устройство для продольного перемещения сиденья транспортного средства
Классы МПК: | B60N2/07 конструкции скользящих устройств |
Автор(ы): | Захаров В.В., Слезка В.Ф., Егоров Ю.П. |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Ульяновский машиностроительный завод" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-12-25 публикация патента:
20.03.2004 |
Изобретение относится к средствам повышения комфортабельности транспортных средств, а именно к регулировочным устройствам сидений транспортных средств. Устройство для продольного перемещения сиденья транспортного средства содержит салазки, на которых закреплен каркас сиденья, продольные направляющие, размещенные в основании для перемещения салазок. Механизм перемещения салазок включает в себя ходовой винт, закрепленный в основании, размещенный резьбовым концом в сторону каркаса спинки сиденья параллельно направляющим и связанный с салазками резьбовым соединением, а другим концом закрепленный в поперечине основания, и регулировочный валик, размещенный поперек ходового винта с образованием с ним кинематической связи. Устройство снабжено продольными направляющими, размещенными на салазках для перемещения по продольным направляющим основания. Ходовой винт закреплен в поперечине основания неподвижно и образует резьбовое соединение с гайкой, закрепленной на салазках и кинематически связанной с регулировочным валиком. Кроме этого, ходовой винт кинематически соединен с регулировочным валиком, имеющим ручку, червячной парой, колесо которой жестко закреплено на ходовом винте, а червяк расположен на регулировочном валике, установленном в цапфах основаниях. Кинематическая связь ходового винта с регулировочным валиком, имеющим ручку, может быть осуществлена цевочным механизмом, цевочное колесо которого жестко закреплено на ходовом винте, а цевка расположена на регулировочном валике, установленном в шарнирах основания. Ходовой винт с резьбовым концом и направляющие размещены с уклоном в сторону каркаса спинки сиденья. Технический результат - создание простой конструкции устройства для продольного перемещения сиденья транспортного средства и обеспечение повышенной комфортности при обслуживании сиденья в транспортном средстве. 3 з.п.ф-лы, 8 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8
Формула изобретения
1. Устройство для продольного перемещения сиденья транспортного средства, содержащее салазки, на которых закреплен каркас сиденья, продольные направляющие, размещенные в основании для перемещения салазок, и механизм перемещения салазок, включающий в себя ходовой винт, закрепленный в основании, размещенный резьбовым концом в сторону каркаса спинки сиденья параллельно направляющим и связанный с салазками резьбовым соединением, а другим концом закрепленный в поперечине основания, и регулировочный валик, размещенный поперек ходового винта с образованием с ним кинематической связи, отличающееся тем, что оно снабжено продольными направляющими, размещенными на салазках для перемещения по продольным направляющим основания, при этом ходовой винт закреплен в поперечине основания неподвижно и образует резьбовое соединение с гайкой, закрепленной на салазках и кинематически связанной с регулировочным валиком.2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что ходовой винт кинематически соединен с регулировочным валиком, имеющим ручку, червячной парой, колесо которой жестко закреплено на ходовом винте, а червяк расположен на регулировочном валике, установленном в цапфах основания.3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что ходовой винт кинематически соединен с регулировочным валиком, имеющим ручку, цевочным механизмом, цевочное колесо которого жестко закреплено на ходовом винте, а цевка расположена на регулировочным валике, установленном в шарнирах основания.4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что ходовой винт с резьбовым концом и направляющие размещены с уклоном в сторону каркаса спинки сиденья.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к средствам повышения комфортабельности транспортных средств, а именно к регулировочным устройствам сидений транспортных средств.Известно устройство для регулирования сиденья транспортного средства по высоте (см. а.с. СССР №718310), содержащее шарнирно-рычажный механизм в виде параллелограмма, подвижные качающиеся звенья которого выполнены в виде двуплечих рычагов, соединенных опорными плечами с основанием сиденья и связанных противоположными плечами с тягой, установленной между подвеской и основанием сиденья с возможностью вращения вокруг своей продольной оси и связанной с передним двуплечим рычагом при помощи сферических упоров, а с задним двуплечим рычагом - резьбовым соединением. Причем на одном из двуплечих рычагов закреплена рукоятка с фиксатором.Однако указанное устройство не позволяет обеспечить необходимое продольное перемещение сиденья и является конструктивно сложным.