способ определения вектора земной скорости и угла сноса летательного аппарата

Классы МПК:G01C23/00 Комбинированные приборы, определяющие более чем одну навигационную величину, например для авиации; комбинированные устройства для измерения двух и более параметров движения, например расстояния, скорости, ускорения
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Мамошин Владимир Романович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-04-03
публикация патента:

Изобретение относится к авиационному приборостроению, в частности к средствам навигации, прицеливания и пилотирования летательных аппаратов (ЛА). Сущность изобретения: вектор земной скорости определяют с помощью гироинерциальной навигационной системы, которую корректируют по данным многолучевого доплеровского измерителя скорости, при этом направляющие косинусы матрицы перехода от гироинерциальной к связанной с ЛА системе координат получают методом интегрирования дифференциальных уравнений Пуассона по данным об абсолютных угловых скоростях ЛА. По данным о высоте и пространственной ориентации лучей определяют те из них, для которых выполняются энергетические условия устойчивого выделения отраженного от земли сигнала, и их коммутируют для измерений. Вычисляют для коммутируемого луча прогнозируемую скорость сближения для управления доплеровским фильтром, получают невязку между измеренным и прогнозируемым значениями скорости сближения и на ее основе получают очередное уравнение для составляющих вектора приращений земной скорости в связанной системе координат. Решают получаемую таким образом систему трех линейно независимых уравнений, включая уравнения, полученные до или между сбоями. Вычисляемые значения вектора приращений земной скорости представляют по составляющим в гироинерциальной системе координат, производят статистическую обработку и полученными статистическими оценками корректируют гироинерциальную систему. Угол сноса определяют как угол между текущими значениями трехмерных векторов воздушной скорости и измеряемой земной скорости ЛА. Достигается повышение точности и устойчивости определения вектора земной скорости и угла сноса ЛА при маневрировании. 1 ил.

Рисунок 1

Формула изобретения

Способ определения вектора земной скорости и угла сноса летательного аппарата, заключающийся в том, что на борту с помощью многолучевого измерителя доплеровских частот определяют доплеровские частоты по коммутируемым приемопередающим радиолокационным лучам, на основании этих измерений корректируют первые ступени интеграторов гироинерциальной навигационной системы и на ее выходе получают уточненные значения вектора земной скорости летательного аппарата, отличающийся тем, что направляющие косинусы матрицы перехода от гироинерциальной к связанной системе координат получают методом интегрирования кинематических дифференциальных уравнений Пуассона по данным от блока датчиков угловых скоростей летательного аппарата при начальных корректируемых значениях, которые вычисляют по данным о мгновенных значениях углов курса, тангажа и крена, получаемых от гироинерциальной навигационной системы, по данным высотомера и пространственной ориентации лучей к коммутации для измерений допускаются только те лучи, для которых выполняются энергетические условия устойчивого выделения отраженного от земли сигнала, по данным гироинерциальной навигационной системы о составляющих вектора земной скорости летательного аппарата и пространственной ориентации коммутируемого луча вычисляют для него прогнозируемое значение скорости сближения для настройки его доплеровского фильтра, после состоявшегося измерения получают невязку между измеренным и прогнозируемым значениями скорости сближения по этому лучу и на ее основе получают очередное уравнение для составляющих вектора приращений земной скорости в связанной системе координат, при наличии линейной связи этого уравнения с двумя предыдущими его исключают и коммутируют очередной луч, для которого тоже выполняются энергетические условия устойчивого выделения отраженного от земли сигнала, проводят измерения, вычисляют прогнозируемое значение скорости сближения, настраивают доплеровский фильтр этого луча, получают невязку и на ее основе получают очередное уравнение для составляющих вектора приращений земной скорости до получения системы трех линейно независимых уравнений, решают эту систему, включая уравнения, полученные до или между возможными сбоями, получают значения составляющих вектора приращений земной скорости в связанной системе координат, представляют полученный вектор по составляющим в гироинерциальной системе координат, производят статистическую обработку получаемых измерений, например, по методу скользящего среднего на выборке, полученными статистическими оценками корректируют соответственно поканально показания гироинерциальной системы и получают уточненные значения вектора земной скорости летательного аппарата, к тому же лучи доплеровского измерителя при установке на летательном аппарате ориентируют за пределами сектора передней полусферы, чтобы не происходило радиодемаскирования летательного аппарата при подлете к ПВО зоны фронта и атакуемой наземной цели, угол сноса определяют как угол между текущими значениями трехмерных векторов земной и воздушной скоростей летательного аппарата, для чего наряду с уточненным текущим значением вектора земной скорости дополнительно учитывают текущее значение трехмерного вектора его воздушной скорости.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиационному приборостроению, в частности к информационным средствам навигации, прицеливания и пилотирования летательных аппаратов (ЛА).

