силовая установка для летательного аппарата

Классы МПК:F02K3/02 в которых часть рабочего тела минует турбину и камеру сгорания 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Московское машиностроительное производственное предприятие "САЛЮТ" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-04-08
публикация патента:

Силовая установка для летательного аппарата содержит двухконтурный двигатель, внутренний контур которого содержит компрессор, а наружный контур выполнен прямоточным в виде кольцевого канала, сообщенного с внутренним контуром, и соединенное с компрессором устройство для его привода. Компрессор установлен с возможностью его поворота относительно продольной оси двигателя на угол от 80 до 100°. Устройство для привода компрессора размещено вне проточной части двухконтурного двигателя и может быть выполнено в виде газотурбинного двигателя, размещенного вне корпуса двухконтурного двигателя. Во внутреннем контуре могут быть расположены за и перед компрессором подвижные вдоль оси внутреннего контура стойки с закрепленными на них обтекателями, охватывающие стойки кольца и механизмы перемещения стоек, расположенные в неподвижных деталях, закрепленных на стенке внутреннего контура. Компрессор может быть расположен в дополнительном корпусе, выполненном в виде расположенных в друг друге поворотной, соединенной с компрессором, и неподвижной частей. Поворотная и неподвижная части дополнительного корпуса компрессора могут быть выполнены в виде шаровых сегментов. Изобретение позволяет повысить тягу установки на больших скоростях путем уменьшения внутреннего гидравлического сопротивления силовой установки. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10

Формула изобретения

1. Силовая установка для летательного аппарата, содержащая двухконтурный двигатель, внутренний контур которого содержит компрессор, а наружный контур выполнен прямоточным в виде кольцевого канала, сообщенного с внутренним контуром, и соединенное с компрессором устройство для его привода, отличающаяся тем, что компрессор установлен с возможностью его поворота относительно продольной оси двигателя на угол от 80 до 100°, а устройство для привода компрессора размещено вне проточной части двухконтурного двигателя.

2. Силовая установка по п.1, отличающаяся тем, что устройство для привода компрессора выполнено в виде газотурбинного двигателя, размещенного вне корпуса двухконтурного двигателя.

3. Силовая установка по любому из пп.1 и 2, отличающаяся тем, что во внутреннем контуре расположены за и перед компрессором подвижные вдоль оси внутреннего контура стойки с закрепленными на них обтекателями, охватывающие стойки кольца и механизмы перемещения стоек, расположенные в неподвижных деталях, закрепленных на стенке внутреннего контура.

4. Силовая установка по любому из пп.1-3, отличающаяся тем, что компрессор расположен в дополнительном корпусе, выполненном в виде расположенных в друг друге поворотной, соединенной с компрессором, и неподвижной частей.

5. Силовая установка по п.4, отличающаяся тем, что поворотная и неподвижная части дополнительного корпуса компрессора выполнены в виде шаровых сегментов.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к силовым установкам летательных аппаратов.

Известна газотурбинная силовая установка, содержащая двухконтурный двигатель, наружный контур которого выполнен прямоточным в виде кольцевого канала, сообщенного с внутренним контуром регулируемой заслонкой, при этом внутренний контур содержит последовательно расположенные входное устройство, установленный на валу компрессор, камеру сгорания и выходное устройство, и устройство для привода компрессора - турбину (см. авторское свидетельство СССР №1800080, кл. F 02 K 3/02, опубл. 07.03.1993).

Недостаток заключается в том, что при полете на больших скоростях невозможно обеспечить максимальную тягу установки из-за большого внутреннего гидравлического сопротивления, вызванного наличием внутри прямоточного двигателя турбореактивного двигателя, ротор которого находится в режиме авторатации.

Задача изобретения - повышение тяги силовой установки на больших скоростях полета путем уменьшения внутреннего гидравлического сопротивления силовой установки.

Указанный технический результат достигается тем, что в силовой установке для летательного аппарата, содержащей двухконтурный двигатель, внутренний контур которого содержит компрессор, а наружный контур выполнен прямоточным в виде кольцевого канала, сообщенного с внутренним контуром, и соединенное с компрессором устройство для его привода, согласно изобретению компрессор установлен с возможностью его поворота относительно продольной оси двигателя на угол от 80 до 100силовая установка для летательного аппарата, патент № 2239079, а устройство для привода компрессора размещено вне проточной части двухконтурного двигателя.

Устройство для привода компрессора может быть выполнено в виде газотурбинного двигателя, размещенного вне корпуса двухконтурного двигателя, что позволяет уменьшить внутреннее гидравлическое сопротивление в проточной части двухконтурного двигателя.

