на 180 или 90 градусов.

Игровые элементы двух пропорциональных групп, которые включает один комплект, расположенные в начальных игровых позициях на игровом поле из шести вертикальных и восьми горизонтальных рядов клеток, показаны на фиг.6. Цифры, нанесенные на игровые элементы метками, показаны на фиг.6 в рамках схематических клеток игрового поля арабскими цифрами.

Расположенные в начальных игровых позициях игровые элементы той и другой пропорциональной группы направлены друг на друга ориентирующими стрелками, что показано стрелками справа от схематического поля. Таким образом, каждая группа имеет равное количество игровых элементов и пропорциональное относительно ориентирующих обозначений количество цифр на сторонах игровых элементов.

Игровое поле из шести вертикальных и восьми горизонтальных рядов клеток больше, чем необходимо для 24 игровых элементов одного комплекта, но большее количество клеток позволяет проводить игры, в которых игровые элементы могут перемещаться по клеткам, имея для этого достаточное количество свободных клеток. При этом минимальное количество клеток, с которыми могут быть сопоставлены 24 игровых элемента одного комплекта или 48 игровых элементов по меньшей мере двух комплектов, позволяет проводить игры, в которых игровые элементы выкладываются на поле и полностью сопоставляются с клетками. Если поле имеет большее, чем необходимо, количество клеток, то необходимые клетки могут быть выделены дополнительной линейной разметкой.

Начальные игровые позиции двух комплектов игровых элементов на поле из восьми вертикальных и девяти горизонтальных рядов клеток схематически показаны на фиг.7 аналогично тому, как показаны начальные игровые позиции игровых элементов на фиг.6.

Если игра содержит один комплект игровых элементов, то к комплекту может быть добавлено кратное двум количество игровых элементов без цифр. Такие "пустые" игровые элементы обладают всеми обозначениями, присущими остальным игровым элементам, но метки, обозначающие цифры, на них не нанесены.

К комплекту добавляется кратное двум количество пустых игровых элементов для того, чтобы в каждой пропорциональной группе в составе комплекта было равное количество пустых игровых элементов. При этом пустые игровые элементы, принадлежащие к разным пропорциональным группам, имеют соответствующие группам обозначения.

В игре такие пустые игровые элементы выполняют функции, которые могут быть предписаны правилами той или иной игры.

Если игра содержит по меньшей мере два комплекта игровых элементов, то к каждому комплекту может быть добавлен по меньшей мере один игровой элемент без цифр, поскольку каждый комплект не обязательно распределен на две пропорциональные группы элементов.

Ориентирующие обозначения могут быть нанесены на игровые элементы по диагонали с направлением к одному из углов так, как показано на фиг.8. При этом играть игровыми элементами можно по диагонали (наискосок) игрового поля. Если в игре примут участие четыре игрока, то четыре пропорциональные группы элементов из состава двух комплектов могут быть расположены на поле в начальных игровых позициях, показанных на фиг.9. Стрелками по углам схематического игрового поля на фиг.9 показано положение ориентирующих стрелок на игровых элементах, расположенных у соответствующего угла.

Начальные игровые позиции игровых элементов на различных игровых полях в контексте настоящего описания служат для подтверждения возможности выполнения заявленных вариантов изобретения и не исчерпывают всего возможного разнообразия. Начальные игровые позиции могут быть выполнены иначе, нежели предложено в настоящем описании. В ходе игры игровые элементы могут располагаться на поле в начальных игровых позициях в случайном порядке.

Правила игры, как уже говорилось, могут заключаться в выкладывании игровых элементов на клетки и сопоставлении их одинаковыми цифрами, причем игроки могут обладать пропорциональными группами игровых элементов из состава одного комплекта или равными комплектами игровых элементов, различая игровые элементы при помощи внешних отличий между комплектами или при помощи обозначений, соответствующих пропорциональным группам, а также при помощи ориентирующих стрелок, направляя стрелки в сторону противника.

Если в игре используется игровое поле, клетки которого имеют нанесенные в виде меток цифры, то могут применяться правила, следуя которым игровые элементы могут выкладываться на клетки при совпадении цифр на клетках и на игровых элементах.

Если в комплектах имеются пустые игровые элементы без цифр, то они могут выкладываться на любые клетки поля и сопоставляться с любыми игровыми элементами.

Или правила игры могут заключаться в предварительном расположении игровых элементов на поле в начальных игровых позициях и последующем перемещении по клеткам подобно игровым фигурам при условии снятия с поля игровых элементов противника при совпадении одинаковых цифр на сторонах игровых элементов. Задачей подобного рода игр может быть снятие с поля как можно большего количества игровых элементов противника или снятие с поля игровых элементов противника с некоторой определенной суммой цифр. Или снятие с поля некоторых заранее определенных зачетных элементов противника, причем роль таких зачетных игровых элементов могут выполнять пустые элементы, если в комплектах имеются пустые игровые элементы без цифр.

В общей сложности возможны различные правила проведения игр с использованием предлагаемого игрового устройства.

То, что комплекты или пропорциональные группы в составе комплектов включают игровые элементы с пропорциональным количеством цифр на своих сторонах, обеспечивает игрокам равные шансы на выигрыш.

Класс A63F9/20 домино или подобные игры; маджонг 

игра "домино-ромбики" -  патент 2390363 (27.05.2010)
игра домино (варианты) -  патент 2259223 (27.08.2005)
игра шестимино (варианты) -  патент 2228781 (20.05.2004)
игровой набор -  патент 2217207 (27.11.2003)
домино -  патент 2216374 (20.11.2003)
домино -  патент 2161521 (10.01.2001)
набор игровых элементов для математических игр -  патент 2129035 (20.04.1999)
настольная игра "квадраты ареста" -  патент 2083253 (10.07.1997)
игра типа домино -  патент 2022600 (15.11.1994)
Наверх