устройство для перемещения объектов

Классы МПК:B61B7/00 Канатные дороги
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Марийский государственный технический университет (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2001-08-21
публикация патента:

Изобретение относится к устройствам для перемещения подвешиваемых к нему объектов из нижнего пункта в верхний или обратно и предназначено для перемещения этих объектов по двум наклонным, вертикальным или горизонтальным гибким связям. Устройство состоит из подвижного корпуса с крышкой, вмонтированного в него ступенчатого шкива, имеющего ось вращения, установленного в корпусе стопора шкива и прикрепленного к корпусу крюка. На ступени шкива намотаны гибкие связи, выходящие через щели между крышкой и корпусом. Одна из гибких связей, намотанная одним концом на малую ступень шкива, имеет на втором конце трехзубый крюк-кошку. Другая гибкая связь, намотанная одним концом на большую ступень шкива, имеет второй свободный конец для приложения к нему управляющей силы. Такое выполнение устройства обеспечивает возможность перемещения подвешиваемых к нему объектов по направленным в противоположные стороны наклонным, а также по вертикальным или горизонтальным гибким связям, нахождения в покое, при необходимости, в начальном, любом промежуточном или конечном положениях и повышения удобства разгрузочно-погрузочных работ в конечном положении. 2 ил.

устройство для перемещения объектов, патент № 2242387

устройство для перемещения объектов, патент № 2242387 устройство для перемещения объектов, патент № 2242387

Формула изобретения

Устройство для перемещения объектов, содержащее двухступенчатый шкив, смонтированный с возможностью вращения, грузонесущий элемент, две гибкие связи, намотанные каждая одним концом на шкив и другим концом выведенные наружу для приложения к одной из них управляющей силы, отличающееся тем, что двухступенчатый шкив размещен в подвижном с крышкой корпусе, снабженном грузонесущим элементом в виде крюка на его внешней поверхности и стопором шкива, а гибкие связи выведены через щели между крышкой и корпусом, при этом у гибкой связи, одним концом взаимодействующей с меньшей ступенью шкива, второй конец снабжен трехзубым крюком-кошкой, и он размещен в верхнем пункте разгрузки-погрузки, а у гибкой связи, одним концом взаимодействующей с большей ступенью шкива, второй конец размещен в нижнем пункте погрузки-разгрузки для приложения к нему управляющей силы, обеспечивающей возможность перемещения объекта в наклонном, вертикальном или горизонтальном направлениях, а также состояние покоя в начальном, конечном или любом промежуточном положениях.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к устройствам для перемещения объектов из нижнего пункта в верхний или обратно и предназначено для перемещения этих объектов по двум расположенным наклонно, вертикально или горизонтально гибким связям (например, по нитям, веревкам, канатам, тросам) как в обыденных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях.

Известно судовое спуско-подъемное устройство [1], принятое в качестве прототипа, содержащее двухступенчатый шкив, смонтированный с возможностью вращения на крыше грузонесущего элемента, две тяги, к одной из которых приложена управляющая сила натяжения, причем эта тяга переброшена через вспомогательный блок на выносной стреле и намотана на одну из ступеней этого шкива, вторая ступень которого предназначена для соединения со второй гибкой связью, имеющей на конце крепежный элемент, соединенный тоже с выносной стрелой.

Недостатком этого устройства является то, что оно не может быть использовано для перемещения объектов по наклонным и горизонтальным гибким связям и не может быть использовано для перемещения объектов по вертикальным связям, направленным в противоположные стороны. (В прототипе обеспечивается перемещение грузов по двум вертикальным гибким связям, исходящим от грузонесущего элемента, выполненного в форме грузовой плавучей кабины, именно в одну сторону - обе вверх к выносной стреле).

Технический результат - обеспечение перемещения объектов по направленным в противоположные стороны (от грузового элемента) наклонным, а также по вертикальным или горизонтальным гибким связям, обеспечение, при необходимости, покоя в начальном, любом промежуточном или конечном положениях, а также обеспечение удобства в конце перемещения при разгрузочно-погрузочных работах.

