прицеп для вывозки древесины

Классы МПК:B60D1/167 с шарнирными или неподвижно установленными штангами или трубами, образующие V-, Y-, U-образные тяговые сцепки
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2002-05-15
публикация патента:

Изобретение относится к сельско- и лесохозяйственному машиностроению, а именно к техническим средствам для вывозки грузов в условиях ограниченного маневрирования в сложных дорожных условиях. Прицеп для вывозки древесины включает раму с опорными колесами, к которой шарнирно в горизонтальной плоскости закреплено дышло с двумя управляемыми гидроцилиндрами. Точки присоединения гидроцилиндров к дышлу имеют вторую степень свободы - вокруг оси и по криволинейному пазу дышла. Поршневая полость гидроцилиндров соединена с гидравлическими или гидропневматическими аккумуляторами, а штоковая полость – с атмосферой. Технический результат - повышение надежности конструкции прицепа, снижение затрат на его эксплуатацию при сохранении маневренности прицепа в условиях ограниченного пространства в сложных дорожных условиях леса. 2 ил.

прицеп для вывозки древесины, патент № 2240927

прицеп для вывозки древесины, патент № 2240927 прицеп для вывозки древесины, патент № 2240927

Формула изобретения

Прицеп для вывозки древесины преимущественно под пологом леса, включающий раму с опорными колесами, к которой шарнирно в горизонтальной плоскости закреплено дышло с двумя управляемыми гидроцилиндрами, отличающийся тем, что точки присоединения штоков гидроцилиндров к дышлу имеют две степени свободы - вокруг оси и по криволинейному пазу дышла, при этом поршневая полость гидроцилиндров соединена с гидравлическими или гидропневматическими аккумуляторами, а штоковая полость - с атмосферой.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к сельско- и лесохозяйственному машиностроению, а именно к техническим средствам для вывозки грузов в условиях ограниченного маневрирования в сложных дорожных условиях под пологом леса.

Известен лесной прицеп, входящий в состав оборудования погрузочно-транспортного прицепного ОПТ-1, у которого точка присоединения прицепа к трактору в горизонтальной плоскости имеет одну степень свободы и нет устройств, обеспечивающих принудительное возвращение колес на прямолинейную траекторию после поворота прицепа в сложных дорожных условиях (колея) /1/.

Известно сцепное устройство автопоезда, принятое нами за прототип, включающее раму с опорными колесами, к которой шарнирно в горизонтальной плоскости закреплено дышло с двумя гидроцилиндрами двойного действия, соединенных гидромагистралями с аккумулятором, насосом и фиксатором /2/.

Система управления сцепным устройством включает электронный блок, источник питания, датчик угла поворота управляемых колес и ряд других элементов, позволяющих менять длину дышла как в автоматическом, так и ручном режимах. Данная система управления сцепным устройством позволяет вписываться практически в любую криволинейную траекторию без вмешательства оператора. Однако наличие такого большого количества многоэлементных звеньев снижает надежность конструкции устройства, увеличивает стоимость его изготовления и эксплуатации.

Целью предложенного технического решения является повышение надежности конструкции прицепа, снижение затрат на его эксплуатацию при сохранении маневренности прицепа в условиях ограниченного маневрирования в сложных дорожных условиях леса.

Указанный технический результат при осуществлении предлагаемого изобретения достигается тем, что в прицепе для вывозки древесины, преимущественно под пологом леса, включающем раму с опорными колесами, к которой шарнирно в горизонтальной плоскости закреплено дышло с двумя управляемыми гидроцилиндрами, точки присоединения штоков гидроцилиндров к дышлу имеют две степени свободы - вокруг оси и по криволинейному пазу дышла, при этом поршневая полость гидроцилиндров соединена с гидравлическими или гидропневматическими аккумуляторами, а штоковая полость - с атмосферой.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 представлен прицеп для вывозки древесины - вид сбоку, на фиг.2 - вид по А-А.

Прицеп состоит из рамы 1, опорных колес 2, дышла 3, соединяемого для работы с энергетическим средством. Дышло 3 шарнирно смонтировано на раме 1 прицепа и связано двумя гидроцилиндрами 4, шарнирно прикрепленными к раме 1 и дышлу 3. Точки присоединения цилиндров 4 к дышлу 3 имеют две степени свободы - вокруг оси 5 и по криволинейному пазу 6. Подобная конструкция позволяет взаимно перемещаться штокам гидроцилиндров 4 при втягивании одного и выдвижении другого штока. Поршневые полости 7 гидроцилиндров 4 соединены гидролиниями 8 с двумя гидравлическими (гидропневматическими) аккумуляторами 9. Штоковые полости гидроцилиндров 4 соединены через сапун с атмосферой.

Работает предлагаемый прицеп для вывозки древесины следующим образом.

При движении агрегата по криволинейной траектории под действием боковой реакции почвы на колеса прицепа дышло 3 будет стремиться сложиться в направлении центра поворота, т.е. вдвинуть шток одного из цилиндров 4, уменьшив его штоковую полость 7. Рабочая жидкость (газ) по гидролинии 8 будет выдавливаться в гидравлический (гидропневматический) аккумулятор 9, тем самым заряжая его. В это время шток второго гидроцилиндра будет относительно свободно выдвигаться, т.к. точка его присоединения к дышлу 3 имеет две степени свободы - вокруг оси 5 и по криволинейному пазу 6 дышла, а соответствующий гидравлический (гидропневматический) аккумулятор 9 не будет этому препятствовать. По мере увеличения радиуса поворота (выход на прямолинейную траекторию движения) дышло 3 прицепа под действием боковой реакции почвы и энергии, накопленной в соответствующем гидравлическом (гидропневматическом) аккумуляторе 9, возвратится в направлении тянущей силы. Подбором параметров гидравлического (гидропневматического) аккумулятора возможно добиться максимального соответствия траектории движения колес прицепа траектории движения колес трактора (в каких-то средних условиях эксплуатации). Без помощи поворота дышла 3 относительно рамы 1 прицепа невозможно добиться вышеописываемого, т.к. попадание порубочных остатков, неликвидной древесины (что происходит ежеминутно) под колеса приводит к их заклиниванию в каком-то положении и трактор просто тащит прицеп, сдирая грунт.

Применение предлагаемого прицепа для вывозки древесины позволит повысить надежность выполнения технологического процесса, снизить затраты на эксплуатацию при сохранении маневренности прицепа в условиях ограниченного пространства под пологом леса и на технологических коридорах в сложных дорожных условиях.

Источники информации

1. Оборудование погрузочно-транспортное прицепное ОПТ-1. Проспект ОАО "Великолукский завод "Лесхозмаш".

2. Патент RU №2094282, кл. В 62 D 53/00; В 60 D 145, 1/155, 27.10.97 "Сцепное устройство автопоезда" (прототип).

Класс B60D1/167 с шарнирными или неподвижно установленными штангами или трубами, образующие V-, Y-, U-образные тяговые сцепки

сцепное устройство для прицепа -  патент 2342258 (27.12.2008)
шагающее транспортное средство -  патент 2149118 (20.05.2000)
буксирное устройство -  патент 2114008 (27.06.1998)
буксирное устройство -  патент 2077431 (20.04.1997)
жесткая сцепка тягача с эвакуируемым объектом -  патент 2075403 (20.03.1997)
устройство для буксировки транспортного средства -  патент 2048992 (27.11.1995)
Наверх