способ обучения (варианты)

Классы МПК:A61B5/16 устройства для проведения психологических опытов
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Яновская Наталья Николаевна (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2002-04-10
публикация патента:

Изобретение относится к области образования, а именно к способам обучения. На подготовительной стадии на носитель информации записывают управляющие сигналы для последующего воспроизведения на стадии обучения. При этом в качестве управляющих сигналов используют раздражитель, который при воздействии на пользователя вызывает тета-ритм или сочетание тета-ритма с экзальтацией альфа-волн при электроэнцефалографии. Также используют способ обучения, характеризующийся тем, что на подготовительной стадии речевую изучаемую информацию записывают на носитель информации в виде речитатива. Кроме того, используют способ обучения, характеризующийся тем, что на подготовительной стадии речевую изучаемую информацию записывают на носитель информации с выделением участков речи, произносимых нараспев, для последующего воспроизведения на стадии обучения. Кроме того, используют способ обучения, в котором на подготовительной стадии на носитель информации записывают речевую изучаемую информацию, содержащую знания в виде романса или речитатива, или изучаемую информацию с выделением участков речи, произносимых нараспев, для воспроизведения ее на стадии обучения. При этом на визуально изучаемую информацию записывают информацию в виде мультфильма, фильма, компьютерной игры или программы. Используют способ обучения, в котором на носитель информации записывают изучаемую информацию и управляющие сигналы, которые формируют путем расчленения визуально изучаемой информации на формы одинакового или различного размера по типу “схемы для вышивания”. Способ позволяет интенсифицировать процесс обучения. 5 н. и 11 з.п.ф-лы.

Формула изобретения

1. Способ обучения, характеризующийся тем, что на подготовительной стадии на носитель информации записывают управляющие сигналы для последующего воспроизведения на стадии обучения, при этом в качестве управляющих сигналов используют раздражитель, который при воздействии на пользователя вызывает тета-ритм или сочетание тета-ритма с экзальтацией альфа-волн при электроэнцефалографии.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что звуковой раздражитель формируют путем преобразования электроэнцефалограммы, содержащей тета-ритм или сочетание тета-ритма с экзальтацией альфа-волн, в область звукового частотного диапазона.

3. Способ по п.2, отличающийся тем, что цветовой/световой раздражитель формируют путем преобразования звукового раздражителя в область цветового/светового частотного диапазона.

4. Способ обучения, характеризующийся тем, что на подготовительной стадии речевую изучаемую информацию, подготовленную из источников знаний, записывают на носитель информации в виде речитатива для последующего воспроизведения на стадии обучения.

5. Способ по п.4, отличающийся тем, что в речитативе используют фиксированные звуковысотные отношения и интонирование.

6. Способ по п.4, отличающийся тем, что дополнительно используют музыкальное сопровождение, которое вместе с изучаемой информацией на подготовительной стадии записывают на технические носители информации, при этом изучаемую информацию записывают в виде речитатива.

7. Способ по п.4, отличающийся тем, что на стадии обучения обучаемый и/или обучающий своим голосом пропевают речитатив, используя бумажные носители информации с текстом и нотами речитатива или подпевая за голосом исполнителя при воспроизведении речитатива из технических средств информации.

8. Способ по п.4, отличающийся тем, что для одновременного обучения изучаемой информации и иностранному языку на носитель информации записывают речевую изучаемую информацию, подготовленную в виде перевода речевой изучаемой информации на иностранный язык в виде речитатива с сохранением речевой интонации и ритмики.

9. Способ обучения, характеризующийся тем, что на подготовительной стадии речевую изучаемую информацию, подготовленную из источников знаний, записывают на носитель информации с выделением участков речи, произносимых нараспев, для последующего воспроизведения на стадии обучения.

10. Способ по п.9, отличающийся тем, что в речевой изучаемой информации изменяют ритм и интонацию.

11. Способ по п.9, отличающийся тем, что на стадии обучения воздействие осуществляют путем произношения речевой изучаемой информации нараспев.

12. Способ по п.9, отличающийся тем, что участки речи со смысловой значимостью выделяют цветом или шрифтом, или подчеркивают, или представляют в виде нот.

13. Способ по п.9, отличающийся тем, что для одновременного обучения изучаемой информации и иностранному языку на носитель информации записывают речевую изучаемую информацию, подготовленную в виде перевода речевой изучаемой информации на иностранный язык с выделением участков речи, произносимых нараспев.

14. Способ обучения, характеризующийся тем, что на подготовительной стадии на носитель информации записывают речевую изучаемую информацию, содержащую знания в виде романса или речитатива, или изучаемую информацию с выделением участков речи, произносимых нараспев, для воспроизведения ее на стадии обучения, при этом на носитель информации записывают визуально изучаемую информацию, подготовленную в соответствии с речевой изучаемой информацией в виде мультфильма, фильма, компьютерной игры или программы.

15. Способ обучения, характеризующийся тем, что на подготовительной стадии на носитель информации записывают изучаемую информацию и управляющие сигналы, которые формируют путем расчленения визуально изучаемой информации на формы одинакового или различного размера по типу “схемы для вышивания” с использованием цветовых комбинаций форм для последующего их использования на стадии обучения.

16. Способ по п.15, отличающийся тем, что в качестве визуально изучаемой информации используют словесно-численно-геометрические формы разных цветов по типу “кроссворда” или “сканворда”.

Описание изобретения к патенту

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к области образования, а именно к способам обучения, самообразования, овладения всевозможными знаниями, в частности основам естественных и гуманитарных наук, энциклопедическим, прикладным знаниям, чтению, иностранным языкам, и может быть использовано на всех этапах обучения и воспитания с учетом возрастных, психоречевых и эмоционально-соматических особенностей пользователей с достижением лечебно-профилактического эффекта и индивидуализации обучения.

Уровень техники

Известен способ обучения знаний по заявке Германии №4009103, кл. G 09 В 5/04, G 09 В 20/04, публ. 1991 г.

Упомянутый способ предусматривает запись на носитель информации речевой изучаемой информации и управляющих сигналов, оказывающих воздействие на биотоки головного мозга для активации процессов восприятия, мышления, памяти при обучении, включает запись на магнитную ленту речевой изучаемой информации и электрических управляющих сигналов, последующее их воспроизведение в виде низкочастотных оптических и акустических сигналов для воздействия на биотоки головного мозга пользователя. При этом электрические управляющие сигналы на стадии подготовки записывают синхронно с речевой изучаемой информации на один носитель информации.

Недостатком данного способа обучения является сложность устройства для реализации способа, ограничивающая его широкое использование, невозможность использования у детей раннего возраста и лиц с нарушениями в психоэмоциональной сфере.

При этом указанные электрические управляющие сигналы, оказывающие воздействие на головной мозг пользователя, не контролируются на подготовительной стадии на предмет определения характера и направленности воздействия. Данный способ не предусматривает создания условий для развития оптимальной мозговой активности и межполушарного взаимодействия с интеграцией и гармонизацией функций мозга, не использует психофизиологические подходы для воздействия на мозг в виде речевой изучаемой информации, представленной в вокальной форме, и соответственно не порочит изобретательский уровень изобретения.

Из уровня техники известен способ обучения согласно патенту Великобритании №1488961, кл. G 09 В 5/06, публ. 19.10.1977 г., предусматривающий запись на носитель информации музыкальных произведений для музыкального обучения пользователя. Сущность данного изобретения состоит в том, чтобы помочь пользователю изучить программу, включающую нотную запись. В обучении также используют магнитную запись с исполнением музыкальной программы, которая обеспечивается предварительно записанными контрольными сигналами, соответствующие указанным в визуальном варианте нотной записи сигналов и пауз.

