гидродинамический гироскоп
| Классы МПК: | G01C19/20 жидкостные |
| Автор(ы): | Барычева Т.П. (RU), Белобрагин В.Н. (RU), Гельфонд М.Л. (RU), Денежкин Г.А. (RU), Зайцев В.Д. (RU), Королева Н.Б. (RU), Макаровец Н.А. (RU), Маслова Л.А. (RU), Пастушков Е.П. (RU), Розен И.С. (RU), Самарин В.Г. (RU), Семилет В.В. (RU) |
| Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственное научно-производственное предприятие "Сплав" (RU) |
| Приоритеты: |
подача заявки:
2002-11-06 публикация патента:
10.06.2004 |
Изобретение относится к области военной техники, а именно к измерительным элементам систем управления и стабилизации реактивных снарядов, например реактивных снарядов систем залпового огня. Сущность изобретения: в гидродинамический гироскоп, содержащий корпус, ротор с регулируемой, частично заполненной жидкостью полостью, выполненный из левой и правой жестко соединенных между собой через регулируемый элемент чашек с внутренней сферической поверхностью, центры сфер которых смещены из центра полости ротора, размещенный в полости ротора сферический поплавок с постоянным кольцевым магнитом, цилиндрический магнитопровод, сигнальную катушку и электродвигатель, введено регулируемое корректирующее устройство в виде двух цилиндрических колец из магнитомягкого материала, установленных на краях внутренней поверхности цилиндрического магнитопровода коаксиально ротору с возможностью аксиального перемещения, а постоянный кольцевой магнит выполнен в соответствии с соотношениями
=0,095-0,105;
=0,075-0,085;
=0,90-0,92, где А, Н, Дм - соответственно высота, толщина и наружный диаметр постоянного кольцевого магнита, Дп - диаметр поплавка. Техническим результатом является повышение точностных характеристик гироскопа путем увеличения коэффициента передачи и постоянной времени. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
=0,095-0,105;
=0,075-0,085;
=0,90-0,92, где А, Н, Дм - соответственно высота, толщина и наружный диаметр постоянного кольцевого магнита, Дп - диаметр поплавка. Техническим результатом является повышение точностных характеристик гироскопа путем увеличения коэффициента передачи и постоянной времени. 3 ил.
Формула изобретения
Гидродинамический гироскоп, содержащий корпус, ротор с регулируемой, частично заполненной жидкостью полостью, выполненной из левой и правой жестко соединенных между собой через регулируемый элемент чашек с внутренней сферической поверхностью, центры сфер которых смещены из центра полости ротора, размещенный в полости ротора сферический поплавок с постоянным кольцевым магнитом, установленным в экваториальной плоскости поплавка, цилиндрический магнитопровод, сигнальную катушку, размещенную в зазоре между цилиндрическим магнитопроводом и ротором, и электродвигатель, отличающийся тем, что он снабжен регулируемым корректирующим устройством в виде двух цилиндрических колец из магнитомягкого материала, установленных на внутренней поверхности цилиндрического магнитопровода коаксиально ротору с возможностью аксиального перемещения, а постоянный кольцевой магнит выполнен в соответствии с соотношениями:
=0,095-0,105;
=0,075-0,085;
=0,90-0,92,где А, Н, Дм - соответственно высота, толщина и наружный диаметр постоянного кольцевого магнита;Дп - диаметр поплавка.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к гироскопическим приборам, а именно к гидродинамическим гироскопам, и может быть использовано в системах управления реактивными снарядами систем залпового огня.Известен гидродинамический гироскоп (см. Андрейченко К.П. Динамика поплавковых гироскопов и акселерометров. - М.: Машиностроение, 1987, с.7-8), принятый за аналог. Гироскоп содержит корпус, вращающийся от внешнего электродвигателя ротор со сферической полостью, частично заполненной жидкостью, сферический поплавок, в экваториальной плоскости которого установлен постоянный кольцевой магнит, и сигнальную катушку.Задачей данного технического решения являлось повышение точностных характеристик гироскопа путем увеличения постоянной времени. Данная задача частично решена за счет выполнения постоянного магнита в виде кольца, установленного в экваториальной плоскости поплавка.Недостатком данного гироскопа является то, что вследствие отклонения формы поплавка и полости от правильной сферы из-за технологических погрешностей изготовления возникают уводящие моменты
