способ определения тактики коррекции функционального состояния школьников

Классы МПК:A61M21/00 Прочие способы и устройства, вызывающие изменения в состоянии сознания; устройства для усыпления или прерывания сна механическими, оптическими или акустическими средствами, например для гипноза
A61B5/02 измерение пульса, частоты сердечных сокращений, давления или тока крови; одновременное определение пульса (частоты сердечных сокращений) и кровяного давления; оценка состояния сердечно-сосудистой системы, не отнесенная к другим рубрикам, например использование способов и устройств, рассматриваемых в этой группе в сочетании с электрокардиографией; сердечные катетеры для измерения кровяного давления
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Закрытое акционерное общество "БИОСВЯЗЬ" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-04-22
публикация патента:

Способ определения тактики коррекции функционального состояния школьников относится к медицине, точнее к выявлению ранних стадий нарушений функционального состояния школьников. Способ состоит в проведении сеансов тренировки диафрагмального дыхания с использованием биологической обратной связи по частоте сердечных сокращений (ЧСС), причем школьнику предлагают дышать, делая вдох после достижения минимального значения ЧСС на выдохе. Сначала по данным 1-2 сеансов определяют величину дыхательной аритмии (ДА) и в зависимости от ее величины и возраста школьника выставляют оценку от 5 до 1 балла. После этого проводят 5-10 сеансов тренировки и снова оценивают ДА в баллах. Если сохраняется первоначальная оценка в 5 баллов, сеансы прекращают. Если при первоначальных оценках 3-4 балла оценка сохраняется или увеличивается на 1-2 балла, сеансы продолжают до 11-15. Если при первоначальной оценке в 1-2 балла оценка увеличивается на 1-2 балла, сеансы продолжают до 16-20, а если она не меняется, сеансы приостанавливают, а школьника направляют на выявление сопутствующей патологии. После ее устранения цикл определения тактики коррекции повторяют. Способ позволяет определить такую тактику коррекции функционального состояния школьника, при которой достигается полная коррекция данного состояния.

Формула изобретения

Способ определения тактики коррекции функционального состояния школьников, отличающийся тем, что проводят 1-2 сеанса тренировки диафрагмального дыхания с использованием биологической обратной связи по частоте сердечных сокращений (ЧСС), причем школьнику предлагают дышать, делая вдох после достижения минимального значения ЧСС на выдохе, по данным этих сеансов определяют величину дыхательной аритмии (ДА) как разность между максимальной величиной ЧСС на вдохе и минимальной ЧСС на выдохе, и в соответствии с возрастной группой оценивают величину ДА в баллах, причем 1 балл соответствуют величине ДА, равной 0-9 уд./мин; для возраста 6-9 лет и величине ДА, равной 0-8 уд./мин; для 10-18 лет, 2 балла величине ДА, равной 10-18 уд./мин; для 6-9 лет и величине ДА, равной 9-16 уд./мин; для 10-18 лет, 3 балла - величине ДА, равной 19-27 уд./мин; для 6-9 лет и величине ДА, равной 17-24 уд./мин; для 10-18 лет, 4 балла - величине ДА, равной 28-36 уд./мин; для 6-9 лет и величине ДА, равной 25-32 уд./мин; для 10-18 лет, 5 баллов для величины ДА не менее 37 уд./мин; для 6-9 лет и величине ДА не менее 33 уд./мин для 10-18 лет, после чего всем школьникам проводят 5-10 тренировочных сеансов диафрагмального дыхания и затем вновь оценивают величину ДА в баллах и при сохранении оценки в 5 баллов сеансы прекращают, а при первоначальных оценках 3-4 балла, если оценка сохраняется или увеличивается на 1-2 балла, сеансы продолжают до 11-15, если при первоначальной оценке в 1-2 балла оценка увеличивается на 1-2 балла, сеансы продолжают до 16-20, а если она не меняется, сеансы приостанавливают, а школьника направляют на выявление сопутствующей патологии и после ее устранения повторяют цикл определения тактики коррекции.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к медицине, точнее к выявлению ранних стадий нарушений функционального состояния школьников, и может быть использовано при обследовании больших контингентов детей и подростков непосредственно в школах для выбора тактики коррекции их функционального состояния.