Данные решения направлены на обучение искусству исполнения музыкальных произведений, они не содержат приемов подготовки изучаемой информации из источников знаний и преобразования ее в вокальную форму и не используются для обучения изучаемой информации, содержащей знания, а также не предусматривают подготовки, записи и воздействия на пользователя раздражителей, создающих оптимальные условия для мозговой активности, межполушарного взаимодействия.

Указанный способ не решает задачу заявленного изобретения создания оптимальных условий восприятия, запоминания изучаемой информации, содержащей знания, и не порочит изобретательский уровень изобретения.

Кроме того, существующее в жанре вокальной музыки представление речевой информации в виде романса, речитатива относится к роду словесно-музыкального искусства с отражением действительности в художественных образах и не преследует цели передачи изучаемой информации, содержащей знания, в виде объективных достоверных фактов действительности. Используемые в духовной практике тексты с выделением участков речи произношением на распев для развития у пользователей благоговейных чувств, сосредоточенности при молитве также не предусматривают подготовку речевой изучаемой информации из источников знаний в виде учебного материала, фактов действительности как достоверного, истинного, объективного представления о чем-либо. Использование существующей практики кроссвордов предусматривает необходимость пользователем анализа информации (ответа на вопросы) с активацией левого полушария. В заявленном способе осуществляют обратное действие, способствующее сбалансированному взаимодействию полушарий мозга и избирательности внимания, памяти.

Наиболее близким предлагаемому способу обучения является способ обучения (варианты) согласно патенту №2178204, кл. G 09 В 5/00, 19/00, публ. 10.01.2002, который предусматривает запись на носитель информации речевой изучаемой информации, содержащей знания, и управляющих сигналов в виде песни для последующего воспроизведения на стадии обучения, а также воздействие на пользователя речевой изучаемой информации, подготовленной из источников знаний, и управляющих сигналов в виде песни, при котором обучение осуществляется путем пения песни или музыкального сопровождения песни. При этом в качестве управляющих сигналов, способствующих улучшению интеграции функций мозга, активности репрезентативных систем, биоэнергетики обучаемого, используют синтез поэтических и музыкальных компонентов выразительности песни. Согласно данному способу обучения на подготовительной стадии речевую изучаемую информацию, содержащую знания, преобразуют в поэтическую форму, к которой подбирают или создают музыкальное сопровождение, компоненты выразительности которого соответствуют поэтическим компонентам выразительности песни, с достижением улучшения интеграции функций мозга. В дальнейшем на этапе применения обучение осуществляют путем пения песни или музыкального сопровождения песни, что способствует активности репрезентативных систем. Кроме того, для проведения обучения в режиме оптимального функционального состояния используют песню оптимального функционального состояния или пение оптимального функционального состояния.

Данные решения направлены на интенсификацию процесса обучения путем создания условий для восприятия информации, внимания, памяти, мышления, речи, психоэмоциональной коррекции пользователя при воспроизведении речевой изучаемой информации, представленной в музыкально-поэтической форме за счет улучшения интеграции функций мозга, активности репрезентативных систем и проведения обучения в режиме оптимального функционального состояния и не решают задачу заявленного изобретения, заключающуюся в интенсификации процесса обучения путем раскрытия резервных возмозностей мозга пользователя за счет формирования оптимального интеллектуального состояния, состояния оптимального межполушарного взаимодействия с формированием гармоничного сбалансированного взаимодействия полушарий при восприятии слуховой и визуальной изучаемой информации, оптимальной электрической активности мозга, а также за счет развития эмоциональной реакции и переживания, устойчивой ориентировочной активности с достижением избирательности внимания, организации и контроля сознания, а также включения сверхсознания, активности долговременной и эмоциональной памяти и не порочит изобретательский уровень заявленного изобретения.

Сущность изобретения.

В основу изобретения поставлена задача интенсификации процесса обучения путем раскрытия резервных возможностей мозга пользователя за счет развития оптимального интеллектуального состояния, состояния оптимального межполушарного взаимодействия и формирования оптимальной электрической активности и интеграции структур мозга, гармоничного, сбалансированного взаимодействия между полушариями мозга при восприятии слуховой и визуальной изучаемой информации, а также благодаря воздействию на психоэмоциональную сферу с достижением активации долговременной и эмоциональной памяти, создание оптимальных, облегченных условий для восприятия и запоминания изучаемой информации, организации и контроля сознания, включения сверхсознания и творческого участия пользователя в процессе обучения.

Технический результат достигается тем, что в заявленных вариантах способа обучения на подготовительной стадии на носитель информации записывают управляющие сигналы для последующего воспроизведения на стадии применения, при этом в качестве управляющих сигналов используют раздражитель оптимального интеллектуального состояния. А также используют воздействие на пользователя управляющих сигналов, при этом в качестве управляющих сигналов используют раздражитель оптимального интеллектуального состояния. Кроме того, на подготовительной стадии на носитель информации записывают управляющие сигналы для последующего воспроизведения на стадии применения, при этом в качестве управляющих сигналов используют раздражитель оптимального межполушарного взаимодействия.

Кроме того, речевую изучаемую информацию и управляющие сигналы записывают на носитель информации для последующего воспроизведения на стадии применения, при этом речевую изучаемую информацию, подготовленную из источников знаний, и управляющие сигналы записывают на носитель информации в виде романса. А также используют воздействие на пользователя речевой изучаемой информации, подготовленной из источников знаний в виде романса, причем обучение осуществляют путем пения романса или музыкального сопровождения романса и/или исполнения музыкального сопровождения романса на музыкальных инструментах. При этом в качестве управляющих сигналов используют музыкально-эмоциональное воплощение слова в романсе.

Кроме того, речевую изучаемую информацию, содержащую знания, и управляющие сигналы записывают на носитель информации в виде романса, причем для одновременного обучения изучаемой информации и иностранному языку на носитель информации записывают речевую изучаемую информацию, подготовленную в виде перевода речевой изучаемой информации на иностранный язык с одним и тем же музыкальным сопровождением.

Кроме того, речевую изучаемую информацию и управляющие сигналы записывают на носитель информации для последующего воспроизведения на стадии применения, при этом речевую изучаемую информацию, подготовленную из источников знаний, и управляющие сигналы записывают на носитель информации в виде речитатива. А также используют воздействие на пользователя речевой изучаемой информации, подготовленной из источников знаний и управляющих сигналов, причем обучение осуществляют путем пения речевой изучаемой информации, представленной в виде речитатива. При этом в качестве управляющих сигналов используют фиксированные звуковысотные отношения и интонирование в речитативе.

А также речевую изучаемую информацию, содержащую знания, и управляющие сигналы записывают на носитель информации в виде речитатива, причем для одновременного обучения изучаемой информации и иностранному языку на носитель информации записывают речевую изучаемую информацию, подготовленную в виде перевода речевой изучаемой информации на иностранный язык в речитативном виде с сохранением речевой интонации и ритмики.

Кроме того, речевую изучаемую информацию и управляющие сигналы записывают на носитель информации для последующего воспроизведения на стадии применения, при этом речевую изучаемую информацию, подготовленную из источников знаний, и управляющие сигналы записывают на носитель информации с выделением участков речи произношением нараспев. А также используют воздействие на пользователя речевой изучаемой информации, подготовленной из источников знаний, и управляющих сигналов, представленных с выделением участков речи произношением нараспев, причем обучение осуществляется путем произношения речевой изучаемой информации нараспев. При этом в качестве управляющих сигналов используют изменение интонации, ритма речевой изучаемой информации.

