система управления электровентилятором охлаждения радиатора двигателя с плавной регулировкой скорости вращения

Классы МПК:B60K11/02 с жидкостным охлаждением 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):ОАО "Рязанский завод металлокерамических приборов (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2002-02-04
публикация патента:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно, к системам управления работой системы охлаждения двигателя. Система управления электровентилятором охлаждения радиатора двигателя с плавной регулировкой скорости вращения содержит электровентилятор, аккумуляторную батарею, причем плюсовой вывод аккумуляторной батареи связан с первым выводом электровентилятора. Новым является то, что в систему вводят датчик температуры охлаждающей жидкости, блок управления широтно-импульсной модуляцией, силовой ключ и диод. Вывод датчика температуры связан со входом блока управления широтно-импульсной модуляции, выход которого соединен со входом управления силового ключа, первый силовой вывод которого соединен с минусом аккумуляторной батареи, а второй - со вторым выводом электровентилятора и анодом диода. Плюс аккумуляторной батареи связан с блоком управления широтно-импульсной модуляции и катодом диода. Техническим результатом является унификация системы управления электровентилятором охлаждения радиатора двигателя, а также возможность поддержания температурного режима двигателя в оптимальном диапазоне с высокой точностью. 1 ил.

Рисунок 1

Формула изобретения

Система управления электровентилятором охлаждения радиатора двигателя с плавной регулировкой скорости вращения, содержащая электровентилятор, аккумуляторную батарею, причем плюсовой вывод аккумуляторной батареи связан с первым выводом электровентилятора, отличающаяся тем, что в систему вводят датчик температуры охлаждающей жидкости, блок управления широтно-импульсной модуляцией, силовой ключ, диод, причем вывод датчика температуры связан со входом блока управления широтно-импульсной модуляции, выход которого соединен со входом управления силового ключа, первый силовой вывод которого соединен с "минусом" аккумуляторной батареи, а второй - со вторым выводом электровентилятора и анодом диода, "плюс" аккумуляторной батареи связан с блоком управления широтно-импульсной модуляции и катодом диода.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к системам управления работой системы охлаждения двигателя.

Наиболее близкой к предлагаемой является серийно выпускаемая система автомобилей [1, 2], содержащая электровентилятор охлаждения радиатора, тепловое реле и аккумуляторную батарею, причем плюс аккумуляторной батареи связан через тепловое реле с первым выводом электровентилятора, второй вывод которого соединен с минусом аккумуляторной батареи.

Недостатком применяемого технического решения является невысокая точность поддержания оптимального температурного режима работы двигателя, связанная с тем, что включение электровентилятора охлаждения радиатора происходит при увеличении температуры охлаждающей жидкости до порога включения термореле, а выключение - при падении температуры охлаждающей жидкости до порога выключения термореле, вследствие чего наблюдается перепад температуры охлаждающей жидкости.

Технический результат достигается тем, что в систему управления электровентилятором охлаждения радиатора двигателя с плавной регулировкой скорости вращения, содержащую электровентилятор охлаждения радиатора, аккумуляторную батарею, причем плюсовой вывод аккумуляторной батареи связан с первым выводом электровентилятора, вводят датчик температуры охлаждающей жидкости, блок управления широтно-импульсной модуляцией, силовой ключ, диод, причем вывод датчика температуры связан со входом блока управления широтно-импульсной модуляцией, выход которого соединен со входом управления силового ключа, первый силовой вывод которого соединен с минусом аккумуляторной батареи, а второй - со вторым выводом электровентилятора и анодом диода, плюс аккумуляторной батареи связан с блоком управления и катодом диода.

Сравнение заявляемой системы с прототипом позволяет выявить ряд новых блоков, а также новые связи между имеющимися и вновь введенными блоками.

Сопоставительный анализ заявляемой системы с имеющимися техническими решениями показывает, что заявляемое устройство обладает рядом существенных отличий: поддержание температурного режима двигателя в оптимальном диапазоне с высокой точностью, возможность согласования с различными типами двигателей внутреннего сгорания.

Функциональная схема системы показана на чертеже.

Система состоит из электровентилятора 3, аккумуляторной батареи 4, датчика 2 температуры охлаждающей жидкости, блока 1 управления широтно-импульсной модуляцией, силового ключа 5, диода 6. Причем плюсовой вывод аккумуляторной батареи 4 связан с первым выводом электровентилятора 3, вывод датчика температуры связан со входом блока 1 управления широтно-импульсной модуляцией, выход которого соединен со входом управления силового ключа, первый силовой вывод которого соединен с минусом аккумуляторной батареи 4, а второй - со вторым выводом электровентилятора 3 и анодом диода, плюс аккумуляторной батареи 4 связан с блоком 1 управления и катодом диода.

Работает система следующим образом.

При увеличении температуры охлаждающей жидкости напряжение на датчике 2 температуры падает. При достижении величины напряжения, заданной регулятором, на блоке 1 управления плавно увеличивается средний ток через обмотки электровентилятора 3. Величина тока обратно пропорциональна напряжению на датчике 2 температуры охлаждающей жидкости, за счет чего реализуется обратная связь между температурой двигателя внутреннего сгорания и скоростью вращения электровентилятора 3, что позволяет стабилизировать температуру двигателя в узком диапазоне оптимальных температур.

Источники информации, принятые во внимание

1. Техническое описание автомобилей семейства ВАЗ 2101 - 21099.

2. Техническое описание автомобилей серий ГАЗ 3110.

Класс B60K11/02 с жидкостным охлаждением 

буровая установка, способ регулирования температуры ее оборудования привода и системы жидкостного охлаждения -  патент 2527990 (10.09.2014)
способ управления системой охлаждения двигателя внутреннего сгорания -  патент 2513881 (20.04.2014)
система охлаждения -  патент 2506174 (10.02.2014)
система и устройство, содержащие объединенные конденсатор и испаритель -  патент 2500548 (10.12.2013)
структура охлаждения батареи аккумуляторов транспортного средства -  патент 2487019 (10.07.2013)
крепежное устройство для крепления модуля автомобиля -  патент 2446062 (27.03.2012)
система охлаждения тягового преобразователя газотурбовоза -  патент 2398682 (10.09.2010)
устройство привода транспортного средства (варианты) -  патент 2390432 (27.05.2010)
охлаждающее устройство железнодорожного транспортного средства -  патент 2381113 (10.02.2010)
система охлаждения силовой установки двухдизельного тепловоза (варианты) -  патент 2375211 (10.12.2009)
Наверх