топливо для жидкостных ракетных двигателей
Классы МПК: | F02K9/42 использующие жидкие и газообразные топлива |
Автор(ы): | Семенов Ю.П. (RU), Соколов Б.А. (RU), Черных С.П. (RU), Григорьев Анатолий Александрович (UA), Нефедов О.М. (RU), Истомин Н.Н. (RU), Ширшов Г.М. (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Всероссийский научно- исследовательский институт органического синтеза" (RU), Открытое акционерное общество "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П. Королева" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-10-01 публикация патента:
27.07.2004 |
Топливо для жидкостных ракетных двигателей содержит углеводородное горючее, в качестве которого использован 1–метил-1,2-дициклопропилциклопропан. Изобретение позволит получить большую плотность ракетного топлива по сравнению с топливами на основе керосина и дициклобутила, а также более высокий прирост удельного импульса. 1 табл.
Формула изобретения
Топливо для жидкостных ракетных двигателей, содержащее углеводородное горючее, отличающееся тем, что в качестве углеводородного горючего используется 1-метил-1,2-дициклопропилциклопропан.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к жидким синтетическим углеводородным топливам, в частности к топливам для жидкостных ракетных двигателей (ЖРД).В ракетной технике известны и нашли широкое распространение в ракетах-носителях разнообразного назначения ЖРД, работающие на топливах, состоящих из углеводородного горючего и жидкого кислорода в качестве окислителя. В качестве углеводородного горючего применяют керосин. (Энциклопедия “Космонавтика”, М., 1985, стр.218, статья ЛР-105-НА).Недостатком данного топлива является недостаточно высокий удельный импульс ЖРД за счет использования в качестве углеводородного горючего керосина.Известно также топливо для ЖРД, состоящее из углеводородного горючего, в качестве которого используют индивидуальный углеводород дициклобутил, в паре с окислителем жидким кислородом, которое позволило обеспечить увеличение удельного импульса ЖРД (прототип - патент РФ №2146334, кл. F 02 К 9/42).Недостатком этого топлива с использованием в качестве углеводородного горючего для ЖРД дициклобутила является недостаточно высокий по сравнению с расчетно-необходимым удельный импульс.Задача предлагаемого изобретения - расширение арсенала топлив для ЖРД, обеспечивающих повышение удельного импульса ЖРД, повышение плотности топлива и, как следствие, увеличение выводимого полезного груза.Поставленная задача осуществляется разработкой топлива для ЖРД с использованием в качестве углеводородного горючего индивидуального углеводорода 1-метил-1,2-дициклопропилциклопропана (С10H16) в паре с жидким окислителем - кислородом.1-метил-1,2-дициклопропилциклопропан синтезирован впервые и описан в Докладах АН СССР, (1960), т. 130, №4, стр.779.Ниже представлены примеры применения топлив для ЖРД на основе различных углеводородных горючих с использованием в качестве окислителя жидкого кислорода. Использование топлива с предложенным в качестве ракетного горючего для ЖРД 1-метил-1,2-дициклопропилциклопропаном дает возможность получить большую плотность ракетного топлива по сравнению с топливами на основе керосина и дициклобутила, а также получить более высокий прирост удельного импульса (смотри таблицу).В результате этого возможен значительный прирост массы выводимого полезного груза, например, для ракеты-носителя среднего класса этот прирост составляет порядка 200 кг (смотри таблицу).Использование топлива с 1-метил-1,2-дициклопропилциклопропаном в качестве ракетного горючего для ЖРД не требует конструктивных переделок существующих жидкостных ракетных двигательных установок, в настоящее время работающих на топливах на основе керосина.Класс F02K9/42 использующие жидкие и газообразные топлива