амортизационное кресло
Классы МПК: | B60N2/50 устройство подвесок для сидений B64D25/04 модификация сидений |
Автор(ы): | Данилин Р.С. (RU), Наумов В.А. (RU), Фомичев В.М. (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Научно-производственное предприятие "Звезда" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-02-14 публикация патента:
27.09.2004 |
Изобретение относится к средствам защиты человека от воздействия ударных перегрузок и может быть использовано, например, в летательных аппаратах в качестве средства спасения при аварийной посадке. Кресло летчика вертолета содержит основание, на котором посредством двух спаренных рычагов с установленными между ними амортизатором шарнирно закреплено сидение со спинкой. Отверстия в рычагах выполнены по одной прямой. Через верхние отверстия рычаги соединены с сидением посредством серег. В средних отверстиях размещены валы, на концах которых закреплены двуплечие качалки, одно из плеч каждой из качалок шарнирно соединено с сидением, а второе соединено с амортизатором. Технический результат - уменьшение возможности травмирования пилота при аварии летательного аппарата. 4 ил.
Формула изобретения
Амортизационное кресло, содержащее основание, сидение со спинкой, амортизатор и два спаренных рычага, шарнирно соединенных с сидением и основанием, отличающееся тем, что отверстия в рычагах выполнены по одной прямой, причем через верхние отверстия они соединены с сидением посредством серег, а в средних отверстиях размещены валы, на концах которых закреплены двуплечие качалки, одно из плеч каждой из них шарнирно соединено с сидением, а второе соединено с амортизатором.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к средствам защиты человека от воздействия ударных перегрузок и может быть использовано, например, в летательных аппаратах в качестве средства спасения при аварийной посадке.
Известно амортизационное кресло летчика вертолета, содержащее основание, на котором, посредством двух спаренных рычагов с установленным между ними амортизатором, шарнирно закреплено сидение со спинкой (см. заявку № 2000133197/28, приоритет 29.12.2000 г.).
Недостатком данного кресла является то, что сидение кресла с размещенным в нем летчиком в процессе работы амортизатора движется по дуге окружности и вектор относительного ускорения изменяет свое угловое положение относительно направления действия инерционных сил, связанных с торможением летательного аппарата. При этом возникают знакопеременные инерционные силы, действующие на человека.
Технической задачей заявляемого изобретения является устранение указанного недостатка путем обеспечения движения сидения по прямой траектории и исключения тем самым возникновения дополнительных перегрузок.
Поставленная задача решается тем, что в известном амортизационном кресле, содержащем основание со спинкой и два спаренных рычага, шарнирно соединенных с сидением и основанием, отверстия в рычагах выполнены по одной прямой. Посредством серег верхние отверстия рычагов соединены с сидением. В средних отверстиях размещены валы, на концах которых закреплены двуплечие качалки. Одно из плеч каждой из качалок шарнирно соединено с сидением, а второе соединено с амортизатором.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где:
на фиг.1 показано амортизационное кресло и амортизатор в исходном положении; на фиг.2 - положение кресла и амортизатора в промежуточном (среднем) положении; на фиг. 3 - положение кресла и амортизатора в конце хода кресла; на фиг. 4 - кинематическая схема амортизационного устройства.
Предложенное амортизационное кресло содержит сидение 1 со спинкой 2, которое через два спаренных рычага 3 закреплено на основании 4. В каждом рычаге выполнены по три, расположенных по одной прямой, отверстия, верхние из которых шарнирно соединены с серьгами 5, соединенными шарнирно с сидением 1. В средних отверстиях размещены валы 6, на которых закреплены двуплечие качалки 7, одно плечо каждой из которых шарнирно соединено с сидением 1, а второе с амортизатором 8, а нижние отверстия шарнирно соединены с основанием 4. Заявляемое амортизационное кресло работает следующим образом.
В режиме нормальной посадки летательного аппарата исходное положение амортизационного кресла не изменяется за счет первоначального усилия амортизатора.
В случае аварийной посадки летательного аппарата, возникающее от перегрузки усилие через основание 4, рычаги 3, серьги 5 и двуплечие качалки 7 передаются на сидение 1. Рычаги 3 под воздействием этих сил поворачиваются по дуге относительно основания 1, а двуплечие качалки 7, шарнирно закрепленные на рычагах 3 и сидении 1, поворачиваются относительно рычагов 3.
Повороту рычагов 3 и качалок 7 сопротивляются амортизаторы 8, связанные с качалками 7. Соотношение плеч рычагов 3 и качалок 7, а также точки их крепления к основанию 4, сидению 1 и серьгам 5 выполнены таким образом, что перемещение сидения 1 происходит по прямой на всей траектории, например при длине R 1 рычага, равной 140 мм, расстоянии R 2 между средним и нижним отверстиями, равном 93 мм, и длине R 3 рычага качалки, равной 29 мм, отклонение от прямой линии на ходе Н кресла, равном 140 мм, составляет 1,5 мм (т.е. ~ 1%).
Класс B60N2/50 устройство подвесок для сидений
Класс B64D25/04 модификация сидений