Во внутреннем контуре могут быть расположены за и перед компрессором подвижные вдоль оси внутреннего контура стойки с закрепленными на них обтекателями, охватывающие стойки кольца и механизмы перемещения стоек, расположенные в неподвижных деталях, закрепленных на стенке внутреннего контура, что позволяет снизить гидравлическое сопротивление в проточной части компрессора; закрепление обтекателей на стойках с механизмами перемещения последних обеспечивает сохранение возможности поворота компрессора.

Компрессор может быть расположен в дополнительном корпусе, выполненном в виде расположенных в друг друге поворотной, соединенной с компрессором, и неподвижной частей. Такое выполнение обеспечивает поворот компрессора в проточной части, освобождая пространство перед и за компрессором.

Поворотная и неподвижная части дополнительного корпуса компрессора могут быть выполнены в виде шаровых сегментов, что позволяет обеспечить поворот компрессора в проточной части.

На фиг.1 изображен продольный разрез установки на режимах взлета и посадки;

на фиг.2 - продольный разрез установки на крейсерских режимах (вид сбоку);

на фиг.3 - продольный разрез двухконтурного двигателя на крейсерских режимах (вид сверху).

Силовая установка для летательного аппарата содержит двухконтурный двигатель. Наружный контур двигателя выполнен прямоточным в виде кольцевого канала 1 и снабжен регулируемой заслонкой 2, установленной в канале 1 с возможностью перемещения вдоль продольной оси двигателя. Внутренний контур двигателя содержит последовательно расположенные входное устройство 3, установленный на валу 4 двухступенчатый осевой компрессор 5, камеру сгорания 6 и выходное устройство 7.

Устройство для привода компрессора 5 в данном случае выполнено в виде газотурбинного двигателя, размещенного вне корпуса 8 двухконтурного двигателя. Газотурбинный двигатель для привода компрессора 5 содержит воздушный канал (входное устройство) 9, сообщенный с входным устройством 3 и снабженный перемещаемой вдоль продольной оси двигателя заслонкой 10, компрессор 11, камеру сгорания 12, турбину 13, выходное устройство 14.

Газотурбинный двигатель для привода компрессора 5 соединен с валом 4 компрессора 5 кинематически: при помощи промежуточных валов 15, 16 и приводного вала 17, установленных друг относительно друга с возможностью отсоединения. Устройство отсоединения валов 15, 16 друг от друга содержит гидроцилиндр 18 управления зубчатой муфтой 19.

Компрессор 5 расположен в дополнительном корпусе, выполненном в виде расположенных друг в друге неподвижной и поворотной, соединенной с компрессором 5, частей 20, 21, выполненных в виде шаровых сегментов, причем неподвижная часть 20 корпуса компрессора 5 закреплена между внутренней стенкой наружного контура (кольцевого канала 1) и стенкой корпуса 8 внутреннего контура, а поворотная часть 21 имеет механизм поворота и установлена с возможностью одновременного поворота с компрессором 5 относительно продольной оси двигателя на угол от 80 до 100силовая установка для летательного аппарата, патент № 2239079, преимущественно на 90силовая установка для летательного аппарата, патент № 2239079.

Механизм поворота поворотной части 21 корпуса компрессора 5 включает в себя гидроцилиндр 22, зубчатую рейку 23, закрепленную на штоке гидроцилиндра 22, и шестерню 24 на валу 25.

Перед компрессором 5 расположен передний обтекатель 26, закрепленный на четырех передних подвижных стойках 27, соединенных неподвижно за одно целое с кольцом 28. Перемещение подвижных стоек 27 осуществляется гидроцилиндром 29, размещенным в обтекателе 30, опирающемся на четыре неподвижные стойки 31. Подвижные стойки 27 переднего обтекателя 26 имеют управляемые регулируемые закрылки 32.

За компрессором 5 расположен задний обтекатель 33, закрепленный на четырех задних подвижных стойках 34 и кольцом 35, охватывающим стойки 34. Перемещение подвижных стоек 34 производится гидроцилиндром 36, размещенным в корпусе 37, опирающемся на неподвижные стойки 38.

Передние подвижные стойки 27, имеющие управляемые регулируемые закрылки 32, вместе с передним обтекателем 26 и кольцом 28, а также задние подвижные стойки 34 с обтекателем 33 и кольцом 35 имеют возможность перемещаться вдоль стенки корпуса 8 внутреннего контура, обеспечивая свободное пространство перед и за компрессором 5, и, таким образом, дают компрессору возможность развернуться на угол от 80 до 100силовая установка для летательного аппарата, патент № 2239079, например на угол 90силовая установка для летательного аппарата, патент № 2239079, т.е. занять флюгерное положение относительно потока воздуха и тем самым значительно уменьшить внутреннее гидравлическое сопротивление в проточной части двигателя (см. фиг.3).

Работает силовая установка следующим образом.

