сцепное устройство комбинированного агрегата

Классы МПК:A01B59/04 для машин с тракторной тягой или толкаемых трактором 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Государственное Научное Учреждение Северо-Западный Научно-исследовательский Институт Механизации и Электрификации Сельского Хозяйства (ГНУ СЗНИИМЭСХ) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-05-12
публикация патента:

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к сцепным устройствам, обеспечивающим соединение трактора с прицепными машинами. Сцепное устройство комбинированного агрегата, состоящего из трактора, навесной и прицепной сельскохозяйственных машин, содержит навесное устройство трактора, к которому крепится навесная сельскохозяйственная машина, сницу, подпружиненную относительно верхней части вертикальной стойки и соединенную с ней шарнирно замком. Вертикальная стойка выполнена А-образной, два конца которой через переходное устройство жестко крепятся к днищу заднего моста трактора, а в своей средней части имеет с 2-х сторон проушины для крепления прицепной системы трактора. Сница выполнена в виде фермы и жестко крепится к поперечным брусьям прицепной сельскохозяйственной машины через соединительную раму. Соединительная рама выполнена в виде горизонтального бруса, на концах которого жестко закреплены выполненные сцепное устройство комбинированного агрегата, патент № 2243635-образно стойки, на своих концах содержит проушины для соединения с поперечными брусьями прицепной сельскохозяйственной машины, причем в средней части сверху горизонтального бруса жестко крепятся две пластины, между которыми шарнирно закреплен рычаг, верхний конец которого взаимодействует в вертикальной плоскости с регулировочным болтом, установленным между этими пластинами. Технический результат – упрощение конструкции и повышение надежности конструкции сцепки. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.

сцепное устройство комбинированного агрегата, патент № 2243635

сцепное устройство комбинированного агрегата, патент № 2243635 сцепное устройство комбинированного агрегата, патент № 2243635 сцепное устройство комбинированного агрегата, патент № 2243635 сцепное устройство комбинированного агрегата, патент № 2243635 сцепное устройство комбинированного агрегата, патент № 2243635 сцепное устройство комбинированного агрегата, патент № 2243635 сцепное устройство комбинированного агрегата, патент № 2243635

Формула изобретения

1. Сцепное устройство комбинированного агрегата, состоящего из трактора, навесной и прицепной сельскохозяйственных машин, содержащее навесное устройство трактора, к которому крепится навесная сельскохозяйственная машина, сницу, подпружиненную относительно верхней части вертикальной стойки и соединенную с ней шарнирно замком, отличающееся тем, что вертикальная стойка выполнена А-образной, два конца которой через переходное устройство жестко крепятся к днищу заднего моста трактора, а в своей средней части имеет с двух сторон проушины, при этом спица выполнена в виде фермы и через соединительную раму жестко крепится к поперечным брусьям прицепной машины - сеялки.

2. Сцепное устройство по п.1, отличающееся тем, что соединительная рама выполнена в виде горизонтального бруса, на концах которого жестко закреплены стойки, выполненные сцепное устройство комбинированного агрегата, патент № 2243635-образно, и на своих концах содержащие проушины, при этом в средней части сверху горизонтального бруса жестко крепятся две пластины, между которыми шарнирно закреплен рычаг, верхний конец которого взаимодействует в вертикальной плоскости с регулировочным болтом, установленным между этими пластинами.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к сцепным устройствам, обеспечивающим соединение трактора с прицепными машинами.

Известна сцепка сельскохозяйственного агрегата а.с. №1732828, А 01 В 59/04, содержащая поперечный брус, сницы, дугообразный брус, сцепку, механизм перевода в рабочее и транспортное положения и обратно и опорное колесо, смонтированное на кронштейне, вертикальная ось которого размещена в вертикальных шарнирах сницы и дугообразного бруса и снабжена фиксатором, кронштейн опорного колеса снабжен запирающим устройством, связанным посредством шарнира с фиксатором и содержащим крестовину и стержень, на котором установлены эластичный и запирающий элементы, при этом стержень шарнирно связан с установленным на дугообразном брусе наконечником.

Запирающий элемент выполнен в виде муфты, установленной на стержне, причем муфта связана с крестовиной посредством цилиндрического шарнира и со стержнем посредством эластичного элемента.