Патентный поиск в ВПТБ проведен по классификациям “Скорость движения судов, измерение” G 01 Р 5/00, “Транспортных средств самоходных, измерение” В 62 D 6/00, 101:00, “Измерение с помощью гироскопического эффекта” G 01 P 9/00-9/04, “Измерение параметров полета самолетов, линейные” В 64 D 43/02, G 01 Р 3/00-3/80, “Навигационные, связанные с измерением скорости или ускорения” G 01 С 21/10-21/18, “Комбинированные для измерения двух и более параметров движения” G 01 С 23/00.

В качестве прототипа взят наиболее близкий по технико-технологической сущности комплексный способ определения вектора земной скорости и угла сноса ЛА, суть которого изложена в книге [1] Помыкаева И.И. и др. Навигационные приборы и системы. М., Машиностроение, 1983 г., стр. 86-90.

По прототипу на борту ЛА вектор его земной скорости W(t) определяют с помощью W1(t) гироинерциальной навигационной системы (ГИНС), которую корректируют по данным многолучевого доплеровского измерителя скорости WД(t) и угла сноса способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 CH(t) (ДИСС). ДИСС-ом измеряют доплеровские частоты FДi и (t) по каждому из последовательно коммутируемых его приемопередающих радиолокационных каналов-лучей i (рис.1).

Доплеровские частоты, как известно, пропорциональны скорости сближения DДi и (t)=способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 Fi и (t)/2 ЛА с участком земной поверхности, визируемым i каналом-лучом ДИСС, где способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 - длина волны излучаемых радиолокационных колебаний. При условии выполнения в цикле коммутации успешных измерений доплеровских частот не менее чем по трем каналам-лучам решают систему из трех уравнений:

способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757

с тремя неизвестными WДХ1(t), WДY1(t), WДZ1(t) – проекциями вектора земной скорости ЛА способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757на оси связанной с ним системы координат, вычисляют их по данным ДИСС, где способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 i, hi – углы ориентации i-го луча ДИСС относительно связанной с ЛА системы координат ОХ1Y1Z1 (первый поворот против часовой стрелки вокруг оси ОY1 на угол способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 i, второй – вокруг оси OZ на угол hi).

Угол сноса способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 СН(t) по ([1], стр. 88, обозначен способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 ) для ДИСС с нестабилизированной антенной определяется зависимостью

способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757

то есть как угол между продольной осью ЛА O(t)X1 и проекцией вектора его земной скорости способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757на плоскость O(t)X1Z1.

Для получения значения вектора земной скорости ЛА в гироинерциальной (ГИНС) системе координат О(t)ХgYgZg по существующему способу сначала по текущим значениям углов курса способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 (t), тангажа способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 (t) и крена способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 (t), измеряемых ГИНС, вычисляют тригонометрические функции этих углов sinспособ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 (t), cosспособ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 (t), sinспособ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 (t), cosспособ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 (t), sinспособ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 (t), cosспособ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 (t), потом направляющие косинусы матрицы перехода М1способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757g(t) от гироинерциальной O(t)ХgYgZg к связанной системе координат O(t)X1Y1Z1:

способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757

а затем и искомые проекции WДXg(t), WДYg(t), WДZg(t) вектора способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757:

способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757

Разностями:

способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757

корректируют показания ГИНС о векторе земной скорости:

способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757

Первый недостаток существующего способа заключается в том, что погрешности определения углов способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 (t), способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 (t), способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 (t) трансформируются в неточности вычисления тригонометрических функций sinспособ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 (t), cosспособ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 (t), sinспособ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 (t), cosспособ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 (t), sinспособ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 (t), cosспособ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 (t), а затем многократно повторяясь и накапливаясь, в значительные ошибки определения направляющих косинусов (3). Этот громоздкий, трудоемкий алгоритм определения направляющих косинусов должен реализовываться в полном объеме за время каждого цикла измерений ДИСС и потому требует от современных цифровых вычислительных машин значительных ресурсов и быстродействия, что затрудняет их реализацию в реальном масштабе времени и не позволяет повышать частоту коммутации лучей, от чего опять же зависит точность ДИСС.