А также речевую изучаемую информацию, содержащую знания, и управляющие сигналы записывают на носитель информации с выделением участков речи произношением нараспев, причем для одновременного обучения изучаемой информации и иностранному языку на носитель информации записывают речевую изучаемую информацию, подготовленную в виде перевода речевой изучаемой информации на иностранный язык с выделением аналогичных участков речи произношением нараспев.

Кроме того, речевую изучаемую информацию, подготовленную из источников знаний в виде романса или речитатива, или с выделением участков речи произношением нараспев, и управляющие сигналы записывают на носитель информации для последующего воспроизведения на стадии применения, при этом для одновременного обучения изучаемой информации и чтению на носитель информации записывают словесные знаки из речевой изучаемой информации.

А также на стадии применения используют воздействие на пользователя изучаемой информации, содержащей знания, и управляющих сигналов, представленных в виде романса или речитатива, или с выделением участков речи произношением нараспев и/или управляющих сигналов, представленных в виде раздражителя оптимального интеллектуального состояния и/или раздражителя оптимального межполушарного взаимодействия, причем в процессе воздействия пользователь выполняет движения и/или дыхательные упражнения.

Кроме того, на подготовительной стадии на носитель информации записывают управляющие сигналы в виде раздражителя оптимального интеллектуального состояния, и/или раздражителя оптимального межполушарного взаимодействия, и/или речевую изучаемую информацию, содержащую знания, и управляющие сигналы в виде романса или речитатива или с выделением участков речи произношением нараспев для воспроизведения на стадии применения, при этом на носитель информации записывают визуальную изучаемую информацию, подготовленную в соответствии с речевой изучаемой информацией, в виде мультфильма, фильма, компьютерной игры или программы.

При этом на подготовительной стадии формируют и/или определяют раздражитель оптимального интеллектуального состояния. В качестве раздражителя оптимального интеллектуального состояния используют звуковой стимул оптимального интеллектуального состояния, который формируют путем преобразования электроэнцефалограммы оптимального интеллектуального состояния в область звукового частотного диапазона, а также цветовой/световой стимул оптимального интеллектуального состояния, который формируют путем преобразования звукового стимула оптимального интеллектуального состояния в область цветового/светового частотного диапазона.

Кроме того, в качестве раздражителя оптимального интеллектуального состояния используют любой слуховой, и/или зрительный, и/или кинестетический, и/или вкусовой, и/или резонансно-радиационный раздражитель оптимального интеллектуального состояния. Раздражитель оптимального интеллектуального состояния определяют путем регистрации у пользователя состояния оптимального интеллектуального состояния при воздействии раздражителя. При этом состояние оптимального интеллектуального состояния определяют по наличию тета-ритма или сочетанию тета-ритма с периодами экзальтации альфа-волн при электроэнцефалографии.

В частности, в качестве слухового раздражителя оптимального интеллектуального состояния используют звуки, музыкальное сопровождение оптимального интеллектуального состояния, которые формируют на основе звукового стимула оптимального интеллектуального состояния, учитывая его амплитудно-частотные характеристики или речевой сигнал, записанный у пользователя, находящегося в состоянии оптимального интеллектуального состояния.

В качестве визуального раздражителя оптимального интеллектуального состояния используют электроэнцефалограмму оптимального интеллектуального состояния, осциллограмму, спектрограмму речевого сигнала оптимального интеллектуального состояния, которые записывают на подготовительной стадии у пользователя, находящегося в оптимальном интеллектуальном состоянии, а также цветовые/световые предпочтения оптимального интеллектуального состояния, которые определяют на подготовительной стадии с использованием теста Люшера.

В качестве кинестетического раздражителя оптимального интеллектуального состояния используют, например, движения и/или дыхательные упражнения, способствующие формированию оптимального интеллектуального состояния.

Кроме того, на подготовительной стадии кинестетический, и/или обонятельный, и/или вкусовой, и/или резонансно-радиационный раздражители оптимального интеллектуального состояния преобразуют в область звукового диапазона.

Наличие тета-ритма, являющегося критерием эмоциональной реакции и электрофизиологическим коррелятом механизма, квантующего поток извлекаемых из памяти энграмм, свидетельствует об активной мобилизации ранее выработанных условных связей, извлечении хранящейся в памяти информации для сопоставления с поступающими извне сигналами или для “пересмотра”, рекомбинации следов в целях создания оптимальных условий для запоминания изучаемой информации. Сочетание тета-ритма с экзальтацией альфа-ритма, являющегося электрофизиологическим коррелятом механизма, квантующего поток поступающей в мозг афферентации и коррелирующего с деятельностью “нервной задвижки”, способствует особой интеграции структур мозга, в частности гипоталамуса, ретикулярной формации, таламуса, гиппокампа, миндалевидного комплекса, создающей оптимальные условия для запоминания изучаемой информации. При оптимальном интеллектуальном состоянии развивается локальное “погашение” сознания на внешние несущественные раздражители, которое не сопровождается выключением или дезорганизацией модулирующей системы мозга. Большую роль в развитии и поддержании оптимального интеллектуального состояния играет базальная холинергическая система мозга, имеющая механизмы избирательного внимания к значимым стимулам. При этом, с одной стороны, формируется охранительное торможение мозга с игнорированием несущественного стимула, а, с другой стороны, формируется устойчивая ориентировочная реакция с активацией центров, регулирующих концентрацию внимания, мышления, память с развитием ориентировочного рефлекса на значимый стимул, не угасающего при отсутствии новизны стимула.

Развитие оптимального интеллектуального состояния формирует эквипотенциальность и взаимозаменяемость полушарий при наличии их латерализации, а также дает возможность раскрытию резервных возможностей мозга, контролю сознания, включению сверхсознания и творческому участию пользователя в процессе обучения и оказывает лечебно-профилактический эффект психосоматической коррекции пользователя.

Кроме того, на подготовительной стадии формируют изучаемую информацию. Вначале из всевозможных источников знаний, включая бумажные, технические носители информации, выбирают изучаемую информацию и путем анализа и синтеза составляют тематические тексты, содержащие наиболее интересные и существенные моменты изучаемой информации.

Речевую и визуальную изучаемую информацию формируют с учетом возраста и особенностей психического развития пользователей, в частности для пользователей с нормальным или сниженным интеллектом для индивидуализации обучения.

В речевую изучаемую информацию включают слова, словосочетания, способствующие коррекции психосоматических и/или речевых нарушений пользователя для проведения коррекционного обучения.

Речевую изучаемую информацию формируют в метафорическом виде для улучшения элементов интеграции мозга, подсознательного усвоения информации и психоэмоциональной коррекции.

В речевую изучаемую информацию включает слова, словосочетания, способствующие активизации сенсорных систем.

На подготовительной стадии речевую изучаемую информацию эмоционального характера, содержащую знания, формируют в поэтической форме для исполнения, записи на носитель информации в виде романса или речитатива. Заданное членение речевой изучаемой информации на стихи с характерной стихотворной интонацией облегчает процессы восприятия ее как левым полушарием за счет упрощения синтаксических конструкций, так и правым полушарием с различением интонации речи.

