устройство управления для системы координированного управления летательным аппаратом

Классы МПК:G05D1/08 управление пространственным положением объекта, например управление по крену, тангажу и(или) скольжению 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие Московское опытно-конструкторское бюро "Марс" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-04-03
публикация патента:

Изобретение относится к устройствам управления для бортовых систем автоматического управления летательными аппаратами с самолетной схемой с реализацией возможности режимов с координированными разворотами в боковом канале с большими углами крена. Техническим результатом изобретения является расширение функциональных возможностей и повышение точности управления. Предложенным построением устройства управления достигается функциональная возможность изменения интенсивности (уровня) управления в канале крена в условиях нагрузки канала курса. Устройство управления содержит датчик угла крена, датчик угловой скорости по крену, датчик угла курса, датчик угловой скорости по курсу, первый и второй суммирующий усилители, задатчик сигнала управления по курсу, первый и второй блоки вычитания, нелинейный элемент с зоной нечувствительности, инвертирующий усилитель, динамическое звено для согласования по динамике сигналов управления по курсу и крену и нелинейный элемент с ограничителем. 1 ил.

Рисунок 1

Формула изобретения

Устройство управления для системы координированного управления летательным аппаратом, содержащее датчик угла крена, последовательно соединенные датчик угловой скорости по крену и первый суммирующий усилитель, выход которого является первым выходом устройства, и последовательно соединенные задатчик сигнала управления по курсу, первый блок вычитания и второй суммирующий усилитель, второй вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости по курсу, а выход датчика угла курса соединен со вторым входом первого блока вычитания, отличающееся тем, что оно содержит нелинейный элемент с зоной нечувствительности, инвертирующий усилитель, динамическое звено для согласования по динамике сигналов управления по курсу и крену, нелинейный элемент с ограничителем и второй блок вычитания, выход первого блока вычитания через последовательно соединенные нелинейный элемент с зоной нечувствительности, инвертирующий усилитель, динамическое звено, нелинейный элемент с ограничителем и второй блок вычитания соединен со вторым входом первого суммирующего усилителя, выход датчика угла крена соединен со вторым входом второго блока вычитания, а выход второго суммирующего усилителя является вторым выходом устройства.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к устройствам управления для бортовых систем автоматического управления летательными аппаратами с самолетной схемой с реализацией возможности режимов с координированными разворотами в боковом канале с большими углами крена.

Известны устройства управления для систем, в которых каналы управления креном и курсом содержат элементы вычитания и суммирующие усилители, формирующие по задающим воздействиям и сигналам датчиков состояния управляющие воздействия на исполнительные приводы летательного аппарата [1].

Недостатком такой реализации является ограниченность возможностей управления в каждом из указанных каналов.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является устройство координированного регулирования углового бокового движения летательного аппарата, содержащее датчик угла крена, последовательно соединенные датчик угловой скорости по крену и первый суммирующий усилитель, выход которого является первым выходом устройства, и последовательно соединенные задатчик сигнала управления по курсу, первый блок вычитания и второй суммирующий усилитель, второй вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости по курсу, а выход датчика угла курса соединен со вторым входом первого блока вычитания [2].

Недостатком известного устройства являются ограниченные функциональные возможности и невысокая точность управления.

Решаемой в предложенной системе управления технической задачей является расширение функциональных возможностей и повышение точности управления. Предложенным построением устройства управления достигается функциональная возможность изменения интенсивности (уровня) управления в канале крена в условиях нагрузки канала курса.

Указанный технический результат достигается тем, что в известное устройство управления для системы координированного управления летательным аппаратом, содержащее датчик угла крена, последовательно соединенные датчик угловой скорости по крену и первый суммирующий усилитель, выход которого является первым выходом устройства, и последовательно соединенные задатчик сигнала управления по курсу, первый блок вычитания и второй суммирующий усилитель, второй вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости по курсу, а выход датчика угла курса соединен со вторым входом первого блока вычитания, дополнительно введены нелинейный элемент с зоной нечувствительности, инвертирующий усилитель, динамическое звено, нелинейный элемент с ограничителем и второй блок вычитания, выход первого блока вычитания через последовательно соединенные нелинейный элемент с зоной нечувствительности, инвертирующий усилитель, динамическое звено, нелинейный элемент с ограничителем и второй блок вычитания соединен со вторым входом первого суммирующего усилителя, выход датчика угла крена соединен со вторым входом второго блока вычитания, а выход второго суммирующего усилителя является вторым выходом устройства.

Действительно, при этом обеспечивается максимальная отработка угла курса посредством маневров по крену, т.е. расширение зоны разворотов с большими углами крена.

На чертеже представлена структурная схема устройства управления.

