способ получения моторных топлив (варианты)

Классы МПК:C10G35/095 содержащими кристаллические алюмосиликаты, например молекулярные сита
B01J29/06 кристаллические алюмосиликатные соединения, изоморфные им соединения
B01J29/83 алюмофосфаты (АФО соединения)
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Институт катализа им. Г.К. Борескова СО РАН (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-07-17
публикация патента:

Использование: нефтехимия. Сущность: получают бензин с октановым числом не ниже 83 по моторному методу и с содержанием серы в бензине не более 0,015% и дизельное топливо с содержанием серы не более 0,05% из нефтяных дистиллятов или газовых конденсатов с концом кипения не выше 400способ получения моторных топлив (варианты), патент № 2235755С и с суммарным содержанием производных тиофена не более 40 мас.%, что соответствует общему содержанию серы 10 мас.%, путем превращении углеводородного сырья в присутствии пористого катализатора при температуре 250-500способ получения моторных топлив (варианты), патент № 2235755С, давлении не более 3 МПа, массовых расходах смеси углеводородов не более 10ч-1. При этом в качестве катализатора используют как минимум одно биметаллическое комплексное соединение общей формулы К[МохО4 Ly(H2О)z], где К - катион Ni2+ или Со2+; L - лиганд, представляющий собой депротонированное соединение из ряда вода, минеральная кислота, карбоновая кислота; х=2 или 3; у=2, 3, 4 или 6; z - целое число от 0 до 8, нанесенное на поверхность одного из материалов, выбранного из ряда либо цеолитов ZSM-5, ZSM-11, ZSM-35, ZSM-38, ZSM-48, BETA с мольным отношением SiO2/Al2O3 не более 450, либо галлосиликатов, галлоалюмосиликатов, железосиликатов, железоалюмосиликатов, хромсиликатов, хромалюмосиликатов со структурой ZSM-5, ZSM-11, ZSM-35, ZSM-38, ZSM-48, BETA, либо алюмофосфатов со структурой типа AlPO-5, AlPO-11, AlPO-31, AlPO-41, AlPO-36, AlPO-37, AlPO-40 с введенным в структуру на стадии синтеза элементом, выбранным из ряда магний, цинк, галлий, марганец, железо, кремний, кобальт, кадмий. Технический результат: упрощение процесса, уменьшение числа технологических стадий, повышение октанового числа получаемого бензина и понижение остаточного содержания серы в бензине и дизельном топливе. 3 н. и 15 з.п. ф-лы, 4 табл.

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

1. Способ получения бензина с октановым числом не ниже 83 по моторному методу и с содержанием серы в бензине не более 0,015% и дизельного топлива с содержанием серы не более 0,05% из нефтяных дистиллятов или газовых конденсатов с концом кипения не выше 400способ получения моторных топлив (варианты), патент № 2235755С и с суммарным содержанием производных тиофена не более 40 мас.%, что соответствует общему содержанию серы 10 мас.%, заключающийся в превращении углеводородного сырья в присутствии пористого катализатора при температуре 250-500способ получения моторных топлив (варианты), патент № 2235755С, давлении не более 3 МПа, массовых расходах смеси углеводородов не более 10 ч-1, отличающийся тем, что в качестве катализатора используют как минимум одно биметаллическое комплексное соединение общей формулы К[МохO4 Ly(H2O)z], где К - катион Ni2+ или Со2+; L - лиганд, представляющий собой депротонированное соединение из ряда вода, минеральная кислота, карбоновая кислота; х=2 или 3; у=2, 3, 4 или 6; z - целое число от 0 до 8, нанесенное на поверхность цеолита алюмосиликатного состава с мольным отношением SiO2/Аl2O3 не более 450, выбранного из ряда ZSM-5, ZSM-11, ZSM-35, ZSM-38, ZSM-48, BETA.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что процесс проводят в присутствии катализатора, представляющего собой частицы размером от 0,05 до 5 мм, или шарики, или экструдаты диаметром от 0,05 до 5 мм, сформованные с использованием связующего материала или без него.

3. Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что процесс проводят в присутствии катализатора, который содержит одно или несколько биметаллических комплексных соединений в суммарной концентрации от 1,0 до 25,0 мас.%.

4. Способ по пп.1-3, отличающийся тем, что перед проведением процесса проводят предварительную обработку катализатора каким-либо серосодержащим соединением, выбранным из ряда сероводород, органический сульфид, органический дисульфид, меркаптан или их любая смесь.