Привод механизма перевода выполнен в виде гидромотора, винта и гайки.

Недостатки данного устройства

1. Плохая маневренность агрегата.

2. Большой радиус разворота агрегата.

3. Не предусмотрено автоматическое сцепное устройство сницы и сцепки.

Наиболее близким аналогом к заявляемому устройству относится сцепное устройство комбинированного агрегата а.с. №1775060, А 01 В 59/04, 49/04, состоящего из трактора, навесной и прицепной сельскохозяйственных машин, включающее навесное устройство трактора, на верхней и нижних тягах которого закреплена навесная машина с вертикальной стойкой, переходную рамку (сницу) и механизм коррекции высоты кронштейна сцепки прицепной машины при переводе агрегата в транспортное или рабочее положение, переходная рамка (сница) установлена в верхней части вертикальной стойки навесной машины, а механизм коррекции смонтирован между переходной рамкой (сницей) и остовом трактора и размещен в продольно-вертикальной плоскости под острым углом к нижним тягам механизма навески трактора.

Механизм коррекции выполнен в виде шарнирно закрепленного на снице и остове трактора рычага.

Механизм коррекции выполнен в виде трособлочной системы, концы троса жестко закреплены на переходной рамке (снице) и остове трактора, а блок смонтирован на вертикальной стойке навесной машины, при этом переходная рамка (сница) подпружинена относительно вертикальной стойки.

Недостатки данного устройства

1. Большой радиус разворота агрегата.

2. Нет натяжного устройства в трособлочном механизме коррекции, что приводит к невозможности регулировки троса в результате его растягивания при работе.

3. Недостаточная жесткость конструкции в месте соединения сницы с вертикальной стойкой навесной машины, что может привести к разрушению соединения.

Задача - упрощение конструкции сцепного устройства комбинированного агрегата и повышение надежности конструкции сцепки.

Поставленная задача решается за счет того, что сцепное устройство комбинированного агрегата, состоящего из трактора, навесной и прицепной с/х машин, навесного устройства трактора, к которому крепится навесная машина, сницы, подпружиненной относительно верхней части вертикальной стойки и соединенной с ней шарнирно замком. Вертикальная стойка выполнена А-образной, два конца которой через переходное устройство жестко крепятся к нижней полости заднего моста трактора, а в своей средней части имеет с 2-х сторон проушины, при этом сница выполнена в виде фермы и через соединительную раму жестко крепится к поперечным брусьям прицепной машины (сеялки).

Соединительная рама выполнена в виде горизонтального бруса, на концах которого жестко закреплены стойки, выполненные сцепное устройство комбинированного агрегата, патент № 2243635-образно и на своих концах содержащие проушины, при этом в средней части сверху горизонтального бруса жестко крепятся две пластины, между которыми шарнирно закреплен рычаг, верхний конец которого взаимодействует в вертикальной плоскости с регулировочным болтом, установленным между этими пластинами.

Новые существенные признаки

1. Вертикальная стойка выполнена А-образной, два конца которой через переходное устройство жестко крепятся к нижней полости заднего моста трактора, а в своей средней части имеет с 2-х сторон проушины.

2. Сница выполнена в виде фермы и через соединительную раму жестко крепится к поперечным брусьям прицепной машины (сеялки).

3. Соединительная рама выполнена в виде горизонтального бруса, на концах которого жестко закреплены стойки, выполненные сцепное устройство комбинированного агрегата, патент № 2243635-образно и на своих концах содержащие проушины.

4. В средней части сверху горизонтального бруса жестко крепятся две пластины, между которыми шарнирно закреплен рычаг, верхний конец которого взаимодействует в вертикальной плоскости с регулировочным болтом, установленным между этими пластинами.

Перечисленные новые существенные признаки в совокупности с известными позволяют получить технический результат во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объект правовой охраны.

Доказательство технического результата.

1. Сцепное устройство позволяет использовать почвообрабатывающую и посевную части как в составе агрегата, так и по раздельности.