Анализ состояния здоровья учащихся общеобразовательных учреждений свидетельствует об увеличении количества детей с различными заболеваниями за период обучения в школе. Одной из причин ухудшения здоровья школьников становится система школьного образования, в результате в школу приходит около 30% здоровых детей, а среди выпускников остается около 10% [1]. Только 13-35% учащихся не имеют нарушений психики. Около 60% детей, приходящих в первый класс, имеют функциональные нарушения.

Известно, что функциональное состояние организма можно оценить по характеру регуляции сердечного ритма, так как волновая структура ритма, его вариабельность, является суперпозицией колебательных процессов всех функциональных систем [2]. Также известно, что спектральный анализ сердечного ритма является информативным методом оценки эффективности коррекции функционального состояния организма [3]. Особенно высокая информативность в спектре сердечного ритма принадлежит дыхательной аритмии, по которой судят о межсистемных взаимодействиях [4]. Дыхательная аритмия (ДА), известная за рубежом как респираторная синусовая аритмия - это изменения частоты сердечных сокращений (ЧСС) синхронно с дыхательными движениями. При вдохе ЧСС повышается, а при выдохе понижается. Величина ДА - это разность между максимальной величиной ЧСС на вдохе и минимальной на выдохе. При диафрагмальном дыхании, когда человек делает вдох при увеличении ЧСС, а выдох при ее уменьшении, величина ДА достигает максимального для данного человека значения. Известно, что эта величина ДА у здоровых людей уменьшается с возрастом [5].

Известно, что выработанное с помощью биологической обратной связи по ЧСС с достижением максимальной для данного человека ДА диафрагмальное дыхание обеспечивает паттерн глубокого, ритмического дыхания с фазой выдоха, превышающей фазу вдоха в 2-3 раза, с частотой дыхания 6-7 раз в минуту. Диафрагмальное дыхание снижает симпатическое возбуждение. Такое дыхание приводит к синхронизации работы дыхательной системы и сердца, что способствует коррекции функционального состояния человека, за счет чего наступает значительное улучшение у больных с такими заболеваниями, как астма, коронарная недостаточность, гипертензия, эпилепсия, снижается количество панических приступов, достигаются лучшие результаты при разнообразной деятельности [6, 7, 8]. Таким образом, диафрагмальное дыхание, выработанное с помощью тренировки с применением биологической обратной связи по частоте сердечных сокращений с достижением максимальной для данного пациента дыхательной аритмии, помогает скорректировать функциональное состояние школьников и приводит к общему оздоровлению школьного контингента при массовом его применении.

Известен способ определения тактики коррекции функционального состояния, осуществленный при применении диафрагмального дыхания для коррекции речи [6]. В этом способе у пациента регистрировали электромиограмму (ЭМГ) мышц плечевого пояса и при тренировке диафрагмального дыхания, если величина ЭМГ превышала таковую в спокойном состоянии, приостанавливали тренировку и проводили упражнения на релаксацию.

Недостатком этого способа являлась необходимость дополнительного измерения ЭМГ мышц плечевого пояса. Кроме того, этот способ не учитывал, что у пациента может быть сопутствующая патология, которая не позволяет достичь максимальной ДА, а значит не происходит полной коррекции функционального состояния.

Техническим результатом изобретения является возможность определения такой тактики коррекции функционального состояния школьников, при которой можно достичь полной коррекции.

Технический результат достигается тем, что школьнику проводят 1-2 сеанса тренировки диафрагмального дыхания с использованием биологической обратной связи по частоте сердечных сокращений (ЧСС), причем школьнику предлагают дышать, делая вдох после достижения минимального значения ЧСС на выдохе, по данным этих сеансов определяют величину дыхательной аритмии (ДА) как разность между максимальной величиной ЧСС на вдохе и минимальной ЧСС на выдохе, и в соответствии с возрастной группой оценивают величину ДА в баллах, причем 1 балл соответствуют величине ДА, равной 0-9 уд./мин для возраста 6-9 лет, и величине ДА, равной 0-8 уд./мин для 10-18 лет, 2 балла - величине ДА, равной 10-18 уд./мин для 6-9 лет, и величине ДА, равной 9-16 уд./мин для 10-18 лет, 3 балла - величине ДА, равной 19-27 уд./мин для 6-9 лет, и величине ДА, равной 17-24 уд./мин для 10-18 лет, 4 балла - величине ДА, равной 28-36 уд./мин для 6-9 лет и величине ДА, равной 25-32 уд./мин для 10-18 лет, 5 баллов - для величины ДА не менее 37 уд./мин для 6-9 лет и величине ДА не менее 33 уд./мин для 10-18 лет, после чего всем школьникам проводят 5-10 тренировочных сеансов диафрагмального дыхания и затем вновь оценивают величину ДА в баллах и при сохранении оценки в 5 баллов сеансы прекращают, а при первоначальных оценках 3-4 балла, если оценка сохраняется или увеличивается на 1-2 балла, сеансы продолжают до 11-15, если при первоначальной оценке в 1-2 балла оценка увеличивается на 1-2 балла, сеансы продолжают до 16-20, а если она не меняется, сеансы приостанавливают, а школьника направляют на выявление сопутствующей патологии и после ее устранения повторяют цикл определения тактики коррекции.