5. Способ по пп.1-4, отличающийся тем, что в реактор вместе с жидким углеводородным сырьем подают как минимум один газ из ряда водород, углеводородные газы C1-C4 с объемным расходом 50-1000 ч-1.

6. Способ по пп.1-5, отличающийся тем, что через реактор с катализатором осуществляют циркуляцию части образующихся в процессе газов.

7. Способ получения бензина с октановым числом не ниже 83 по моторному методу и с содержанием серы в бензине не более 0,015% и дизельного топлива с содержанием серы не более 0,05% из нефтяных дистиллятов или газовых конденсатов с концом кипения не выше 400способ получения моторных топлив (варианты), патент № 2235755С и с суммарным содержанием производных тиофена не более 40 мас.%, что соответствует общему содержанию серы 10 мас.%, заключающийся в превращении углеводородного сырья в присутствии пористого катализатора при температуре 250-500способ получения моторных топлив (варианты), патент № 2235755С, давлении не более 3 МПа, массовых расходах смеси углеводородов не более 10 ч-1, отличающийся тем, что в качестве катализатора используют как минимум одно биметаллическое комплексное соединение общей формулы К[МохО4 Ly(H2О)z], где К - катион Ni2+ или Со2+; L - лиганд, представляющий собой депротонированное соединение из ряда вода, минеральная кислота, карбоновая кислота; х=2 или 3; у=2, 3, 4 или 6; z - целое число от 0 до 8, нанесенное на поверхность материала, выбранного из ряда галлосиликат, галлоалюмосиликат, железосиликат, железоалюмосиликат, хромсиликат, хромалюмосиликат со структурой ZSM-5, ZSM-11, ZSM-35, ZSM-38, ZSM-48, BETA.

8. Способ по п.7, отличающийся тем, что процесс проводят в присутствии катализатора, представляющего собой частицы размером от 0,05 до 5 мм, или шарики, или экструдаты диаметром от 0,05 до 5 мм, сформованные с использованием связующего материала или без него.

9. Способ по пп.7 и 8, отличающийся тем, что процесс проводят в присутствии катализатора, который содержит одно или несколько биметаллических комплексных соединений в суммарной концентрации от 1,0 до 25,0 мас.%.

10. Способ по пп.7-9, отличающийся тем, что перед проведением процесса проводят предварительную обработку катализатора каким-либо серосодержащим соединением, выбранным из ряда сероводород, органический сульфид, органический дисульфид, меркаптан или их любая смесь.

11. Способ по пп.7-10, отличающийся тем, что в реактор вместе с жидким углеводородным сырьем подают как минимум один газ из ряда водород, углеводородные газы C1-C4 с объемным расходом 50-1000 ч-1.

12. Способ по пп.7-11, отличающийся тем, что через реактор с катализатором осуществляют циркуляцию части образующихся в процессе газов.

13. Способ получения бензина с октановым числом не ниже 83 по моторному методу и с содержанием серы в бензине не более 0,015% и дизельного топлива с содержанием серы не более 0,05% из нефтяных дистиллятов или газовых конденсатов с концом кипения не выше 400способ получения моторных топлив (варианты), патент № 2235755С и с суммарным содержанием производных тиофена не более 40 мас.%, что соответствует общему содержанию серы 10 мас.%, заключающийся в превращении углеводородного сырья в присутствии пористого катализатора при температуре 250-500способ получения моторных топлив (варианты), патент № 2235755С, давлении не более 3 МПа, массовых расходах смеси углеводородов не более 10 ч-1, отличающийся тем, что в качестве катализатора используют как минимум одно биметаллическое комплексное соединение общей формулы К[МохО4 Ly(H2О)z], где К - катион Ni2+ или Со2+; L - лиганд, представляющий собой депротонированное соединение из ряда вода, минеральная кислота, карбоновая кислота; х= 2 или 3; у=2, 3, 4 или 6; z - целое число от 0 до 8; нанесенное на поверхность материала, выбранного из ряда алюмофосфатов со структурой типа АlРО-5, АlРО-11, АlРО-31, АlРО-41, АlРО-36, АlРО-37, АlРО-40 с введенным в структуру на стадии синтеза элементом, выбранным из ряда магний, цинк, галлий, марганец, железо, кремний, кобальт, кадмий.

14. Способ по п.13, отличающийся тем, что процесс проводят в присутствии катализатора, представляющего собой частицы размером от 0,05 до 5 мм, или шарики, или экструдаты диаметром от 0,05 до 5 мм, сформованные с использованием связующего материала или без него.

