устройство для смазки гребней колес рельсового транспортного средства

Классы МПК:B61K3/02 устройства для этих целей, устанавливаемые на транспортных средствах 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-03-31
публикация патента:

Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств. Устройство для смазки гребней колес колесной пары рельсового транспортного средства включает резервуары для смазки, расположенные в кольцевых полостях бандажей колес, снабженных клапанами и механизмом их управления, размещенным на оси колес колесной пары. В резервуарах для смазки каждого из бандажей подвижно в их осевом направлении установлены подпружиненные пустотелые поршневые кольца, пустотелый объем которых заполнен материалом с большим удельным весом, например свинцом. Технический результат – упрощение конструкции и повышение надежности устройств, предназначенных для смазки гребней колес колесных пар. 2 ил.

Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Устройство для смазки гребней колес колесной пары рельсового транспортного средства, включающее резервуары для смазки, расположенные в кольцевых полостях бандажей колес, снабженных клапанами и механизмом их управления, размещенным на оси колес колесной пары, отличающееся тем, что в резервуарах для смазки каждого из бандажей подвижно в их осевом направлении установлены подпружиненные пустотелые поршневые кольца, причем их пустотелый объем заполнен материалом с большим удельным весом, например, свинцом.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях локомотивов и вагонов.

Известно устройство для смазки гребней колес железнодорожного подвижного состава, описанное в а.с. СССР №1206156, которое расположено в колесной паре, например, локомотива и представляет собой поршень, подвижно расположенный в пустотелой оси, и связанные с ней радиальные каналы, выполненные в дисках колес и снабженные клапанами.

Существенным недостатком такого устройства является наличие радиальных отверстий в дисках колес, которые, имея значительную длину и малый диаметр, снижают эффективность смазки в зону контакта гребня колеса с рельсом при прохождении локомотивом кривой пути.

Известно также устройство для смазки гребней колес колесной пары рельсового транспортного средства, представленное в а.с. СССР №1759704. Такое устройство содержит резервуары для смазки, выполненные в бандажах колес, которые также имеют каналы с клапанами, управляемыми при помощи механизма, расположенного на оси колесной пары. Анализ конструкции этого устройства показывает, что за счет наличия механизма управления клапанами для пропуска смазки в зону трения гребня колеса с рельсом последняя довольно сложна и ненадежна в работе за счет возникновения периодических ударных нагрузок в точке контакта шарика 11 с металлическим рычагом 17 механизма (см. описание а.с. 1759704, фиг.1 и 2). Поэтому описанное устройство в а.с. СССР №1759704 также недостаточно эффективно.

Целью изобретения является упрощение конструкции устройства для смазки гребней колес подвижного состава, повышение его надежности и эффективности использования в условиях эксплуатации.

Поставленная цель достигается тем, что в резервуарах для смазки каждого из бандажей подвижно в их осевом направлении установлены подпружиненные пустотелые поршневые кольца, причем их пустотелый объем заполнен материалом с большим удельным весом, например свинцом.

На фиг.1 показан разрез части колеса колесной пары рельсового транспортного средства с размещенным в его резервуаре для смазки устройством подачи смазки к гребню колеса и на фиг.2 - пустотелое поршневое кольцо с пружинами, представленное в аксонометрии.

Устройство для смазки гребней колес рельсового транспортного средства состоит из резервуара для смазки 1, выполненного внутри бандажа 2, напрессованного на колесный центр 3 колесной пары (на чертеже не показана), который фиксирован относительно бандажа 2 бандажным кольцом 4. В резервуаре для смазки 1 подвижно размещено пустотелое поршневое кольцо 5, пустотелый объем которого заполнен свинцом 6. Пустотелое поршневое кольцо 5 подпружинено относительно стенки резервуара для смазки 1 пружиной сжатия 7. В бандаже 2 выполнен канал 8, в котором размещен обратный клапан 9, а в его вертикальной стенке - заправочный клапан 10. Бандаж 2 контактирует с рельсом 11, а резервуар для смазки 1 заполнен смазкой 12. Бандаж 2 снабжен гребнем 13.

Работает устройство для смазки гребней колес рельсового транспортного средства следующим образом. При входе рельсового транспортного средства в кривую пути его колесные пары занимают такое положение, когда гребень 13 войдет в контакт с рельсом 11, перемещаясь по стрелке А (фиг.1). Тогда под действием центробежной силы F=mv2/r, где r - радиус кривой пути, в этом же направлении начнет перемещаться и пустотелое поршневое кольцо 5, имеющее значительную собственную массу за счет наличия в его полости свинца 6, сжимая пружины сжатия 7. Такое движение пустотелого поршневого кольца 5 способствует выдавливанию смазки 12 в канал 8, которая двигается по стрелке В и, достигнув обратного клапана 9, открывает последний по стрелке С и тем самым попадает в зону трения гребня 13 и рельса 11. Сечение канала 8 незначительно и поэтому расход смазки в период хода пустотелого поршневого кольца 5 достаточно мал, но несмотря на это обеспечивает снижение сил трения в описанной зоне. Как только рельсовое транспортное средство выйдет на прямой участок пути, пустотелое поршневое кольцо 5 под действием пружин 7 возвращается в правое исходное положение и клапан 9 ввиду отсутствия давления смазки 12 в канале 8 закрывается, исключая тем самым самопроизвольное истечение смазки 12 из резервуара для смазки 1. В случае входа рельсового транспортного средства в обратную кривую подобным же образом происходит смазка только правого рельса (правое колесо колесной пары на чертеже не показано). Расход смазки 12 постоянно контролируется на крупных станциях или в депо, заполняя резервуары для смазки 1 смазкой 12 через заправочный клапан 10 по стрелке Д.

Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в сравнении с известными очевидно, так как оно более просто по конструкции, менее металлоемко и обладает высокой надежностью за счет исключения внешних систем управления клапанами, через которые истекает смазка в зону трения гребня колеса с рельсом.

Класс B61K3/02 устройства для этих целей, устанавливаемые на транспортных средствах 

способ нанесения смазочного материала на открытый узел трения -  патент 2525499 (20.08.2014)
гребнесмазыватель комбинированной смазки -  патент 2523868 (27.07.2014)
гребнесмазыватель комбинированной смазки -  патент 2519311 (10.06.2014)
способ повышения уровня экологической безопасности процесса лубрикации в зоне "колесо-рельс" железнодорожного подвижного транспортного средства -  патент 2509670 (20.03.2014)
рельсосмазыватель ручной для консистентной смазки -  патент 2509018 (10.03.2014)
способ управления смазкой рельсов в кривых участках железнодорожного пути и устройство для его осуществления -  патент 2492087 (10.09.2013)
способ рельсосмазывания -  патент 2479455 (20.04.2013)
система для управления устройством лубрикации на локомотиве-рельсосмазывателе -  патент 2478506 (10.04.2013)
смазывающий стержень -  патент 2466894 (20.11.2012)
устройство для нанесения смазки на рельсы -  патент 2465162 (27.10.2012)
Наверх