Второй недостаток – “маневронеустойчивость” ДИСС. Маневр ЛА по тангажу или/и крену приводит к скольжению лучей по земной поверхности, увеличению для некоторых из них одновременно наклонной дальности, углов падения, размеров площади облучаемых ими на земле пятен, расширению диапазона доплеровских частот, снижению интенсивности отраженного в обратном направлении сигнала, или вообще их “отрыва” от земной поверхности и полного отсутствия отраженного сигнала. Эти факторы снижают точность работы и приводят к возрастанию вероятности сбоев ДИСС; трехлучевого хотя бы по одному, а четырехлучевого по двум каналам-лучам одновременно, когда сигналом “Память” запрещают вычисления скорости и угла сноса” [2] Техническое описание ДИСС-7, кн. 1, ред. ГМ1 641.007 ТО, 1972 г., стр. 10, 41, 54-56, да они становятся и невозможными из-за неопределенности системы (1), а полученные до этого измерения не используют, отбрасывают.

Третий недостаток заключается в том, что время цикла трех последовательных измерений без сбоев длится обычно 300-510 мс и с каждым сбоем увеличивается на 100-170 мс. При этом допущение о постоянстве составляющих вектора земной скорости WДХ1(t), WДY1(t), WДZ1(t) при решении системы (1) для современных маневрирующих и колеблющихся вокруг центра массы ЛА, особенно при появлении сбоев, является грубым и тоже приводит к появлению ошибок.

Четвертым недостатком существующего способа является то, что при потере сигнала в канале-луче на последующих циклах коммутации осуществляют поиск сигнала во всем рабочем диапазоне доплеровских частот ([2] Техническое описание ДИСС-7, к.н. 1, редакция ГМ1. 641.007 ТО, 1972 г., стр. 41-43), что требует значительного времени и может привести либо к повторному пропуску измерения, либо к захвату помехи и ложному измерению, либо к захвату требуемой доплеровской частоты и возобновлению измерений.

Пятым недостатком является то, что первый и четвертый лучи (рис.1), ориентированные в переднюю полусферу военного ЛА, демаскируют его радиоизлучением при подходе к линии фронта, к цели, и тем самым преждевременно оповещают фронтовую и объектовую ПВО противника, включая и станции постановки активных помех, о своем приближении, что также влияет на точность и устойчивость работы ДИСС.

Шестым недостатком является неправильная трактовка и реализация (2) определения угла сноса способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 СН(t), по сути не соответствующая теоретическим положениям классической теории бомбометания [3] Тихонов М.Д. и др. Бомбометание. М., Редиздат ЦС ОСОАВИАХИМА СССР, 1938, стр. 14, 15, где даже для неманеврирующего ЛА указано, что “угол, составляемый направлением воздушной скорости самолета V и направлением его путевой скорости W, называется углом сноса – УС”. Методическая ошибка определения угла сноса как одного из определяющих параметров пространственного движения ЛА приводит к погрешностям решения задач “грузометания”, особенно при энергичном маневрировании ЛА.

Цель изобретения – повысить точность и устойчивость определения вектора земной скорости W1(t) и угла сноса способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 СН(t) ЛА, в том числе и при выполнении маневра.

Указанные выше недостатки существующего способа предлагается устранить путем внедрения дополнительных и изменения существующих технологических операций, в соответствии с которыми:

1. Текущие значения направляющих косинусов матрицы перехода 1способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757g(t) от гироинерциальной O(t)ХgYgZg к связанной O(t)X1Y1Z1 системе координат получают более точным, простым, быстродействующим способом – методом интегрирования дифференциальных кинематических уравнений Пуассона:

способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757

где способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 x(t), способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 y(t), способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 z(1) – проекции вектора абсолютной угловой скорости вращения ЛА вокруг центра массы на оси связанной системы координат, получаемые, например, от существующего блока датчиков угловых скоростей (БДУС);

способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 11И(t), способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 12И(t), ... , способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 32И(t), способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 "11И(t), способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 "12И(t), ... , способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 "32И(t), – направляющие косинусы и их производные соответственно при начальных (корректируемых) значениях направляющих косинусов, получаемых по известному алгоритму (3) на основании данных ГИНС в начальный и корректируемые моменты времени t0:

способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757

При коррекциях синхронно, то есть в тот же момент времени t0, регистрируют выходные текущие значения интеграторов способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 И11(t0), способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 И12(t0), способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 И13(t0), способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 И21(t0), способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 И22(t0), способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 И23(t0), способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 И31(t0), способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 И32(t0), способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 И33(t0) значения углов способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 (t0) и способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 (t0), способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 (t0), а затем вычисляют (8) и определяют накопившиеся к моменту t0 ошибки интеграторов:

способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757

Потом, после завершения вычислений (7)-(9) уже в момент времени t0+способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 t, опять берут текущие значения интеграторов, вычисляют для него с учетом (9) новые начальные значения:

способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757

способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757

обнуляют интеграторы, вводят в них новые начальные условия (10), вновь запускают интеграторы и на выходе последних получают уточненные текущие значения направляющих косинусов способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 И11(t), способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 И12(t), способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 И13(t), способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 И21(t), способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 И22(t), способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 И23(t), способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 И31(t), способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 И32(t), способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 И33(t).