Технический результат достигается следующим. Двухступенчатый шкив помещается в подвижный корпус, при этом корпус снабжен щелями 9 и 10 между крышкой и корпусом на противоположных стенках корпуса. Грузонесущий элемент, выполненный в прототипе в форме грузовой плавучей кабины, заменяется крюком, прикрепляемым (например, методом сварки) к внешней поверхности подвижного корпуса, при этом двухступенчатый шкив смонтирован не непосредственно "на крыше крюка" (не на крыше грузонесущей кабины, как это было сделано в прототипе), а помещен в корпус, к внешней поверхности которого прикреплен крюк, причем допускается крепление крюка (например, методом сварки или с помощью болтов и гаек) как снизу, так и сверху корпуса (на фиг.1 показано положение крюка снизу корпуса, как положение в пространстве, наиболее часто занимаемое устройством). Выносная стрела с крепежным элементом для одной гибкой связи и промежуточным блоком для второй связи, обеспечивающие в прототипе вертикальное положение гибких связей (обе вверх от грузовой плавучей кабины), ликвидируются ввиду ненадобности. Верхний (правый на фиг.1) конец гибкой связи, намотанной на меньшую ступень шкива, снабжается трезубцем-кошкой (небольшим якорем - трехзубым крюком), причем этот элемент крепления гибкой связи располагают в верхнем пункте доставки груза (а не на выносной стреле). Нижний (левый на фиг.1) конец гибкой связи, намотанной на большую ступень шкива, с приложенной, как и в прототипе, управляющей силой, в отличие от прототипа разворачивается в пространстве, выводится наружу через противоположную щель и располагается (в отличие от прототипа) противоположно верхнему концу другой гибкой связи, и, при этом, он располагается в нижнем пункте отправки (или доставки) груза (при этом связь не перебрасывается через вспомогательный блок на выносной стреле, как в прототипе). Расположение верхнего пункта доставки (пункта назначения или отправки перемещаемого на крюке объекта) и нижнего пункта отправки (или доставки) груза допускается не только на одной вертикали, то есть перемещение объекта обеспечивается не только в вертикальном, но и в наклонном или горизонтальном направлениях. А для создания более удобных условий при разгрузке-погрузке в конце этого перемещения корпус выполнен со стопором двухступенчатого шкива. То есть добавленные или замененные элементы устройства образуют новую совокупность, имеют новую ориентацию в пространстве, отличную от расположения элементов в прототипе, и обеспечивают новое качество, новый технический результат, а круг задач, решаемых устройством, расширен.

Указанные отличительные признаки относятся к существенным, так как они влияют на возможность получения технического результата, то есть находятся в причинно-следственной связи с указанным результатом.

На фиг.1 изображено устройство, общий вид; на фиг.2 - корпус без крышки со ступенчатым шкивом, вид сверху (перпендикулярно плоскости шкива со стороны крышки).

Стопор показан в положении “Выключено”, то есть когда выступы на шкиве не входят в зацепление со стопором и шкив может вращаться.

Заявляемое устройство состоит из подвижного корпуса 1 с крышкой 2, вмонтированного в него ступенчатого шкива 3, имеющего ось 4 вращения, установленного в корпусе стопора 5 шкива 3, прикрепленного к корпусу крюка 6. При этом на ступени шкива намотаны гибкие связи 7 и 8, выходящие через щели 9 и 10 между крышкой и корпусом, верхняя гибкая связь 8, намотанная одним концом на малую ступень шкива, имеет верхний конец, снабженный крюком-кошкой 11, а нижняя гибкая связь 7, намотанная одним концом на большую ступень шкива, имеет свободный нижний конец, к которому прилагается управляющая сила натяжения.

