устройство распределения и подачи воздуха в салон автомобиля

Классы МПК:B60H1/00 Отопительные, холодильные или вентиляционные устройства
B60H1/34 форсунки; воздухораспределительные устройства
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "АВТОВАЗ" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2002-12-05
публикация патента:

Устройство распределения и подачи воздуха в салон автомобиля относится к транспортному машиностроению, а именно к вентиляции, отоплению салона и созданию комфортных условий в транспортных средствах, например в легковых автомобилях. Устройство распределения и подачи воздуха в салон автомобиля содержит канал климатической установки, соединенный с корпусом воздухораспределителя, размещенные под панелью приборов, где корпус содержит воздушный канал, выходящий через отверстия на панели приборов, и воздушный канал, выходящий через сопло, выполненное с лопатками для направления воздуха, и расположенную между каналами распределительную заслонку, которая подвижно зафиксирована посредством поворотной оси. Корпус воздухораспределителя выполнен из двух частей, которые соединены между собой посредством винтов и прикреплены к каналу климатической установки через уплотнитель, а распределительная заслонка выполнена V-образной в поперечном сечении и соединенной с рычагом управления заслонкой посредством вилочного и промежуточного рычагов. Рычаг управления заслонкой выполнен с фиксатором положения. Сопло установлено в корпусе воздухораспределителя с возможностью регулировки воздушного потока в вертикальной плоскости и выполнено из двух частей. Лопатки сопла выполнены с поворотными осями с возможностью регулирования поворота центральной лопаткой. Техническим результатом является улучшение эксплуатационных и потребительских свойств объекта, упрощение конструкции, повышение эффективности работы за счет обогревания стекла, особенно его фронтальной поверхности, и снятие зон термонагруженности, расположенных вдоль крыши салона. 1 з.п. ф-лы, 9 ил.

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9

Формула изобретения

1. Устройство распределения и подачи воздуха в салон автомобиля, содержащее канал климатической установки, соединенный с корпусом воздухораспределителя, размещенные под панелью приборов, где корпус содержит воздушный канал, выходящий через отверстия на панели приборов, и воздушный канал, выходящий через сопло, выполненное с лопатками для направления воздуха, и расположенную между каналами распределительную заслонку, которая подвижно зафиксирована посредством поворотной оси, отличающееся тем, что корпус воздухораспределителя выполнен из двух частей, которые соединены между собой посредством винтов и прикреплены к каналу климатической установки через уплотнитель, а распределительная заслонка выполнена V-образной в поперечном сечении и соединенной с рычагом управления заслонкой посредством вилочного и промежуточного рычагов, где рычаг управления заслонкой выполнен с фиксатором положения, причем сопло установлено в корпусе воздухораспределителя с возможностью регулировки воздушного потока в вертикальной плоскости и выполнено из двух частей.

2. Устройство распределения и подачи воздуха в салон автомобиля по п.1, отличающееся тем, что лопатки сопла выполнены с поворотными осями с возможностью регулирования поворота центральной лопаткой.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к вентиляции, отоплению салона и созданию комфортных условий в транспортных средствах, например в легковых автомобилях.

Наиболее близким техническим решением к заявляемой конструкции относится устройство подачи воздуха в салон автомобиля (прототип - патент DE №4338099, кл. В 60 Н 1/34, от 11.05.95 г.), содержащее канал климатической установки, соединенный с корпусом воздухораспределителя, размещенных под панелью приборов (13). Корпус воздухораспределителя содержит канал (16) для соединения с соплом (17) панели приборов и воздушный канал (19), выходящий на фронтальную поверхность стекла через отверстия (20) на панели приборов, образуя перфорированную поверхность (21) для выпуска воздуха. Канал (19), минуя теплообменник (12), осуществляет только вентиляцию фронтальной поверхности стекла. Каналы расположены в корпусе в двух расположенных друг другу под прямым углом плоскостях. Между каналами расположена распределительная заслонка (25), которая подвижно зафиксирована посредством поворотной оси (26) таким образом, что она может поворачиваться между конечными положениями, но возможны и средние положения. Сопло (17) расположено на панели приборов, в которое вставляется решетка с лопатками. Сзади сопла (17) расположена запорная заслонка (29), которая поворачивается с помощью ручного колесика (30). С помощью заслонки (29) можно полностью перекрыть доступ воздуха или открыть на нужную величину.

В устройстве нет функции “обогрев стекла”, необходимой при низкой температуре окружающего воздуха, что позволяет осуществлять только вентиляцию и кондиционирование салона автомобиля и обдув внутренней поверхности лобового стекла, но не позволяет обогревать его в зимний период года. Недостатком является также и сложность устройства, наличие дополнительной заслонки сопла, соединительных штуцеров.

Задача изобретения направлена на улучшение эксплуатационных и потребительских свойств объекта, упрощение конструкции, повышение эффективности работы за счет обогревания стекла, особенно его фронтальной поверхности, и снятие термонагруженности зон, расположенных вдоль крыши салона.

Для решения поставленной задачи предлагается устройство распределения и подачи воздуха в салон автомобиля, расположенное в корпусе воздухораспределителя, который состоит из двух частей и куда поступает воздух из канала климатической установки, соединенный с корпусом через уплотнитель. Корпус размещен под панелью приборов и имеет два канала для выхода воздушной массы: в зону наибольшей термонагруженности вдоль крыши кузова через отверстия на панели приборов и через сопло, выполненное с лопатками для направления воздуха. Между каналами расположена распределительная заслонка V-образной формы в поперечном сечении, подвижно зафиксированная на поворотной оси и которая соединена с рычагом управления заслонкой через систему рычагов. Регулирование воздушного потока через сопло в горизонтальной плоскости осуществляется поворотом центральной лопатки.