, вызывающие перекрестную связь, что в свою очередь приводит к уменьшению постоянной времени.Общими признаками с предлагаемым авторами гидродинамическим гироскопом является наличие корпуса, вращающегося от внешнего электродвигателя ротора со сферической полостью, частично заполненной жидкостью, сферического поплавка с постоянным кольцевым магнитом, установленным в его экваториальной плоскости, и сигнальной катушки.Указанного недостатка лишен гидродинамический гироскоп по патенту РФ №2116623, опубликованному 27.07.98. Он содержит корпус, вращающийся от внешнего электродвигателя ротор с регулируемой, частично заполненной жидкостью полостью, выполненный из левой и правой жестко соединенных между собой через регулируемый элемент чашек с внутренней сферической поверхностью, центы сфер которых смещены из центра ротора, размещенный в полости сферический поплавок.Задачей данного технического решения являлось повышение точности за счет уменьшения перекрестной связи путем компенсации уводящих моментов от несферичности поплавка и полости моментом, возникающим при регулировании формы полости аксиальным смещением центров сфер чашек из центра ротора.Недостатком данного гироскопа является замыкание магнитного потока постоянного кольцевого магнита через воздух, что приводит из-за его большого рассеивания к снижению напряжения в сигнальной катушке и, следовательно, к снижению коэффициента передачи Кп и тем самым к снижению точностных характеристик.Общими признаками с предлагаемым авторами гидродинамическим гироскопом является наличие корпуса, вращающегося от внешнего электродвигателя ротора с регулируемой, частично заполненной жидкостью полостью, выполненного из левой и правой жестко соединенных между собой через регулируемый элемент чашек с внутренней сферической поверхностью, центры сфер которых смещены из центра полости ротора, размещенного в полости ротора сферического поплавка.Указанного недостатка лишен гироскоп со сферическим ротором (см. патент США №3252340 от 24.05.66, кл. 74.5.46), являющийся наиболее близким по технической сути к изобретению и принятый за прототип.Гироскоп содержит корпус, вращающийся ротор со сферической полостью, заполненной жидкостью, в которой размещен сферический поплавок с постоянным кольцевым магнитом, цилиндрический магнитопровод для замыкания магнитного потока постоянного кольцевого магнита, закрепленный в корпусе коаксиально с ротором, и электродвигатель.Задачей данного гироскопа являлось повышение точности за счет повышения коэффициента передачи Кп путем уменьшения рассеивания магнитного потока Фм замыканием его через цилиндрический магнитопровод.Недостатком прототипа является наличие уводящего момента
, где Fмт - сила радиального магнитного тяжения между цилиндрическим магнитопроводом и постоянным кольцевым магнитом, Rм -радиус постоянного кольцевого магнита,
- угол отклонения поплавка.Момент
вызывает перекрестную связь
и снижение постоянной времени Т.Другой недостаток прототипа состоит в том, что выполнение постоянного кольцевого магнита с размером в соответствии с известными рекомендациями (см. Постоянные магниты. Справочник. Под редакцией д.т.н. проф. Ю.Н. Пятина, М.: Энергия, 1971, с.152-157) не позволяет обеспечить увеличение осевого момента инерции кольцевого магнита при его минимальной массе, что необходимо для повышения постоянной времени Т гироскопа.Скомпенсировать уводящий момент
путем перемещения центров сфер чашек на величину L не представляется возможным из-за ограничения условием L
0,004 Rк, где Rк - радиус сферы чашек, позволяющего компенсировать только уводящий момент от несферичности поплавка и полости.Момент магнитного тяжения может быть снижен путем уменьшения величины магнитного потока Фм постоянного кольцевого магнита (см. Одинцов А.А. Проектирование электроэлементов гироскопических устройств. М.: Энергия, 1962, с.91-92). Но это приводит к уменьшению коэффициента передачи Кп=Кс·Т, где Кс - крутизна выходной характеристики, и для его увеличения необходимо увеличивать число витков сигнальной катушки, что усложняет конструкцию гироскопа.Общими признаками с предлагаемым гидродинамическим гироскопом является наличие в прототипе корпуса, вращающегося ротора со сферической полостью, заполненной жидкостью, в которой помещен сферический поплавок с постоянным кольцевым магнитом, цилиндрического магнитопровода для замыкания магнитного потока и электродвигателя.В отличие от прототипа, в предлагаемом авторами гидродинамическом гироскопе введено регулируемое корректирующее устройство в виде двух цилиндрических колец из магнитомягкого материала, установленных на краях внутренней поверхности цилиндрического магнитопровода коаксиально ротору с возможностью аксиального перемещения, а постоянный магнит выполнен в соответствии с соотношениями
,где A, Н, Дм - соответственно высота, толщина и наружный диаметр постоянного кольцевого магнита, Дп - диаметр поплавка.Именно это позволяет сделать вывод о наличии причинно-следственной связи между совокупностью существенных признаков заявляемого технического решения и достигаемым техническим результатом.Указанные признаки, отличительные от прототипа и на которые распространяется испрашиваемый объем правовой защиты, во всех случаях достаточны.Задачей предлагаемого изобретения является повышение точности гидродинамического гироскопа. Повышение точности гироскопа обеспечивается за счет увеличения постоянной времени, коэффициента передачи и уменьшения перекрестной связи.Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном гидродинамическом гироскопе, содержащем корпус, вращающийся ротор со сферической, заполненной жидкостью полостью, выполненный из двух чашек с внутренней сферической поверхностью, центры сфер которых смещены из центра полости ротора, в котором размещен сферический поплавок с постоянным кольцевым магнитом, цилиндрический магнитопровод для замыкания магнитного потока кольцевого магнита, особенность заключается в том, что введено корректирующее устройство в виде двух колец из магнитомягкого материала, установленных на внутренней поверхности цилиндрического магнитопровода коаксильно ротору с возможностью аксиального перемещения, а постоянный кольцевой магнит выполнен в соответствии с соотношениями
