механизм опрокидывания кабины

Классы МПК:B62D33/07 отличающиеся приспособлениями для запирания кабин в опрокинутом или рабочем положении
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Производственное республиканское унитарное предприятие "Минский автомобильный завод" (BY)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-05-12
публикация патента:

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к грузовым автомобилям с подрессоренной кабиной, расположенной над двигателем, и касается механизма опрокидывания кабины. Механизм опрокидывания кабины содержит гидронасос, соединенный трубопроводами с гидроцилиндром, закрепленным на раме транспортного средства, кронштейн, закрепленный на каркасе пола кабины, и промежуточный рычаг, связанный со штоком гидроцилиндра. На кронштейне шарнирно закреплены запирающее устройство, выполненное в виде подпружиненной защелки, и толкатель. На промежуточном рычаге расположен стопор, а шток гидроцилиндра снабжен головкой, имеющей профилированную форму, причем промежуточный рычаг одним концом шарнирно закреплен на кронштейне, другим - посредством оси соединен с головкой штока, выполненной с возможностью взаимодействия в начальный момент опрокидывания кабины с запирающим устройством посредством толкателя. Запирающее устройство в свою очередь выполнено с возможностью фиксации промежуточного рычага в начальный момент опрокидывания кабины неподвижно относительно основания кабины посредством стопора, а в транспортном положении - с возможностью его расфиксации. При этом процесс фиксации и расфиксаций подвижных частей механизма опрокидывания кабины относительно основания кабины происходит автоматически. Технический результат заключается в повышении надежности и долговечности механизма опрокидывания кабины при одновременном устранении повышенного шума, производимого механизмом при движении автомобиля, и расширении компоновочных возможностей автомобиля. 3 ил.

механизм опрокидывания кабины, патент № 2242393

механизм опрокидывания кабины, патент № 2242393 механизм опрокидывания кабины, патент № 2242393 механизм опрокидывания кабины, патент № 2242393

Формула изобретения

Механизм опрокидывания кабины, содержащий гидронасос, соединенный трубопроводами с гидроцилиндром, шарнирно закрепленным на раме транспортного средства, кронштейн, закрепленный на основании пола кабины, и промежуточный рычаг, связанный со штоком гидроцилиндра, отличающийся тем, что на кронштейне шарнирно закреплены запирающее устройство и толкатель, на промежуточном рычаге расположен стопор, а шток гидроцилиндра снабжен профилированной головкой, причем промежуточный рычаг одним концом шарнирно закреплен на кронштейне, другим посредством оси соединен с головкой штока, выполненной с возможностью взаимодействия посредством толкателя в начальный момент опрокидывания кабины с запирающим устройством, которое при этом выполнено с возможностью фиксации промежуточного рычага посредством стопора неподвижно относительно основания кабины.

Описание изобретения к патенту

Заявляемое изобретение относится к транспортным средствам, в частности к грузовым автомобилям с подрессоренной кабиной, расположенной над двигателем, и касается механизма опрокидывания кабины транспортного средства.

В настоящее время на большинстве магистральных автомобилей применяется подрессоренная кабина, установленная над двигателем. Такая установка кабины позволяет значительно снизить вибронагруженность рабочего места водителя и увеличить длину грузовой платформы. Для свободного доступа к двигателю и его системам, рулевому управлению и другим агрегатам, расположенным в передней части шасси, кабина, как правило, опрокидывается вперед относительно передних шарнирных опор с помощью механизма опрокидывания кабины.

Механизм опрокидывания такой кабины включает в себя гидронасос, установленный на раме автомобиля, гидроцилиндр, прикрепленный с одной стороны к кабине, а с другой - к раме, трубопроводы, соединяющие гидронасос с гидроцилиндром, и устройство, компенсирующее постоянные перемещения подрессоренной кабины относительно рамы в процессе движения автомобиля, и соответственно относительно гидроцилиндра, прикрепленного к раме.