15. Способ по пп.13 и 14, отличающийся тем, что процесс проводят в присутствии катализатора, который содержит одно или несколько биметаллических комплексных соединений в суммарной концентрации от 1,0 до 25,0 мас.%.

16. Способ по пп.13-15, отличающийся тем, что перед проведением процесса проводят предварительную обработку катализатора каким-либо серосодержащим соединением, выбранным из ряда сероводород, органический сульфид, органический дисульфид, меркаптан или их любая смесь.

17. Способ по пп.1-16, отличающийся тем, что в реактор вместе с жидким углеводородным сырьем подают как минимум один газ из ряда водород, углеводородные газы C1-C4 с объемным расходом 50-1000 ч-1.

18. Способ по пп.13-17, отличающийся тем, что через реактор с катализатором осуществляют циркуляцию части образующихся в процессе газов.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к производству моторных топлив - к одностадийным каталитическим способам получения высокооктановых бензинов и дизельных топлив с низким содержанием серы из различного углеводородного сырья с высоким содержанием химически стабильных соединений серы.

Известно, что содержание серы в нефтяных дистиллятах с концом кипения до 360способ получения моторных топлив (варианты), патент № 2235755С нередко превышает 3-4 мас.%, при этом сера зачастую входит в состав наиболее химически стабильных соединений - тиофена и его гомологов, содержание которых достигает 50 мас.% и более от всех серосодержащих соединений дистиллята [Большаков Г.Ф. Сераорганические соединения нефти. Новосибирск. Издательство “Наука”. Сибирское отделение, 1986, с. 5-29; Ирисова К.Н., Талисман Е.Л., Смирнов В.К. Проблемы производства малосернистых дизельных топлив. - Химия и технология топлив и масел, 2003, N1-2, с. 21]. Получение высокооктановых бензинов и дизельного топлива из таких дистиллятов всегда включает стадию предварительной гидроочистки, причем бензиновую и дизельную фракции подвергают гидроочистке по отдельности, при разных условиях. Как правило, в дизельных топливах, уже подвергнутых гидроочистке, основная масса остаточной серы входит в состав производных тиофена [Осипов Л.Н., Каминский Э.Ф., Гимбутас А. и др. Освоение производства экологически чистого дизельного топлива. - Химия и технология топлив и масел, 1998, N6, с. 6; Ирисова К.Н., Талисман Е.Л., Смирнов В.К. Проблемы производства малосернистых дизельных топлив. - Химия и технология топлив и масел, 2003, N1-2, с. 21].

Даже для сырья с невысоким содержанием соединений тиофенового ряда характерна раздельная переработка бензиновой и дизельной фракций. Так, известен способ получения моторных топлив из газового конденсата на цеолитных катализаторах [Агабалян Л.Г. и др. Каталитическая переработка прямогонных фракций газового конденсата в высокооктановые топлива. - Химия и технология топлив и масел, 1988, N5, с. 6].

Согласно данному способу, из газовых конденсатов выделяют прямогонные бензиновые, дизельную и остаточные фракции, далее бензиновую фракцию с началом кипения 58способ получения моторных топлив (варианты), патент № 2235755С контактируют при температурах до 400способ получения моторных топлив (варианты), патент № 2235755С и давлении до 5 МПа с цеолитсодержащим катализатором, полученный продукт фракционируют и фракцию НК-195способ получения моторных топлив (варианты), патент № 2235755С смешивают с прямогонной фракцией НК-58способ получения моторных топлив (варианты), патент № 2235755С.

Основным недостатком данного способа является невозможность переработки углеводородного сырья с высоким содержанием соединений серы, особенно стабильных соединений тиофенового ряда.

Наиболее близким по своей технической сущности и достигаемому эффекту является способ переработки нефтяных дистиллятов [Пат. РФ №2181750, 7 C 10 G 35/095, 27.04.2002]. Согласно этому способу, нефтяной дистиллят с концом кипения не более 400способ получения моторных топлив (варианты), патент № 2235755С, содержащий соединения серы в количествах не более 10 мас.% в пересчете на элементную серу, при температуре 250-500способ получения моторных топлив (варианты), патент № 2235755С, давлении не более 2 МПа, массовом расходе сырья не более 10 ч-1 контактируют с пористым катализатором, в качестве которого используют цеолит алюмосиликатного состава с мольным отношением SiО2/Al2О3 не более 450, выбранный из ряда: ZSM-5, ZSM-11, ZSM-35, ZSM-38, ZSM-48, BETA.

