превентор

Классы МПК:E21B33/06 противовыбросовые превенторы (противовыбросовые устройства для герметического закрытия устья скважины в случае фонтанирования)
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Абрамов Александр Федорович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-04-17
публикация патента:

Изобретение относится к классу сдвоенных превенторов, применяемых при подземном ремонте нефтяных и газовых скважин для герметизации устья при возникновении аварийной ситуации на скважине, а также при длительном перерыве в работе. Превентор содержит корпус с осевым каналом, левую и правую плашки, установленные на направляющих элементах и имеющие уплотнительные манжеты для герметизации труб, спускаемых в скважину через осевой канал в корпусе. Для герметизации скважины при отсутствии труб в осевом канале используется шибер. Механизмы привода левой плашки и шибера размещены на одной общей боковой крышке. Механизм привода правой плашки размещен на другой отдельной крышке. Направляющие элементы правой плашки расположены ниже, чем направляющие элементы левой плашки на величину, достаточную для свободного размещения левой плашки на направляющих элементах правой плашки. Механизм привода левой плашки обеспечивает последней три рабочих положения: “открыто”, “закрыто” и “демонтаж”. В положениях “открыто” и “закрыто” левая плашка расположена на направляющих элементах левой плашки. В положении “демонтаж” левая плашка расположена на направляющих элементах правой плашки и в этот момент находится вне кинематической связи с механизмом привода левой плашки. Применение одной сдвоенной боковой крышки взамен двух одинарных боковых крышек позволяет минимизировать вертикальный габарит превентора. Извлечение обеих плашек через рабочую полость другой плашки через окно, образующееся после удаления боковой крышки с механизмом привода, обеспечивает снижение трудоемкости работ по замене плашек в полевых условиях. 13 ил.

превентор, патент № 2241112

превентор, патент № 2241112 превентор, патент № 2241112 превентор, патент № 2241112 превентор, патент № 2241112 превентор, патент № 2241112 превентор, патент № 2241112 превентор, патент № 2241112 превентор, патент № 2241112 превентор, патент № 2241112 превентор, патент № 2241112 превентор, патент № 2241112 превентор, патент № 2241112 превентор, патент № 2241112

Формула изобретения

Превентор, содержащий корпус с осевым каналом, левую и правую плашки, установленные на направляющих элементах и имеющие уплотнительные манжеты для герметизации труб, спускаемых в скважину через осевой канал в корпусе, шибер для герметизации скважины при отсутствии труб в осевом канале, боковые крышки с механизмами привода плашек и шибера, отличающийся тем, что механизмы привода левой плашки и шибера размещены на одной общей боковой крышке, а механизм привода правой плашки размещен на другой отдельной крышке, при этом направляющие элементы правой плашки расположены ниже, чем направляющие элементы левой плашки на величину, достаточную для свободного, без напряжения уплотнительных элементов размещения левой плашки на направляющих элементах правой плашки, при этом механизм привода левой плашки выполнен с возможностью обеспечения последней трех рабочих положений: “открыто”, “закрыто” и “демонтаж”, причем в положениях “открыто” и “закрыто” левая плашка расположена на направляющих элементах левой плашки, а в положении “демонтаж” левая плашка расположена на направляющих элементах правой плашки и в этот момент находится вне кинематической связи с механизмом привода левой плашки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к классу сдвоенных превенторов, применяемых при подземном ремонте нефтяных и газовых скважин, и используется для герметизации устья при возникновении аварийной ситуации на скважине, а также при длительном перерыве в работе.

Известен сдвоенный превентор, содержащий корпус с осевым каналом, плашки с приводом и уплотнительными элементами для герметизации труб [1].

Недостатком известного превентора является то, что оснащение каждой плашки индивидуальной крышкой приводит к повышенному вертикальному габариту и при необходимости произвести замену плашек в полевых условиях требуется демонтировать обе боковые крышки превентора.

Известен также сдвоенный превентор, содержащий корпус с осевым каналом, плашки с приводом и уплотнительными элементами для герметизации труб [2].

Недостатком известного превентора также является то, что оснащение каждой плашки индивидуальной крышкой приводит к повышенному вертикальному габариту и при необходимости произвести замену плашек в полевых условиях требуется демонтировать обе боковые крышки превентора.

