навигационный комплекс

Классы МПК:G08G5/02 вспомогательные устройства автоматической посадки, те приборы, в которых информация о полете приземляющихся средств воздушного транспорта обрабатывается с целью получения посадочных данных
B64F1/18 оптические или акустические средства обеспечения посадки
B64D45/08 оптические 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Васильев Дмитрий Викторович (RU),
Калика Виктор Юрьевич (RU),
Кормаков Анатолий Анатольевич (RU),
Чумаков Анатолий Викторович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2002-12-02
публикация патента:

Изобретение относится к системам оптических средств передачи информации и может быть использовано в авиации, водном транспорте и других областях техники, требующих формирование визуальной информации для обеспечения ориентации объектов. В устройстве для генерации излучения используются источники света, для чего в него вводят полупроводниковые сверхъяркие монохроматические или лазерные светодиоды различных цветов излучения. Каждый светодиод имеет оптическую систему формирования диаграммы направленности излучения и образует индивидуальный излучатель. Излучатели одного цвета излучения имеют одинаковые диаграммы направленности, собраны в группы и установлены на панелях, обеспечивающих параллельность оптических осей, а взаимная установка панелей формирует монохроматические цветные зоны с управляемой величиной переходных секторов. Для формирования цветных зон с переключением направленности диаграмм излучения на каждой панели располагается несколько групп излучателей с различными углами установки. Для формирования цветных зон с управлением шириной их диаграмм направленности на каждую панель устанавливается несколько групп излучателей с различной шириной формируемых диаграмм. Для более гибкого управления направлением, шириной и цветом диаграмм направленности излучения в группы излучателей, установленные на панели, входят излучатели разных цветов и с разными формами диаграмм излучения. Изобретение повышает безопасность движения объектов, надежность и срок службы приборов, безопасность и комфортность восприятия глазом наблюдателя излучения комплекса, увеличивает дальность видимости. 2 с. и 6 з.п. ф-лы, 5 ил.

навигационный комплекс, патент № 2242052

навигационный комплекс, патент № 2242052 навигационный комплекс, патент № 2242052 навигационный комплекс, патент № 2242052 навигационный комплекс, патент № 2242052 навигационный комплекс, патент № 2242052

Формула изобретения

1. Навигационный комплекс, включающий источники света, проекционную оптику, пульт управления, отличающийся тем, что в качестве источников света используются полупроводниковые сверхъяркие светодиоды различных цветов излучения, причем каждый светодиод снабжается оптической системой формирования диаграммы направленности излучения и образует индивидуальный излучатель, при этом индивидуальные излучатели одного цвета излучения имеют одинаковые диаграммы направленности, собраны в группу или группы и установлены на панели или панелях соответственно, обеспечивающих параллельность оптических осей в каждой группе, а взаимная установка панелей формирует монохроматические цветные зоны с управляемой величиной переходных секторов.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что для формирования цветных зон с переключением направленности диаграмм излучения на каждой панели располагается несколько групп излучателей с различными углами установки.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что для формирования цветных зон с управлением шириной их диаграмм направленности на каждую панель устанавливается несколько групп излучателей с различной шириной формируемых диаграмм.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что для более гибкого управления направлением, шириной и цветом диаграмм направленности излучения в группы излучателей, установленные на панели, входят излучатели разных цветов и с разными формами диаграмм излучения.

5. Навигационный комплекс, включающий источники света, проекционную оптику, пульт управления, отличающийся тем, что в качестве источников света используются полупроводниковые лазерные диоды различных цветов излучения, причем каждый лазерный диод снабжается оптической системой формирования диаграммы направленности излучения и образует индивидуальный излучатель, при этом индивидуальные излучатели одного цвета излучения имеют одинаковые диаграммы направленности, собраны в группу или группы и установлены на панели или панелях соответственно, обеспечивающих параллельность оптических осей в каждой группе, а взаимная установка панелей формирует монохроматические цветные зоны с управляемой величиной переходных секторов.