Основным отличием известного способа от предлагаемого технического решения является использование в прототипе сырья, практически не содержащего соединений тиофенового ряда. В связи с этим, ниже, в примере 1 приведены результаты получения моторных топлив согласно известному способу с той лишь разницей, что в качестве сырья используют нефтяной дистиллят с концом кипения 360способ получения моторных топлив (варианты), патент № 2235755С с суммарным содержанием серы 5 мас.%, содержащий 3,8 мас.% тиофена и 2 мас.% дибензтиофена. Процесс проводят в режиме получения бензина Регуляр Евро-92, для которого октановое число, определяемое по моторному методу (далее везде ОЧММ), должно быть не ниже 83, а концентрация серы не более 150 мг/кг (что соответствует 0, 015 мас.%) [ГОСТ Р 51866-2002, Бензин неэтилированный]. Для усредненных продуктов, собранных за 10 часов работы, получены следующие результаты: бензин имеет октановое число 76 по моторному методу и содержит соединения серы в количестве 0,20 мас.% в пересчете на элементную серу, дизельное топливо содержит соединения серы в количестве 0,30 мас.% в пересчете на элементную серу.

Таким образом, основным недостатком способа получения бензина и дизельного топлива, наиболее близкого к предлагаемому изобретению, является низкое октановое число получаемого бензина и высокое остаточное содержание серы в получаемых моторных топливах, обусловленные низкой стабильностью каталитического действия используемого катализатора и быстрой его дезактивацией сераорганическими соединениями.

Предлагаемое изобретение решает задачу улучшенного одностадийного способа получения высокооктанового бензина и дизельного топлива из углеводородного сырья с высоким содержанием тиофена и его производных, характеризующегося по сравнению с прототипом повышенным октановым числом получаемого бензина и пониженным содержанием серы в получаемых топливах.

Поставленная задача решается способом переработки углеводородного сырья в бензин с октановым числом не ниже 83 по моторному методу с содержанием серы не более 0,015 мас.% и в дизельное топливо с содержанием серы не более 0,05 мас.%, заключающимся в превращении углеводородного сырья в присутствии пористого катализатора при давлении не более 25 МПа, при массовом расходе сырья не более 10ч-1, при этом в качестве сырья используют нефтяные дистилляты или газовые конденсаты с концом кипения не выше 400способ получения моторных топлив (варианты), патент № 2235755С и с суммарным содержанием производных тиофена не более 30 мас.% (что соответствует общему содержанию серы 10 мас.%), а в качестве катализатора используют как минимум одно биметаллическое соединение общей формулы K[MoxО4Ly(H2О)z], где К - катион Ni2+ или Со2+; L -лиганд, представляющий собой депротонированное соединение из ряда вода, минеральная кислота, карбоновая кислота; x=2 или 3; y=2, 3 или 4 или 6; z - целое число от 0 до 8; нанесенное на цеолит алюмосиликатного состава с мольным отношением SiO2/Al2O3 не более 450, выбранного из ряда ZSM-5, ZSM-11, ZSM-35, ZSM-38, ZSM-48, BETA.

Второй вариант решения задачи отличается от первого тем, что процесс проводят в присутствии в качестве катализатора как минимум одного биметаллического соединения общей формулы К[МохO4 Ly(H2O)z], где К - катион Ni2+ или Со2+; L - лиганд, представляющий собой депротонированное соединение из ряда вода, минеральная кислота, карбоновая кислота; x=2 или 3; y=2, 3 или 4 или 6; z - целое число от 0 до 8, нанесенного на галлосиликат, галлоалюмосиликат, железосиликат, железоалюмосиликат, хромсиликат, хромалюмосиликат со структурой ZSM-5, ZSM-11, ZSM-35, ZSM-38, ZSM-48, BETA.

Третий вариант решения задачи отличается тем, что процесс проводят в присутствии в качестве катализатора как минимум одного биметаллического соединения общей формулы K[MoxO4Ly(H2O)z], где К - катион Ni2+ или Со2+; L - лиганд, представляющий собой депротонированное соединение из ряда вода, минеральная кислота, карбоновая кислота; x=2 или 3; y=2, 3 или 4 или 6; z - целое число от 0 до 8; нанесенного на алюмофосфат со структурой типа АlРО-5, АlРО-11, АlРО-31, АlРО-41, АlРО-36, АlРО-37, АlРО-40 с введенным в структуру на стадии синтеза элементом, выбранным из ряда магний, цинк, галлий, марганец, железо, кремний, кобальт, кадмий.

