ракетный блок

Классы МПК:B64G1/00 Космические летательные аппараты
B64G1/40 размещение и модификация двигательных систем
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный космический научно-производственный центр им.М.В.Хруничева" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2002-12-18
публикация патента:

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано в конструкциях баковых отсеков верхних ступеней ракет-носителей. Предложенный ракетный блок содержит двигательную установку, приборный отсек и топливные баки с общим разделительным днищем. Баки соединены с одной стороны, в верхней части, с полезным грузом, а с другой стороны, в нижней части, через стыковочные узлы - с ракетой-носителем. Общее разделительное днище выполнено в виде конической обечайки, передающей нагрузку между полезным грузом и ракетой-носителем. Обечайка имеет верхний внутренний и нижний наружный шпангоуты на концах указанного днища. Топливные баки соединены с полезным грузом при помощи стыковочного узла на верхнем внутреннем шпангоуте общего разделительного днища через переходную систему. С ракетой-носителем данные баки соединены через стыковочные узлы нижнего наружного шпангоута. Технический результат изобретения состоит в уменьшении массы ракетного блока и повышении плотности его компоновки за счет предложенной силовой схемы передачи нагрузок. 1 ил.

Рисунок 1

Формула изобретения

1. Ракетный блок, содержащий двигательную установку с маршевым двигателем, приборный отсек и топливные баки горючего и окислителя с общим разделительным днищем, соединенные с одной стороны, в верхней части, с полезным грузом, а с другой стороны, в нижней части, через стыковочные узлы - с ракетой-носителем, отличающийся тем, что общее разделительное днище выполнено в виде конической обечайки, передающей нагрузку между полезным грузом и ракетой-носителем, с верхним внутренним шпангоутом и нижним наружным шпангоутом на концах указанного днища, причем топливные баки соединены с полезным грузом при помощи стыковочного узла на указанном верхнем внутреннем шпангоуте через переходную систему, а с ракетой-носителем - через стыковочные узлы указанного нижнего наружного шпангоута.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к ракетной технике, а точнее к ракетным блокам ракет-носителей.

Известны ракетные блоки, имеющие двигательную установку с маршевым двигателем и топливными баками, приборный отсек (см., например, книгу "Ракеты-носители". /Под. ред. С.О.Осипова. - М.: Воениздат, 1981 г., с. 32-38).

Недостатками известных ракетных блоков являются их недостаточно плотная компоновка и значительные продольные габариты.

Известен ракетный блок (разгонный блок), содержащий двигательную установку с маршевым двигателем и топливными баками горючего и окислителя с общим разделительным днищем, имеющим стыковочные узлы с замками для соединения с одной стороны в нижней части с ракетой-носителем, а с другой стороны в верхней части с приборным отсеком и полезным грузом (см., например, патент РФ №2156723, кл. B 64 G 1/14, от 03.11.99 г.).

Однако данный ракетный блок также имеет довольно низкую плотность компоновки и значительную массу.

Задачей данного изобретения является создание ракетного блока с техническим результатом в виде уменьшения массы и повышения плотности компоновки за счет применения новой силовой схемы передачи нагрузки.

Данная задача решается тем, что в ракетном блоке, содержащем двигательную установку с маршевым двигателем, приборный отсек и топливные баки горючего и окислителя с общим разделительным днищем, соединенные с одной стороны, в верхней части, с полезным грузом, а с другой стороны, в нижней части, через стыковочные узлы с ракетой-носителем, в соответствии с изобретением общее разделительное днище выполнено в виде конической обечайки, передающей нагрузку от полезного груза на ракету-носитель и от ракеты-носителя на полезный груз, с верхним внутренним шпангоутом и нижним наружным шпангоутом на концах днища, объединяющего оба бака, причем топливные баки соединены с полезным грузом с помощью стыковочного узла на верхнем внутреннем шпангоуте общего разделительного днища через переходную систему, а с ракетой-носителем - через стыковочные узлы нижнего наружного шпангоута общего разделительного днища.