Устройство применяют следующим образом. Первоначально устройство находится в нижнем пункте, из которого в верхний пункт требуется доставить какой-либо объект. Для решения этой задачи предварительно доставляют, например забрасывают, в верхний пункт трезубец-кошку, который зацепляется в верхнем пункте при натяжении верхней гибкой связи. При этом выбирается излишняя длина верхней гибкой связи (путем наматывания на малую ступень шкива). Затем к крюку на корпусе подвешивается перемещаемый объект и к нижнему концу гибкой связи 7 (у которой верхний конец намотан на большую ступень шкива) прикладывают силу натяжения Т7. Меняя величину силы Т7, можно управлять устройством, поэтому силу T7 назовем “управляющей силой”. При этом возможны три случая.

Если сила натяжения Т7 такова, что на шкив действуют равные моменты неравных сил натяжения гибких тяг, то шкив, а вместе с ним и устройство, остаются в покое. Это имеет место при Т7· R=Т8 · r, где Т7 - натяжение нижней гибкой связи, T8 - натяжение верхней гибкой связи, R и r - соответственно большой и меньший радиусы ступеней шкива. Величину управляющей силы, соответствующей этому случаю, назовем “силой нулевого движения”. Следует отметить, что указанное состояние покоя может быть обеспечено как в пункте отправки, в пункте доставки, так и в промежуточном положении между этими пунктами за счет приложения соответствующей “силы нулевого движения”.

При величине управляющей силы больше, чем “сила нулевого движения”, момент силы натяжения Т7, приложенной к большей ступени шкива, становится больше, чем момент силы натяжения, приложенной к меньшей ступени шкива, поэтому шкив начинает вращаться так, что нижняя гибкая связь, разматываясь, сходит с большой ступени, а верхняя гибкая связь, наматывается на меньшую ступень, при этом расстояние от устройства до верхнего пункта уменьшается, то есть подвижный корпус, а вместе с ним и подвешенный объект, поднимаются вверх по гибкой связи.

При величине управляющей силы меньше, чем “сила нулевого движения”, момент силы натяжения, приложенной к большей ступени шкива, становится меньше, чем момент силы натяжения, приложенной к меньшей ступени, поэтому шкив начинает вращаться так, что нижняя гибкая связь наматывается на большую ступень шкива, а верхняя гибкая связь, оставаясь натянутой, разматывается с малой ступени. При этом расстояние от устройства до верхнего пункта увеличивается и устройство опускается.

Таким образом, изменяя величину управляющей силы, человек, находясь в нижнем пункте, получает возможность управлять движением подвижного корпуса вверх, вниз или обеспечивать его покой вместе с подвешенным объектом.

Кроме того, если в верхнем пункте находится второй человек, то он имеет возможность включить стопор, разгрузить устройство, при необходимости, подвесить другой объект и выключить стопор, что создаст более удобные условия в конце перемещения (или в начале перемещения) при разгрузке-погрузке.

Сравнение заявляемого решения не только с прототипом [1], но и с другими техническими решениями в данной области техники, позволили установить следующее.

Из уровня техники известны технические решения [2 - 4], имеющие признаки, совпадающие с отдельными признаками, отличающими заявленное устройство от прототипа и касающиеся:

- размещения двухступенчатого шкива устройства для перемещения по гибким связям в корпусе, имеющем крышку, причем тяга для приложения управляющей силы натяжения намотана на ступень шкива с большим радиусом и пропущена в щель между корпусом и крышкой (журнал “Наука и жизнь”, 1973, №8, с.117), что, как и в заявленном устройстве, обеспечивает защиту шкива от внешних воздействий и снижение усилия, необходимого для перемещения;

- выполнения грузонесущего элемента устройства для перемещения предметов именно в виде крюка (а.с. СССР 742208, В 61 В 7/00 25.06.1980), что широко известно и обеспечивает, как и в заявленном устройстве, упрощение конструкции грузонесущего элемента;

- выполнения корпуса со стопором двухступенчатого шкива (а.с. СССР 1640734, G 09 В 23/06, 1991), что, как и в заявленном устройстве позволяет, при включенном стопоре, предотвращать вращение двухступенчатого шкива вокруг своей оси (см. оригинал описания этого учебного прибора, колонка 4 подпункт 5);.

