способ определения октанового числа автомобильных бензинов

Классы МПК:G01N27/00 Исследование или анализ материалов с помощью электрических, электрохимических или магнитных средств
G01N21/41 преломляющая способность; свойства, влияющие на фазу, например длину оптического пути
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Тверской государственный технический университет (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-05-12
публикация патента:

Изобретение относится к области аналитической техники, а именно к способам и средствам оценки детонационной стойкости автомобильных бензинов. Сущность: способ включает определение значений информативного параметра для различных эталонных бензинов, построение калибровочной зависимости информативного параметра от октанового числа этих бензинов, определение значения информативного параметра пробы анализируемого бензина и определение по калибровочной зависимости октанового числа анализируемого бензина, а также измерение плотности и температуры пробы анализируемого бензина. Дополнительно измеряют коэффициент преломления анализируемого бензина, а в качестве информативного параметра используют поверхностное натяжение анализируемого бензина, при этом октановое число определяют в интервале температур 10-40способ определения октанового числа автомобильных бензинов, патент № 2231051С по расчетной формуле. Технический результат изобретения заключается в обеспечении простоты реализации способа, пожаробезопасности и инвариантности результатов измерений к содержанию воды в анализируемом бензине. 1 табл.

Формула изобретения

Способ определения октанового числа автомобильных бензинов, включающий определение значений информативного параметра для различных эталонных бензинов, построение калибровочной зависимости информативного параметра от октанового числа этих бензинов, определение значения информативного параметра пробы анализируемого бензина и определение по калибровочной зависимости октанового числа анализируемого бензина, а также измерение плотности и температуры пробы анализируемого бензина, отличающийся тем, что дополнительно измеряют коэффициент преломления анализируемого бензина, а в качестве информативного параметра используют поверхностное натяжение анализируемого бензина, при этом октановое число определяют в интервале температур 10способ определения октанового числа автомобильных бензинов, патент № 223105140способ определения октанового числа автомобильных бензинов, патент № 2231051С по следующей зависимости:

способ определения октанового числа автомобильных бензинов, патент № 2231051

где способ определения октанового числа автомобильных бензинов, патент № 2231051 - октановое число бензина;

А0, А1, А2 - постоянные коэффициенты, определяемые при калибровке;

t - измеренное значение температуры бензина, способ определения октанового числа автомобильных бензинов, патент № 2231051С;

n - измеренное значение коэффициента преломления бензина при температуре t;

способ определения октанового числа автомобильных бензинов, патент № 2231051 - измеренное значение поверхностного натяжения при температуре t, Н/м;

способ определения октанового числа автомобильных бензинов, патент № 2231051 - объемный коэффициент теплового расширения бензинов, 1/способ определения октанового числа автомобильных бензинов, патент № 2231051С;

способ определения октанового числа автомобильных бензинов, патент № 2231051 - коэффициент, учитывающий изменение поверхностного натяжения от температуры, 1/способ определения октанового числа автомобильных бензинов, патент № 2231051С.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области аналитической техники, а именно к способам и средствам оценки детонационной стойкости автомобильных бен-зинов.

Известен способ определения октанового числа автомобильных бензинов (Белянин Б.В. Технический анализ нефтепродуктов и газа. Л.: Химия, 1970, с.164-168), состоящий в сравнении детонационной стойкости испытуемого и эталонного топлива на специальном стандартизированном двигателе внутреннего сгорания. При определении находят экспериментальную зависимость степени сжатия рабочей смеси в двигателе от содержания изооктана в эталонном топливе, а затем по этой зависимости после испытания анализируемого бензина находят значение его октанового числа.

Недостатком данного способа определения октанового числа является большая длительность определения, составляющая 120 мин, высокая стоимость и громоздкость экспериментальной установки, сложность ее обслуживания и дороговизна компонентов, из которых составляются эталонные топлива.

Наиболее близким по технической сущности является способ определения октанового числа (Патент РФ №2100803, кл. G 01 N 27/22, 33/22, 1997), включающий определение значения информативного параметра для различных эталонных бензинов, построение калибровочной зависимости информативного параметра от октанового числа этих бензинов, определение значения информативного параметра пробы анализируемого бензина и определение по калибровочной зависимости октанового числа анализируемого бензина, а также измерение температуры пробы анализируемого бензина.

