способ определения октанового числа бензина
| Классы МПК: | G01N27/22 путем измерения электрической емкости G01N33/22 топлива, взрывчатых веществ |
| Автор(ы): | Кавтарадзе А.И. (RU) |
| Патентообладатель(и): | Кавтарадзе Альберт Иванович (RU) |
| Приоритеты: |
подача заявки:
2002-11-22 публикация патента:
27.06.2004 |
Изобретение относится к измерительной технике. Способ включает измерение температуры бензина и его диэлектрической проницаемости при этой температуре. Октановое число определяют в соответствии с зависимостью
, где А - октановое число бензина, X - коэффициент пропорциональности, определяемый экспериментально,
- диэлектрическая проницаемость бензина,
- температурный коэффициент, равный
,
t=(Т-20)
С, где Т – температура бензина. Технический результат - снижение трудоемкости и уменьшение времени определения. 3 табл.
, где А - октановое число бензина, X - коэффициент пропорциональности, определяемый экспериментально,
- диэлектрическая проницаемость бензина,
- температурный коэффициент, равный
,
t=(Т-20)
С, где Т – температура бензина. Технический результат - снижение трудоемкости и уменьшение времени определения. 3 табл.
Формула изобретения
Способ определения октанового числа бензина, отличающийся тем, что измеряют температуру бензина и его диэлектрическую проницаемость при этой температуре, а октановое число определяют в соответствии с зависимостью
где А - октановое число бензина;X - коэффициент пропорциональности, определяемый экспериментально;
- диэлектрическая проницаемость бензина;
- температурный коэффициент, равный
;
t=(Т-20)
С, где Т - температура бензина.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к эксплуатации автомобилей, в частности к контролю качества бензина, а именно к определению его октанового числа.Все существующие методы определения октанового числа бензина могут быть сведены к моторному и исследовательскому методам.Моторным методом определяют октановое число на установке УИТ-65, где сравнивают детонационную стойкость исследуемого бензина с эталонными образцами при температуре горючей смеси 150
С и частоте вращения 900 мин-1.Исследовательский метод заключается в том, что определяют детонационную стойкость при 25-35
С (смесь не подогревают) и частоте вращения 600 мин-1 (см. В.А. Стукалов. Автомобильные эксплуатационные материалы. М.: Форум-Инфра-М, 2002, с. 16-17).Все эти методы достаточно трудоемки, осуществляются в специальных помещениях хорошо обученным персоналом на громоздких установках, а также их длительность составляет 6-8 часов.Задачей изобретения является снижение трудоемкости определения и уменьшение его длительности.Поставленная задача решается тем, что в способе определения октанового числа бензина измеряют температуру бензина и его диэлектрическую проницаемость при этой температуре, а октановое число определяют в соответствии с зависимостью
где А - октановое число бензина;X - коэффициент пропорциональности, определяемый экспериментально;
- диэлектрическая проницаемость бензина;
- температурный коэффициент, равный
;
t=(Т-20)
С, где Т - температура бензина.Сущность изобретения состоит в том, что авторами изобретения совершенно неожиданно была обнаружена зависимость октанового числа от его диэлектрической проницаемости.Способ осуществляется следующим образом.Для определения значений коэффициентов X и
исследовали бензин марок АИ-80, АИ-92 и АИ-95 при различных температурах эксплуатации. Температуру измеряли термометром, опущенным в бак с бензином. Диэлектрическую проницаемость определяли с помощью емкостного датчика, который погружали в бензин. В таблицах 1, 2, 3 приведены результаты измерений и рассчитанные значения коэффициентов.
Для определения октанового числа бензина при Т=20
С измеряли диэлектрическую проницаемость бензина. Измеренное значение
=2,01. Октановое число рассчитывалось по приведенной выше формуле:
Таким образом, исследуемый бензин имеет октановое число 80, что совпало с его маркой (АИ-80).
Класс G01N27/22 путем измерения электрической емкости
Класс G01N33/22 топлива, взрывчатых веществ