Технической задачей, решаемой изобретением, является создание сдвоенного превентора минимального вертикального габарита с возможностью извлечения одной плашки через рабочую полость другой, используя окно, образующееся после удаления боковой крышки с механизмом привода плашки.

Поставленная задача решается тем, что превентор, содержащий корпус с осевым каналом, левую и правую плашки, установленные на направляющих элементах и имеющие уплотнительные манжеты для герметизации труб, спускаемых в скважину через осевой канал в корпусе, шибер для герметизации скважины при отсутствии труб в осевом канале, боковые крышки с механизмом привода плашек и шибера, выполнен так, что механизмы привода левой плашки и шибера размещены на одной общей боковой крышке, а механизм привода правой плашки размещен на другой отдельной крышке, при этом направляющие элементы правой плашки расположены ниже, чем направляющие элементы левой плашки на величину, достаточную для свободного (без напряжения уплотнительных элементов) размещения левой плашки на направляющих элементах правой плашки, кроме того механизм привода левой плашки обеспечивает последней три рабочих положения: “открыто”, “закрыто” и “демонтаж”; в положениях “открыто” и “закрыто” левая плашка расположена на направляющих элементах левой плашки, а в положении “демонтаж” левая плашка расположена на направляющих элементах правой плашки и в этот момент находится вне кинематической связи с механизмом привода левой плашки. Изобретение поясняется чертежами, где изображены:

На фиг.1 - общий вид превентора в исходном положении (в положении “открыто”).

На фиг.2 - общий вид превентора при закрытом шибере.

На фиг.3 - общий вид превентора при закрытом шибере и демонтированной боковой крышке с приводом правой плашки.

На фиг.4 - общий вид превентора при закрытом шибере, демонтированной боковой крышке с приводом правой плашки и извлеченной правой плашкой. Здесь буквой “А” обозначено положение направляющего элемента 3, а буквой “Б” - положение направляющего элемента 5.

На фиг.5 - общий вид превентора при закрытом шибере, с демонтированной боковой крышкой с приводом правой плашки, с извлеченной правой плашкой и левой плашкой, переведенной в положение “закрыто”.

На фиг.6 - общий вид превентора при закрытом шибере, с демонтированной боковой крышкой с приводом правой плашки, с извлеченной правой плашкой, левой плашкой, переведенной в положение “закрыто”, и снятой ограничительной втулкой.

На фиг.7 - общий вид превентора при закрытом шибере, с демонтированной боковой крышкой с приводом правой плашки, с извлеченной правой плашкой, левой плашкой, переведенной в положение “закрыто”, снятой ограничительной втулкой и левой плашкой, переведенной в положение “демонтаж”. В данный момент левая плашка располагается на более низком уровне направляющих пазов правой плашки, ее верхние уплотнительные элементы освобождены от контакта с корпусом превентора, двухступенчатый винт механизма привода вышел из зацепления с ответным гнездом левой плашки. Левая плашка готова к извлечению через боковое окно, образующееся после удаления боковой крышки с механизмом привода правой плашки.

На фиг.8 - общий вид превентора с извлеченными левой и правой плашками.

На фиг.9 - общий вид привода правой плашки в исходном положении “открыто”.

На фиг.10 - общий вид привода левой плашки в исходном положении “открыто”.

На фиг.11 - общий вид привода шибера в исходном положении “открыто”.

На фиг.12 - общий вид сдвоенной крышки с механизмами привода левой плашки и шибера.

На фиг.13 - общий вид сдвоенной крышки с механизмом привода правой плашки.

Превентор содержит корпус 1 с осевым каналом 2, направляющие элементы 3 с расположенной на них левой плашкой 4, направляющие элементы 5 с расположенной на них правой плашкой 6, боковую крышку 7 с размещенным на ней механизмом привода правой плашки, боковую сдвоенную крышку 8 с размещенными на ней механизмами привода левой плашки 4 и шибера 9 (фиг.1). Левая плашка 4 и правая плашка 6 снабжены уплотнительными манжетами: верхними 10 для герметизации плашек по корпусу 1 превентора и центральными 11 для герметизации плашек по наружной поверхности трубы. Направляющие элементы 5 расположены ниже уровня направляющих элементов 3 с таким расчетом, чтобы левая плашка 4 свободно проходила бы через рабочую полость правой плашки 6, не задевая верхней уплотнительной манжетой корпус 1. Соблюдение этого условия гарантирует легкое извлечение левой плашки 4 через рабочую полость правой плашки 6.

