способ восстановления изношенных деталей из алюминиевых сплавов

Классы МПК:B23P6/00 Восстановление или ремонт изделий
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Орловский государственный аграрный университет (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2002-09-10
публикация патента:

Изобретение относится к области восстановления изношенных деталей из алюминиевых сплавов, например, для восстановления с упрочнением поверхностей под крыльчатку водяного насоса крышек распределительных шестерен двигателей ЗМЗ и ЗиЛ. В способе восстановления изношенных деталей из алюминиевых сплавов для исключения перегрева приращение восстанавливаемой поверхности осуществляют пайкой при температуре 500...520способ восстановления изношенных деталей из алюминиевых   сплавов, патент № 2236336С с использованием припоя В65 и флюса 34А, а после механической обработки деталь подвергают дробеструйной обработке со скоростью потока дроби 50...60 м/с. Обеспечивается повышение физико-механических свойств и коррозионной стойкости покрытия. 1 табл.

Формула изобретения

Способ восстановления изношенных деталей из алюминиевых сплавов, включающий приращение восстанавливаемой поверхности, механическую обработку и упрочнение этой поверхности микродуговым оксидированием, отличающийся тем, что для исключения перегрева приращение восстанавливаемой поверхности осуществляют пайкой при температуре 500...520способ восстановления изношенных деталей из алюминиевых   сплавов, патент № 2236336С с использованием припоя В65 и флюса 34А, а после механической обработки деталь подвергают дробеструйной обработке со скоростью потока дроби 50...60 м/с.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области восстановления изношенных деталей из алюминиевых сплавов, например, для восстановления с упрочнением поверхностей под крыльчатку водяного насоса крышек распределительных шестерен двигателей ЗМЗ и ЗиЛ.

В ремонтном производстве известен способ наплавки деталей намо-раживанием. Он включает в себя предварительную подготовку восстанавливаемой поверхности детали, нанесение на нее слоя флюса, наплавку намораживанием в кокиле с расплавом литейного алюминиевого сплава температурой 685±10способ восстановления изношенных деталей из алюминиевых   сплавов, патент № 2236336С и механическую обработку до номинального размера [1].

Однако данный способ характеризуется низкой долговечностью восстановленных деталей.

Известен способ восстановления изношенных деталей, преимущественно головок блока двигателя внутреннего сгорания, включающий герметизацию отверстий, нанесение состава для восстановления, состоящего из связующего материала и металлических наполнителей, выдержку на воздухе в течение 15...30 мин и термообработку путем нагрева детали до 150...200способ восстановления изношенных деталей из алюминиевых   сплавов, патент № 2236336С [2].

Детали, восстановленные данным способом, обладают низкой износостойкостью.

Наиболее близким к предлагаемому способу по технической сущности и достигаемому результату является способ восстановления изношенных деталей из алюминия и его сплавов, включающий приращение (наплавку в среде защитных газов) восстанавливаемой поверхности, механическую обработку и упрочнение этой поверхности микродуговым оксидированием [3].

Однако при восстановлении деталей данным способом имеет место перегрев восстанавливаемой поверхности при ее приращении, который приводит к изменению структуры и свойств материала детали и, как следствие, снижению физико-механических свойств и коррозионной стойкости покрытия, формируемого в процессе упрочнения.

Задачей изобретения является повышение физико-механических свойств и коррозионной стойкости покрытия, формируемого в процессе упрочнения на восстанавливаемых поверхностях деталей, за счет снижения температуры при приращении и создания наклепанного слоя на этих поверхностях.

Поставленная задача достигается тем, что в известном способе восстановления изношенных деталей из алюминия и его сплавов, включающем приращение восстанавливаемой поверхности, механическую обработку и упрочнение этой поверхности микродуговым оксидированием, согласно изобретению для исключения перегрева приращение восстанавливаемой поверхности осуществляют пайкой при температуре 500...520способ восстановления изношенных деталей из алюминиевых   сплавов, патент № 2236336С с использованием припоя В65 и флюса 34А, а после механической обработки деталь подвергают дробеструйной обработке со скоростью потока дроби 50...60 м/с.

Способ осуществляется следующим образом.

Для восстановления изношенных поверхностей под крыльчатку водяного насоса крышек распределительных шестерен двигателей ЗМЗ и ЗиЛ вначале производят предварительную подготовку детали, включающую фрезерование восстанавливаемой поверхности на вертикально-фрезерном станке до выведения следов изнашивания и обезжиривание ее бензином или уайт-спиритом. Далее деталь устанавливают в печь и подогревают до температуры 300...325способ восстановления изношенных деталей из алюминиевых   сплавов, патент № 2236336С.

После этого производят локальный подогрев восстанавливаемой поверхности до температуры 500...520способ восстановления изношенных деталей из алюминиевых   сплавов, патент № 2236336С пропанокислородной горелкой с наконечником №4. Пламя горелки при этом располагают перпендикулярно восстанавливаемой поверхности. Расход пропан-бутана составляет 200...335 дм3/ч при давлении не менее 2,94 кПа, кислорода - 840...1400 дм3/ч при давлении 196...392 кПа. Время прогрева восстанавливаемой поверхности при локальном подогреве - 4...5 мин. Момент подачи припоя определяют по изменению цвета нагреваемой поверхности до слегка желтоватого. Пруток припоя В65 диаметром 5 мм подогревают пламенем пропанокислородной горелки в течение 5...10 с и погружают во флюс 34А или его смесь с флюсом Ф320А в соотношении 1:1. Затем пруток припоя вновь вводят в пламя пропанокислородной горелки так, чтобы его конец касался восстанавливаемой поверхности и через 1...2 с флюс начинает растекаться по ней. В этот момент производят круговые движения концом прутка припоя и расплавившийся припой облуживает восстанавливаемую поверхность. После облуживания производят заполнение припоем всего объема, предназначенного для восстановления.