В своих многочисленных работах по исследованию влияния диафрагмально-релаксационного дыхания, вырабатываемого с помощью биологической обратной связи (БОС) по частоте сердечных сокращений (ЧСС), мы обратили внимание на то, что ДА зависит не только от возраста, но и от функционального состояния пациента, причем при одинаковом возрасте при лучшем состоянии ДА выше. Результаты, полученные нами при массовом обследовании в 2002 году более 1000 школьников ряда школ г. Санкт-Петербурга, показали, что по величине ДА можно судить о функциональном состоянии школьников и в зависимости от этой величины проводить определенное количество сеансов тренировки диафрагмального дыхания для коррекции функционального состояния. При этом школьников в зависимости от возраста можно разбить на две группы: начальная школа (возраст 6-9 лет) и средняя школа (возраст 10-18 лет). Наша работа в школах показала, что для школьников во время работы в классе важной мотивацией является оценка. Поэтому величина ДА соотносится в зависимости от возраста с обыкновенной школьной оценкой: от 1 (наименьшая ДА) до 5 (наивысшая для данного возраста ДА). Кроме того, сведение величины ДА к единообразной оценке дает возможность сравнивать функциональное состояние школьников разного возраста. Таким образом, определяя величину ДА во время 1-2 сеансов тренировки диафрагмального дыхания по ЧСС, мы определяем функциональное состояние данного школьника и фактически его уровень здоровья. Очевидно, что чем выше первоначальная оценка, тем, скорее всего, меньше сеансов тренировки надо провести. Но наши исследования показали, что не все школьники реагируют одинаково на сеансы даже при одинаковых первоначальных оценках. При этом, если первоначальная оценка 5, она в дальнейшем не уменьшается, а для профилактики проводят 5-10 сеансов тренировки для закрепления навыка диафрагмального дыхания. Если первоначальная оценка 3-4, это свидетельствует о нарушенном функциональном состоянии, что требует для его коррекции большего количества сеансов тренировки. При этом уже после первых 5-10 сеансов оценка возрастает на 1-2 балла. Для полной коррекции функционального состояния продолжительность курса коррекции увеличивают до 11-15 сеансов. Особенно пристального внимания требуют школьники с первоначальной оценкой 1-2. Такая оценка может свидетельствовать о скрытой патологии, это могут быть заболевания бронхолегочной или сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта, урологические заболевания, нарушение осанки и др. При этом сеансы тренировки могут не давать значительных результатов, то есть величина ДА будет увеличиваться так незначительно, что оценка не изменится. В таком случае необходимо выявить и устранить скрытую патологию, а затем снова провести весь цикл. Конкретные пределы изменения ДА были нами определены в процессе исследований.

Сущность предлагаемого способа определения тактики коррекции функционального состояния школьников состоит в следующем.

Весь процесс определения тактики коррекции разбивается на три этапа.