При этом в качестве информативного параметра используют диэлектрическую проницаемость анализируемых бензинов.

Недостатком этого способа определения октанового числа бензинов является необходимость в процессе определения использовать сложные электрические устройства, приводимые в соприкосновение с анализируемым бензином, что требует специальных противопожарных мер, а также влияние на результат измерения даже незначительного количества воды, растворенной в бензине, что связано с большой (по сравнению с фракциями бензина) диэлектрической проницаемостью воды.

Задачей изобретения является упрощение определения октанового числа бензинов.

Технический результат - создание способа определения октанового числа бензинов, реализующего измерение без контакта электрических устройств с анализируемым бензином и обеспечивающего инвариантность результатов измерений к содержанию воды в анализируемом бензине.

Технический результат достигается тем, что в способе определения октанового числа автомобильных бензинов, включающем определение значений информативного параметра для различных эталонных бензинов, построение калибровочной зависимости информативного параметра от октанового числа этих бензинов, определение значения информативного параметра пробы анализируемого бензина и определение по калибровочной зависимости октанового числа анализируемого бензина, а также измерение температуры пробы анализируемого бензина, дополнительно согласно изобретению измеряют коэффициент преломления, а в качестве информативного параметра используют поверхностное натяжение пробы анализируемого бензина, при этом октановое число определяют в интервале температур 10-40способ определения октанового числа автомобильных бензинов, патент № 2231051С по следующей зависимости:

способ определения октанового числа автомобильных бензинов, патент № 2231051

где способ определения октанового числа автомобильных бензинов, патент № 2231051 - октановое число бензина;

А0, A1, А2 - постоянные коэффициенты, определяемые при калибровке;

t - измеренное значение температуры бензина, °С;

n - измеренное значение коэффициента преломления бензина при температуре t;

способ определения октанового числа автомобильных бензинов, патент № 2231051 - измеренное значение поверхностного натяжения при температуре t, Н/м;

способ определения октанового числа автомобильных бензинов, патент № 2231051 - объемный коэффициент теплового расширения бензинов, 1/способ определения октанового числа автомобильных бензинов, патент № 2231051С;

способ определения октанового числа автомобильных бензинов, патент № 2231051 - коэффициент, учитывающий изменение поверхностного натяжения от температуры, 1/способ определения октанового числа автомобильных бензинов, патент № 2231051С.

Использование при реализации предлагаемого способа в качестве информативного параметра поверхностного натяжения позволит определить октановые числа с помощью пожаробезопасных измерительных устройств, а также обеспечит инвариантность результатов измерений от содержания воды в бензине, а измерение коэффициента преломления позволяет (по сравнению с используемым в прототипе измерения плотности бензина) упростить устройство для реализации предлагаемого способа.

По сравнению с прототипом заявляемый способ имеет отличительную особенность в совокупности действий и параметров, обеспечивающих эти действия.

Теоретическим обоснованием предлагаемого способа определения октанового числа послужила зависимость октанового числа от молекулярной массы, плотности и поверхностного натяжения для некоторых индивидуальных углеводородов (Физико-химические свойства индивидуальных углеводородов. Ч.1 / Под ред. М. Д. Тиличеева. М.: Гостоптехиздат, 1957, с.235) и зависимость между коэффициентом преломления и плотностью жидких сред, которая найдена для некоторых индивидуальных веществ (Иоффе Б.В. Рефрактометрические методы в химии. Л.: Химия, 1974, с.11-18).

Для бензинов, представляющих смесь углеводородов различных классов, были выполнены экспериментальные исследования, в процессе которых путем анализа товарных бензинов были определены коэффициенты A1 и А2 выражения (1). В этих исследованиях выполнялись измерения коэффициента преломления с помощью рефрактомера, работающего по методу полного внутреннего отражения света (рефрактометр типа НГФ -454 Б2М) и температуры с помощью стеклянного термометра, а поверхностное натяжение бензинов измерялось методом капиллярного поднятия.