2. Вертикальная стойка, выполненная в виде А-образной формы и крепящаяся нижней частью к проушинам переходного устройства, а средней своей частью проушинами крепится к проушинам прицепной системы трактора, позволяет обеспечить жесткость и надежность конструкции, высота вертикальной А-образной стойки позволяет обеспечить беспрепятственное поднятие навески трактора с навесной почвообрабатывающей машиной, также обеспечить соответствующее положение рамы прицепной машины (сеялки) относительно поверхности поля и соответственно не происходит продольного перекоса прицепной машины (сеялки).

3. Вертикальная А-образная стойка крепится через переходное устройство к нижней полости заднего моста трактора, минуя навесное устройство трактора, что позволяет одновременнр навешивать на навеску трактора различные почвообрабатывающие машины.

4. Замок в верхней части вертикальной А-образной стойки обеспечивает полуавтоматическое соединение со сницей посредством серьги, что позволяет быстро соединять сницу с вертикальной А-образной стойкой.

5. Пружина, надетая на серьгу и соединенная со сницей, влияет на тяговые свойства тракторного агрегата, снижая рывки, повышая плавность хода сеялки, что приводит к уменьшению тягового сопротивления агрегата.

6. Сница, выполненная в целом в виде фермы, обеспечивает жесткость и надежность конструкции, а ее длина позволяет навешивать на навеску трактора различные почвообрабатывающие орудия, вследствие чего происходит свободный разворот трактора с навесной машиной, не касаясь сеялки.

7. Установка и форма соединительной рамы, с одной стороны жестко соединенной со сницей, а с другой стороны с поперечными брусьями прицепной машины (сеялки), позволяет использовать различные типы прицепных сеялок.

На фиг.1 изображено сцепное устройство комбинированного агрегата;

на фиг.2 - переходное устройство, крепления вертикальной А-образной стойки к днищу заднего моста трактора;

на фиг.3 - вертикальная А-образная стойка;

на фиг.4 - сница;

на фиг.5 - соединительная рама;

на фиг.6 - замок;

на фиг.7 - стопор.

Сцепное устройство комбинированного агрегата состоит из трактора 1, навесной машины 2 с прутковыми катками 3, которая закреплена на навеске трактора 4 и прицепной машины (сеялки) 5.

Вертикальная А-образная стойка 6 жестко присоединяется к днищу заднего моста трактора 1 посредством переходного устройства 7.

Переходное устройство 7 крепления вертикальной А-образной стойки 6 к днищу заднего моста трактора I выполняется, например, из плиты 8 с четырьмя отверстиями под болты для крепления к днищу заднего моста трактора 1, четырех проушин 9, соединенных жестко при помощи сварки с планкой 10, которая также жестко соединена с плитой 8, имеются ребра жесткости 11, соединяющие плиту 8 с планкой 10 и проушины 9 с планкой 10.

Вертикальная А-образная стойка 6 в средней своей части имеет проушины 12 для крепления к проушинам гидронавесной системы трактора 1 при помощи, например, пальцев.

Вертикальная А-образная стойка 6 в верхней части имеет замок 13, корпус 14 замка 13 жестко закреплен с верхней частью вертикальной А-образной стойки 6, которая имеет с одной стороны держатель 15, выполненный в виде цилиндра, соосно с ним выполнено отверстие в противоположной стенке корпуса 14 замка 13, в который вставляется отжимная пластина 16 со штоком 17. Через держатель 15 на шток 17 устанавливается пружина 18. Держатель 15 закрывается крышкой 19 с отверстием в цилиндре, через который проходит конец штока 17, закрепленный шплинтом 20.

На корпусе 14 замка 13 выполнены направляющие 21 с соосными отверстиями, в которые устанавливается одним концом палец 22, выполненный Г-образной формы, а другим взаимодействует со стопором 23, расположенным на стороне, противоположной креплению вертикальной А-образной стойки 6.

Стопор 23 состоит из вертикальной планки 24 и на ней жестко закрепленной стопорной пружины 25, с которой взаимодействует палец 22 путем его поворота.

Замок 13 посредством пальца 22 соединяется со сницей 26 посредством серьги 27.

Сница 26 имеет сварную конструкцию в виде фермы, состоящую из двух горизонтальных труб 28, расположенных друг относительно друга под острым углом в вертикальной плоскости, и третьей трубы 29, расположенной под острым углом относительно двух горизонтальных труб 28. Трубы жестко соединены между собой поперечинами 30, которые придают конструкции жесткость.