Первый этап - диагностический. Он состоит из 1-2 сеансов тренировки диафрагмального дыхания по частоте сердечных сокращений длительностью не более 10 мин каждый. Во время тренировки у пациента регистрируют мгновенные значения ЧСС и подают их в виде звуковых и/или световых сигналов обратной связи. Пациенту предлагают дышать плавно, ритмично, без задержек вдоха и выдоха, постепенно увеличивая ДА, делая вдох после достижения минимального значение ЧСС на выдохе. Живот при вдохе выпячивается, на выдохе втягивается. Вдох производят через нос, без напряжения, выдох - через полуоткрытый рот, медленно. Периоды тренировки чередуются с периодами отдыха. Во время отдыха у пациента продолжают регистрировать мгновенную ЧСС, а он продолжает дышать животом. Однако сигналы обратной связи ему не подаются, а за изменениями ЧСС следит инструктор. В течение всего сеанса регистрируют мгновенную ЧСС и в каждом цикле дыхания во время периодов тренировки вычисляют величину ДА как разность между ЧСС максимальной на вдохе и ЧСС минимальной на выдохе. Артефакты из расчета исключаются. Затем рассчитывается средняя величина ДА за сеанс, которая оценивается в баллах. В начальной школе (возраст 6-9 лет) при ДА, равной 0-9 уд./мин, ставится оценка в 1 балл, при ДА=10-18 уд./мин - 2 балла, при ДА=19-27 уд./мин - 3 балла, при ДА=28-36 уд./мин - 4 балла и при ДАспособ определения тактики коррекции функционального   состояния школьников, патент № 22331807 уд./мин - 5 баллов. В средней школе (возраст 10-18 лет) при ДА, равной 0-8 уд./мин, ставится оценка в 1 балл, при ДА=9-16 уд./мин - 2 балла, при ДА=17-24 уд./мин - 3 балла, при ДА=25-32 уд./мин - 4 балла и при ДАспособ определения тактики коррекции функционального   состояния школьников, патент № 22331803 уд./мин - 5 баллов.

Второй этап - проведение оценочной коррекции функционального состояния школьников.

Целью этого этапа является закрепление навыка диафрагмального дыхания при оценке в 5 баллов. При более низких оценках на этом этапе важно выяснить, как организм школьника реагирует на диафрагмальное дыхание. Этот этап длится в течение 5-10 сеансов. Проводят периоды тренировки и отдыха так же, как на первом этапе. Длительность сеанса может доходить на этом этапе до 15-25 минут. Как при проведении первого этапа, на каждом сеансе рассчитывают среднюю величину ДА за сеанс и сравнивают ее с ДА, полученной на первом этапе. При удовлетворительном первоначальном функциональном состоянии школьника (оценка 3-4) в конце этого этапа оценка обычно возрастает до 4-5, после чего переходят к третьему этапу тренировки. При неудовлетворительном первоначальном функциональном состоянии (оценка 1-2) возможны два варианта. Если в конце этого этапа оценка возрастает на 1-2 балла, переходят к третьему этапу. Если же оценка не меняется, сеансы прекращают, а школьника направляют на полное клиническое обследование для выявления скрытой патологии. После устранения этой патологии школьнику повторно проводят весь цикл определения тактики коррекции.

Третий этап - при достигнутой на втором этапе оценке 5 баллов проводят закрепление навыка диафрагмального дыхания. При более низких оценках проводимые на данном этапе сеансы тренировки предназначены для коррекции функционального состояния школьника. Во время этого этапа, который продолжается в течение 5-10 сеансов, длительностью 15-20 минут каждый, как на предыдущих этапах, продолжают регистрировать мгновенные значения ЧСС и рассчитывают среднюю величину ДА за сеанс. Цель данного этапа - так скорректировать функциональное состояние школьника, чтобы он стабильно получал оценку 5. При достижении этого результата тренировку прекращают.

Сущность способа поясняется примерами.

Пример 1. Школьник П., 7 лет, посещает 1 класс общеобразовательной школы. Обследован 9.09.2002 г. По словам матери, мальчик часто болел во время посещения детского сада, а воспитатели в детском саду жаловались на рассеянность мальчика во время подготовительных занятий к школе.

Предварительно школьнику и его родителями в доступной форме рассказали о методе БОС, о том, что приборы не наносят никакого вреда, а являются только регистрирующими. Затем методист помог ребенку найти удобное положение в кресле и научил его расслабляться. После этого ребенку объяснили, что дышать он должен животом. На вдохе живот надувается, на выдохе втягивается. Вдох делается через нос, а выдох - через слегка сомкнутые губы. Чтобы выдох был более длительный, чем вдох, ребенку предлагают мысленно представить, что он дует на парус кораблика. Когда ребенок освоил дыхание животом, переходят к проведению диагностических сеансов тренировки диафрагмального дыхания.

Сеанс 1. 10.09.02.