Известно устройство для продольного перемещения транспортного средства (см. патент РФ №2133201), содержащее салазки, связанные с сиденьем и установленные в продольных направляющих, механизм перемещения салазок, выполненный винторычажным и включающий в себя закрепленный на элементах основания поперек продольных направляющих с возможностью перемещения вдоль них ходовой винт с участками правой и левой резьбы, на которые навинчены соответствующие гайки. Гайки шарнирно связаны с концами соответствующих пар рычагов, которые другими концами непосредственно или через дополнительные рычаги связаны соответственно с основанием и салазками.Недостатком этого устройства является конструктивная сложность механизма перемещения салазок, что усложняет конструкцию устройства, увеличивает трудоемкость его изготовления и усложняет регулировку сиденья.Известно устройство для продольного перемещения сиденья транспортного средства (см. патент Великобритании №144017, B 60 N 1/08, 10.06.1920), содержащее салазки, на которых закреплен каркас сиденья, продольные направляющие, размещенные в основании для перемещения салазок, и механизм перемещения салазок, включающий в себя ходовой винт, закрепленный в основании, размещенный резьбовым концом в сторону каркаса спинки сиденья параллельно направляющим и связанный с салазками резьбовым соединением, а другим концом закрепленный в поперечине основания, и регулировочный валик, размещенный поперек ходового винта с образованием с ним кинематической связи.Это устройство проще по конструкции, чем устройство по патенту РФ №2133201, но имеет следующие недостатки: исполнение ходового винта с обеспечением его вращения ограничивает жесткость конструкции сиденья и усложняет устройства его посадочных мест и привода, создает неудобства с позиций эргономики при обслуживании.Устройство по патенту Великобритании №144017 взято за прототип, т.к. имеет наибольшее количество общих признаков с предложенным решением.Задачей изобретения является упрощение конструкции и создание повышенной комфортабельности при обслуживании сиденья в транспортном средстве за счет сокращения кинематических пар и звеньев в механизме перемещения салазок и обеспечения возможности постоянства местонахождения ручки регулировочного валика относительно подушки сиденья транспортного средства при его эксплуатации.Поставленная задача достигается тем, что устройство, содержащее салазки, на которых закреплен каркас сиденья, продольные направляющие, размещенные в основании для перемещения салазок, и механизм перемещения салазок, включающий в себя ходовой винт, закрепленный в основании, размещенный резьбовым концом в сторону каркаса спинки сиденья параллельно направляющим и связанный с салазками резьбовым соединением, а другим концом закрепленный в поперечине основания, и регулировочный валик, размещенный поперек ходового винта с образованием с ним кинематической связи, снабжено продольными направляющими, размещенными на салазках для перемещения по продольным направляющим основания, при этом ходовой винт закреплен в поперечине основания неподвижно и образует резьбовое соединение с гайкой, закрепленной на салазках и кинематически связанной с регулировочным валиком.Кроме этого, ходовой винт кинематически соединен с регулировочным валиком, имеющим ручку, червячной парой, колесо которой жестко закреплено на ходовом винте, а червяк расположен на регулировочном валике, установленном в цапфах основания.А также ходовой винт кинематически соединен с регулировочным валиком, имеющим ручку, цевочным механизмом, цевочное колесо которого жестко закреплено на ходовом винте, а цевка расположена на регулировочном валике, установленном в шарнирах основания.При этом ходовой винт с резьбовым концом и направляющие размещены с уклоном в сторону каркаса спинки сиденья.На фиг.1 изображено устройство для продольного перемещения сиденья транспортного средства в обстановке автомобиля, вариант размещения регулировочного валика в цапфах или шарнирах основания, вид сбоку.На фиг.2 - разрез Б-Б фиг.1 с кинематической связью в виде червячной пары.На фиг.3 - разрез Б-Б фиг.1 с кинематической связью в виде цевочного механизма.На фиг.4 - разрез Г-Г фиг.2.На фиг.5 - разрез Д-Д фиг.3.На фиг.6 изображено устройство в обстановке автомобиля, вариант размещения регулировочного валика в цапфах салазок, вид сбоку.На фиг.7 - разрез Б-Б фиг.6.На фиг.8 - разрез Г-Г фиг.7.На фиг.1 и 6 изображены обозначения по ОСТ 37.001.458-57 “Взаимное расположение основных элементов рабочего места водителя легковых автомобилей”.53- горизонтальное расстояние от точки R до точки В (пятки);61 - горизонтальное расстояние от точки R до точки А педали подачи топлива;Н30 - вертикальное расстояние от точки R до точки В (пятки);R - контрольная точка посадки (ГОСТ 20304-89);А - контрольная точка педали подачи топлива;В - контрольная точка пятки водителя (манекена);8° - минимальный угол отклонения спинки сиденья от вертикальной плоскости (оси Z); - регулируемый угол отклонения спинки сиденья от вертикальной плоскости (оси Z); - угол наклона салазок (сиденья) относительно горизонтали (оси X).