Устройство управления для системы координированного управления летательным аппаратом содержит датчик угла крена 1 (ДУКр), последовательно соединенные датчик угловой скорости по крену 2 (ДУСКр) и первый суммирующий усилитель 3 (1 СУ), выход которого является первым выходом устройства, и последовательно соединенные задатчик сигнала управления по курсу 4 (ЗСУКур), первый блок вычитания 5 (1 БВ) и второй суммирующий усилитель 6 (2 СУ), второй вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости по курсу 7 (ДУСКур), а выход датчика угла курса 8 (ДУКур) соединен со вторым входом первого блока вычитания 5. Кроме этого, устройство содержит нелинейный элемент с зоной нечувствительности 9 (НЭСЗН), инвертирующий усилитель 10 (ИУ), динамическое звено 11 (ДЗ), нелинейный элемент с ограничителем 12 (НЭСО) и второй блок вычитания 13 (2 БВ), выход первого блока вычитания 5 через последовательно соединенные нелинейный элемент с зоной нечувствительности 9, инвертирующий усилитель 10, динамическое звено 11, нелинейный элемент с ограничителем 12 и второй блок вычитания 13 соединен со вторым входом первого суммирующего усилителя 3, выход датчика угла крена 1 соединен со вторым входом второго блока вычитания 13, а выход второго суммирующего усилителя 6 является вторым выходом устройства.

Устройство управления работает следующим образом.

Основные сигналы управления в каналах курса устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 и крена устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 формируются соответственно блоками 4, 5, 6, 7, 8 канала курса и 1, 2, 3, 13 канала крена:

устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269

устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269

устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269

устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269

где К1устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 К2устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 - передаточные коэффициенты второго суммирующего усилителя 6;

устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 - сигнал рассогласования по курсу на выходе первого блока вычитания 5;

устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 - сигнал датчика угла курса 8;

устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 зад - задающий сигнал по курсу на выходе задатчика сигнала управления по курсу 4;

устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 у - сигнал датчика угловой скорости по курсу 7;

К1устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 , К2устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 - передаточные коэффициенты первого суммирующего усилителя 3;

устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 - сигнал рассогласования по крену на выходе второго блока вычитания 13;

устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 - сигнал датчика угла крена 1;

устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 упр - управляющий сигнал по крену на выходе нелинейного элемента с ограничителем 12;

устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 х - сигнал датчика угловой скорости по крену 2.

При этом сигнал устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 упр формируется специальным каналом координированного управления, подключенным входом к сигналу устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 , т.е. к выходу первого блока вычитания 5, а выходом ко входу второго блока вычитания 13. Канал содержит последовательно соединенные блоки 9, 10, 11, 12.

Наличие блока 9 - нелинейного элемента с зоной нечувствительности позволяет реализовать избирательное подключение канала координированного управления. А именно: пусть величина зоны нечувствительности этого звена равна устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 . При сигналах |устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 |<устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 канал координированного управления не подключается. Канал курса работает в режиме стабилизации небольших значений устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 зад. Канал крена работает в режиме стабилизации нулевого значения угла крена устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 , поскольку устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 упр=0. При отработке больших сигналов устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 зад, обусловливающих в динамике |устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 |устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 , канал курса работает в режиме управления по отработке устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 зад, а канал крена - в режиме координированного управления с отработкой сигнала устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 упрустройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 0. При завершении переходного процесса канал курса переходит в режим стабилизации заданного значения устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 зад, а для канала крена по достижении |устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 |<устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 управляющий сигнал устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 упр=0, т.е. ведется стабилизация нулевого значения угла крена.

Инвертирующий усилитель 10 этого канала устройства управления позволяет реализовать сам принцип координированного управления благодаря инвертизации входного сигнала, и выбрать оптимальное значение степени усиления. Динамическое звено 11 позволяет корректно, по динамике, сочетать сигнал управления по курсу и крену. Нелинейный элемент с ограничителем 12 обеспечивает требуемое ограничение сигнала устройство управления для системы координированного   управления летательным аппаратом, патент № 2237269 упр для канала крена в соответствии с техническими ограничениями на летательный аппарат по углу крена.

Все блоки устройства управления являются стандартными и могут быть реализованы на элементах автоматики и вычислительной техники.

Таким образом, предложенное устройство управления позволяет расширить функциональные возможности системы и повысить точность управления.

Источники информации

1. И.А. Михалев и др. Системы автоматического управления самолетом. М.: Машиностроение, 1987 г., с. 174.

2. В.А. Боднер. Теория автоматического управления полетом. М.: Наука, 1964 г., с. 113.

Класс G05D1/08 управление пространственным положением объекта, например управление по крену, тангажу и(или) скольжению 

комплексная система управления траекторией летательного аппарата при заходе на посадку -  патент 2520872 (27.06.2014)
система терморегулирования космического аппарата -  патент 2513321 (20.04.2014)
система и способ активной и пассивной стабилизации судна -  патент 2507105 (20.02.2014)
способ управления самолетом и устройство для его осуществления -  патент 2504815 (20.01.2014)
способ управления летательным аппаратом при заходе на посадку -  патент 2496131 (20.10.2013)
способ формирования цифроаналогового сигнала стабилизации углового положения летательного аппарата по курсу и устройство для его осуществления -  патент 2491602 (27.08.2013)
способ формирования цифроаналогового адаптивного сигнала управления летательным аппаратом с переменной структурой и устройство для его осуществления -  патент 2491601 (27.08.2013)
способ переориентации и управления тягой вращающегося космического аппарата с солнечным парусом -  патент 2480387 (27.04.2013)
способ формирования прогноза вектора скорости полета -  патент 2466911 (20.11.2012)
способ посадки самолета при боковом ветре и устройство для его осуществления -  патент 2466445 (10.11.2012)