Школьник сидит в удобном кресле, комфортно, плечи, грудь, руки расслаблены. На грудную клетку накладывают электроды, соединенные с прибором регистрации электрокардиограммы (ЭКГ). Обработка ЭКГ осуществляется в компьютере, на экране которого значения мгновенной ЧСС отражаются в виде высоты столбика. Методист предлагает школьнику дышать спокойно, ровно, вдох легкий через нос, не очень глубокий, выдох плавный через рот. Дыхание осуществлять с опорой на диафрагму и мышцы живота. Мышцы рук, плеч, лица не напрягать. Школьник должен начинать вдох, как только высота столбика станет минимальной и начнет увеличиваться, а выдох, когда высота столбика станет максимальной и начнет уменьшаться. Периоды тренировки длительностью 3 минуты чередовались с периодами отдыха длительностью 1 минута. Во время периодов отдыха на экран компьютера выводились слайды с изображением природы, животных, сказочных персонажей и звучала спокойная музыка. Во время отдыха школьник продолжал дышать животом. На экране также выводится информация для инструктора: мгновенные значения ЧСС в виде пульсограммы и вычисленные значения средней ДА за каждую минуту тренировки и отдыха. Сеанс длился 13 минут, в течение которых было 9 минут тренировки. Величина ДА во время периодов тренировки равна соответственно 22, 23, 20, 18, 20, 21, 20, 19 и 20 уд./мин. Инструктор определяет среднюю ДА за сеанс: ДА=(22+23+20+18+20+21+20+19+20)/9=20 уд./мин. В соответствии с нашими данными школьнику выставляется оценка в 3 балла. В связи с тем, что в течение сеанса во время периодов тренировки в 70% случаев наблюдалась синхронизация фаз дыхания и изменений ЧСС, второго диагностического сеанса решили не проводить.

Сеансы 2-5. 11.09.02-23.09.02. Сеансы проводились по схеме первого сеанса. Длительность периодов тренировки и отдыха может меняться в зависимости от состояния школьника и его реакции на тренировку. Длительность сеансов увеличена до 20 минут, так как во время сеансов у школьника не наблюдались явления усталости и головокружения. Для повышения мотивации сигналы обратной связи подавались школьнику в виде анимационных сюжетов (закрашивание забора, открывание слайда и др.). Так же, как во время первого сеанса, на каждом сеансе рассчитывалась средняя ДА за сеанс. В каждом сеансе она соответственно была равна 22, 24, 27, 35 ударов в минуту. После пятого сеанса оценка повысилась до 4 баллов. Резкое увеличение ДАср после четвертого сеанса объясняется тем, что школьник овладел навыком диафрагмального дыхания. Это подтверждается и синхронизацией фаз дыхания и изменений ЧСС практически во всех дыхательных циклах.

Сеансы 6-7. 25-30.09.02. Схема проведения сеансов не меняется. ДАср на 6-м сеансе достигает 38 уд./мин и сохраняется на седьмом сеансе. Оценка, таким образом, в течение двух сеансов сохраняется в 5 баллов. Переходим к третьему этапу определения тактики коррекции. Так как достигнута оценка в 5 баллов, третий этап проводится для закрепления навыка диафрагмального дыхания и длится 5 сеансов.

Сеансы 8-12. 2-16.10.02. Сеансы проводят аналогично предыдущим. В течение всех сеансов стабильно сохраняется оценка в 5 баллов.

В дальнейшем раз в две-три недели проводятся сеансы тренировки для поддержания навыка диафрагмального дыхания. Наблюдение в течение 6 месяцев показало, что мальчик не болел даже в период эпидемии гриппа. Учителя отмечают его внимание на уроках, усидчивость, повышение успеваемости. Все это свидетельствует о коррекции функционального состояния школьника.

Пример 2. Школьница В., 12 лет, учащаяся 7-го класса общеобразовательной школы. Обследована 10.09.2002 г. У девочки из-за преобладания процессов возбуждения, эмоциональной неустойчивости наблюдаются особенности поведения в виде раздражительности, плаксивости, с резкими перепадами настроения. Внимание концентрирует слабо. Повышенная тревожность, быстрая утомляемость и, как следствие, плохая учеба и трудности общения с родителями и взрослыми.

Как в примере 1, предварительно проведена беседа со школьницей и матерью. Девочка обучена навыкам дыхания животом.

Сеанс 1. 11.09.02. Схема проведения сеанса аналогична сеансу 1 примера 1. Рассчитанная за периоды тренировки ДА составляла всего 2 удара в минуту. В связи с тем, что во время периодов тренировки синхронизация фаз дыхания и изменений ЧСС происходила всего в 40% дыхательных циклов, проведен второй диагностический сеанс тренировки.

