фрикционная передача

Классы МПК:F16H13/00 Фрикционные передачи вращения с постоянной скоростью
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Военно-технический университет
Приоритеты:
подача заявки:
2002-01-17
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к базовым, строительным, дорожным, землеройным машинам и их оборудованию, а также к смежным областям техники, имеющим тормозные или фрикционные передачи. Фрикционная передача включает внешнюю 1 и внутреннюю 2 части фрикциона. Продольная ось упомянутых частей фрикциона совпадает или параллельна оси вращения. Поверхности обеих частей фрикциона установлены с возможностью контакта между собой и выполнены криволинейными с чередованием выступов и впадин таким образом, что соответствующий выступ одной поверхности входит в соответствующую впадину другой поверхности. Конфигурация криволинейной части поверхностей определяется центральным углом, половина которого фрикционная передача, патент № 2228473 = arcsin 0,410854. Технический результат - снижение давления между контактирующими поверхностями с обеспечением требуемого тормозного момента. 2 ил.

Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Фрикционная передача, включающая внешнюю и внутреннюю части фрикциона, продольная ось которых совпадает или параллельна оси вращения, установленные с возможностью контактирования наружной поверхности внутренней части с внутренней поверхностью наружной части фрикциона, отличающаяся тем, что поверхности обеих частей фрикциона, имеющие возможность контакта между собой, выполнены криволинейными с чередованием выступов и впадин, причем соответствующий выступ одной поверхности входит в соответствующую впадину другой поверхности, при этом конфигурация криволинейной части поверхностей определяется центральным углом, половина которого фрикционная передача, патент № 2228473 = arcsin 0,410854.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области базовых, строительных, дорожных, землеройных машин и их оборудованию, а также к смежным областям техники, имеющим тормозные или фрикционные передачи и служит для улучшения фрикционных возможностей пар трения.

Известны фрикционные передачи, включающие внешнюю и внутреннюю части фрикциона, продольная ось которых совпадает или параллельна оси вращения внешней и внутренней частей установленных с возможностью контактирования друг с другом наружной поверхности внутренней части с внутренней поверхностью наружной части фрикциона /см. Вайнсон А.А. Подъемно-транспортные машины. - М.: Машиностроение, 1964, с. 80-93/.

Известные фрикционные передачи имеют высокую степень изнашивания и прогара контактирующих пластин из-за высокого давления между ними, необходимого для создания тормозного момента.

В основу изобретения поставлена задача снижения давления между контактирующими поверхностями с обеспечением требуемого тормозного момента.

Поставленная задача решается тем, что в известной фрикционной передаче содержащей внешнюю и внутреннюю части фрикциона, продольная ось которых совпадает или параллельна оси вращения, внешняя и внутренняя части установлены с возможностью контактирования друг с другом наружной поверхностью внутренней части с внутренней поверхностью наружной части фрикциона. Поверхности обеих частей фрикциона, имеющих возможность контакта между собой, выполнены криволинейными с чередованием выступов и впадин. Причем соответствующий выступ одной поверхности входит в соответствующую впадину другой поверхности, при этом конфигурация криволинейной части поверхностей определяется центральным углом, половина которого фрикционная передача, патент № 2228473=arcsin 0,410854.

На фиг.1 изображена схема фрикционной передачи; на фиг.2 - увеличенное изображение контактирующих частей фрикциона фиг.1.

Фрикционная передача (см. фиг.1) содержит внешнюю часть 1 внутри которой расположена внутренняя часть 2. Поверхности обеих частей фрикциона (наружной поверхности внутренней части 2 и внутренней поверхности наружной части 1), имеющие возможность контакта между собой предлагается выполнять криволинейными с чередованием выступов и впадин. Причем соответствующий выступ одной поверхности входит в соответствующую впадину другой поверхности, при этом конфигурация криволинейной части поверхности определяется центральным углом, половина которого фрикционная передача, патент № 2228473=arcsin 0,410854.

Фрикционная передача работает следующим образом. Поверхности внутренней 2 и внешней частей 1 фрикциона при вращении внутренней части 1 имеют возможность контактировать друг с другом соответствующими выступами и впадинами. Учитывая, что любая кривая больше прямой, криволинейность поверхности пластин позволяет увеличить площадь контактирования пластин, что приводит к снижению давления между пластинами и, следовательно, снижению их изнашивания, обеспечивая при этом тормозной момент, необходимый для работы фрикционной передачи. Обеспечение равномерного изнашивания впадин и выступов пластин достигается конфигурацией их криволинейной поверхности, которая определяется центральным углом, половина которого фрикционная передача, патент № 2228473=arcsin 0,410854.

Криволинейная часть при ее выборе по данной зависимости учитывает основные размеры как привода, так и корпуса.

При вращении наружной части 1 и неподвижной внутренней части 2 работа фрикционной передачи осуществляется аналогичным образом.

Центральный угол криволинейной части поверхности определяется исходя из результатов теоретических и опытно-экспериментальных исследований. Именно такое значение центрального угла позволяет обеспечить равноизнашиваемость внешней и внутренней поверхностей фрикциона при их контакте. К тому же такой угол способствует равномерному распределению температуры по поверхностям контакта.

Для проведения экспериментальных исследований были изготовлены фрикционы по предложенному устройству из стали, алюминия и эбонита. Исследовалось взаимодействие поверхностей, которые выполнены из одинаковых материалов, а также при комбинации вышеперечисленных материалов.

Результаты эксперимента подтвердили с доверительной вероятностью 0,95 правильность выбора центрального угла, в котором фрикционная передача, патент № 2228473=arcsin 0,410854.

Класс F16H13/00 Фрикционные передачи вращения с постоянной скоростью

динамоэлектрическая машина с собственным вентилятором -  патент 2529110 (27.09.2014)
фрикционная планетарная передача -  патент 2499931 (27.11.2013)
ступень передачи -  патент 2499695 (27.11.2013)
преобразователь вращательного движения -  патент 2486390 (27.06.2013)
ступень передачи -  патент 2476740 (27.02.2013)
велосипед с автоматическим переключением передач -  патент 2471668 (10.01.2013)
способ передачи крутящего момента ведущему колесу шасси -  патент 2469901 (20.12.2012)
способ экстренного торможения секционированных транспортных средств и механизмов, оснащенных шаровыми двигателями и шаровыми коробками передач, и устройство для его реализации -  патент 2456182 (20.07.2012)
велосипед с автоматическим переключением передач -  патент 2424941 (27.07.2011)
фрикционная планетарная передача -  патент 2404383 (20.11.2010)
Наверх