Сравнение заявленного технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежных рубриках показывает, что совокупность существенных признаков заявленного решения не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности “новизна”.

Анализ известных технических решений в данной области техники показал, что предложенное устройство имеет признаки, которые отсутствуют в известных технических решениях, а использование их в заявленной совокупности признаков дает возможность получить новый технический эффект, следовательно, предложенное техническое решение имеет изобретательский уровень по сравнению с существующим уровнем техники.

Предложенное техническое решение промышленно применимо, т.к. может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо, воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности “промышленная применимость”.

Сущность технического решения поясняется на чертежах. На фиг.1 дан общий вид устройства; на фиг.2 - сечение А-А, продольный разрез устройства по центру; на фиг.3 - сечение Б-Б, поперечное сечение сопла; на фиг.4 - сечение фиксатора В-В; на фиг.5 - сечение Г-Г по креплению частей корпуса; на фиг.6 - сечение Д-Д, соединение частей корпуса; на фиг.7 - сечение Е-Е, продольный разрез устройства по двум каналам; на фиг.8 - общий вид заслонки; на фиг.9 - схема движения воздуха в салоне.

Устройство распределения и подачи воздуха в салон автомобиля предназначено для подачи воздушного потока в наиболее термонагруженную верхнюю часть салона вдоль крыши и распределения его в горизонтальном и вертикальном направлениях.

Устройство расположено под панелью приборов (1) в корпусе (2) воздухораспределителя, который крепится к панели приборов (1) (фиг.7, сечение Е-Е) в четырех точках (3) посредством четырех винтов (4). В корпус (2) поступает воздух из канала (5) климатической установки, соединенные между собой через уплотнитель (6) (фиг.2). Корпус (2) состоит из двух частей, которые соединяются между собой по отогнутым пластинам (7) посредством пяти самонарезающих винтов (8) (фиг.5, сечение Г-Г), а для обеспечения герметичности соединения стыковка корпусов осуществляется по типу “шип-паз” (фиг.6, сечение Д-Д).

Корпус (2) имеет два канала выхода воздушной массы в салон автомобиля. Первый канал (9) для подачи в наиболее термонагруженную зону вдоль крыши кузова автомобиля выходит на фронтальную поверхность стекла через отверстия (10) в верхней части панели приборов (1). Второй канал (11) выходит через сопло (12) на горизонтальной части консоли панели приборов (1). Сопло (12) аналогично корпусу (2), состоит из двух частей и имеет в обоих частях лопатки (13) для направления воздуха с помощью центральной лопатки (14), расположенной в каждой части сопла (12) и выполненной в виде сектора круга. Между каналами (9, 11) расположена распределительная заслонка (15), выполненная объемной V-образной в поперечном сечении формой, с боковыми стенками по коротким сторонам и с подвижно зафиксированной поворотной осью (16) по ребру заслонки. Движение заслонки (15) и выбор канала обдува осуществляются по траектории сектора окружности рычагом (17) управления заслонкой, соединенных между собой промежуточным рычагом (18) и вилочным рычагом (19), захватывающим заслонку (15) за одну из плоскостей. Рычаг (17) управления заслонкой (15) расположен по центру сопла (12) параллельно лопаткам (13) и закрыт облицовочной пластиной (20) с символами зон. Рычаг (17) управления заслонкой (15) выполнен в виде сектора круга, который фиксируется на поворотной оси (21), с тупым углом у основания сектора и выемками по дуге. На секторе установлен фиксатор (22), который стопорится по посадочным местам в корпусе (2) во избежание самопроизвольного перемещения заслонки (15) (фиг.4, сечение В-В, фиг.3, сечение Б-Б). Поворотом рычага (17) управления приводится в движение распределительная заслонка (15), которая принимает конечные положения, а также промежуточные. В одном из конечных положений (фиг.2) заслонка (15) закрывает канал (9) (показано тонкой линией на фиг.2), выходящий в термонагруженную зону кузова автомобиля, и воздух подается в салон на водителя и пассажира в зону “грудь-лицо”, где воздушный поток регулируется в горизонтальном направлении движением лопаток (14). В другом конечном положении закрывается канал (11), воздух идет только вдоль лобового стекла и далее вдоль обивки крыши и ни в коем случае не образует для водителя и пассажира явлений сквозняка. Заслонка (14) может принимать и промежуточные положения, когда производится обдув по двум каналам (9, 11) одновременно (фиг.9).

Класс B60H1/00 Отопительные, холодильные или вентиляционные устройства

устройство для поддержания необходимой температуры батареи в транспортном средстве -  патент 2529068 (27.09.2014)
малогабаритный термоэлектрический кондиционер -  патент 2529045 (27.09.2014)
теплообменник для мобильного отопительного устройства автомобиля -  патент 2523866 (27.07.2014)
способ обогрева салона транспортного средства через лобовое, заднее и боковые стекла -  патент 2523361 (20.07.2014)
система кондиционирования воздуха транспортного средства -  патент 2521897 (10.07.2014)
испарительный узел, в частности отопителя транспортного средства -  патент 2521069 (27.06.2014)
воздуховыпускное устройство -  патент 2518092 (10.06.2014)
контур кондиционирования автотранспортного средства, содержащий расширительную камеру -  патент 2517933 (10.06.2014)
система кондиционирования с одним расширительным клапаном -  патент 2516912 (20.05.2014)
нагревательный прибор для автомобиля -  патент 2514944 (10.05.2014)

Класс B60H1/34 форсунки; воздухораспределительные устройства

Наверх