способ защиты транспортных средств

Классы МПК:G08B25/00 Системы подачи сигналов тревоги с передачей на центральную станцию сигналов, определяющих местоположение пункта, в котором возникли условия, вызвавшие появление сигнала тревоги, например пожарные или полицейские телеграфные системы
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Савлев Евгений Васильевич (RU),
Абузяров Фарид Николаевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2001-01-09
публикация патента:

Изобретение относится к сигнализации о краже транспортных средств. Технический результат заключается в повышении вероятности обнаружения угнанного транспортного средства. В способе каждому транспортному средству присваивается индивидуальный порядковый номер, который вносится в память передатчика сотовой связи, устанавливаемого в автомобиле и в память компьютерного центра ГИБДД с указанием государственного номера и характерных особенностей, в случае противоправного действия, например взлома дверей или стекол, включается тревожная сигнализация и данные по первому радиоканалу поступают на станцию сотовой связи с их трансляцией по третьему радиоканалу владельцу транспортного средства, следующий тревожный сигнал поступает с передатчика сотовой связи через первый радиоканал и станцию сотовой связи по второму радиоканалу в ГИБДД, а по третьему радиоканалу - владельцу указанного транспортного средства, а при пуске двигателя тревожный сигнал транслируется в ГИБДД с указанием индивидуального порядкового номера автомобиля. 1 ил.

Рисунок 1

Формула изобретения

Способ защиты транспортных средств, основанный на применении сотовой связи, при котором каждому транспортному средству присваивается индивидуальный порядковый номер, который вносится в память передатчика сотовой связи, устанавливаемого в автомобиле, и в память компьютерного центра государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) с указанием государственного номера транспортного средства, марки, цвета и характерных особенностей, при этом в случае противоправного действия в отношении транспортного средства, например взлома дверей или стекол, включается тревожная сигнализация, и данные в виде кодированных посылок по первому радиоканалу поступают на станцию сотовой связи, которая транслирует сигналы тревожной сигнализации по третьему радиоканалу владельцу транспортного средства, при дальнейших противоправных действиях следующий тревожный сигнал поступает с передатчика сотовой связи, установленного на транспортном средстве, через первый радиоканал и станцию сотовой связи по второму радиоканалу в ГИБДД, а по третьему радиоканалу - владельцу указанного транспортного средства, а при пуске двигателя тревожный сигнал транслируется в ГИБДД с указанием индивидуального порядкового номера автомобиля.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к сигнализации о краже транспортных средств, например автомобиля, в частности, при нарушении запорных устройств и может быть использовано для непрерывного контроля состояния охраняемого автомобиля, в том числе и после угона. Также изобретение может быть использовано для охраны закрытых помещений, например квартиры, офиса и т.д.

Насущной проблемой современных автовладельцев является охрана транспортных средств (далее по тексту автомобиль) от взлома запорных устройств и последующего угона, а также поиска автомобиля после угона в кратчайшее время, пока автоворы не угнали автомобиль достаточно далеко и/или не отключили охранную сигнализацию. Как показывает статистика, во всем мире ежедневно происходят тысячи угонов, так только в США цифра угонов лежит в пределах 600 тысяч в год, поэтому проблема охранной сигнализации стоит достаточно остро, но, несмотря на различные типы противоугонных и сигнальных устройств, до сих пор не существует универсальной системы, позволяющей предотвратить угон и/или сообщить владельцу о факте угона и о месте нахождения автомобиля в текущий момент времени.

Общеизвестны механические противоугонные средства, такие как запорные устройства на руль, педали, противоугонные колодки, потайной тумблер на автомобильную сеть питания от аккумулятора и пр.

Недостатками подобных устройств является то, что самому владельцу требуется значительное время на установку и снятие, также требуются дополнительные ключи от замков, которые имеют свойство теряться. Как показывает практика, опытные автоугонщики снимают подобные запорные устройства и угоняют автомобиль за одну-две минуты.

Известен способ защиты автомобиля от угона, основанный на установке в кабине аэрозольного патрона "ПАП-1", который подключается к проводам системы зажигания. Дополнительно "ПАП-1" содержит одноразовую пиротехническую сирену, так что злоумышленник не только "выкуривается", но и изгоняется громким воем (см. ж. "Инженер", 1997 г., №11, с. 38-39).