Устройство для продольного перемещения сиденья транспортного средства содержит салазки 1, на которых закреплен каркас 2 спинки 3 сиденья 4. Каркас 2 спинки 3 сиденья 4 соединен с салазками 1 посредством механизма регулирования 5 угла наклона спинки 3 сиденья 4. Продольные направляющие 6 размещены в основании 7 и служат для перемещения салазок 1 с помощью механизма перемещения салазок 1.Механизм перемещения салазок 1 включает в себя ходовой винт 8 и регулировочный валик 9.Ходовой винт 8 одним концом закреплен в поперечине 10 основания 7 неподвижно. На другом конце ходовой винт 8 имеет резьбу для связи с салазками 1 резьбовым соединением. Резьбовой конец ходового винта 8 размещен в сторону каркаса 2 спинки 3 сиденья 4 параллельно продольным направляющим 6. При этом ходовой винт 8, закрепленный в поперечине 10 основания 7 неподвижно, образует резьбовое соединение с гайкой 11, закрепленной на салазках 1 и кинематически связанной с регулировочным валиком 9. Регулировочный валик 9 размещен поперек ходового винта 8, образует с ним кинематическую связь и имеет ручку 12 для привода регулировочного валика 9. Ручка 12 размещена на конце регулировочного валика 9.Продольные направляющие 13 размещены на салазках 1 и служат для перемещения по продольным направляющим 6 основания 7. Продольные направляющие 6, ходовой винт 8 и продольные направляющие 13 установлены с уклоном под углом в сторону спинки 3 сиденья 4.Кинематическая связь ходового винта 8 с регулировочным валиком 9 может осуществляться червячной парой, колесо 14 которой жестко закреплено на ходовом винте 8, а червяк 15 расположен на регулировочном валике 9, при этом ходовой винт 8 закреплен неподвижно в поперечине 10 посредством цапфы 16, а регулировочный валик 9 установлен в цапфах (шарнирах) 17 основания 7.При осуществлении кинематической связи ходового винта 8 с регулировочным валиком 9 червячное колесо 14 (кроме указанного выше) может быть жестко связано с гайкой 11, закрепленной на салазках 1, а регулировочный валик 9 с червяком 15 установлен в цапфах 18 салазок 1. При этом ходовой винт 8 заштифтован в цапфе 16 поперечины 10 основания 7 от проворота.Ходовой винт 8 может быть кинематически соединен с регулировочным валиком 9 цевочным механизмом, цевочное колесо 19 которого жестко закреплено на ходовом винте 8, а цевка 20 расположена на регулировочном валике 9, установленном в шарнирах 21 основания 7.На переднем конце ходового винта 8 может быть установлена рукоятка 22, которая служит для привода ходового винта 8, например, в наладочном режиме, при ремонте, причем в цевочном механизме имеется возможность обеспечения привода как со стороны цевочного колеса 19, рукояткой 22, так и со стороны цевки 20 ручкой 12.Устройство работает следующим образом. Продольное перемещение сиденья 4 может осуществляться с помощью ручки 12, а при использовании цевочного механизма кроме ручки 12 и рукояткой 22.При размещении регулировочного валика 9 в цапфах 17 основания 7: вращением рукоятки 12 вращают регулировочный валик 9, который червяком 15 передает вращение червячному колесу 14. Червячное колесо 14 вращает ходовой винт 8 в цапфе 16 и гайке 11, перемещая последнюю в продольном направлении вместе с салазками 1, каркасом 2 со спинкой 3 и сиденьем 4. Ходовой винт 8 при этом остается неподвижным в осевом направлении.При размещении регулировочного валика 9 в цапфах 18 салазок 1: вращением ручки 12 вращают регулировочный валик 9, червяк 15 которого вращает червячное колесо 14, жестко размещенное на гайке 11 и передает ей вращение. Гайка 11 перемещается в продольном направлении, увлекая за собой салазки 1, каркас 2 и спинку 3 с сиденьем 4. При этом ходовой винт 8 заштифтован (не вращается) и также остается неподвижным в осевом направлении.При осуществлении кинематической связи между ходовым винтом 8 и регулировочным валиком 9 с помощью цевочного механизма устройство работает следующим образом. Вращением ручки 12 вращают регулировочный валик 9, который передает вращение цевке 20, а затем цевочному колесу 19. Цевочное колесо 19 вращает ходовой винт 8 в цапфе 16 и гайке 11, перемещая последнюю в продольном направлении вместе с салазками 1 и закрепленными на салазках 1 каркасом 2 со спинкой 3 и сиденьем 4. Ходовой винт 8 при этом остается неподвижным в осевом направлении.После установки необходимого положения сиденья 4 фиксирование салазок 1 от самопроизвольного движения не требуется вследствие наличия эффекта самоторможения в резьбовом соединении между ходовым винтом 8 и гайкой 11.Таким образом, предлагаемое устройство обладает простотой конструкции и повышенной комфортабельностью при обслуживании сиденья в транспортном средстве за счет сокращения кинематических пар и звеньев в механизме перемещения салазок и возможности обеспечения постоянства нахождения ручки регулировочного валика относительно подушки сиденья транспортного средства при его эксплуатации.Класс B60N2/07 конструкции скользящих устройств