- выполнения элемента крепления гибкой связи именно в виде трехзубого крюка-кошки (см. книгу Скрягина Л.Н. Якоря, М., Транспорт, 1979, с.72, 172, рис. 103), что широко известно и обеспечивает, как и в заявленном устройстве, возможность закрепления гибкой связи забрасыванием крюка-кошки.

Указанные технические решения по своему назначению можно коротко назвать: игрушка, каретка канатной дороги, учебный прибор по механике и крюк-кошка соответственно.

Недостатком этих устройств является то, что они не могут быть использованы для перемещения объектов по наклонным и горизонтальным гибким связям, и, кроме того, не обеспечивают удобства при разгрузке-погрузке в конце такого перемещения, то есть не обеспечивают технического результата указанного заявителем (уточненного).

Это объясняется, в частности, следующим.

Игрушка (Наука и жизнь, 1973, №8, с.117) представляет собой устройство инерционного типа, которое периодично то увеличивает, то уменьшает скорость своего вращения, а в "крайних положениях" эта игрушка (катушка) лишь на мгновение останавливается и начинает вращаться в обратном направлении, причем промежуточные положения могут заниматься только в движении, то есть не в покое. В заявленном же устройстве промежуточные положения могут заниматься и в движении, и в покое, причем как при включенном, так и при выключенном стопоре.

Грузонесущий элемент устройства для перемещения предметов именно в виде крюка (а.с. СССР 742208, В 61 В 7/00, 25.06.1980) сам по себе не является новым, обеспечивает известное упрощение конструкции грузонесущего элемента, но применяемый отдельно от других элементов устройства тоже не обеспечивает перемещения по наклонным связям, и лишь в заявленном устройстве его применение совместно с другими элементами с новым расположением позволяет достичь технического результата указанного заявителем. Кроме того, крюк и сам имеет новое, в отличие от прототипа, расположение - он прикреплен к подвижному корпусу, при этом двухступенчатый шкив смонтирован не непосредственно "на крыше крюка" (не на крыше грузонесущей кабины, как это было сделано в прототипе), а помещен в корпус, к которому прикреплен крюк, причем крюк может крепиться на внешней поверхности (например, методом сварки или болтами с гайками) как снизу, так и сверху корпуса (на фиг.1 показано положение крюка снизу корпуса, как положение в пространстве, наиболее часто занимаемое устройством).

Выполнение корпуса со стопором двухступенчатого шкива в учебном приборе по механике (а.с. СССР 1640734, G 09 В 23/06, 1991) само по себе не является новым и позволяет, при включенном стопоре, предотвращать вращение двухступенчатого шкива вокруг своей оси (см. оригинал описания указанного изобретения, колонка 4, строки 5-8), но применяемый отдельно от других элементов устройства тоже не обеспечивает перемещения по наклонным связям, и лишь в заявленном устройстве его применение совместно с другими элементами с новым расположением позволяет достичь технического результата указанного заявителем. Кроме того, стопор в указанном учебном приборе служит для превращения механической системы с двумя степенями свободы в систему с одной степенью свободы, а заявленное устройство уже является системой с одной степенью свободы (в учебном приборе перемещение подвижного корпуса допускается и при выключенном, и при включенном стопоре, а в заявленном устройстве в рабочем состоянии, когда натянуты обе гибкие связи, без поворота шкива движение подвижного корпуса невозможно).