В дальнейшем к подготовленной речевой изучаемой информации в поэтической форме подбирают или создают музыкальное сопровождение, для исполнения, записи на носитель информации в виде романса. При этом музыкальное сопровождение формируют таким образом, чтобы оно гибко следовало за текстом, отражая изменения в настроении, которые он содержит, а текст речевой изучаемой информации точно и детально отражают в музыкальном сопровождении.

Использование речевой изучаемой информации в виде романса позволяет достижению не только интеграции функций полушарий мозга, но и благодаря наличию управляющих сигналов, представленных в виде музыкально-эмоционального воплощения слова, дополнительному использованию резервных возможностей мозга пользователя в процессах внимания, мышления, памяти за счет наличия эмоциональных реакций и переживаний, развития устойчивой ориентировочной активности и эффекта эмоционального запоминания с достижением лечебно-профилактического действия.

Кроме того, к подготовленной речевой изучаемой информации в виде поэтической речи (стихотворной или прозаической форме) с максимальной организованностью и выразительно-смысловой значимостью каждого элемента создают музыкальное сопровождение для записи на носитель информации, исполнения в виде речитатива. При этом музыкальное сопровождение, которое интонационно и ритмически воспроизводит речевую информацию, формируют ритмически свободно с сохранением фиксированного музыкального строя и регулярной ритмики при отсутствии тематической повторности, симметрии, нормативных построений, когда интонирование воспроизводит наиболее характерные и устойчивые речевые интонации, например вопрос, восклицание, обращение.

Представление речевой изучаемой информации, содержащей знания, в виде речитатива, при котором музыкальное сопровождение как можно точнее следует за текстом, смыслом каждой фразы, каждого слова и передает не только содержание речевой изучаемой информации, но и чувственное ее состояние за счет наличия управляющих сигналов, в качестве которых используют фиксированные звуковысотные отношения и интонирование речитатива, позволяет развитию не только межполушарного взаимодействия по типу комплементарности, но и включению резервных возможностей мозга пользователя и развитием механизмов избирательного восприятия значимых стимулов, отвлечения от несущественной информации с активацией концентрации внимания, долговременной и эмоциональной памяти с достижением лечебно-профилактического действия.

Кроме того, на подготовительной стадии речевую изучаемую информацию, содержащую знания, расчленяют на соизмеримые между собой отрезки и выделяют участки со смысловой значимостью. А также участки смысловой значимости располагают в конце отрезков для исполнения, записи на носитель информации с выделением участков речи произношением нараспев. Это позволяет дополнительному включению резервных возможностей мозга пользователя с достижением лечебно-профилактического эффекта за счет развития интеграции функций мозга, развитию ориентировочного рефлекса на значимый стимул и соответственно концентрации внимания, активации памяти при восприятии речевой изучаемой информации, представленной в виде прозы благодаря наличию управляющих сигналов, представленных в виде изменения интонации, ритма речевой изучаемой информации.

На подготовительной стадии создают визуальные формы изучаемой информации соответственно содержанию речевой изучаемой информации в виде, например, рисунков, графиков, схем, слайдов, а также в виде словесных знаков из текста речевой изучаемой информации.

На подготовительной стадии создают визуальные формы изучаемой информации в виде мультфильмов, фильмов, компьютерных игр или программ в сопровождении раздражителя оптимального интеллектуального состояния, и/или оптимального межполушарного взаимодействия, и/или речевой изучаемой информации, представленной в виде романса, речитатива, с выделением участков речи произношением нараспев и/или словесных знаков из речевой изучаемой информации в виде субтитров.

Кроме того, визуальные формы изучаемой информации формируют с расчленением визуальной информации на формы, например клетки одинакового или различного размера по типу “схемы для вышивания”, к которым создают аналогичные чистые схемы-матрицы. При этом используют различные цветовые комбинации форм, а также используют цвета оптимального интеллектуального состояния. Кроме того создают комбинированные словесно-чисельно-геометрические формы визуальной информации разных цветов по типу “кроссворда”.

Использование такой визуальной изучаемой информации за счет наличия управляющих сигналов, представленных раздражителем оптимального межполушарного взаимодействия, способствует развитию не только интегративных функций мозга при восприятии речевой изучаемой информации в форме прозы, визуальной изучаемой информации, но и активации его резервных возможностей, развитию эквипотенциальности полушарий за счет формирования оптимального соотношения процессов обработки вербальной и образной информации полушариями мозга.

Общеизвестно, что превосходство того или иного полушария при восприятии зрительных стимулов определяется соотношением двух этапов переработки: зрительно-пространственного, в котором преобладает правое полушарие, и процессов вербализации, реализуемых левым полушарием. Правое полушарие в большей степени связано с восприятием контуров объектов и их крупных деталей, а левое в большей степени ответственно за восприятие мелких деталей визуальной информации.

Кроме того, правое полушарие имеет дело с невербальным материалом, отвечая за определенные навыки в обращении с пространственными сигналами, за структурно-пространственные преобразования и лучше левого справляется с различением пространственного расположения зрительных сигналов, а также доминирует при интеграции элементов в сложные конфигурации. Левое полушарие плохо справляется с распознанием сложных образов, не поддающихся разложению на составные элементы.

В заявленном способе один вид визуальной информации является одновременно невербальным и вербальным материалом, активизирующим одновременно оба полушария мозга и способствующим концентрации внимания и памяти пользователя, когда целостность функций мозга является существенным условием единства сознания, а оптимальные условия осознанного восприятия обеспечиваются включением механизма избирательного внимания. Кроме того, представление речевой изучаемой информации в виде текстов эмоционального характера также способствует активности правого полушария, увеличению мотивации к обучению, организации и контролю сознания за счет взаимодействия двух независимых субсистем зрительного анализатора: “Что” и “Где”.

На подготовительной стадии формируют индивидуальную коррекционную цветовую гамму визуальной информации пользователя с использованием, например, теста Люшера, а также цветовую гамму визуальной изучаемой информации и предметов окружения оптимального функционального состояния.

В дальнейшем на подготовительной стадии управляющие сигналы и изучаемую информацию записывают на всевозможные носители информации, например бумажные, технические (аудио- или видеокассету, дискету, лазерные диски, кинопленку) носители информации.

Так, на подготовительной стадии на носитель информации записывают управляющие сигналы для последующего воспроизведения на стадии применения, при этом в качестве управляющих сигналов используют раздражитель оптимального интеллектуального состояния.

Запись данных управляющих сигналов осуществляют как самостоятельно, так и с изучаемой информацией или с музыкальным сопровождением. При этом запись осуществляют синхронно на один носитель информации, или синхронно на разные каналы носителя информации, или синхронно или раздельно на разные носители информации. Кроме того, звуковой стимул оптимального интеллектуального состояния и/или слуховой раздражитель оптимального интеллектуального состояния записывают на носитель информации в диапазоне частот, находящихся на грани восприятия органов слуха пользователя, а не доминирования. Это позволит использовать запись перед обучением в состоянии покоя, во время обучения и даже при гипнопедии, а также при контроле усвоения изучаемой информации.

На подготовительной стадии на носитель информации записывают речевую изучаемую информацию и управляющие сигналы для последующего воспроизведения на стадии применения, при этом речевую изучаемую информацию, подготовленную из источников знаний, и управляющие сигналы записывают на носитель информации в виде романса. При этом сначала на бумажный носитель информации записывают речевую информацию в виде текста и музыкальное сопровождение в виде нот, которые в дальнейшем исполняют в виде романса и/или записывают на технический носитель информации. Запись осуществляют синхронно на один носитель информации, или синхронно на разные каналы носителя информации, или синхронно или раздельно на разные носители информации.