Изложенное демонстрирует, что существующий громоздкий, трудоемкий алгоритм определения направляющих косинусов используют не на каждом цикле измерений, а только при формировании начальных условий и в моменты коррекции процесса интегрирования дифференциальных уравнений Пуанссона. K тому же процесс коррекции “раздвигают” по времени на способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 t, чем облегчают его реализацию в цифровой вычислительной машине “в реальном масштабе времени”.

Предлагаемый способ получения направляющих косинусов матрицы перехода от гироинерциальной к связанной системе координат обладает большим быстродействием, легче реализуется в реальном масштабе времени даже при повышенной частоте коммутации лучей, открывает возможность считывания направляющих косинусов не только синхронно, но и с требуемой высокой частотой, вплоть до частоты квантования шагом интегрирования дифференциальных уравнений Пуассона.

2. Дополнительно, перед коммутацией очередного i-го луча ДИСС, определяют направляющий косинус способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 12i(t) матрицы перехода MЛiспособ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757g(t0) от гироинерциальной О(t)ХgYgZg системы координат к оси O(t)XЛi лучевой системы координат:

способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757

где SХi(t), SYi(t), SZi(t) – направляющие косинусы трех/четырех матриц перехода Mлiспособ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 22317571(t)(от связанной О(t)X1Y1Z1 к оси O(t)XЛi лучевой “Лi” системе координат, которые, как известно, являются постоянными величинами и хранятся в памяти вычислителя ДИСС:

способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757

способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757

3. Дополнительно включают имеющиеся на борту ЛА измерения высоты полета H(t) и определяют, выполняются ли энергетические условия устойчивого выделения отраженного от земли сигнала ДИСС при текущих значениях пространственной ориентации очередного i луча, в том числе и маневрирующего ЛА, например, с помощью неравенства

способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757

где НПРД – предельная высота устойчивого выделения сигнала, отраженного от земли.

4. Если условие (12) не выполняется, то берут следующее значение i, производят вычисления (11), (12) для следующего луча и т.д. до тех пор, пока не будет выполнено условие (12). Тем самым за счет исключения неустойчивых по (12) измерений уменьшают временной интервал цикла получения трех необходимых измерений для решения системы типа (1).

5. При выполнении условия (12)

- вычисляют еще два направляющих косинуса для i-го луча, по которому ожидается измерение:

способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757

- по данным ГИНС о составляющих W1xg(t) W1yg(t) W1zg(t) вектора W1g(t) земной скорости ЛА определяют прогнозируемое значение способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757скорости сближения по i-му лучу:

способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757

- настраивают прогнозируемым значением скорости сближения способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757доплеровский фильтр i-го луча ДИСС, что позволяет отказаться от режима “поиска” доплеровского сигнала по всему диапазону и искать его в локальной области способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757чем повышают быстродействие и надежность повторного захвата, устойчивость и точность измерений ДИСС;

- коммутируют i-й луч ДИСС для производства измерения.

6. При состоявшемся измерении определяют невязку способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757по i-му лучу:

способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757

7. По полученной невязке способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757формируют очередное уравнение системы типа (1) применительно к составляющим соответственно вектора не земной скорости ЛА WДХ1(t), WДY1(t), WДZ1(t), как в (1), а приращений земной скорости способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 WДХ1(t), способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 WДY1(t), способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 WДZ1(t), то есть ускорения:

способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757где способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 - последовательность измерений (1 – последнее, 2 – предпоследнее, 3 – предшествующее предпоследнему).

8. В систему (16) включают как бессбойную последовательность способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 =1, 2, 3 измерений, так при способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 =2, 3 и отбрасываемые по прототипу измерения, выполненные до или между предшествующими сбоями.

9. Анализируют полученную систему (16) из трех уравнений на предмет наличия двух линейно зависимых (один и тот же луч i и одинаковые значения способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757при способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 =1, 2, 3) и при наличии таковых запрещают ее решение, исключают полученное линейно зависимое уравнение, и так до тех пор, пока при следующем измерении не будет получена система линейно независимых уравнений.