,где A, H, Дм - соответственно высота, толщина и наружный диаметр постоянного кольцевого магнита, Дп - диаметр поплавка.Новая совокупность элементов, а также наличие связей между ними позволяют, в частности, за счет введения регулируемого корректирующего устройства, уменьшающего уводящий момент от магнитного тяжения между кольцевым постоянным магнитом и цилиндрическим магнитопроводом, и за счет выполнения кольцевого постоянного магнита в соответствии с представленными соотношениями высоты, толщины и наружного диаметра, максимально увеличивающего осевой момент инерции при его минимальной массе, повысить точность гироскопа.Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг. 1 изображен гидродинамический гироскоп, на фиг. 2 приведена схема сил магнитного тяжения, действующих на поплавок, на фиг. 3 показана зависимость постоянной времени от коэффициента перекрестной связи Кпс.Предлагаемый гидродинамический гироскоп содержит корпус 1, вращающийся от внешнего электродвигателя 2, ротор 3, выполненный из левой 4 и правой 5 чашек, жестко соединенных между собой через регулируемый элемент 6. Внутренняя поверхность чашек выполнена сферической, центры сфер левой 4 и правой 5 чашек O1 и O2 соответственно смещены из центра полости ротора P на величену L. Образованная полость 7 частично заполнена жидкостью 8, в ней размещен сферический поплавок 9 с установленным в его экваториальной плоскости постоянным кольцевым магнитом 10. В корпусе закреплен цилиндрический магнитопровод 11, на краях которого установлены цилиндрические кольца 12, 13 из магнитомягкого материала. Сигнальная катушка 14 установлена в зазоре между цилиндрическим магнитопроводом 11 и ротором 3.Гироскоп работает следующим образом. При вращении ротора 3 с угловой скоростью
поплавок 9 за счет сил гидродинамического давления со стороны жидкости 8, увлекаемой во вращение внутренней поверхностью чашек 4, 5, размещается в центре О полости 7 ротора и за счет сил вязкого трения приводится во вращение с угловой скоростью
. Оси собственного вращения поплавка и ротора совпадают с осью OX. При угловом перемещении гироскопа, например, в плоскости ZOX с угловой скоростью
вх на поплавок 9 действует гироскопический момент Мг=Н·
вх, где Н - кинетический момент поплавка. Поплавок стремится сохранить свое положение в пространстве, и между осями собственного вращения ротора 3 и поплавка 9 появляется угол рассогласования
=Т·
вх, где Т - постоянная времени гироскопа. При этом на поплавок 9 действует момент сил вязкого трения Мвт1=Квт·
·
, где Квт - коэффициент сил вязкого трения поплавка о жидкость. Мвт уравновешивает гироскопический момент Мг.При наличии уводящего момента от несферичности
ось поплавка ОХп отклоняется на угол
1 в плоскости, перпендикулярной плоскости перемещения гироскопа с угловой скоростью
вх. Момент
уравновешивается моментом сил вязкого трения Mвт2=Квт·
·
1.С помощью регулируемого элемента 6 добиваются минимально возможного значения углового отклонения
1=
2. При этом перекрестная связь снижается до величины Кпс=
2/
, а постоянная времени гироскопа Т увеличивается в соответствии с зависимостью T=f(Kпс), приведенной на фиг. 3.Оставшееся нескомпенсированным угловое отклонение оси поплавка ОХп
2 обусловлено уводящим моментом от сил магнитного тяжения Fмт между постоянным кольцевым магнитом 10 и цилиндрическим магнитопроводом 11
=F1·Rм·
, где направление действия силы Fмт параллельно оси ОYк при отсутствии колец 12, 13 (фиг. 2).Установкой в цилиндрический магнитопровод 11 и оксиальным перемещением цилиндрических колец 12, 13 на расстояние I от центра О кольцевого магнита 10 добиваются совмещения направления действия силы магнитного тяжения F1мт с осью OYп, что обеспечивает равенство нулю уводящего момента, действующего на поплавок 9 от сил магнитного тяжения. При этом угол
2=0. Перекрестная связь уменьшается до 0, а постоянная времени и коэффециент передачи увеличиваются.Выполнение гидродинамического гироскопа в соответствии с изобретением позволило повысить точность гироскопа за счет снижения перекрестной связи, увеличения постоянной времени, что позволяет улучшить точностные характеристики систем управления и стабилизации реактивных снарядов систем залпового огня.Указанный положительный эффект подтвержден испытаниями опытных образцов, выполненных в соответствии с изобретением.В настоящее время разработана конструкторская документация, намечено серийное производство.