6. Устройство по п.5, отличающееся тем, что для формирования цветных зон с переключением направленности диаграмм излучения на каждой панели располагается несколько групп излучателей с различными углами установки.

7. Устройство по п.5, отличающееся тем, что для формирования цветных зон с управлением шириной их диаграмм направленности на каждую панель устанавливается несколько групп излучателей с различной шириной формируемых диаграмм.

8. Устройство по п.5, отличающееся тем, что для более гибкого управления направлением, шириной и цветом диаграмм направленности излучения в группы излучателей, установленные на панели, входят излучатели разных цветов и с разными формами диаграмм излучения.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к системам оптических средств передачи цветной информации и может быть использовано в авиации для индикации глиссады, курса, различных зон полета летательных аппаратов, в водном транспорте для обеспечения проводки судов по фарватерам и плавания в прибрежной зоне, а так же в других областях техники, где необходимо обеспечивать формирование визуальной информации для объектов, находящихся в облучаемой области пространства с целью обеспечения их ориентации, что позволяет повысить безопасность движения.

Известен секторный маяк (А.С.1129856 (СССР)), использующий цветность огня для обозначения зон ориентирования, состоящий из импульсного лазера, активной средой которого является смесь паров меди и золота, генерирующего излучение одновременно на трех длинах волн в красном (навигационный комплекс, патент № 2242052 к=0,627 мкм), зеленом (навигационный комплекс, патент № 2242052 з=0,510 мкм) и желтом (навигационный комплекс, патент № 2242052 ж=0,578 мкм), участках спектра с суммарной мощностью излучения 0,5 Вт и длительностью импульса навигационный комплекс, патент № 2242052 имп=2·10-9 с, диспергирующей призмы, дефлекторов горизонтального и вертикального отклонения. Указанный маяк предназначен для работы на берегу и используется в акватории портов для формирования цветовых коридоров проводки судов. Маяк создает цветовые зоны ориентации в проблесковом режиме, обладает большой дальностью видимости (до 15 км в дневных условиях при коэффициенте пропускания атмосферы навигационный комплекс, патент № 2242052=0,8 на милю) за счет сканирования узким лазерным лучом с малой угловой расходимостью. Недостатком этого устройства является то, что маяк не обеспечивает непрерывного светового излучения, что затрудняет его наблюдение, кроме того, излучение маяка является опасным для зрения.

Известно оптическое навигационное устройство (патент России 2083444, приоритет от 22.03.94 г.) на основе импульсного полупроводникового лазера с электронной накачкой (ИПЛЭН), содержащее одну импульсную электронно-лучевую трубку, трехцветную полупроводниковую лазерную мишень, высоковольтный импульсный источник накачки, блок управления импульсами, объектив, делительную пластину, фотоприемник с оптической системой, блок встроенного контроля. Устройство позволяет создавать в облучаемой области пространства три одноцветных зоны красного (навигационный комплекс, патент № 2242052 к=0,63 мкм), желтого (навигационный комплекс, патент № 2242052 ж=0,57 мкм) и зеленого (навигационный комплекс, патент № 2242052 з=0,52 мкм) цветов в проблесковом режиме работы. Недостатком этого устройства является то, что оно также не обеспечивает непрерывного светового излучения, а, кроме того, имеет малый срок службы, недостаточную дальность действия, является опасным для зрения.

Известна визуальная система посадки (патент США 2975400 CL.340-26, 1961 г.), в которой имеется линейка горизонтальных огней одного цвета, в центре которой расположена линейка вертикальных огней другого цвета. Каждый огонь вертикальной линейки виден в определенном вертикальном угле, причем края угловых зон двух соседних огней пересекаются и при перемещении летательного аппарата в вертикальной плоскости летчик наблюдает “перемещение” по вертикали двух огней вертикальной линейки и старается их “подвести” к линейке горизонтальных огней, т.е. выйти в положение, соответствующее центру глиссады. Недостатком этого устройства является малая дальность действия, обусловленная применением низкоэффективных источников света со светофильтрами, отсутствует разделение световых зон по цвету, что снижает ее информативность, вследствие того, что разрешающая способность глаза ограничена, летчик начинает различать два ближайших положения на вертикали двух “перемещающихся” огней с гораздо более близкого расстояния, чем то расстояние, на котором он мог бы различать цветность огня.