Горизонтальные трубы 28 в месте соединения друг с другом имеют серьгу 27, на которую надета пружина 31, и серьга 27 соединена с горизонтальными трубами 28 при помощи соединительной втулки 32, один конец которой жестко скреплен с горизонтальными трубами 28. Серьга 27 вместе с пружиной 31 вставляется во втулку 32 и затягивается гайкой. А на другом конце в месте соединения поперечиной 33 горизонтальные трубы 28 имеют дугообразную конструкцию, на концах которой имеются соединительные пластины сницы 34 с отверстиями для крепления с соединительными пластинами 35 соединительной рамы 36.

Длина труб и в целом конструкции сницы 26 определена исходя из разворота трактора 1 с навесной машиной 2 и присоединенных к ней прутковых катков 3, чтобы навесная машина 2 и катки 3 свободно могли поворачиваться при развороте трактора 1, не задевая за прицепную машину (сеялку) 5 при ее соединении со сницей 26 посредством соединительной рамы 36.

Длина труб (сницы 26) определена из выражения

L=l1+l2+l3 +l4, м

где l1 - длина навесной машины, м;

l2 - длина прутковых катков, м;

l 3 - длина, учитывающая расстояние между продольной осью катка 3 и продольной осью колеса прицепной машины (сеялки) 5, м;

l4 - запас длины, учитывающий разворот трактора 1 с прицепной машиной 2 и прутковыми катками 3, м.

Соединительная рама 36 между прицепной машиной (сеялкой) 5 и сницей 26 состоит из горизонтального бруса 37, который на своих концах имеет стойки 38, выполненные сцепное устройство комбинированного агрегата, патент № 2243635-образно, для крепления к поперечным брусьям прицепной машины (не показано), которые жестко соединены с горизонтальным брусом 37.

На концах стоек 38 имеются проушины 39 для соединения с поперечными брусьями прицепной машины (сеялки) 5.

Горизонтальный брус 37 в средней своей части имеет жестко закрепленное устройство в виде 2-х пластин 40 с рычагом 41 между ними. Нижний конец рычага 41 шарнирно закреплен между пластинами 40, а верхний конец рычага 41 свободный и может регулироваться в вертикальной плоскости с помощью регулировочного болта 42, установленными между пластинами 40 при помощи вставки, соединяющей верхнюю часть пластин 40.

Через отверстие в средней части рычага 41 при помощи пальца шарнирно присоединяется гидроцилиндр 43.

Гидроцилиндр 43 другим своим концом при помощи шарнира и рычага (не показан) соединяется с валом привода поднятия и опускания в транспортное и рабочее положения сошников прицепной машины (сеялки) 5. Гидроцилиндр 43 соединяется посредством гидравлических шлангов 45 с гидросистемой трактора 1.

Прицепная машина (сеялка) 5 имеет жестко закрепленные к раме домкраты 46 с внутренней стороны колес прицепной машины (сеялки) 5.

Сцепное устройство работает следующим образом.

К днищу заднего моста трактора I жестко присоединяется 4-мя болтами переходное устройство 7.

К проушинам 9 переходного устройства 7 посредством 2-х пальцев крепится вертикальная А-образная стойка 6 и средней своей частью проушинами 12 вертикальная А-образная стойка 6 крепится к проушинам гидронавесной системы трактора 1 также с помощью, например, 2-х пальцев (не показано).

Навесная машина 2 с соединенными прутковыми катками 3 крепится на навеске 4 трактора 1.

К прицепной машине (сеялке) 5 на поперечные брусья со стороны колес присоединяются жестко два домкрата 46 и настраиваются так, чтобы рама прицепной машины (сеялки) 5 была расположена параллельно земле.

Соединительная рама 36 ставится на поперечные брусья прицепной машины (сеялки) 5 и соединяется с ней посредством проушин 39 болтовым соединением.

К устройству в виде 2-х пластин 40 с рычагом 41 между ними на соединительной раме 36 шарнирно присоединяется гидроцилиндр 43 и другим своим концом при помощи шарнира и рычага соединяется с валом привода поднятия и опускания в транспортное и рабочее положения сошников прицепной машины (сеялки) 5.