10. Определяют решением системы (16) вектор способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 W(t) приращений земной скорости ЛА по составляющим в связанной системе координат O(t)X1Y1Z1:

способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757

11. Формируют с помощью уже вычисленных направляющих косинусов (7) транспонированную матрицу перехода МТ1способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757g(t) и представляют вектор приращений земной скорости ЛА по составляющим в гироинерциальной O(t)XgYgZg системе координат способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757:

способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757

12. Производят статистическую обработку составляющих вектора приращений земной скорости, например, по методу скользящего среднего на выборке n:

способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757

13. Полученными таким образом оценками приращений способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 WХg(t), способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 WYg(t), способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 WZg(t) корректируют соответственно поканально показания ГИНС и получают в итоге более точные и надежные текущие значения вектора земной скорости ЛА:

способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757

14. Лучи ДИСС ориентируют за пределами сектора передней полусферы, где в настоящее время происходит демаскирование ЛА при преодолении ПВО зоны фронта и атакуемой наземной цели.

15. Дополнительно используют имеющиеся на борту ЛА текущие значения вектора его воздушной скорости V(t), представляют этот вектор по составляющим в гироинерциальной O(t)XgYgZg системе координат способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757и, с учетом (20), определяют угол сноса способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 СН(t) как угол между трехмерными векторами способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757и способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757:

A=VYg(t)способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 (WГZg(t)+способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 WZg(t))–VZg(t)способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 (WГYg(t)+способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 WYg(t));

B=VZg(t)способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 (WГXZg(t)+способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 WXg(t))–VXg(t)способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 (WГZg(t)+способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 WZg(t));

C=VXg(t)способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 (WГYg(t)+способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 WZY(t))–VYg(t)способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 (WГXg(t)+способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 WXg(t));

способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757

|sin(способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 CH(t)|=G;

способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 СН(t)=arcsin(G)(sign[(Bспособ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 VZg(t)–Cспособ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 VYg(t))способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 (WГXg(t)+способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 WXg(t))+

+(Cспособ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 VXg(t)–Aспособ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 VZg(t))способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 (WГYg(t)+способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 WYg(t))+

+(Aспособ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 VYg(t)–Bспособ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 VXg(t))способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 (WГZg(t)+способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 WZg(t))].

Горизонтальная способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 СН. Г.(t) и вертикальная способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757 СН. В.(t) составляющие угла сноса могут быть вычислены по формулам

способ определения вектора земной скорости и угла сноса   летательного аппарата, патент № 2231757

соответственно.

На чертеже представлено расположение лучей многолучевого ДИСС и вектора земной скорости ЛА.

Таким образом предлагаемым способом устраняются указанные выше недостатки существующего способа и достигается поставленная цель изобретения – повышается точность и устойчивость определения вектора земной скорости и угла сноса, в том числе и маневрирующего ЛА.

Источники информации

1. Помыкаева И.И. и др. Навигационные приборы и системы. Учебное пособие. Машиностроение, М., 1983 г., используется в качестве ближайшего аналога способу, стр.86-90.

2. Техническое описание ДИСС-7, кн.1, ред. ГМ1. 641.007 ТО, 1972 г., стр. 10, 41, 54-56.

3. Тихонов М.Д. и др. Бомбометание. М., Редиздат ЦС ОСОАВИАХИМА СССР, 1938, стр.14, 15.

Класс G01C23/00 Комбинированные приборы, определяющие более чем одну навигационную величину, например для авиации; комбинированные устройства для измерения двух и более параметров движения, например расстояния, скорости, ускорения

способ подготовки инерциальной навигационной системы к полету -  патент 2529757 (27.09.2014)
система управления общесамолетным оборудованием -  патент 2528127 (10.09.2014)
комплексная корреляционно-экстремальная навигационная система -  патент 2525601 (20.08.2014)
способ и бортовая система обеспечения минимумов дистанций продольного эшелонирования по условиям турбулентности вихревого следа -  патент 2525167 (10.08.2014)
многофункциональный тяжелый транспортный вертолет круглосуточного действия, комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, используемый на данном вертолете -  патент 2524276 (27.07.2014)
информационно-управляющая система робототехнического комплекса боевого применения -  патент 2523874 (27.07.2014)
комплекс бортового оборудования вертолета -  патент 2520174 (20.06.2014)
система и способ определения пространственного положения и курса летательного аппарата -  патент 2505786 (27.01.2014)
малогабаритная бесплатформенная инерциальная навигационная система средней точности, корректируемая от системы воздушных сигналов -  патент 2502049 (20.12.2013)
способ функционирования топопривязчика в режиме контрольно-корректирующей станции -  патент 2498223 (10.11.2013)
Наверх