Наиболее близким аналогом предлагаемого изобретения следует признать оптический маяк визуальной посадки по глиссаде (патент США 4064424, B 64 F 1/20, 1977 г.), в котором с помощью ламповых источников света и светофильтров в вертикальной плоскости формируются прилегающие друг к другу световые зоны разных цветов. При этом, правильному полету по глиссаде соответствует нахождение летательного аппарата в центральной зоне зеленого цвета. Недостатком прототипа является малая дальность действия, обусловленная применением низкоэффективных источников света со светофильтрами, невозможность управлять величиной переходных секторов между соседними цветовыми зонами, обеспечивать управление шириной и направлением формируемых цветовых зон.

Техническим результатом настоящего решения является повышение безопасности движения объектов при ориентации по световым зонам, создаваемым навигационным комплексом, увеличение их дальности видимости, повышение надежности функционирования и срока службы приборов навигационного комплекса, обеспечение возможности управления цветовыми зонами и переходными секторами, создаваемыми в облучаемой области пространства, обеспечение безопасности и комфортности восприятия глазом наблюдателя излучения навигационного комплекса.

Технический результат получен за счет того, что в навигационном комплексе в качестве источников света используются полупроводниковые сверхъяркие светодиоды различных цветов излучения, причем каждый светодиод снабжается оптической системой формирования диаграммы направленности излучения и образует индивидуальный излучатель, при этом, индивидуальные излучатели одного цвета излучения имеют одинаковые диаграммы направленности, собраны в группу и установлены на панели, обеспечивающей параллельность их оптических осей, а взаимная установка панелей формирует монохроматические цветовые зоны с управляемой величиной переходных секторов.

Изобретение отличается от ближайшего аналога тем, что:

а) в качестве источников света используются монохроматические полупроводниковые сверхъяркие светодиоды с различными длинами волн излучения. Для чего устройство дополнительно содержит группы сверхъярких светодиодов с фиксированной длиной волны излучения каждая;

б) устройство дополнительно содержит индивидуальные для каждого светодиода оптические системы формирования излучения, образующие вместе с ними индивидуальные излучатели;

в) устройство дополнительно содержит панели установки групп излучателей.

Сущность изобретения поясняется графическим материалом, где на фиг.1-5 представлены схемы блоков навигационного комплекса и принципы его работы.

На фиг.1 представлена схема излучателя. Излучатель содержит источник излучения - полупроводниковый сверхъяркий светодиод 1 и индивидуальную оптическую систему 2.

Излучатель работает следующим образом. Сверхъяркий светодиод 1 излучает монохроматический световой поток с угловым раскрывом навигационный комплекс, патент № 2242052 1. Световой поток проходит оптическую систему 2, которая формирует диаграмму направленности отдельного излучателя с угловым раскрывом навигационный комплекс, патент № 2242052 2.

На фиг.2 представлена панель с группой излучателей. Отдельные излучатели 3 крепятся к панели 4. Крепление излучателей 3, представляющих собой одну группу, осуществляется таким образом, чтобы оптические оси отдельных излучателей были параллельны друг другу.

На фиг.3 представлена схема навигационного комплекса и формируемые им цветовые зоны. Устройство содержит панели с группами светодиодов 4, расположенные под углом друг к другу.

Устройство работает следующим образом. На каждой панели 4 располагается группа излучателей, оптические оси которых параллельны. Диаграмма излучения зоны, сформированной панелью, совпадает с диаграммой отдельного излучателя этой панели и равна навигационный комплекс, патент № 2242052 2(1), навигационный комплекс, патент № 2242052 2(2), навигационный комплекс, патент № 2242052 2(3),... для первой, второй, третьей и т.д. панелей соответственно. Взаимная установка панелей между собой определяет величину переходных секторов.

