способ уплотнения слоя горячей асфальтобетонной смеси
Классы МПК: | E01C19/28 вибрационные или ударного действия, например кулачковые |
Автор(ы): | Нетеса Ю.Д., Деникин Э.И., Шестопалов А.А. |
Патентообладатель(и): | Деникин Эрнст Иванович, Нетеса Юрий Дмитриевич, Шестопалов Александр Андреевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-10-29 публикация патента:
20.03.2004 |
Изобретение относится к области дорожного строительства и, в частности, к технологии уплотнения верхнего слоя покрытия автомобильной дороги, выполненного из горячей асфальтобетонной смеси. Технический результат: оптимизация процесса уплотнения, т.е. повышение возможности достижения необходимого результата по его надежности и качеству с одновременным упрощением технических средств и уменьшения энергозатрат. Способ уплотнения слоя горячей асфальтобетонной смеси включает силовое воздействие на последнюю рядом укаток, в промежутках между которыми производят вакуумирование смеси с ограничением величины деформации, причем, что предварительно формируют слой с начальным коэффициентом уплотнения не менее 0,8, после чего в температурном интервале смеси от 130 до 105
С осуществляют укатку статическим вальцом и вакуумирование при величине разрежения не более 4,5 кПа, при котором ограничивают деформацию слоя величиной не более 0,1-0,15 от толщины слоя в уплотненном состоянии. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения
Способ уплотнения слоя горячей асфальтобетонной смеси, включающий силовое воздействие на последнюю рядом укаток, в промежутках между которыми производят вакуумирование смеси с ограничением величины деформации, отличающийся тем, что предварительно формируют слой с начальным коэффициентом уплотнения не менее 0,8, после чего в температурном интервале смеси от 130 до 105
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области дорожного строительства и, в частности, к технологии уплотнения верхнего слоя покрытия автомобильной дороги, выполненного из горячей асфальтобетонной смеси.Известен статический способ уплотнения слоя горячей асфальтобетонной смеси, который состоит в укатке последней рабочими органами дорожных катков, выполненными в виде цилиндрических вальцов. Величина усилия, прикладываемого со стороны вальцов к уплотняемому материалу, возрастает по мере падения температуры смеси, что выражается в смене катков легкой весовой категории катками средней и тяжелой весовых категорий [1].Недостатком описанного способа является низкая производительность работ, а также качество уплотнения, особенно в условиях пониженных температур окружающей среды.В некоторой мере, устраняющим недостатки аналога является способ уплотнения, включающий динамическое воздействие на слой горячей асфальтобетонной смеси вибрационным вальцом с изменяемой от прохода к проходу частотой колебаний и вынуждающей силой в зависимости от температуры смеси [2].Недостатком такого способа уплотнения является то, что он не учитывает изменения физико-механических характеристик уплотняемого слоя от прохода к проходу в зависимости от текущей плотности, толщины слоя и других параметров, требующих непрерывной перестройки параметров виброкатка. Кроме того, к недостаткам такого способа следует отнести и необходимость высокой массы рабочих органов и, как следствие, высокое значение вынуждающей силы вибрововозбудителя, отрицательно сказывающейся на уплотнении тонких слоев горячей асфальтобетонной смеси.В значительной мере устраняет недостатки предыдущего аналога способ уплотнения, который также включает динамическое воздействие на слой асфальтобетонной смеси, изменяемое от прохода к проходу путем изменения частоты колебаний. Причем в промежутке между воздействиями на слой вальцами катка производят вакуумирование смеси через ее поверхность при величине разрежения 5-10 кПа. При этом относительную вынуждающую силу вибровозбудителя, каждый момент укатки определяют в зависимости от температуры асфальтобетонной смеси, коэффициента уплотнения и толщины слоя [3]. Данный способ выбран в качестве прототипа предлагаемому изобретению.Наиболее близким аналогом является способ уплотнения слоя горячей асфальтобетонной смеси, включающий силовое воздействие на последнюю рядом укаток, в промежутках между которыми производят вакуумирование смеси с ограничением величины деформации [4].Несмотря на все преимущества применения вакуумной технологии, недостатком прототипа является то, что применение динамического воздействия на слой при любой его температуре приводит к нарушению монолитности слоя, которое можно определить как разуплотнение. Причем происходит это в зоне, примыкающей к вибрирующему вальцу на относительно значительном расстоянии (до 1,5 м) от последнего. С одной стороны, вакуумирование за счет протяжки воздуха через слой приводит к его разрыхлению на участке, расположенном между вальцами, а с другой - вибрация усиливает этот эффект. Таким образом, при высоких температурах весьма сложно, даже учтя все характеристики смеси (температуру, плотность, толщину слоя), предотвратить разрушение материала, так как из-за низкой вязкости битума коэффициент внутреннего трения основной фактор консолидирующий материал будет также весьма низок. Это означает, что диапазон высоких начальных температур асфальтобетонной смеси (выше 100





Класс E01C19/28 вибрационные или ударного действия, например кулачковые