Ракетный блок, изображенный на чертеже, содержит двигательную установку с маршевым двигателем 1 и топливные баки 2 окислителя и горючего, монтируемые на ракете-носителе 3. Топливные баки имеют общее разделительное днище 4 со стыковочными узлами для соединения с одной стороны, в нижней части, с ракетой-носителем 3 через нижний наружный шпангоут 5 топливных баков 2 и с другой стороны, в верхней части, через верхний внутренний шпангоут 6 топливных баков с приборным отсеком 7 и через переходную систему 8 с полезным грузом 9. Приборный отсек располагается на приборной раме, которая крепится также к переходной системе. В зависимости от состава приборов приборный отсек может быть герметичным или негерметичным. Топливные баки объединены в единый блок - топливный отсек с общим разделительным днищем. Разделительное днище выполнено в виде конической обечайки и является силовым элементом конструкции, работающим на передачу нагрузок от полезного груза на ракету-носитель и от ракеты-носителя на полезный груз, а другие стенки бака не работают на эти нагрузки.

Нижний (внутренний) бак образован двумя днищами, где верхнее днище является разделительным и представляет собой силовой несущий конус. Двигательная установка расположена в нише нижнего (внутреннего) бака, что также повышает плотность компоновки разгонного блока.

Наружный (верхний) топливный бак представляет из себя торовый бак с внутренней стенкой - общим разделительным днищем в виде конуса - и боковой, несиловой, разгруженной от усилий полезного груза цилиндрической обечайкой, а также верхним днищем. Поэтому боковая, несиловая стенка может быть выполнена более тонкой и легкой по сравнению с обычными силовыми стенками баков традиционной конструкции.

Стенки приборного отсека (в случае если он герметичный) и приборная рама разгружены и не передают нагружение от полезного груза на топливные баки.

Таким образом, технический результат, заключающийся в уменьшении массы и увеличении плотности компоновки, по сравнению с конструкциями ракетных блоков, имеющих топливные баки с совмещенными днищами, достигается за счет применения новой силовой схемы, где совмещаются в одном элементе конструкции (общее разделительное коническое днище) функции:

- разделение компонентов топлива;

- передача внешнего силового нагружения;

- выполнение функций стенки нижнего бака (внутреннего бака) и наружного (внешнего) бака.

При этом при передаче нагружения от полезного груза на стенки ракето-носителя в изобретении реализуются подходы:

- передача усилий по кратчайшему пути;

- максимальное использование элементов конструкции;

- минимальное количество элементов.

Класс B64G1/00 Космические летательные аппараты

шариковый замок -  патент 2529250 (27.09.2014)
двухступенчатая аэрокосмическая система /варианты/ -  патент 2529121 (27.09.2014)
система хранения криогенной жидкости для космического аппарата -  патент 2529084 (27.09.2014)
устройство фиксации предметов в невесомости -  патент 2528516 (20.09.2014)
фиксатор предметов в невесомости -  патент 2528509 (20.09.2014)
развертываемое тормозное устройство для спуска в атмосфере планет -  патент 2528506 (20.09.2014)
страховочное устройство для условий невесомости -  патент 2528504 (20.09.2014)
устройство фиксации предметов в невесомости -  патент 2528497 (20.09.2014)
способ обеспечения переносимости космонавтами эксплуатационных и аварийных перегрузок в космическом летательном аппарате -  патент 2527615 (10.09.2014)
кресло космонавта -  патент 2527603 (10.09.2014)

Класс B64G1/40 размещение и модификация двигательных систем

система хранения криогенной жидкости для космического аппарата -  патент 2529084 (27.09.2014)
бортовая электролизная установка космического аппарата -  патент 2525350 (10.08.2014)
бак топливный космического аппарата для хранения и подачи жидких компонентов -  патент 2522763 (20.07.2014)
летательный аппарат -  патент 2521145 (27.06.2014)
ионная двигательная установка космических аппаратов -  патент 2518467 (10.06.2014)
связка из двух пар баков и летательная пусковая установка, снабженная такой связкой -  патент 2509039 (10.03.2014)
способ ударного воздействия на опасные космические объекты и устройство для его осуществления -  патент 2504503 (20.01.2014)
блок тяги жидкостного ракетного двигателя -  патент 2502645 (27.12.2013)
двигательная установка космического летательного аппарата (варианты) и способ ее эксплуатации -  патент 2497730 (10.11.2013)
покрытие мультипликатора инжекторного ускорителя реактивного двигателя для космических и летательных аппаратов десятого поколения, подводных лодок и морских торпед -  патент 2495790 (20.10.2013)
Наверх