Сница 26 посредством соединительных пластин 34 с отверстиями соединяется жестко с соединительными пластинами 35, расположенными на горизонтальном брусе 37 соединительной рамы 36.

Гидроцилиндр 43 соединяется с гидравлическими шлангами 45.

На серьгу 27 надевается пружина 31. Серьга 27 вместе с пружиной 31 вставляется в соединительную втулку 32 сницы 26 и затягивается гайкой.

Сница 26 при помощи серьги 27 соединяется с вертикальной А-образной стойкой 6 посредством замка 13, расположенного в верхней части вертикальной А-образной стойки 6.

Палец 22 замка 13 поворотом из стопора 23 поднимается вверх на половину из направляющих 21, при этом одновременно посредством пружины 18, расположенной в держателе пружины 15, шток 17 и отжимная пластина 16 отжимаются и упираются в палец 22.

При присоединении сницы 26 посредством серьги 27 серьга 27 упирается в отжимную пластину 16 и отжимает ее и шток 17, сжимая пружину 18. В это время освобождается палец 22 и, падая вниз, шарнирно закрепляет серьгу 27 в направляющих 21.

Затем палец 22 вручную поворотом закрепляется в стопоре 23, при этом Г-образный палец 22 при взаимодействии со стопором 23 фиксируется стопорной пружиной 25, расположенной на вертикальной планке 24 стопора 23. Гидравлические шланги 45 соединяются с гидросистемой трактора 1. Домкраты 46 винтом поднимаются вверх и отрываются от земли. Прицепная машина (сеялка) 5 без перекоса принимает соответствующее положение (рама сеялки расположена параллельно земле).

Опускание и поднимание сошников прицепной машины (сеялки) 5 в рабочее и транспортное положения осуществляются из кабины трактора 1 рычагами посредством гидросистемы трактора 1, гидравлических шлангов 45, гидроцилиндра 43, соединенного шарнирно с рычагом, который соединен жестко с валом привода транспортного и рабочего положения сошников прицепной машины (сеялки) 5.

Регулировка при работе сошников прицепной машины (сеялки) 5 осуществляется регулировочным болтом 42 (не показано).

При отсоединении прицепной машины (сеялки) 5 от трактора 1 домкраты 46 настраивают так, чтобы рама прицепной машины (сеялки) 5 была расположена параллельно поверхности земли. Гидравлические шланги 45 отсоединяют от гидросистемы трактора 1. Палец 22 замка 13 поворотом из стопора 23 поднимают вверх на половину из направляющих 21. Трактор 1 вместе с навесной машиной 2 отъезжает и сеялка 5 вместе со сницей 26 остается на месте. Домкраты 46 не дают сеялке 5 опрокинуться.

Вертикальная А-образная стойка 6 не отсоединяется от трактора 1, так как она не мешает при подсоединении и работе навесной машины 2, навешанной на навеску 4 трактора 1. В этом случае трактор 1 может работать с навесной машиной 2 без сеялки 5.

Класс A01B59/04 для машин с тракторной тягой или толкаемых трактором 

способ транспортного обслуживания самоходных зерновых и кормоуборочных комбайнов системой мобильных средств, преимущественно авто(тракторными) поездами -  патент 2525263 (10.08.2014)
тягово-догрузочное устройство тракторного прицепа, агрегатируемого посредством гидрокрюка -  патент 2497706 (10.11.2013)
тросовый увеличитель сцепного веса колесных транспортных средств при их агрегатировании с прицепами -  патент 2484979 (20.06.2013)
пахотный агрегат -  патент 2484612 (20.06.2013)
увеличитель сцепного веса буксируемых автомобильных прицепов -  патент 2484611 (20.06.2013)
комбинированная почвообрабатывающая машина -  патент 2483508 (10.06.2013)
автоматический корректор сцепного веса для увеличения проходимости и повышения производительности колесных тракторов при их агрегатировании с прицепами -  патент 2482974 (27.05.2013)
широкозахватное почвообрабатывающее орудие -  патент 2449523 (10.05.2012)
способ составления посевных агрегатов -  патент 2435346 (10.12.2011)
комбинированная сеялка -  патент 2421969 (27.06.2011)
Наверх