Известен механизм опрокидывания подрессоренной кабины транспортного средства, содержащий гидроцилиндр, соединенный шарнирно одним своим концом с рамой транспортного средства, шарнир поворота кабины, расположенный на раме, серьгу, закрепленную на каркасе пола кабины, и промежуточный рычаг. Промежуточный рычаг шарнирно связан одним своим концом с рамой транспортного средства, соединен шарнирно со вторым концом гидроцилиндра и установлен с зазором внутри серьги. (1)

Шарнир поворота промежуточного рычага относительно рамы расположен между шарниром поворота кабины и серьгой. Промежуточный рычаг выполнен с участком, выступающим из серьги в сторону задней стенки кабины в опущенном ее положении и имеющем в вертикальной плоскости обращенный в сторону рамы выступ, выполненный с возможностью взаимодействия его с серьгой при переходе в процессе опрокидывания кабины мертвой точки.

Недостатками данного механизма опрокидывания кабины являются сложность конструкции, повышенный шум, производимый механизмом во время движения автомобиля, вследствие зазоров между промежуточным рычагом и цапфой и наличия ролика на свободном конце промежуточного рычага.

Известен также механизм опрокидывания кабины транспортного средства, содержащий гидронасос, гидроцилиндр опрокидывания кабины, устройство для компенсации перемещений кабины, позволяющее штоку гидроцилиндра, прикрепленному к кабине, перемещаться относительно корпуса гидроцилиндра, прикрепленного к раме (2).

К основным недостаткам этого механизма можно отнести высокую сложность и недостаточную долговечность гидроцилиндра опрокидывания кабины вследствие износа рабочих поверхностей из-за непрерывного относительного перемещения штока и поршня гидроцилиндра.

Прототипом заявляемому изобретению служит механизм опрокидывания кабины, содержащий закрепленный на раме автомобиля гидронасос опрокидывания кабины, гидроцилиндр простой конструкции, шток которого жестко связан с поршнем, трубопроводы, соединяющие насос с гидроцилиндром, и промежуточный рычаг, одним концом шарнирно соединенный с рамой, а вторым концом подвижно соединенный с кабиной (3).

Особенностью этого механизма является то, что шток гидроцилиндра подсоединяется к кабине посредством промежуточного рычага, один конец которого шарнирно закреплен на раме автомобиля, а другой имеет возможность перемещения по пазу специальной формы, выполненным в кронштейне, закрепленном на каркасе пола кабины. Преимущество данного механизма опрокидывания кабины в том, что используется простой по конструкции гидроцилиндр опрокидывания кабины, и он не подвергается повышенному износу. Недостатками же механизма является то, что при колебаниях подрессоренной кабины во время движения автомобиля конец рычага, перемещаясь в пазу, вследствие наличия зазоров, необходимых для нормальной работы, производит повышенный шум. Кроме того, для обеспечения работоспособности механизма опрокидывания кабины гидроцилиндр должен быть установлен определенным образом по отношению к оси опрокидывания кабины.

Задачей заявляемого изобретения является устранение повышенного шума при движении автомобиля при одновременном увеличении долговечности механизма опрокидывания подрессоренной кабины.

Поставленная задача решается тем, что в механизме опрокидывания кабины, содержащем гидронасос, соединенный трубопроводами с гидроцилиндром, закрепленном на раме транспортного средства, кронштейн, закрепленный на каркасе пола кабины, и промежуточный рычаг, связанный со штоком гидроцилиндра, на кронштейне шарнирно закреплены запирающее устройство, выполненное в виде подпружиненной защелки, и толкатель, на промежуточном рычаге расположен стопор, а шток гидроцилиндра снабжен головкой, имеющей профилированную форму, причем промежуточный рычаг одним концом шарнирно закреплен на кронштейне, другим - посредством оси соединен с головкой штока, выполненной с возможностью взаимодействия в начальный момент опрокидывания кабины с запирающим устройством посредством толкателя. Запирающее устройство в свою очередь выполнено с возможностью фиксации промежуточного рычага в процессе опрокидывания кабины неподвижно относительно основания кабины посредством стопора, а при полном опускании кабины с возможностью расфиксации промежуточного рычага.

Таким образом применение шарнирного соединения промежуточного рычага с головкой штока гидроцилиндра профилированной формы, не имеющего зазоров, и шарнирное закрепление промежуточного рычага на кронштейне устраняет шум при колебаниях подрессоренной кабины во время движения автомобиля. Применение же запирающего устройства устраняет возможность неконтролируемого падения кабины. Кроме того, шарнирное соединение надежно защищено от попадания грязи, что повышает долговечность соединения. Дополнительным преимуществом является расширение компоновочных возможностей механизма опрокидывания кабины за счет отсутствия ограничений на место установки гидроцилиндра.