Для изменения ориентации цветовых зон навигационного комплекса в пространстве используется синхронное переключение между группами излучателей, установленных на панелях. Графически сущность переключения зон показана на фиг.4, где 5 - навигационный комплекс, 6 - положение цветовых зон до переключения, 7 - положение цветовых зон после переключения, где навигационный комплекс, патент № 2242052 2(1), навигационный комплекс, патент № 2242052 2(2), навигационный комплекс, патент № 2242052 2(3) - угловые раскрывы цветовых зон с различными длинами волн излучения, 8 - различные положения объекта относительно навигационного комплекса.

Управление шириной формируемых цветовых зон осуществляется переключением между группами светодиодов, расположенных на каждой панели и формирующих диаграммы направленности с различными углами раскрыва. Графически сущность управления шириной диаграммы направленности приведена на фиг.5, где 4 - панель навигационного комплекса, 9 и 10 - диаграммы направленности излучения с различными угловыми размерами, 8 - различные положения объекта.

Устройство выполнено на следующей элементной базе: в качестве источников излучения используются серийно выпускаемые монохроматические полупроводниковые сверхъяркие светодиоды, генерирующие излучение с разными длинами волн типа: КИПД 40, КИПД 85, КИПМ 15, КИПМ 45, материалом для оптических элементов служит стекло ЛК 4 или органическое стекло СО - 133 К.

Класс G08G5/02 вспомогательные устройства автоматической посадки, те приборы, в которых информация о полете приземляющихся средств воздушного транспорта обрабатывается с целью получения посадочных данных

способ помощи в навигации для определения траектории летательного аппарата -  патент 2523183 (20.07.2014)
способ управления летательным аппаратом при заходе на посадку -  патент 2496131 (20.10.2013)
система инструментального захода самолетов на посадку по радиомаякам, обозначающим начало взлетно-посадочной полосы -  патент 2492525 (10.09.2013)
способ сигнализации приводнения и взлета с водной поверхности самолета-амфибии -  патент 2492121 (10.09.2013)
способ обеспечения вихревой безопасности полета летательного аппарата -  патент 2477893 (20.03.2013)
способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство для его реализации -  патент 2475863 (20.02.2013)
способ измерения угла крена летательного аппарата и устройство для его реализации -  патент 2475862 (20.02.2013)
способ информационного обеспечения вихревой безопасности полета летательных аппаратов -  патент 2469411 (10.12.2012)
способ определения дальности видимости огней взлетно-посадочной полосы и устройство для его осуществления -  патент 2448371 (20.04.2012)
система ориентации движущегося объекта относительно оси взлетно-посадочной полосы (впп) -  патент 2434791 (27.11.2011)

Класс B64F1/18 оптические или акустические средства обеспечения посадки

система визуальной посадки летательных аппаратов (ла) -  патент 2522766 (20.07.2014)
система индикации высоты летательного аппарата (ла) над порогом взлетно - посадочной полосы (впп) -  патент 2518891 (10.06.2014)
способ формирования оптической посадочной траектории летательного аппарата -  патент 2494932 (10.10.2013)
лазерная система посадки летательных аппаратов (ла) на малоразмерные взлетно-посадочные площадки (впп) -  патент 2494018 (27.09.2013)
способ посадки летательного аппарата -  патент 2483987 (10.06.2013)
система посадки летательных аппаратов -  патент 2483986 (10.06.2013)
система ориентации движущегося объекта относительно оси взлетно-посадочной полосы (впп) -  патент 2434791 (27.11.2011)
система посадки летательных аппаратов -  патент 2397115 (20.08.2010)
индикатор горизонтали световой -  патент 2376211 (20.12.2009)
устройство заградительного огня высоковольтной линии электропередачи -  патент 2370825 (20.10.2009)

Класс B64D45/08 оптические 

Наверх