Кроме того, речевую изучаемую информацию, содержащую знания, и управляющие сигналы записывают на носитель информации в виде романса, причем для одновременного обучения изучаемой информации и иностранному языку на носитель информации записывают речевую изучаемую информацию, подготовленную в виде перевода речевой изучаемой информации на иностранный язык с одним и тем же музыкальным сопровождением.

На подготовительной стадии на носитель информации записывают речевую изучаемую информацию и управляющие сигналы для последующего воспроизведения на стадии применения, при этом речевую изучаемую информацию, подготовленную из источников знаний, и управляющие сигналы записывают на носитель информации в виде речитатива. При этом сначала на бумажные носитель информации записывают речевую информацию в виде текста и музыкальное сопровождение в виде нот. которые в дальнейшем исполняют и записывают на технические носители информации в виде речитатива.

Кроме того, речевую изучаемую информацию, содержащую знания, и управляющие сигналы записывают на носитель информации в виде речитатива, причем для одновременного обучения изучаемой информации и иностранному языку на носитель информации записывают речевую изучаемую информацию, подготовленную в виде перевода речевой изучаемой информации на иностранный язык в речитативном виде с сохранением речевой интонации и ритмики.

На подготовительной стадии на носитель информации записывают речевую изучаемую информацию для последующего воспроизведения на стадии применения, при этом речевую изучаемую информацию, подготовленную из источников знаний, и управляющие сигналы записывают на носитель информации с выделением участков речи произношением нараспев. Запись осуществляют на бумажный носитель информации и после исполнения на технический носитель информации.

Кроме того, речевую изучаемую информацию, содержащую знания и управляющие сигналы, записывают на носитель информации с выделением участков речи произношением нараспев, причем для одновременного обучения изучаемой информации и иностранному языку на носитель информации записывают речевую изучаемую информацию, подготовленную в виде перевода речевой изучаемой информации на иностранный язык с выделением аналогичных участков речи произношением нараспев.

Исполнение одного и того же музыкального сопровождения с речевой изучаемой информацией или одной и той же интонацией и ритмом речевой изучаемой информации, представленной на родном и иностранном языке, облегчает процесс ее восприятия и запоминания.

На подготовительной стадии на носитель информации записывают речевую изучаемую информацию, подготовленную из источников знаний в виде романса или речитатива или с выделением участков речи произношением нараспев, и управляющие сигналы для последующего воспроизведения на стадии применения, причем для одновременного обучения изучаемой информации и чтению на носитель информации записывают словесные знаки из речевой изучаемой информации.

На подготовительной стадии на носитель информации записывают визуальную информацию, подготовленную в соответствии с речевой изучаемой информацией. Кроме того, на подготовительной стадии на носитель информации записывают управляющие сигналы и речевую изучаемую информацию, содержащую знания в виде романса или речитатива, или с выделением участков речи произношением нараспев, и/или управляющие сигналы в виде раздражителя оптимального интеллектуального состояния, и/или раздражителя оптимального межполушарного взаимодействия, при этом на носитель информации записывают визуальную изучаемую информацию, подготовленную в соответствии с речевой изучаемой информацией в виде мультфильма, фильма, компьютерной игры или программы. На подготовительной стадии визуальную изучаемую информацию также записывают на бумажный носитель информации. Это позволит многосенсорному восприятию и запоминанию изучаемой информации.

На подготовительной стадии на носитель информации записывают визуальную изучаемую информацию и управляющие сигналы, в качестве которых используют раздражитель оптимального межполушарного взаимодействия. При этом визуальную изучаемую информацию и управляющие сигналы представляют в виде визуальной информации, расчлененной на формы, например клетки одинакового или различного размера по типу “схемы для вышивания” с использованием различных цветовых комбинаций форм и чистых схем-матриц для заполнения их пользователем или в виде комбинированной словесно-чисельно-геометрической формы по типу “кроссворда”.

На подготовительной стадии осуществляют контроль воздействия, в частности направленность и характер воздействия, управляющих сигналов, представленных в виде раздражителя оптимального интеллектуального состояния, раздражителя оптимального межполушарного взаимодействия, управляющих сигналов и речевой изучаемой информации в виде романса, речитатива с выделением участков речи произношением нараспев на головной мозг, сенсорные системы, биоэнергетику пользователя с использованием, например, компьютеризированной полиграфии функциональных показателей.

На подготовительной стадии определяют подготовленную изучаемую информацию оптимального интеллектуального состояния и/или оптимального функционального состояния, а также воздействие оптимального интеллектуального состояния и/или оптимального функционального состояния, например пения романса, речитатива, произношения речевой изучаемой информации с выделением участков речи нараспев, выполнения при этом движений, дыхательных упражнений путем сопоставления результатов функциональных показателей при воздействии изучаемой информации с результатами усвоения изучаемой информации и соответствия результатов функциональных показателей критериям оптимального интеллектуального состояния и/или оптимального функционального состояния для проведения обучения в режиме оптимального интеллектуального состояния и/или оптимального функционального состояния.

В дальнейшем используют воздействие на пользователя управляющих сигналов. Для проведения обучения в режиме оптимального интеллектуального состояния в качестве управляющих сигналов используют раздражитель оптимального интеллектуального состояния. Воздействие осуществляют перед обучением, и/или в процессе обучения, и/или при контроле усвоения изучаемой информации. При этом используют раздельное или сочетанное воздействие раздражителей оптимального интеллектуального состояния. Кроме того, используют сочетанное воздействие различных управляющих сигналов, в частности раздражителя оптимального интеллектуального состояния при обучении чтению речевой изучаемой информации в виде романса, речитатива, текста нараспев.

Кроме того, используют воздействие на пользователя речевой изучаемой информации, подготовленной из источников знаний, и управляющих сигналов в виде романса, причем обучение осуществляют путем пения романса, или музыкального сопровождения романса, или исполнения музыкального сопровождения романса на музыкальных инструментах.

На стадии применения используют воздействие на пользователя речевой изучаемой информации, подготовленной из источников знаний, и управляющих сигналов, при этом обучение осуществляют путем пения речевой изучаемой информации, представленной в виде речитатива.

Проведение обучения путем пения речевой изучаемой информации в виде романса или речитатива особенно с использованием визуальной изучаемой информации способствует развитию не только интеграции функций мозга, но эквипотенциальности и взаимозаменяемости симметрических отделов мозга, а также активации слухового, визуального и кинестетического каналов восприятия.

Кроме того, используют воздействие на пользователя управляющих сигналов и речевой изучаемой информации, содержащей знания, представленных с выделением участков речи произношением нараспев, при этом обучение осуществляют путем произношения речевой изучаемой информации нараспев. Наличие управляющих сигналов, представленных в виде изменения интонации, ритма речевой изучаемой информации также способствует развитию интеграции функций полушарий мозга при воспроизведении речевой изучаемой информации, представленной в виде прозы, а также формирует концентрацию внимания и избирательность сознания, памяти, сверхсознания при произношении нараспев участков смысловой значимости речевой изучаемой информации.

Для одновременного обучения изучаемой информации и иностранному языку пользователю воспроизводят и/или поют, пропевают речевую изучаемую информацию, содержащую знания в виде романса или речитатива или с выделением участков речи произношением нараспев на родном и иностранном языке.

Для одновременного обучения изучаемой информации и чтению пользователю воспроизводят речевую изучаемую информацию, содержащую знания в виде романса или речитатива или с выделением участков речи произношением нараспев и словесных знаков из речевой изучаемой информации.