Недостатком данного способа являются:

- небезопасность для самого владельца автомобиля, т.к. по забывчивости патрон можно предварительно не отключить со всеми вытекающими отсюда последствиями;

- опытные автоугонщики легко обнаруживают такие патроны, после чего автомобиль практически потерян для владельца и милиции.

Также известен автомобильный радиосторож, который обеспечивает по радиоканалу непрерывный контроль состояния охраняемого объекта. При любом несанкционированном воздействии на него или выходе из строя передатчика приемник немедленно оповестит об этом владельца тревожным сигналом. Радиоканал состоит из передатчика, установленного в автомобиле, и приемника, находящегося у владельца. В дежурном режиме передатчик через каждые 16 с излучает частотно-модулированную посылку на частоте 26945 кГц. Длительность посылки - 1 с, частота модуляции - 1024 Гц. При срабатывании охранных датчиков передатчик переходит в режим непрерывного модулированного излучения, на что приемник отреагирует тревожным сигналом. Такой же сигнал зазвучит, если на приемник не поступит очередная посылка через 16 с после начала предыдущей.

Такой алгоритм работы радиосторожа обеспечивает высокую надежность охраны, поскольку любой дефект - порча антенны, разрядка батареи питания или выход из строя передатчика - сразу же будет отмечен предупреждающим сигналом.

Выходная мощность передатчика - 2 Вт, чувствительность приемника - лучше 1 мкВ. С малогабаритной антенной передатчика, установленной за лобовым стеклом автомобиля, и штыревой антенной приемника длиной около 50 см дальность действия радиоканала превышает 500 м. Если же на автомобиле и в месте приема использовать полноразмерные антенны, дальность действия может достигать нескольких километров (См. ж. "Радио", 2000 г., №4, с.33-35).

К недостаткам данного способа можно отнести:

- система срабатывает и выдает тревожный сигнал только в первые моменты (несколько секунд, до минуты, пока угонщик не отключит передатчик или антенну, в конце концов просто оборвет провода);

- пока владелец, получив тревожный сигнал, добежит до автомобиля, угонщик(и) уже будет далеко и связь владельца со своим автомобилем будет потеряна, т.е. дополнительно нужны еще какие-то противоугонные и сигнальные средства.

Известны более сложные противоугонные и поисковые системы с использованием глобальной спутниковой навигационной системы охраны и поиска угнанного автомобиля, в которых задействован сложный высокотехнологический комплекс слежения на основе определения географических координат и отображения их на дисплее-карте контролируемой местности. Радиус действия - до сотен километров, точность определения - до 10 м.

Недостатком подобных систем является их высокая техническая сложность, а следовательно, и стоимость, которая по "карману" только очень состоятельным людям.

Известна охранная система MEGA 3000 (фирма MEGALARM, США), которая содержит более 50 позиций, например:

- "плавающий" код с антисканером;

- управление тремя охраняемыми автомобилями с одного ключа;

- память при отключении питания, память на число срабатываний;

- двухуровневый лазерный датчик удара, датчик разбитого стекла, микроволновый датчик охраны салона, возможность отключения датчиков сигналом с ключа;

- две дополнительные независимые системы управления (например, электроприводом крышки багажника, дистанционным запуском двигателя и т.д.);

- яркий восьмифункциональный сигнальный светодиод;

- функция поиска автомобиля;

- вывод на пейджер сигнала тревоги;

- защита от насильственного угона.

(см. ж., "Радио", 1998 г., №1, с. 45 - ПРОТОТИП).

При всей привлекальности данной системы она обладает следующими недостатками:

- очень сложная схемотехника, отсюда высокая стоимость и недостаточная надежность;

- при взломе двери автомобиля угонщик, зная о месте расположения блока охранной системы, т.к. он устанавливается в определенном месте, отключит его или просто механически повредит, а дальше связь владельца со своим автомобилем будет потеряна.

Технической задачей изобретения является повышение эффективности противоугонной сигнализации и повышение вероятности обнаружения угнанного автомобиля.