На взлетном режиме (см. фиг.1, 2) обтекатель 26 со стойками 27 находится в крайнем правом положении, приводной вал 17 соединен с валом 4 компрессора 5. Обтекатель 33 со стойками 34 находится в крайнем левом положении. Обтекатель 33 примыкает к корпусу компрессора 5. Валы 15, 16, 17 через кинематическую связь соединены с валом 4 компрессора 5. Закрылки 32 на стойках 27 обтекателя 26 находятся в убранном положении. Кольцевой канал 1 закрыт заслонкой 2. Воздушный канал 9 газотурбинного двигателя открыт полностью.

При запуске силовой установки газотурбинный двигатель, работающий по стандартной схеме, раскручивает компрессор 5 до взлетных оборотов. Воздух через входное устройство 3 поступает во внутренний контур, сжимается в компрессоре 5, поступает в камеру сгорания 6, куда через форсунки (не показаны) подается топливо. Газовоздушная смесь (смесь продуктов сгорания топлива и воздуха) разгоняется в выходном устройстве 7 - сверхзвуковом сопле и создает тягу, необходимую для взлета. Кольцевой канал 1 внешнего контура закрыт заслонкой 2.

При достижении необходимой скорости полета (около 2000 км/час) при помощи гидроцилиндра 40 заслонка 2 открывается и часть воздуха через кольцевой канал 1 подается в камеру сгорания 6, откуда газовоздушная смесь истекает через общее выходное устройство 7 - реактивное сопло.

Автоматически в гидроцилиндр 18 управления зубчатой муфтой 19 подается жидкость и зубчатая муфта 19 отсоединяет валы 15, 16.

Затем автоматически подается жидкость в гидроцилиндры 29, 36 управления подвижными стойками 27 обтекателя 26 и подвижными стойками 34 обтекателя 35 компрессора 5. Обтекатель 26 со стойками 27 и всеми механизмами (валы 15, 16, приводной вал 17, зубчатая муфта 19, гидроцилиндр 18), находящимися в них, перемещается в крайнее левое положение. Обтекатель 33 со стойками 34 перемещается в правое крайнее положение. Воздушный канал 9 газотурбинного двигателя частично перекрывается заслонкой 10 при помощи гидроцилиндра 39 на столько, чтобы он работал на малом газе, обеспечивая подачу топлива в камеру сгорания.

Затем при помощи гидроцилиндра 22 компрессор 5 поворачивается на 90силовая установка для летательного аппарата, патент № 2239079, открывая свободный проход воздуха в камеру сгорания 6. Внутренний контур двухконтурного двигателя становится прямоточным (см. фиг.3), и воздух попадает в камеру сгорания 6 по кольцевому каналу 1 внешнего контура и по внутреннему контуру, минуя компрессор 5.

Закрылки 32 на вертикальных стойках 27 обтекателя 26 выпускаются для улучшения условий обтекания воздухом повернутого на 90силовая установка для летательного аппарата, патент № 2239079 компрессора и в таком положении находятся весь крейсерский полет.

При подлете к месту назначения уменьшается подача топлива в камеру сгорания 6 двухконтурного двигателя, компрессор 5 при помощи гидроцилиндра 22 поворачивается на 90силовая установка для летательного аппарата, патент № 2239079, т.е. в исходное положение, убираются закрылки 32 на стойках 27, стойки 27 вместе с обтекателями 26 и стойки 34 вместе с обтекателями 33 возвращаются в исходное положение.

При достижении ими исходного положения муфта 19 автоматически соединяет промежуточные валы 15, 16, до конца открывается воздушных канал (входное устройство) 9 газотурбинного двигателя. В камеру сгорания 12 газотурбинного двигателя подается дополнительное топливо, компрессор 5 начинает работать, сжимая воздух, кольцевой канал 1 перекрывается, самолет заходит на посадку.

Класс F02K3/02 в которых часть рабочего тела минует турбину и камеру сгорания 

способ работы компрессорного воздушно-реактивного двигателя -  патент 2495269 (10.10.2013)
турбореактивный двигатель -  патент 2480604 (27.04.2013)
разгрузочное устройство для турбореактивного двигателя и турбореактивный двигатель, содержащий такое устройство -  патент 2467194 (20.11.2012)
турбореактивный двухконтурный двигатель с перераспределением энергии потока воздуха на входе -  патент 2447308 (10.04.2012)
турбореактивный двигатель -  патент 2418969 (20.05.2011)
газотурбинная установка -  патент 2406854 (20.12.2010)
газотурбинная установка -  патент 2396452 (10.08.2010)
газотурбинная установка -  патент 2396451 (10.08.2010)
газотурбинная установка -  патент 2396448 (10.08.2010)
газотурбинная установка -  патент 2389894 (20.05.2010)
Наверх