Результаты всех измерений приводились к температуре 20способ определения октанового числа автомобильных бензинов, патент № 2231051С. Найденные значения A1 и А2 приведены в приложении в таблице. Там же даны средние значения способ определения октанового числа автомобильных бензинов, патент № 2231051 и способ определения октанового числа автомобильных бензинов, патент № 2231051 для интервала температур 10-40способ определения октанового числа автомобильных бензинов, патент № 2231051С по справочным данным (Нефтепродукты. Методы испытаний, ч.1.М.: Издательство стандартов, 1977, с.292, Варгафтик Н.Б. Справочник по теплофизическим свойствам газов и жидкостей. М.: Наука, 1972, с.211-353).

В таблице в качестве примера приведены результаты определений октанового числа ряда товарных бензинов предлагаемым способом. Действительное значение октанового числа товарных бензинов определялось исследовательским методом на стандартной моторной установке нефтебазы ОАО “Тверьнефтепродукт”.

Как видно из таблицы, значение октанового числа с помощью предлагаемого способа может быть определено с достаточной для практического применения точностью (по действующему стандарту расхождение при определении октанового числа одного и того же топлива на различных установках может составлять ±1 октановую единицу).

Преимуществом предлагаемого способа является:

- простота реализации;

- пожаробезопасность;

- справедливость результатов измерений к содержанию воды в бензине;

- возможность использования для создания дешевых автоматических потоковых и переносных анализаторов октанового числа бензинов.способ определения октанового числа автомобильных бензинов, патент № 2231051

Способ может найти применение при контроле октанового числа в процессе производства и компаундировании бензинов, а также для экспрессных определений качества бензина на автозаправочных станциях.

Класс G01N27/00 Исследование или анализ материалов с помощью электрических, электрохимических или магнитных средств

устройство контроля материалов и веществ -  патент 2529670 (27.09.2014)
прибор контроля трубопровода с двойной спиральной матрицей электромагнитоакустических датчиков -  патент 2529655 (27.09.2014)
способ и устройство для контроля над процессом лечения повреждения -  патент 2529395 (27.09.2014)
способ и устройство для определения доли адсорбированного вещества в адсорбирующем материале, применение устройства для определения или мониторинга степени насыщения адсорбирующего материала, а также применение устройства в качестве заменяемой вставки для поглощения влаги в технологическом приборе -  патент 2529237 (27.09.2014)
способ детекции аналита из раствора на частицах и устройство для его реализации -  патент 2528885 (20.09.2014)
стенд и способ контроля посредством магнитной дефектоскопии вала газотурбинного двигателя -  патент 2528856 (20.09.2014)
способ определения глутатиона в модельных водных растворах методом циклической вольтамперометрии на графитовом электроде, модицифированном коллоидными частицами золота -  патент 2528584 (20.09.2014)
способ анализа многокомпонентной газовой среды герметизированных контейнеров с электронными приборами и устройство для его реализации -  патент 2528273 (10.09.2014)
полупроводниковый газовый датчик -  патент 2528118 (10.09.2014)
способ изготовления чувствительного элемента датчиков газов с углеродными нанотрубками -  патент 2528032 (10.09.2014)

Класс G01N21/41 преломляющая способность; свойства, влияющие на фазу, например длину оптического пути

устройство измерения показателя преломления -  патент 2506568 (10.02.2014)
носитель для оптического детектирования в малых объемах образца -  патент 2502985 (27.12.2013)
способ измерения показателя преломления газовых сред -  патент 2495387 (10.10.2013)
оптическое устройство для измерения показателя преломления прозрачных твердых веществ малой толщины и небольших размеров методом параллельного смещения светового луча -  патент 2492449 (10.09.2013)
способ определения параметров турбулентной атмосферы -  патент 2488095 (20.07.2013)
обнаружение нарушения фазы света, распространяющегося в оптическом волноводе -  патент 2464542 (20.10.2012)
способ бесконтактного определения времени жизни неравновесных носителей заряда в полупроводниках -  патент 2450387 (10.05.2012)
способ определения показателя преломления поверхностной электромагнитной волны инфракрасного диапазона -  патент 2419779 (27.05.2011)
устройство крепления и герметизации кварцевой кюветы в рефрактометрическом детекторе для жидкостной хроматографии -  патент 2362143 (20.07.2009)
способ просмотра и анализа результатов диагностики на основе дифракции -  патент 2321842 (10.04.2008)
Наверх