На фиг.1 представлен общий вид механизма опрокидывания кабины.

На фиг.2 - вид А механизма опрокидывания кабины в начальный момент подъема кабины.

На фиг.3 - вид А механизма опрокидывания кабины в момент фиксации промежуточного рычага посредством запирающего устройства относительно основания кабины.

Механизм опрокидывания кабины содержит гидронасос 1, установленный на раме 2 транспортного средства и соединенный трубопроводами 3 с гидроцилиндром 4 (фиг.1). Корпус гидроцилиндра 4 закреплен на раме 2 посредством шарнирной опоры 5 (фиг.1), а головка 6 штока гидроцилиндра 4 (фиг.2) посредством оси 7 соединена с промежуточным рычагом 8, второй конец которого посредством оси 9 шарнирно соединен с кронштейном 10, жестко закрепленном на основании кабины 11 автомобиля. На кронштейне 10 посредством оси 12 и оси 13 (фиг.2) шарнирно закреплены соответственно запирающее устройство, выполненное в виде защелки 14, подпружиненной пружиной 15, и толкатель 16. Наружная поверхность головки 6 штока гидроцилиндра 4 имеет профилированную форму и выполнена с возможностью взаимодействия в начальный момент опрокидывания кабины 11 посредством толкателя 16 с защелкой 14 (фиг.2). При этом на промежуточном рычаге 8 (фиг.2) установлен стопор 17. Защелка 14 выполнена с возможностью жесткой фиксации в процессе опрокидывания кабины свободного конца промежуточного рычага 8 с основанием кабины 11 посредством стопора 17 (фиг.3). Кабина 11 (фиг.1) при этом шарнирно соединена с рамой 2 посредством оси 18.

Такое выполнение механизма опрокидывания подрессоренной кабины приводит к снижению шума при движении автомобиля, что является одной из приоритетных задач, решаемых по требованиям норм ЕВРО.

Механизм опрокидывания кабины работает следующим образом.

При опрокидывании кабины 11 (фиг.1) рабочая жидкость от гидронасоса 1 по трубопроводам 3 под давлением поступает в подпоршневое пространство гидроцилиндра 4. Шток гидроцилиндра 4, выдвигаясь, поворачивает промежуточный рычаг 8 (фиг.2) вокруг оси 9 до упора в основание кабины 11. После упора рычага 8 в основание кабины 11 начинается опрокидывание кабины 11 вокруг оси 18 (фиг.1). При этом головка штока 6 гидроцилиндра 4 (фиг.3), поворачиваясь вокруг оси 7 воздействует своим профилированным выступом на толкатель 16, который в свою очередь, поворачиваясь вокруг оси 13, воздействует на защелку 14. При этом защелка 14 (фиг.3), поворачиваясь вокруг оси 12, растягивает пружину 15 и жестко фиксирует свободный конец промежуточного рычага 8 посредством стопора 17 относительно основания кабины 11 на протяжении всего процесса опрокидывания кабины, что предотвращает возможность неконтролируемого падения кабины.

При полном опускании кабины 11 головка штока 6 гидроцилиндра 4 (фиг.2), вращаясь в обратном направлении, освобождает защелку 14, которая под действием пружины 15 возвращается в исходное положение, освобождая стопор 17.

Таким образом с помощью надежного и простого по конструкции механизма решена задача опрокидывания подрессоренной кабины, при этом процесс фиксации и расфиксации подвижных частей механизма опрокидывания кабины относительно основания кабины происходит автоматически.

Источники информации

1. SU №1772033, МКИ В 62 D 33/067, опубл. 30.10.92. Бюл. №40.

2. Автомобили МАЗ-643008, 631208, 544008, 534008, 534005. Руководство по эксплуатации автомобилей МАЗ. - Минск, 1999 г., с.60-61, рис.32.

3. Автомобили МАЗ. Устройство, уход, техобслуживание и ремонт автомобилей. - Минск, 2000 г., стр.301-302, рис.172.

Наверх