Для решения поставленной задачи предлагается способ защиты транспортных средств, основанный на применении сотовой связи, при котором каждому автомобилю присваивается индивидуальный порядковый номер, который вносится в память передатчика сотовой связи, устанавливаемого в автомобиле, также этот номер вносится в память компьютерного центра ГИБДД с указанием государственного номера автомобиля, марки, цвета и характерных особенностей, при этом в случае противоправного действия в отношении транспортного средства, например взлома дверей или стекол, включается тревожная сигнализация, например звуковая и световая, одновременно передается тревожный сигнал на станцию сотовой связи, который транслируется станцией владельцу данного транспортного средства, при пуске двигателя тревожный сигнал транслируется и в ГИБДД с указанием индивидуального порядкового номера автомобиля, после чего вводится операция "Перехват", техническими средствами которой обнаруживают и отслеживают угнанный автомобиль, после чего производят задержание.

Устройство для его осуществления содержит: электрические охранные устройства автомобиля, передатчик с антенной сотовой связью, станцию сотовой связи, технический узел ГИБДД, технические средства обнаружения и слежения, группу захвата и угонщика, соединенные следующим образом: угонщик связан с электрическими охранными устройствами автомобиля, которые через передатчик и антенну первым радиоканалом тревожной сигнализации связаны со станцией сотовой связи, которая в свою очередь третьим и вторым радиоканалами тревожной сигнализации связана с владельцем автомобиля и техническим узлом ГИБДД соответственно, последний связан командой "Перехват" с техническими средствами обнаружения и слежения и группой захвата, выход технических средств обнаружения и слежения связан прямой и обратной связью текущей информации с автомобилем и прямой связью с группой захвата, которая также связана с автомобилем, последний тревожной звуковой и световой сигнализацией дополнительно связан с владельцем.

На чертеже приведена структурная схема изобретения, на которой изображено: 1 - угонщик, 2 - транспортное средство (автомобиль) с охранными устройствами (2-1) и передатчиком (2-2), 3 - станция сотовой связи с накопительным фильтром (3-1), 4 - технический узел ГИБДД, 5 - владелец автомобиля, 6 - технические средства обнаружения и слежения, 7 - группа захвата, Апер - передающая антенна, Апр - приемная антенна, первый, второй и третий радиоканалы тревожной сигнализации.

Указанные узлы представляют собой и могут быть выполнены следующим образом: автомобиль 2 любого типа, начиная с микролитражки и кончая большегрузным; станция сотовой связи 3 любая с достаточным радиусом действия, например, фирмы "GSM-900" и "NMT-450"; технический узел ГИБДД 4 и технические средства обнаружения и слежения стандартные типовые, оборудованный по нормам МВД; Апер - любая антенна из комплекта телефона сотовой связи, вынесенная на лобовое, заднее или боковые стекла и замаскированная под резиновым уплотнением; охранные средства 2-1 любые, работающие на замыкание/размыкание, на внесение емкости и пр. и связанные электрически с запуском передатчика 2-2, который может быть взят из телефонной трубки сотовой связи, дооборудованной ПЗУ или ЭнЗУ с прошивкой гос.№ автомобиля, марки, цвета и характерных особенностей; фильтр 3-1, по существу - счетчик посылок передатчика 2-2, например 10-12 подряд, чтобы исключить ложные срабатывания от электромагнитных помех и т.д.

Угонщик 1 связан с автомобилем 2 через охранные средства 2-1, которые электрически связаны с входом передатчика 2-2, а выход передатчика через передающую антенну Апер и первый радиоканал тревожной сигнализации связан со станцией сотовой связи 3, которая через фильтр 3-1 связана с владельцем автомобиля 5 по третьему радиоканалу, а с техническим узлом ГИБДД 4 - по второму радиоканалу, выход последнего связан с техническими средствами обнаружения и слежения 6 и группой захвата 7 командой "Перехват" (с информационными данными на угнанный автомобиль), выход же технических средств обнаружения и слежения 6 связан прямой и обратной связью с автомобилем 2 и группой захвата 7, которая также связана визуально с автомобилем 2.