Сеанс 2. 13.09.02. Схема проведения сеанса не меняется. Девочка привыкает дышать диафрагмально, и синхронизация фаз дыхания и изменений ЧСС происходит в 75% дыхательных циклов. ДА=6 уд./мин. Соответственно, оценка - 1 балл.

Сеансы 3-7. 17.09-8.10.02. Схема проведения сеанса не меняется. Длительность постепенно увеличивается до 20 минут. На каждом сеансе рассчитывается Да. Она соответственно равна 6, 7, 6, 8, 8 ударов в минуту. Оценка не меняется, но на последних сеансах отмечается стабильность показателя на границе с лучшей оценкой. Решено продлить сеансы этого этапа до 10.

Сеансы 8-12. 10-24.10.02. Схема сеансов не меняется. ДАср увеличивается от сеанса к сеансу, что свидетельствует об устойчивой выработке диафрагмального дыхания. ДАср равна 9, 12, 13, 15, 18 ударов в минуту. Оценка изменилась до 3 баллов. Девочка говорит, что стала лучше себя чувствовать на уроках, меньше утомляется. Несколько улучшилась успеваемость. Переходим к третьему этапу.

Сеансы 13-20. 29.10-21.11.02. длительность сеансов постепенно увеличивается до 25 минут. Схема проведения сеансов не меняется. Девочка явно приобретает уверенность в себе, навык диафрагмального дыхания устойчив. ДА меняется от сеанса к сеансу. Она последовательно равна 23, 21, 27, 31, 29, 32, 34, 35 ударов в минуту. Колебания величины ДА в сторону уменьшения отмечались в те дни, когда девочка, по ее словам, была расстроена полученной на предыдущем уроке плохой оценкой. На последних сеансах оценка стабильно равна 5 баллам. Курс тренировки закончен.

Сеансы тренировки после этого проводятся раз в две недели для поддержания навыка диафрагмального дыхания. Учителя отмечают усидчивость и внимательность девочки на уроках. Мать отметила улучшение настроения, отсутствие приступов раздражительности. Все это свидетельствует о коррекции функционального состояния школьницы.

Пример 3. Школьник Т., 14 лет. Ученик 9 класса гимназии. Учится хорошо. Занимается спортом - посещает волейбольную секцию. Обследован 10.09.2002. Жалуется на головные боли (не частые) и неспокойный сон. Проведена предварительная беседа и обучение навыкам дыхания животом.

Сеанс 1. 11.09,02. Схема проведения сеанса аналогична сеансу 1 примера 1. Синхронизация фаз дыхания и изменений ЧСС происходила более чем в 70% дыхательных циклов. Средняя ДА, рссчитанная за 9 периодов тренировки сеанса, равна 38. Выставляется оценка 5 баллов.

Сеансы 2-6. 13.09-5.10.02. Схема проведения сеансов аналогична предыдущим примерам. Длительность сеанса составляет 20-25 минут. Сначала ДА несколько возрастает и составляет соответственно 40, 42, 43 уд./мин, а на последних двух сеансах остается стабильно равной 43 уд./мин, причем ДА практически не меняется во время сеанса, как в периоды тренировки, так и в периоды отдыха. Все это свидетельствует о приобретении школьником стабильного навыка диафрагмального дыхания. Тренировки прекращены.

В дальнейшем раз в две недели для поддержания навыка диафрагмального дыхания проводятся тренировочные сеансы. Школьник отметил, что приступы головной боли практически прекратились, а сон стал более спокойным, что свидетельствует о коррекции его функционального состояния.

Пример 4. Школьник Г., 17 лет. Ученик 11-го класса гимназии. Учится хорошо. Обследован 10.09.02. Жалуется на бессонницу, следовательно, быструю утомляемость, на большие перегрузки в школе, на то, что очень много времени тратит на уроки, чтобы получить хорошую оценку. Проведена предварительная беседа со школьником, он обучен навыкам дыхания животом.