Механизм привода правой плашки содержит двухступенчатый винт 12, соединенный одной резьбой со штоком 13, другой резьбой - с корпусной втулкой 14, жестко закрепленной на боковой крышке 7 (фиг.9).

Механизм привода левой плашки содержит двухступенчатый винт 15, соединенный одной резьбой с левой плашкой 4, другой резьбой - с корпусной втулкой 16, жестко закрепленной на сдвоенной боковой крышке 8 (фиг.10). На торце двухступенчатого винта 15 установлена ограничительная втулка 17, закрепленная болтом 18.

Механизм привода шибера 9 содержит двухступенчатый винт 19, соединенный одной резьбой с шибером 9, другой резьбой - с корпусной втулкой 20, жестко закрепленной на сдвоенной боковой крышке 8 (фиг.11).

Работа превентора. При необходимости в полевых условиях произвести извлечение плашек из корпуса и замену их на другие поступают следующим образом. Переводят шибер 9 из положения “открыто” в положение “закрыто” (фиг.2). Отсоединяют боковую крышку 7 и извлекают правую плашку 6 (фиг.3, 4). Переводят левую плашку 4 из положения “открыто” в положение “закрыто” (фиг.5). Отсоединяют ограничительную втулку 17 (фиг.6) и переводят левую плашку 4 из положения “закрыто” в положение “демонтаж” (фиг.7). В этот момент левая плашка 4 выходит из зацепления с двухступенчатым винтом 15 и опускается на более низкий уровень - на направляющие элементы 5 и верхняя уплотнительная манжета 10 выходит из контакта с корпусом 1. Левая плашка 4 становится свободной для легкого извлечения из рабочей полости правой плашки 6. Установку новых плашек осуществляют в обратной последовательности.

Применение одной сдвоенной боковой крышки взамен двух одинарных боковых крышек позволяет минимизировать вертикальный габарит превентора, а извлечение обеих плашек через рабочую полость другой плашки через окно, образующееся после удаления боковой крышки с механизмом привода, обеспечивает снижение трудоемкости работ по замене плашек в полевых условиях.

Источники информации

1. Композит - каталог нефтегазового оборудования и услуг. Третий выпуск, М., “Топливо и энергетика”, под руководством В.Ю.Карасика, А.Д. Кузьминой, стр.501, 1997-1998 г.г.

2. Композит - каталог нефтегазового оборудования и услуг. Третий выпуск, М., “Топливо и энергетика”, под руководством В.Ю.Карасика, А.Д.Кузьминой, стр.425, 1997-1998 г.г.

Класс E21B33/06 противовыбросовые превенторы (противовыбросовые устройства для герметического закрытия устья скважины в случае фонтанирования)

превентор кольцевой сферический роторный -  патент 2527054 (27.08.2014)
устройство гидроприводное координатного типа для наведения сборки пво на устье фонтанирующей скважины -  патент 2482261 (20.05.2013)
сальник противовыбросового устройства с устройством соединения удерживающих элементов с возможностью отвода, выполненным интегрально -  патент 2476664 (27.02.2013)
предварительно подпружиненный подшипниковый узел и оборудование для бурения скважин, содержащее этот узел -  патент 2470140 (20.12.2012)
система подшипникового узла с интегральным распределением смазки и оборудование для бурения скважин, содержащее эту систему -  патент 2468184 (27.11.2012)
подпружиненный уплотнительный узел и оборудование для бурения скважин, содержащее этот узел -  патент 2468183 (27.11.2012)
гидропривод универсального превентора -  патент 2461698 (20.09.2012)
устройство для ликвидации аварий нефтяной и газовой скважины -  патент 2451787 (27.05.2012)
превентор -  патент 2445444 (20.03.2012)
плашечный превентор -  патент 2411345 (10.02.2011)
Наверх