Устройство по данному изобретению работает следующим образом. Угонщик 1, чтобы угнать автомобиль 2, должен совершить противоправные действия, т.е. нужно проникнуть в его салон, для чего он должен либо взломать замок какой-либо двери и открыть ее, либо разбить любое из стекол и проникнуть внутрь салона через выбитое стекло, либо открыть дверь изнутри через это выбитое стекло, при этом срабатывают охранные средства 2-1 (контакты на размыкание, которые соединены через ИЛИ) с запуском передатчика 2-2. Предварительно в передатчике 2-2 в ПЗУ зашиты технические данные этого автомобиля 2: гос. №, марка, цвет кузова и характерные особенности, например наличие вмятин, царапин и пр. После запуска передатчика 2-2 эти данные в виде кодированных посылок с определенной частотой через Апер по первому радиоканалу тревожной сигнализации сотовой связи поступают на станцию сотовой связи 3, где декодируются. Станция сотовой связи 3 в свою очередь выдает сигналы тревожной сигнализации только владельцу по третьему радиоканалу и только в случае, если по первому радиоканалу придет подряд (без перерыва), например, не менее 10-12 посылок, число посылок определяется из условий помехоустойчивости всей системы. По третьему радиоканалу тревожный сигнал о противоправных действиях в отношении автомобиля 2 поступает на сотовый телефон или пейджер владельца данного автомобиля. При дальнейших противоправных действиях угонщика 1 (пуск двигателя) на передатчик 2-2 поступает следующий тревожный сигнал, который через первый радиоканал и через станцию сотовой связи поступает по второму и третьему радиоканалам тревожной сигнализации владельцу автомобиля 5 и в технический узел ГИБДД 4. Сигнал о пуске двигателя можно получить с генератора, который заряжает аккумулятор при работающем двигателе, для чего в цепь заряда включается резистор. Технический узел ГИБДД 4, получив тревожный сигнал, в котором указана марка автомобиля, государственный номер и пр., выдает команду на операцию "Перехват". По этой команде, которая поступает на пункт технических средств обнаружения и слежения 6 и в группу захвата 7, с помощью имеющихся на вооружении различных технических средств определяют местонахождение угнанного автомобиля 2 в любой текущий момент времени. Проведение непосредственно операции "Перехват" оговорено приказами и инструкциями МВД РФ и в данной заявке не рассматривается. Финал данной операции - это задержание автомобиля уже по визуальной связи (контакту) совместно с угонщиком 1.

Данный способ позволяет оперативно (практически мгновенно):

- засечь момент несанкционированного взлома (нарушение запорных устройств автомобиля);

- сообщить об этом владельцу автомобиля;

- при запуске двигателя ввести операцию "Перехват".

Следует заметить, что потенциальные угонщики, зная о такой системе, лишний раз подумают, прежде чем попытаются угнать автомобиль.

Очевидно, что подобными системами можно оснастить и личные, и государственные автомобили, т.к. стоимость сотового телефона на несколько порядков меньше стоимости самого дешевого автомобиля.

Дополнительно можно не включать (в случае противоправных действий по открыванию двери, стекол) звуковую и световую сигнализацию, чтобы усыпить бдительность угонщика, а владелец уже знает о начале угона.

Таким образом, данный способ очень удобен владельцам сотовых телефонов, т.к. путем небольшой доработки (введение дополнительного сотового передатчика) позволяет придать сотовой связи новую функцию (охранную) как автомобиля, так и квартиры, офиса, гаража.

Класс G08B25/00 Системы подачи сигналов тревоги с передачей на центральную станцию сигналов, определяющих местоположение пункта, в котором возникли условия, вызвавшие появление сигнала тревоги, например пожарные или полицейские телеграфные системы

спутниковая охранно-поисковая система -  патент 2528090 (10.09.2014)
автоматизированный пункт спасения -  патент 2524224 (27.07.2014)
устройство имитозащиты группы контролируемых объектов, основанное на логике xor -  патент 2520413 (27.06.2014)
способ определения направления движения нарушителя -  патент 2517687 (27.05.2014)
малокадровая система видеонаблюдения для контроля протяженных рубежей охраны -  патент 2517042 (27.05.2014)
система отслеживания мобильного тега, способ и устройство представления информации -  патент 2516232 (20.05.2014)
устройство для интерактивного визуального мониторинга -  патент 2515712 (20.05.2014)
система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях -  патент 2514132 (27.04.2014)
способ сигнализационного прикрытия перекрестка дорог -  патент 2514126 (27.04.2014)
малокадровая мобильная система видеонаблюдения -  патент 2504015 (10.01.2014)
Наверх