В каждом варианте способа катализатор используют в виде частиц размером от 0,05 до 5 мм или шариков, или экструдатов диаметром от 0,05 до 5 мм, сформованных с использованием связующего материала или без него.

Каждый вариант способа может включать предварительную обработку катализатора каким-либо серосодержащим соединением, выбранным из ряда сероводород, органический сульфид, меркаптан или их любая смесь.

Каждый вариант способа может включать подачу в реактор вместе с жидким углеводородным сырьем как минимум одного газа из ряда водород, углеводородные газы C1-C4.

Каждый вариант способа может включать циркуляцию какой-либо части образующихся в процессе газов через реактор с катализатором.

Основным отличительным признаком предлагаемого способа получения моторных топлив является то, что процесс проводят в присутствии катализатора, представляющего собой как минимум одно биметаллическое соединение общей формулы K[MoxO4Ly(H2O)z], где К - катион Ni2+ или Со2+; L - лиганд, представляющий собой депротонированное соединение из ряда вода, минеральная кислота, карбоновая кислота; x=2 или 3; y=2, 3 или 4 или 6; z - целое число от 0 до 8, нанесенное на цеолит или заменяющий его компонент.

Принципиальным отличием заявляемого способа является возможность протекания двух групп целевых реакций в одном реакторе, на одном и том же катализаторе в одинаковых условиях. Так, реакции превращения серосодержащих соединений протекают на нанесенных биметаллических соединениях, а реакции превращения низкооктановых компонентов бензина и компонентов дизельного топлива, имеющих высокую температуру застывания в высокооктановые компоненты бензина идут на цеолите или заменяющем его компоненте.

Технический эффект предлагаемого способа заключается в том, что проведение процесса получения моторных топлив из сырья с высоким содержанием тиофена и его производных в присутствии катализатора на основе биметаллических комплексных соединений приводит к упрощению процесса, уменьшению числа технологических стадий, повышению октанового числа получаемого бензина и понижению остаточного содержания серы в бензине и дизельном топливе.

Способ осуществляют следующим образом.

Готовят водный раствор как минимум одного биметаллического соединениея общей формулы K[MoxO4Ly(H2O)z], где К - катион Ni2+ или Со2+; L - лиганд, представляющий собой депротонированное соединение из ряда вода, минеральная кислота, карбоновая кислота; x= 2 или 3; y=2, 3 или 4 или 6; z - целое число от 0 до 8. Далее полученным раствором пропитывают один из материалов, выбранный из ряда либо цеолитов ZSM-5, ZSM-11, ZSM-35, ZSM-38, ZSM-48, BETA с мольным отношением SiO2/Аl2O3 не более 450, либо галлосиликатов, галлоалюмосиликатов, железосиликатов, железоалюмосиликатов, хромсиликатов, хромалюмосиликатов со структурой ZSM-5, ZSM-11, ZSM-35, ZSM-38, ZSM-48, BETA, либо алюмофосфатов со структурой типа АlРО-5, АlРО-11, АlРО-31, АlРО-41, АlРО-36, АlРО-37, АlРО-40 с введенным в структуру на стадии синтеза элементом, выбранным из ряда магний, цинк, галлий, марганец, железо, кремний, кобальт, кадмий. Компоненты берут в количествах, обеспечивающих содержание от 1,0 до 25,0 мас.% нанесенных биметаллических соединений в готовом катализаторе. Полученный катализатор сушат по известным методикам.

В каждом варианте способа катализатор представляет собой частицы размером от 0,05 до 5 мм или шарики, или экструдаты диаметром от 0,05 до 5 мм, сформованные с использованием связующего материала или без него.

Далее полученный катализатор помещают в проточный реактор, реактор продувают либо азотом, либо водородом, либо инертным газом, либо серосодержащим соединением, выбранным из ряда сероводород, органический сульфид, меркаптан, либо их смесью при температурах до 600способ получения моторных топлив (варианты), патент № 2235755С, после чего подают углеводородное сырье с концом кипения не выше 400способ получения моторных топлив (варианты), патент № 2235755С и с суммарным содержанием производных тиофена не более 30 мас.% при массовых расходах до 10 ч-1, температурах 250-500способ получения моторных топлив (варианты), патент № 2235755С, давлении не более 2,5 МПа. На выходе из реактора продукты разделяют в сепараторе на газовую и жидкую составляющие, причем в случае необходимости газовую составляющую или какую-либо ее часть подают на вход реактора вместе со свежим углеводородным сырьем, т.е. осуществляют рецикл газов. Жидкую составляющую делят на высокооктановый бензин и дизельное топливо.