Сеанс 1-2. 11-13.09.02. Как в предыдущем примере, пришлось провести два диагностических сеанса тренировки, так как во время первого сеанса синхронизация фаз дыхания и изменений ЧСС происходила менее чем в 60% дыхательных циклов. Во время второго сеанса синхронизация стала устойчивой. Рассчитали среднюю величину ДА за сеанс. Она оказалась равной 15 уд./мин. Оценка - 2 балла, что свидетельствует о неудовлетворительном функциональном состоянии школьника.

Сеансы 3-7. 17.09-8.10.02. Схема проведения сеанса не меняется. Длительность постепенно увеличивается до 20 минут. ДА от сеанса к сеансу практически не меняется и составляет 15, 16, 15, 14, 15 ударов в минуту. В связи с отсутствием динамики в показателе ДА и низкой оценкой уровня здоровья решено сеансы прекратить и направить школьника на дополнительное клиническое обследование. Во время обследования выяснилось, что у школьника хронический гастрит и холецистит, вызванный лямблиозом. Он постоянно жаловался на боли в правом боку, но из-за отсутствия времени не ходил к врачам. После проведенного курса лечения школьник вернулся на повторный курс определения тактики коррекции функционального состояния.

Повторный курс.

Сеанс 1. 14.11.02.

Уже на первом сеансе синхронизация достигается в 70% дыхательных циклов. ДА=17 уд./мин. Оценка - 3 балла, хотя и на границе с 2 баллами. Переходим ко второму этапу.

Сеанс 2-6. 19.11-3.12.02. Школьник быстро овладевает навыком диафрагмального дыхания. ДА растет от сеанса к сеансу: 20, 25, 30, 32, 30 удара в минуту. Уже на третьем сеансе оценка повышается до 4 баллов и сохраняется на пятом и шестом сеансе. Переходим к третьему этапу, на котором производится закрепление навыка диафрагмального дыхания.

Сеансы 7-11. 5-19.12.02. На восьмом и десятом сеансах оценка повышалась до 5, однако стабильности результатов не было. Длительность сеансов увеличена до 25 минут. Решено продлить тренировки до 15 сеансов.

Сеансы 12-15. В связи с приближающимися зимними каникулами тренировочные сеансы проводили через день: 20.12-28.12. С 13-го сеанса появилась стабильная оценка 5 баллов, которая сохранялась в течение следующих двух сеансов. Тренировки закончены. В дальнейшем (уже после зимних каникул) продолжаем проводить подкрепляющие сеансы тренировки раз в 2 недели. Школьник отметил меньшую утомляемость, лучшую сосредоточенность на уроках, так как стал лучше спать. Поэтому меньше времени тратит на приготовление уроков при сохранении хорошей успеваемости. Все это свидетельствует о коррекции функционального состояния школьника.

Предлагаемый способ разработан в ЗАО “Биосвязь” и прошел апробацию в течение 2002-2003 гг. на базе гимназии №343, школы №4 в г. Санкт-Петербурге, а также в рамках программы “Массовое оздоровление населения методом биологической обратной связи через систему образования” в г. Большой Камень Приморского края. Всего обследован 651 школьник в возрасте от 6 до 18 лет с различными нарушениями функционального состояния. У каждого пациента было проведено от 11 до 20 сеансов длительностью от 10 до 25 минут каждый. При этом благодаря возможности выбора тактики коррекции, назначался оптимальный курс коррекции, индивидуальный для каждого школьника. Педагогами, логопедами, родителями отмечено значительное улучшение общего эмоционального фона у детей: положительные изменения в поведенческой и личностной сфере, снижение негативных эмоциональных проявлений. Скорректированное функциональное состояние привело к улучшению показателей высших психических функций: процессов мышления, восприятия, произвольного внимания; увеличился объем памяти, повысилась работоспособность, самооценка и мотивация к учебе. Сейчас реализация программы “Массовое оздоровление населения”, в рамках которой выбор тактики коррекции проводится предлагаемым способом, осуществляется в средних образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, в городах Приморского края и Псковской области.

Предлагаемый способ определения тактики коррекции функционального состояния школьников по сравнению с аналогами не требует применения дополнительных диагностических процедур и позволяет достичь полной коррекции функционального состояния школьников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Теречева М.Н. Внедрение технологии биологической обратной связи в систему образования как одно из ведущих условий обеспечения качества образования//Здоровье России и биологическая обратная связь. Материалы XVI Общероссийского форума. Санкт-Петербург, 2003. С.205.

2. Рифтин А.Д. Модель распознавания функционального состояния организма на основе математического анализа сердечного ритма//Физиология человека. 1990. Т. 16. №3. С.165.