Выполнение элемента крепления гибкой связи именно в виде трехзубого крюка-кошки (см. книгу Скрягина Л.Н. Якоря, М., Транспорт, 1979, с.72, 172, рис. 103) широко известно и обеспечивает известную возможность закрепления гибкой связи забрасыванием крюка-кошки, но применяемый отдельно от других элементов устройства тоже не обеспечивает перемещения по наклонным связям, и лишь в заявленном устройстве его применение совместно с другими элементами с новым расположением позволяет достичь технического результата указанного заявителем. Крюк-кошка не просто обеспечивает возможность закрепления конца гибкой связи, но имеет, в отличие от прототипа, новое расположение - в верхнем пункте разгрузки (погрузки), при этом он расположен на конце одной из двух гибких связей, направленных именно в противоположные стороны от подвижного корпуса.

Следует отметить, что из простого набора (из дополнения, замены, исключения) этих устройств, как известных частей, присоединяемых к известному устройству по известным правилам, достижение технического результата (указанного заявителем) для специалиста явным образом из уровня техники еще не следует, так как добавленные или замененные элементы устройства образуют не только новую совокупность, но имеют новую ориентацию друг относительно друга, новую ориентацию в пространстве, отличную от расположения элементов в прототипе и обеспечивают новое качество, новый технический результат, а круг задач, решаемых устройством, расширен (по отношению к прототипу).

Так как, согласно пункта 3.2.4.2 Правил, в качестве аналога изобретения указывается средство того же назначения, известное из сведений, ставших общедоступными до даты приоритета изобретения, то игрушку, учебный прибор и крюк рассматривать как аналог не следует.

Так как, согласно пункта 3.2.4.2 Правил, при описании аналогов в качестве наиболее близкого к изобретению указывается тот, которому присуща совокупность признаков, наиболее близкая к совокупности существенных признаков изобретения, то в качестве прототипа принято судовое спуско-подъемное устройство [1], являющееся средством того же назначения, а не каретка канатной дороги.

Из вышеизложенного, по мнению Заявителя, следует, что согласно подпункта 5 пункта 19.5.3 Правил, заявленное изобретение не рассматривается как не соответствующее изобретательскому уровню из-за кажущейся простоты и раскрытия в материалах заявки механизма достижения технического результата, так как такое раскрытие стало известно не из уровня техники, а только из материалов заявки.

Кроме того, не установлена известность решения, содержащего в себе полный набор отличительных признаков заявленного изобретения. Не установлена известность влияния полного набора отличительных признаков на указанный заявителем технический результат.

Следует также отметить, что заявленное устройство может быть использовано как в обычных, так и в чрезвычайных условиях при пожарах.

Например, в условиях отсутствия возможности самостоятельного спасения человека и отсутствия пожарной машины с лестницей можно уберечь выглядывающего из окна человека от отравления дымом путем доставки к нему соответствующего противогаза, и тем самым спасти ему жизнь.

Использованные источники

1. Авторское свидетельство СССР №604742, кл. В 63 В 27/16, 1978 (прототип).

2. Наука и жизнь 1973, №8, с.117.

3. Авторское свидетельство СССР №742208, кл. В 61 В 7/00, 25.06.1980.

4. Авторское свидетельство СССР №1640734 А1, кл. G 09 В 23/06, 21.12.1988.

Класс B61B7/00 Канатные дороги

способ контроля прохождения вагонетки в установке для перевозок по подвесной канатной дороге -  патент 2526330 (20.08.2014)
способ и устройство для замены батарей роликов -  патент 2526317 (20.08.2014)
кресло для кресельного подъемника -  патент 2519463 (10.06.2014)
канатная дорога -  патент 2518545 (10.06.2014)
подвесная канатная дорога -  патент 2518544 (10.06.2014)
канатная подвесная дорога и способ ее эксплуатации -  патент 2516858 (20.05.2014)
комбинированный способ разработки горных лесосек с выработкой сортиментов -  патент 2511270 (10.04.2014)
подвесная канатная дорога с мехатронными движителями -  патент 2507095 (20.02.2014)
транспортная система ("канатное метро") -  патент 2506182 (10.02.2014)
кресло для кресельного подъемника -  патент 2505435 (27.01.2014)
Наверх