Преимуществом предлагаемого способа по сравнению с известными заключается в том, что превращение углеводородного сырья с высоким содержанием химически стабильных соединений серы осуществляют в одну стадию без предварительного разделения на отдельные фракции и их гидроочистки, получаемые при этом моторные топлива существенно превосходят по качеству бензин и дизельное топливо, получаемые по известному способу.

В приведенных ниже примерах детально описано настоящее изобретение, проиллюстрировано его осуществление и проведено сопоставление предлагаемого решения с известным.

Во всех примерах приведены значения октанового числа бензина, определяемого по моторному методу (далее ОЧММ), а также содержание серы в бензине и дизельном топливе в продуктах, собранных за 10 часов проведения процесса.

Пример 1. Согласно известному решению. Порошок цеолита типа ZSM-5 с мольным отношением SiO2/Аl2О3 = 60 формуют совместно с 20 мас.% псевдобемита АlO(ОН) в качестве связующего, образец сушат и прокаливают по известным методикам. Далее из него готовят фракцию 0,2-0,8 мм. 5г полученного катализатора помещают в проточный реактор, продувают азотом (5 л/ч) при температуре 500способ получения моторных топлив (варианты), патент № 2235755С в течение 2 часов, после чего понижают температуру до 350способ получения моторных топлив (варианты), патент № 2235755С и прекращают подачу азота. Далее при этой температуре и давлении 10 кгс/см2 начинают подачу нефтяного дистиллята НК-360способ получения моторных топлив (варианты), патент № 2235755С с суммарным содержанием серы 5 маc.%, содержащего 3,8 маc.% тиофена и 2 маc.% дибензотиофена. Массовая скорость подачи дистиллята 2,0 ч-1. Эксперимент продолжают в течение 10 часов, после чего собранные в холодильнике-сепараторе жидкие продукты разделяют на бензиновую (НК-195способ получения моторных топлив (варианты), патент № 2235755С) и дизельную (195 -360способ получения моторных топлив (варианты), патент № 2235755С) фракции. Полученный бензин имеет октановое число 76 по моторному методу и содержит соединения серы в количестве 0,20 маc.% в пересчете на элементную серу, дизельное топливо содержит соединения серы в количестве 0,30 маc.% в пересчете на элементную серу.

Примеры 2. Согласно предлагаемому решению.

32,9 г фракции 0,2-0,8 мм цеолита типа ZSM-5 с мольным отношением SiO2/Аl2О3 = 60, сформованного совместно с 20 мас.% псевдобемита АlO(ОН) из примера 1, пропитывают 25 мл водного раствора, содержащего 5,23 г Со[Мо2O42O4)22O)2]. Далее образец сушат сначала в вытяжном шкафу, затем под ИК-лампой при 150способ получения моторных топлив (варианты), патент № 2235755С. Полученный катализатор содержит 13,72 мас.% Со[Мо2O42O4)22O)2], остальное - цеолит.

5 г катализатора помещают в реактор, и процесс получения моторных топлив проводят аналогично примеру 1.

Полученный бензин имеет октановое число 84 по моторному методу и содержит соединения серы в количестве 0,005 маc.% в пересчете на элементную серу, дизельное топливо содержит соединения серы в количестве 0,02 маc.% в пересчете на элементную серу.

Примеры 3-22, иллюстрирующие получение моторных топлив на катализаторах различного химического состава, приведены в табл.1.

Примеры 23-30, иллюстрирующие влияние размера частиц катализатора и наличия в нем связующего материала на свойства получаемых топлив, приведены в табл.2.

Примеры 31-35, иллюстрирующие влияние состава сырья на свойства получаемых топлив, приведены в табл.3.

Примеры 36-39 иллюстрируют влияние предварительной обработки катализатора каким-либо серосодержащим соединением, выбранным из ряда сероводород, органический сульфид, органический дисульфид, меркаптан, на свойства получаемых моторных топлив.