3. Петров Д.Н. Особенности вариабельности сердечного ритма операторов авиакосмического профиля в процессе профессиональной деятельности. Автореф. дисс.... канд. мед. наук - Санкт-Петербург, 2001. - 18 с.

4. Фролова Н.Л. Произвольная регуляция респираторной синусовой аритмии при нейроциркуляторной дистонии. Автореф. дисс.... канд. мед. наук - Санкт-Петербург, 2000. - 3 с.

5. Waddington, J.L., MacCulloch, M.J., & Sambrooks, J.E. (1979). Resting heart rate variability in man declines wiht age. Experientia, 35, 1197-1198.

6. Сметанкин А.А., Вовк О.Н., Бурмистров А.С. Способ коррекции речи. Патент РФ №2128944. Бюл. №11, 20.04.99.

7. Ледина В.Ю., Сметанкин А.А. Способ подготовки беременной к родам. Патент РФ №2134542. Бюл. №23, 20.08.99.

8. Яковлев Н.М., Сметанкин А.А. Способ лечения опийной зависимости, отягощенной нейроциркуляторной дистонией, у подростков в остром периоде. Патент РФ №2190952, Бюл. №29, 20.10.2002.

Класс A61M21/00 Прочие способы и устройства, вызывающие изменения в состоянии сознания; устройства для усыпления или прерывания сна механическими, оптическими или акустическими средствами, например для гипноза

способ психоневрологической реабилитации -  патент 2529374 (27.09.2014)
способ профилактики употребления наркотиков подростками -  патент 2528852 (20.09.2014)
способ немедикаментозного воздействия с использованием прогрессирующей мышечной релаксации и управляемой мысленной визуализации в лечении пациентов с артериальной гипертонией -  патент 2525736 (20.08.2014)
способ коррекции ожирения абдоминального типа -  патент 2525007 (10.08.2014)
способ комплексного воздействия на нервно-рефлекторные механизмы зуда у больных атопическим дерматитом -  патент 2523634 (20.07.2014)
способ лечения эпилепсии -  патент 2522990 (20.07.2014)
способ коррекции психофизиологического состояния спортсменов -  патент 2522377 (10.07.2014)
способ восстановительного лечения больных ишемической болезнью сердца после операции на сердце в условиях поликлиники -  патент 2518594 (10.06.2014)
способ нейрогормональной коррекции и омоложения с помощью музыкально-акустических воздействий -  патент 2518538 (10.06.2014)
способ активизации роста лейкоцитарной массы и комплексной коррекции состава крови в акустическом поле in vitro -  патент 2518534 (10.06.2014)

Класс A61B5/02 измерение пульса, частоты сердечных сокращений, давления или тока крови; одновременное определение пульса (частоты сердечных сокращений) и кровяного давления; оценка состояния сердечно-сосудистой системы, не отнесенная к другим рубрикам, например использование способов и устройств, рассматриваемых в этой группе в сочетании с электрокардиографией; сердечные катетеры для измерения кровяного давления

способ оценки вегетативной регуляции деятельности системы кровообращения -  патент 2526257 (20.08.2014)
способ прогнозирования уровня адаптации горноспасателей к индивидуальным средствам защиты -  патент 2524770 (10.08.2014)
способ определения риска возникновения сердечно-сосудистых осложнений у больных хронической ишемической болезнью сердца в течение ближайших 3 лет -  патент 2524417 (27.07.2014)
способ экспресс-оценки функционального состояния артериального сосудистого русла -  патент 2523680 (20.07.2014)
способ физической реабилитации больных ишемической болезнью сердца после хирургического лечения с использованием бальных танцев -  патент 2519977 (20.06.2014)
устройство для пульсовой диагностики -  патент 2519629 (20.06.2014)
способ диагностики нарушения сократимости муфт легочных вен после процедуры радиочастотной аблации -  патент 2518926 (10.06.2014)
способ обезболивания после тотального эндопротезирования тазобедренного сустава при деформирующих коксартрозах -  патент 2515754 (20.05.2014)
способ профилактики развития мозговых нарушений и осложнений сердечно-сосудистых заболеваний в предгипертоническом состоянии -  патент 2515482 (10.05.2014)
способ непрямой оценки потребления кислорода человеком -  патент 2514885 (10.05.2014)
Наверх