После охлаждения детали осуществляют механическую обработку восстанавливаемой поверхности - ее расточку на вертикально-фрезерном станке. Режим черновой расточки: частота вращения фрезы - 1500 мин-1, глубина резания - 0,8...1,0 мм, подача - 0,4 мм/мин. Режим чистовой расточки: частота вращения фрезы - 1800 мин-1, глубина резания - 0,1 мм, подача - 0,15 мм/мин.

Расточку ведут до определенных размеров с учетом их увеличения при микродуговом оксидировании.

Далее проводят дробеструйную обработку восстанавливаемой поверхности, которая заключается в ее пластическом деформировании потоком стальной дроби, летящей со скоростью 50...60 м/с. На восстанавливаемой поверхности создается наклепанный слой глубиной 0,5...0,7 мм.

Затем осуществляют упрочнение восстанавливаемой поверхности микродуговым оксидированием в щелочном электролите следующего состава: едкий калий - 1 г/л, жидкое стекло - 6 г/л. Режимы обработки: плотность тока - 15 А/дм2, температура электролита - 18...23способ восстановления изношенных деталей из алюминиевых   сплавов, патент № 2236336С, продолжительность - 2 часа. Прирост размеров составляет 70...90 мкм.

Износостойкость упрочняющих покрытий деталей оценивали по результатам сравнительных ускоренных испытаний на изнашивание. Испытания проводили в соответствии с ГОСТ 23.224-86 “Обеспечение износостойкости изделий. Методы оценки износостойкости восстановленных деталей”. Коррозионную стойкость упрочняющих покрытий деталей оценивали в соответствии с методикой, изложенной в ГОСТ 9.302-88 “Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы контроля”.

Благодаря тому, что приращение восстанавливаемой поверхности осуществляют пайкой, температура нагрева детали при приращении этой поверхности снижается в среднем на 350...380способ восстановления изношенных деталей из алюминиевых   сплавов, патент № 2236336С, тем самым исключается ее перегрев, а за счет создания при дробеструйной обработке наклепанного слоя микротвердость, износостойкость и коррозионная стойкость напаяного слоя и формируемого на нем упрочняющего покрытия существенно увеличиваются (таблица).

способ восстановления изношенных деталей из алюминиевых   сплавов, патент № 2236336

Как видно из таблицы, предлагаемый способ восстановления изношенных деталей из алюминиевых сплавов на примере поверхностей под крыльчатку водяного насоса крышек распределительных шестерен двигателей ЗМЗ и ЗиЛ позволяет более чем в 3 раза снизить температуру восстанавливаемых поверхностей при приращении, тем самым исключив их перегрев, а также увеличить микротвердость (на 12% после приращения и дробеструйной обработки и на 15% после упрочнения микродуговым оксидированием), износостойкость (на 20% после приращения и дробеструйной обработки и на 24% после упрочнения микродуговым оксидированием) и коррозионную стойкость (на 40% после приращения и дробеструйной обработки и на 50% после упрочнения микродуговым оксидированием) восстановленных поверхностей, тем самым значительно увеличив долговечность деталей при эксплуатации.

Источники информации

1. А.с. 1294470, B 22 D 19/10, 27/08, опубл. в БИ №9, 1987.

2. А.с. 1154069, В 23 Р 6/02, опубл. в БИ №17, 1985.

3. Патент РФ 2119420, В 23 Р 6/00, опубл. в БИ №27, 1998 - прототип.

Класс B23P6/00 Восстановление или ремонт изделий

способ упрочнения рабочего органа почвообрабатывающей машины -  патент 2529610 (27.09.2014)
способ ремонта полых валков центробежной машины для получения минеральной ваты -  патент 2529147 (27.09.2014)
способ упрочняющего восстановления стрельчатых лап культиваторов различного назначения -  патент 2527558 (10.09.2014)
способ восстановления лопатки турбины, снабженной по меньшей мере одной платформой -  патент 2527509 (10.09.2014)
способ восстановления изношенных поверхностей металлических деталей -  патент 2524470 (27.07.2014)
способ и устройство для обработки уплотнительной поверхности запорной арматуры -  патент 2521569 (27.06.2014)
способ восстановления лемехов плугов -  патент 2520875 (27.06.2014)
способ ремонта диска вентиляторного ротора турбореактивного двигателя, вентиляторный ротор турбореактивного двигателя и турбореактивный двигатель -  патент 2519707 (20.06.2014)
способ задержки развития дефектов в конструкциях и устройство "токмач" для его осуществления -  патент 2519386 (10.06.2014)
способ восстановления и упрочнения стальных рабочих лопаток влажнопаровых ступеней паровой турбины -  патент 2518036 (10.06.2014)
Наверх