Пример 36. 5г катализатора из примера 2, 13,72 мас.% Со[Мо2O42O4)22O)2] на цеолите типа ZSM-5 с мольным отношением SiO2/Аl2O3 = 60, сформованного совместно с 20 мас.% псевдобемита АlO(ОН), помещают в реактор из нержавеющей стали, начинают подачу сероводорода с расходом 1 л/ч и начинают подъем температуры со скоростью 20способ получения моторных топлив (варианты), патент № 2235755С/мин. Реактор нагревают до 400способ получения моторных топлив (варианты), патент № 2235755С и при этой температуре подачу сероводорода продолжают 1 час. Далее подачу сероводорода прекращают, реактор продувают азотом 2 л/ч 20 мин и заполняют водородом до давления 20 кгс/см2. Далее при температуре 400способ получения моторных топлив (варианты), патент № 2235755С и давлении 20 кгс/см2 начинают подачу нефтяного дистиллята НК-360способ получения моторных топлив (варианты), патент № 2235755С с суммарным содержанием серы 5 маc.%, содержащего 3,8 маc.% тиофена и 2 маc.% дибензотиофена. Массовая скорость подачи дистиллята 2,0 ч-1.

Полученный бензин имеет октановое число 87 по моторному методу и содержит соединения серы в количестве 0,005 маc.% в пересчете на элементную серу, дизельное топливо содержит соединения серы в количестве 0,01 маc.% в пересчете на элементную серу.

Пример 37. Катализатор, величина его загрузки, условия активации и проведения процесса получения моторных топлив аналогичны примеру 36 с той разницей, что в качестве серосодержащего соединения используют метилмеркалтан (метантиол).

Полученный бензин имеет октановое число 86 по моторному методу и содержит соединения серы в количестве 0,006 маc.% в пересчете на элементную серу, дизельное топливо содержит соединения серы в количестве 0,012 маc.% в пересчете на элементную серу.

Пример 38. Катализатор, величина его загрузки и условия проведения процесса получения моторных топлив аналогичны примеру 36. Катализатор предварительно обрабатывают диэтилсульфидом, который дозируют с помощью микронасоса. На нагретый в токе азота (2 л/ч) до 400способ получения моторных топлив (варианты), патент № 2235755С катализатор в течение 1 часа подают диэтилсульфид с расходом 10 мл/ч. Далее реактор продувают азотом и проводят процесс получения моторных топлив аналогично примеру 36.

Полученный бензин имеет октановое число 85,5 по моторному методу и содержит соединения серы в количестве 0,008 маc.% в пересчете на элементную серу, дизельное топливо содержит соединения серы в количестве 0,013 маc.% в пересчете на элементную серу.

Пример 39. Все операции выполнены аналогично примеру 38, с той разницей, что в качестве серосодержащего соединения подают диметилдисульфид с расходом 8 мл/ч.

Полученный бензин имеет октановое число 86,5 по моторному методу и содержит соединения серы в количестве 0,007 маc.% в пересчете на элементную серу, дизельное топливо содержит соединения серы в количестве 0,012 маc.% в пересчете на элементную серу.

Примеры 40-45, иллюстрирующие влияние подачи в реактор какого-либо газа из ряда водород, углеводородные газы C1-C4 с объемным расходом 50-1000 ч-1 на свойства получаемых моторных топлив, приведены в табл.4.

Примеры 46-49 иллюстрируют влияние циркуляции какой-либо части образующихся в процессе газов на качество получаемых моторных топлив.

Пример 46. 5 г катализатора из примера 2 помещают в реактор, активируют и проводят процесс получения моторных топлив аналогично примеру 1, с той разницей, что давление в реакторе 2 атм, при этом с помощью циркуляционного насоса осуществляют циркуляцию образовавшихся газов из сепаратора через реактор с кратностью 50, избыточные газы выводят из контура через регулятор давления, настроенный на 2 атм.

Полученный бензин имеет октановое число 86,5 по моторному методу и содержит соединения серы в количестве 0,012 маc.% в пересчете на элементную серу, дизельное топливо содержит соединения серы в количестве 0,021 маc.% в пересчете на элементную серу.

Пример 47. Эксперимент проводят аналогично примеру 46, с той разницей, что в циркуляционный контур помещен поглотитель сероводорода на основе оксида цинка, т.е. циркулирующий газ не содержит сероводорода.

Полученный бензин имеет октановое число 85,5 по моторному методу и содержит соединения серы в количестве 0,010 маc.% в пересчете на элементную серу, дизельное топливо содержит соединения серы в количестве 0,016 маc.% в пересчете на элементную серу.