Кроме того, на стадии применения используют воздействие на пользователя управляющих сигналов, причем в процессе воздействия пользователь выполняет движения и/или дыхательные упражнения.

Для многосенсорного представления изучаемой информации на стадии применения пользователю одновременно с речевой изучаемой информацией воспроизводят визуальную изучаемую информацию, и/или используют пение, пропевание речевой изучаемой информации, выполнение движений и/или дыхательных упражнений. При этом используют визуальные формы изучаемой информации, представленные в виде мультфильма, компьютерной игры или программы. А также используют бумажные носители информации и другие технические носители информации, например слайды.

Кроме того, в процессе обучения и/или при контроле усвоения изучаемой информации используют воздействие на пользователя управляющих сигналов, при этом в качестве управляющих сигналов используют раздражитель оптимального межполушарного взаимодействия.

Для этого пользователь использует визуальные формы изучаемой информации в виде визуальной информации, разделенной на формы, например клетки одинакового или различного размера по типу “схемы для вышивания” с использованием различных цветовых комбинаций. Кроме того, он заполняет чистую схему-матрицу аналогично заполненной схеме. Это позволяет формированию оптимальной интеграции функций полушарий мозга при восприятии одной визуальной информации с развитеим концентрации внимания, организацией и контролем сознания и сверхсознания.

Кроме того, на этапе применения пользователь использует комбинированную словесно-чисельно-геометрическую форму визуальной информации по типу “кроссворда”, в которой вербальная информация, имеющая левополушарную направленность воздействия, благодаря своей образности одновременно активизирует симметричные отделы правого полушария и при этом представление речевой изучаемой информации в виде уже заполненного “кроссворда” также способствует ослаблению действия левого полушария мозга и усилению активности правого с развитием ориентировочного рефлекса на значимый стимул, а также благодаря приданию изучаемой информации сигнального значения - усилению ориентировочной реакции и, соответственно, внимания, памяти с достижением лечебно-профилактического эффекта.

Для проведения обучения в режиме оптимального функционального состояния пользователю воспроизводят подготовленную изучаемую информацию в виде романса или речитатива или с выделением участков речи произношением нараспев, и/или визуальную изучаемую информацию, и/или музыкальное сопровождение романса, речитатива, текста нараспев с использованием компьютеризированной полиграфии функциональных показателей или показателя коррелята электроэнцефалограммы оптимального функционального состояния.

Воспроизведение речевой изучаемой информации, звукового стимула оптимального интеллектуального состояния, слухового раздражителя оптимального интеллектуального состояния, музыкального сопровождения осуществляют в режиме дихотомического прослушивания с подачей их в различных комбинациях, что также способствует развитию гармоничного и сбалансированного межполушарного взаимодействия.

Способ осуществляется следующим образом.

На подготовительной стадии формируют и/или определяют раздражитель оптимального интеллектуального состояния. В качестве раздражителя оптимального интеллектуального состояния используют звуковой, и/или цветовой/световой стимул оптимального интеллектуального состояния, и/или слуховой, и/или зрительный, и/или кинестетический, и/или вкусовой, и/или резонансно-радиационный раздражитель оптимального интеллектуального состояния.

Раздражитель оптимального интеллектуального состояния определяют путем регистрации у пользователя состояния оптимального интеллектуального состояния при воздействии раздражителя. При этом состояние оптимального интеллектуального состояния определяют по наличию тета-ритма или сочетанию тета-ритма с периодами экзальтации альфа-волн при электроэнцефалографии, которое наблюдается одновременно, раздельно или чередуясь.

Звуковой стимул оптимального интеллектуального состояния формируют путем преобразования электроэнцефалограммы оптимального интеллектуального состояния в область звукового частотного диапазона. Для этого у пользователя, находящегося в оптимальном интеллектуальном состоянии, регистрируют многоканальную электроэнцефалограмму, которую подвергают компьютерной обработке данных, с последующим преобразованием биоэлектрической активности мозга в звуковые стимулы оптимального интеллектуального состояния, например, с помощью программного продукта Д.Г. Гаврилова.

Цветовой/световой стимул оптимального интеллектуального состояния формируют путем преобразования звукового сигнала оптимального интеллектуального состояния в область цветового/светового частотного диапазона с использованием, например, таблицы музыкальных цветовых тонов Скрябина и/или А. Захариной-Унковской.

Кроме того, на подготовительной стадии формируют слуховой раздражитель в виде речевого сигнала, музыкального сопровождения, звуков оптимального интеллектуального состояния на основе звукового стимула оптимального интеллектуального состояния, учитывая его амплитудно-частотные характеристики.

На подготовительной стадии формируют визуальный раздражитель оптимального интеллектуального состояния в виде цветовых предпочтений оптимального интеллектуального состояния, или электроэнцефалограммы оптимального интеллектуального состояния, или осциллограммы, спектрограммы речевого сигнала оптимального интеллектуального состояния. Цветовые предпочтения оптимального интеллектуального состояния определяют путем тестирования пользователей, находящихся в оптимальном интеллектуальном состоянии, с использованием, например, теста Люшера. Электроэнцефалограмму оптимального интеллектуального состояния, осциллограмму речевого сигнала оптимального интеллектуального состояния, спектрограмму речевого сигнала оптимального интеллектуального состояния записывают у пользователей, находящихся в оптимальном интеллектуальном состоянии.

Описанные выше раздражители оптимального интеллектуального состояния используют как самостоятельно, так и в сочетании между собой перед обучением, в процессе обучения или при контроле усвоения изучаемой информации.

Кроме того, на подготовительной стадии кинестетический, и/или обонятельный, и/или вкусовой, и/или резонансно-радиационный раздражители оптимального интеллектуального состояния преобразуют сначала в область звукового, а затем цветового/светового частотного диапазона.

Кроме того, на подготовительной стадии формируют изучаемую информацию. Вначале из всевозможных источников знаний, включая бумажные, технические носители информации, выбирают изучаемую информацию и путем анализа и синтеза составляют тематические тексты, содержащие наиболее интересные и существенные моменты изучаемой информации.

В речевую изучаемую информацию включают слова, словосочетания, способствующие активности сенсорных систем и/или коррекции психосоматических, речевых нарушений пользователя. Речевую изучаемую информацию формируют в метафорическом виде.

Кроме того, речевую изучаемую информацию, содержащую знания формируют в поэтической форме, например в манере сказа, былины, сказок, думок или лирического безкуплетного стихотворения, стихотворения в прозе для исполнения, записи на носитель информации в виде романса или речитатива.

На подготовительной стадии речевую изучаемую информацию расчленяют на соизмеримые между собой отрезки и выделяют участки со смысловой значимостью, а также участки смысловой значимости располагают в конце отрезков для исполнения, записи на носитель информации, с выделением участков речи произношением нараспев.

Визуальные формы изучаемой информации создают соответственно содержанию речевой изучаемой информации в виде, например, рисунков, графиков, схем, а также в виде словесных знаков из текста речевой изучаемой информации.

Речевую и визуальную изучаемую информацию формируют с учетом возраста и особенностей психического развития пользователей, в частности для пользователей с нормальным или сниженным интеллектом.

Кроме того, визуальные формы изучаемой информации формируют с расчленением визуальной информации на формы, например клетки одинакового или различного размера по типу “схемы для вышивания”. При этом используют различные цветовые комбинации форм, а также используют цвета оптимального интеллектуального состояния. К данным визуальным формам на подготовительной стадии создают чистые схемы-матрицы для заполнения пользователем на стадии применения.