Пример 48. 5 г катализатора из примера 2 помещают в реактор, активируют и проводят процесс получения моторных топлив аналогично примеру 1, с той разницей, что давление в реакторе 12 атм, при этом образующиеся газы охлаждают в сепараторе до -35способ получения моторных топлив (варианты), патент № 2235755С, ту часть газа, которая перешла в жидкое состояние, насосом подают обратно в реактор. Несжиженные газы выводят из сепаратора через регулятор давления и выводят из системы.

Полученный бензин имеет октановое число 87,5 по моторному методу и содержит соединения серы в количестве 0,015 маc.% в пересчете на элементную серу, дизельное топливо содержит соединения серы в количестве 0,026 маc.% в пересчете на элементную серу.

Пример 49. Эксперимент проводят аналогично примеру 48, с той разницей, что через реактор циркулируют с помощью циркуляционного насоса несжиженные газы, а сжиженную составляющую выводят из контура в накопительную емкость.

Полученный бензин имеет октановое число 85,0 по моторному методу и содержит соединения серы в количестве 0,011 мас.% в пересчете на элементную серу, дизельное топливо содержит соединения серы в количестве 0,020 мас.% в пересчете на элементную серу.

Таким образом, как видно из приведенных примеров и таблиц, предлагаемые варианты способа получения моторных топлив позволяют получать в одном реакторе в одну стадию бензин с октановым числом не ниже 83 по моторному методу и с содержанием серы в бензине не более 0,015% и дизельное топливо с содержанием серы не более 0,05% из углеводородного сырья с высоким содержанием тиофена и его производных.

Класс C10G35/095 содержащими кристаллические алюмосиликаты, например молекулярные сита

катализатор циклизации нормальных углеводородов и способ его получения (варианты) -  патент 2529680 (27.09.2014)
способ получения высокооктанового базового бензина -  патент 2518481 (10.06.2014)
цеолитсодержащий катализатор, способ его получения и способ переработки прямогонного бензина в высокооктановый компонент бензина с пониженным содержанием бензола -  патент 2498853 (20.11.2013)
цеолитсодержащий катализатор, способ его получения и способ превращения прямогонной бензиновой фракции в высокооктановый компонент бензина с низким содержанием бензола -  патент 2493910 (27.09.2013)
цеолитсодержащий катализатор, способ его получения и способ превращения низкооктановых бензиновых фракций в высокооктановый бензин без и в присутствии водорода -  патент 2480282 (27.04.2013)
цеолитсодержащий катализатор, способ его получения и способ превращения алифатических углеводородов c2-c12 и метанола в высокооктановый бензин и ароматические углеводороды -  патент 2478007 (27.03.2013)
гетерогенные катализаторы для получения ароматических углеводородов ряда бензола из метанола и способ переработки метанола -  патент 2477656 (20.03.2013)
способ улучшения катализатора ароматизации -  патент 2476412 (27.02.2013)
способ каталитического риформинга бензиновых фракций -  патент 2471855 (10.01.2013)
катализатор для риформинга бензиновых фракций и способ его приготовления -  патент 2471854 (10.01.2013)

Класс B01J29/06 кристаллические алюмосиликатные соединения, изоморфные им соединения

фильтр для поглощения твердых частиц из отработавших газов двигателя с воспламенением от сжатия -  патент 2527462 (27.08.2014)
новая молекулярно-ситовая композиция емм-12, способы ее получения и применения -  патент 2509055 (10.03.2014)
алюмосиликатный цеолит uzm-35, способ его получения и применения -  патент 2500619 (10.12.2013)
цеолитовый катализатор с цеолитовой вторичной структурой -  патент 2493909 (27.09.2013)
катализаторы гидрирования со связующими, имеющими низкую площадь поверхности -  патент 2480279 (27.04.2013)
катализатор для каталитического крекинга, его получение и использование -  патент 2471553 (10.01.2013)
катализатор изомеризации ароматических углеводородов и способ его применения -  патент 2470705 (27.12.2012)
способ получения алюмосиликатов и кремния из воздушной взвеси частиц песка и устройство для его осуществления -  патент 2467950 (27.11.2012)
композиция аморфного алюмосиликата и способ получения и использования такой композиции -  патент 2463108 (10.10.2012)
катализатор синтеза фишера-тропша и способ его получения -  патент 2455066 (10.07.2012)

Класс B01J29/83 алюмофосфаты (АФО соединения)

Наверх