Кроме того, на подготовительной стадии создают визуальные формы речевой изучаемой информации в виде комбинированной словесно-чисельно-геометрической формы разных цветов по типу “кроссворда”. При этом речевую изучаемую информацию, подготовленную из источников знаний, формируют в виде пронумерованных предложений, содержащих наиболее значимые понятия изучаемой информации, к ним создают геометрическую форму типа “кроссворда”, которую на подготовительной стадии заполняют ключевыми словами или словосочетаниями из данной изучаемой информации с нумерацией, соответствующей нумерации предложений, а также составляют краткий текст - толкование (инструкцию) существенных понятий изучаемой информации с соблюдением имеющейся нумерации предложенией речевой изучаемой информации. При этом формируют речевую изучаемую информацию пространственного и/или эмоционального характера, например, в виде вопрос-ответ.

На подготовительной стадии создают визуальные формы изучаемой информации в виде мультфильмов, фильмов, компьютерных игр или программ в сопровождении речевой изучаемой информации, представленной в виде романса, речитатива, с выделением участков речи произношением нараспев и/или словесных знаков в виде субтитров, а также в сопровождении раздражителя оптимального интеллектуального состояния и/или раздражителя оптимального межполушарного взаимодействия.

На подготовительной стадии формируют индивидуальную коррекционную цветовую гамму визуальной информации пользователя с использованием, например, теста Люшера, а также цветовую гамму визуальной изучаемой информации и предметов окружения оптимального функционального состояния.

В дальнейшем к подготовленной речевой изучаемой информации в поэтической форме подбирают или создают музыкальное сопровождение для исполнения, записи на носитель информации в виде романса. При этом музыкальное сопровождение формируют таким образом, чтобы оно гибко следовало за текстом, отражая изменения в настроении, которое он содержит, а текст речевой изучаемой информации точно и детально отражают в музыкальном сопровождении.

Кроме того, к тематическим текстам речевой изучаемой информации в прозе или поэтической форме создают музыкальное сопровождение для записи на носитель информации, исполнения в виде речитатива с сохранением фиксированного музыкального строя и регулярной ритмики, при котором интонирование воспроизводит наиболее характерные и устойчивые речевые интонации, например вопрос, восклицание, обращение.

В дальнейшем на подготовительной стадии управляющие сигналы, изучаемую информацию записывают на всевозможные носители информации, например бумажные, технические (аудио- или видеокассету, дискету, лазерные диски, кинопленку) носители информации.

Так, на подготовительной стадии на носитель информации записывают управляющие сигналы для последующего воспроизведения на стадии применения, при этом в качестве управляющих сигналов используют раздражитель оптимального интеллектуального состояния.

Запись данных управляющих сигналов осуществляют как самостоятельно, так и с изучаемой информацией или музыкальным сопровождением. При этом запись осуществляют синхронно на один носитель информации, или синхронно на разные каналы носителя информации, или синхронно или раздельно на разные носители информации. Кроме того, звуковой стимул и/или слуховой раздражитель оптимального интеллектуального состояния записывают на носитель информации с различной громкостью, в частности, в диапазоне, находящемся на грани восприятия органов слуха пользователя 16-20 Гц, а не доминирования.

На подготовительной стадии на носитель информации записывают речевую изучаемую информацию и управляющие сигналы для последующего воспроизведения на стадии применения, при этом речевую изучаемую информацию, подготовленную из источников знаний, и управляющие сигналы записывают на носитель информации в виде романса. При этом сначала на бумажный носитель информации записывают речевую информацию в виде текста и музыкальное сопровождение в виде нот, которые в дальнейшем исполняют в виде романса и/или записывают на технический носитель информации. Запись осуществляют синхронно на один носитель информации, или синхронно на разные каналы носителя информации, или синхронно или раздельно на разные носители информации.

Кроме того, речевую изучаемую информацию, содержащую знания, и управляющие сигналы записывают на носитель информации в виде романса, причем для одновременного обучения изучаемой информации и иностранному языку на носитель информации записывают речевую изучаемую информацию, подготовленную в виде перевода речевой изучаемой информации на иностранный язык с одним и тем же музыкальным сопровождением.

На подготовительной стадии на носитель информации записывают речевую изучаемую информацию и управляющие сигналы для последующего воспроизведения на стадии применения, при этом речевую изучаемую информацию, подготовленную из источников знаний, и управляющие сигналы записывают на носитель информации в виде речитатива. При этом сначала на бумажные носители информации записывают речевую информацию в виде текста и музыкальное сопровождение в виде нот, которые в дальнейшем исполняют и записывают на технические носители информации в виде речитатива.

Кроме того, речевую изучаемую информацию, содержащую знания, и управляющие сигналы записывают на носитель информации в виде речитатива, причем для одновременного обучения изучаемой информации и иностранному языку на носитель информации записывают речевую изучаемую информацию, подготовленную в виде перевода речевой изучаемой информации на иностранный язык в речитативном виде с сохранением речевой интонации и ритмики.

На подготовительной стадии на носитель информации записывают речевую изучаемую информацию для последующего воспроизведения на стадии применения, при этом речевую изучаемую информацию, подготовленную из источников знаний, и управляющие сигналы записывают на носитель информации с выделением участков речи произношением нараспев. Запись осуществляют на бумажный носитель информации и после исполнения - на технический носитель информации.

Кроме того, речевую изучаемую информацию, содержащую знания, и управляющие сигналы записывают на носитель информации с выделением участков речи произношением нараспев, причем для одновременного обучения изучаемой информации и иностранному языку на носитель информации записывают речевую изучаемую информацию, подготовленную в виде перевода речевой изучаемой информации на иностранный язык с выделением аналогичных участков речи произношением нараспев.

На подготовительной стадии на носитель информации записывают речевую изучаемую информацию, подготовленную из источников знаний в виде романса или речитатива, или с выделением участков речи произношением нараспев и управляющие сигналы для последующего воспроизведения на стадии применения, причем для одновременного обучения изучаемой информации и чтению на носитель информации записывают словесные знаки из речевой изучаемой информации.

На подготовительной стадии на носитель информации записывают визуальную информацию, подготовленную в соответствии с речевой изучаемой информацией. Кроме того, на подготовительной стадии на носитель информации записывают управляющие сигналы и речевую изучаемую информацию, содержащую знания в виде романса или речитатива, или с выделением участков речи произношением нараспев, и/или управляющие сигналы в виде раздражителя оптимального интеллектуального состояния или раздражителя оптимального межполушарного взаимодействия, при этом на носитель информации записывают визуальную изучаемую информацию, подготовленную в соответствии с речевой изучаемой информацией в виде мультфильма, фильма, компьютерной игры или программы. На подготовительной стадии визуальную изучаемую информацию также записывают на бумажный носитель информации. Это позволит многосенсорному восприятию и запоминанию изучаемой информации.

На подготовительной стадии на носитель информации записывают визуальную изучаемую информацию и управляющие сигналы, в качестве которых используют раздражитель оптимального межполушарного взаимодействия. При этом визуальную изучаемую информацию и управляющие сигналы представляют в виде визуальной информации, расчлененной на формы, например клетки одинакового или различного размера по типу “схемы для вышивания” с использованием различных цветовых комбинаций клеток и чистых схем-матриц для заполнения их пользователем или в виде комбинированной словесно-чисельно-геометрической формы по типу “кроссворда”.

На подготовительной стадии осуществляют контроль воздействия, в частности направленность и характер воздействия, управляющих сигналов, представленных в виде раздражителей оптимального интеллектуального состояния, раздражителей оптимального межполушарного взаимодействия, управляющих сигналов и речевой изучаемой информации в виде романса, речитатива с выделением участков речи нараспев, на головной мозг, сенсорные системы, биоэнергетику пользователя с использованием, например, компьютеризированной полиграфии функциональных показателей.

При этом определяют полушарное доминирование, например, путем регистрации электроэнцефалограммы с компьютерной обработкой данных, в частности, по отношению между амплитудами альфа-ритма в том или ином полушарии.

Кроме того, определяют показатели межполушарного взаимодействия, например, путем тестирования на синкенезию или реципрокную координацию рук, и/или пробы на пальцевый гнозис и праксиз, и/или исследование сукцессивных функций.

На подготовительной стадии используют и другие психофизиологические методы исследования, в частности статистические методы оценки электроэнцефалограммы, пространственно-временной синхронизации биопотенциалов, вызванные потенциалы, сверхмедленную ритмическую активность мозга, а также оценку электрической активности кожи, реакций сердечно-сосудистой системы. При этом определяют и используют психофизиологические корреляты электроэнцефалограммы оптимального интеллектуального состояния, например электрокардиограмму оптимального интеллектуального состояния, показатели кожной проводимости оптимального интеллектуального состояния.

На подготовительной стадии определяют подготовленную изучаемую информацию оптимального интеллектуального состояния и/или оптимального функционального состояния, а также воздействие оптимального интеллектуального состояния и/или оптимального функционального состояния, например пения романса, речитатива, произношения речевой изучаемой информации с выделением участков речи нараспев, выполнения при этом движений, дыхательных упражнений путем сопоставления результатов функциональных показателей при воздействии изучаемой информации с результатами усвоения изучаемой информации и соответствия результатов функциональных показателей критериям оптимального интеллектуального состояния и/или оптимального функционального состояния.

В дальнейшем используют воздействие на пользователя управляющих сигналов. Для проведения обучения в режиме оптимального интеллектуального состояния в качестве управляющих сигналов используют раздражитель оптимального интеллектуального состояния. Воздействие осуществляют перед обучением, и/или в процессы обучения, и/или при контроле усвоения изучаемой информации. При этом используют раздельное или сочетанное воздействие раздражителей оптимального интеллектуального состояния. Кроме того, используют непосредственное воздействие раздражителя оптимального интеллектуального состояния в сочетании с воспроизведением раздражителя оптимального интеллектуального состояния с носителя информации, например воздействие на биологически активные точки оптимального интеллектуального состояния и воспроизведение музыкального сопровождения оптимального интеллектуального состояния с носителя информации, а также сочетание раздражителя оптимального интеллектуального состояния и музыкального сопровождения.

Кроме того, в процессе обучения и/или при контроле усвоения изучаемой информации используют воздействие на пользователя управляющих сигналов, при этом в качестве управляющих сигналов используют раздражитель оптимального межполушарного взаимодействия.

Для этого пользователь использует визуальные формы изучаемой информации в виде визуальной информации, разделенной на формы, например клетки одинакового или различного размера по типу “схемы для вышивания” с использованием различных цветовых комбинаций. Кроме того, он заполняет чистую схему-матрицу относительно аналогично заполненной схемы визуальной информации. На этапе применения пользователь использует комбинированную словесно-чисельно-геометрическую форму визуальной информации по типу “кроссворда”.

Кроме того, используют воздействие на пользователя речевой изучаемой информации, подготовленной из источников знаний, и управляющих сигналов в виде романса, причем обучение осуществляют путем пения романса, или музыкального сопровождения романса, или исполнения музыкального сопровождения романса на музыкальных инструментах.

На стадии применения используют воздействие на пользователя речевой изучаемой информации, подготовленной из источников знаний, и управляющих сигналов, при этом обучение осуществляют путем пения речевой изучаемой информации, представленной в виде речитатива.

Кроме того, используют воздействие на пользователя управляющих сигналов и речевой изучаемой информации, содержащей знания, представленных с выделением участков речи произношением нараспев, при этом обучение осуществляют путем произношения речевой изучаемой информации нараспев.

Для одновременного обучения изучаемой информации и иностранному языку пользователю воспроизводят и/или поют, пропевают речевую изучаемую информацию, содержащую знания в виде романса или речитатива или с выделением участков речи произношением нараспев на родном и иностранном языке.

Для одновременного обучения изучаемой информации и чтению пользователю воспроизводят речевую изучаемую информацию, содержащую знания в виде романса или речитатива или с выделением участков речи произношением нараспев и словесных знаков из речевой изучаемой информации.

Кроме того, на стадии применения используют воздействие на пользователя управляющих сигналов, причем в процессе воздействия пользователь выполняет движения и/или дыхательные упражнения.

Для многосенсорного представления изучаемой информации на стадии применения пользователю одновременно с речевой изучаемой информацией воспроизводят визуальную изучаемую информацию и/или используют пение, пропевание речевой изучаемой информации, выполнение движений и/или дыхательных упражнений.

Для проведения обучения в режиме оптимального функционального состояния пользователю воспроизводят подготовленную изучаемую информацию в виде романса или речитатива, или с выделением участков речи произношением нараспев, и/или визуальную изучаемую информацию, и/или музыкальное сопровождение романса, речитатива, текста нараспев с использованием компьютеризированной полиграфии функциональных показателей или показателя коррелята электроэнцефалограммы оптимального функционального состояния.

Воспроизведение речевой изучаемой информации, звукового стимула оптимального интеллектуального состояния, слухового раздражителя оптимального интеллектуального состояния музыкального сопровождения осуществляют в режиме дихотомического прослушивания с подачей их в различных комбинациях.

Заявленный способ опробирован на контрольных группах пользователей различных категорий и показал свою высокую эффективность при обучении с достижением лечебно-профилактического эффекта.

Источники информации

1. Заявка Германии №4009103, кл. G 09 В 5/04, G 09 В 20/04, публ. 1991.

2. Патент Великобритании №1488961, кл. G 09 В 5/06, публ. 19.10.1977.

3. Патент России №2178204, кл. G 09 В 5/00, 19/00, публ. 10.01.2002.

Класс A61B5/16 устройства для проведения психологических опытов

способ оценки восприятия информации -  патент 2529482 (27.09.2014)
способ выявления девиантных тенденций по комплексу психофизиологических показателей -  патент 2529402 (27.09.2014)
способ лечения больных с синдромом диспепсии в сочетании с избыточной массой тела -  патент 2528641 (20.09.2014)
способ оценки зрительно-моторной реакции на движение объекта в пространстве -  патент 2525638 (20.08.2014)
способ диагностики ишемической болезни сердца методом стресс-эхокардиографии с комбинированной изометрической и психоэмоциональной нагрузкой -  патент 2525510 (20.08.2014)
способ коррекции ожирения абдоминального типа -  патент 2525007 (10.08.2014)
способ психологических исследований человека-оператора -  патент 2523684 (20.07.2014)
способ прогнозирования медико-социальной эффективности комплексного лечения больных артериальной гипертонией -  патент 2522389 (10.07.2014)
способ выявления профессиональной ориентации -  патент 2519774 (20.06.2014)
способ определения предрасположенности спортсмена к бильярдному спорту -  патент 2515851 (20.05.2014)
Наверх