антифрикционный материал романит-н, способ его получения и элемент узла трения

Классы МПК:F16C33/12 структура материала; применение особых материалов или способов обработки поверхности, например для придания антикоррозийных свойств
C22C9/00 Сплавы на основе меди
C22C1/05 смеси металлического порошка с неметаллическим
B22F3/16 с последовательным или повторным проведением процесса уплотнения и спекания 
B22F3/18 прокаткой с помощью валков [6] 
B22F7/04 с одним или несколькими слоями, выполненными не из порошка, например выполненными из сплошного металла 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Романов Сергей Михайлович (UA),
Романов Дмитрий Сергеевич (UA)
Приоритеты:
подача заявки:
2002-04-18
публикация патента:

Изобретение относится к антифрикционным материалам, получаемым порошковой металлургией, применяющимся в элементах узлов трения машин, механизмов, оборудования и в токосъемных элементах. Предложен антифрикционный материал, содержащий, мас.%: феррофосфор - 0,5-5,4; железо - 10,91-26,25; графит - 0,16-5,16; гранулы - 2,0-24,0; медь - остальное. Материал выполнен в виде спеченных порошков с локализованными включениями гранул. Гранулы имеют размер 0,4-1,6 мм и содержат меди 37,0-60,0 мас.%; графит - остальное. Материал получают гранулированием смеси порошков меди и графита с последующим смешением гранул с порошками феррофосфора, меди, графита и железа. Полученную шихту формуют и спекают. Описан элемент узла трения с напеченным слоем полученного антифрикционного материала. Техническим результатом являются высокая механическая прочность, износостойкость, низкий коэффициент трения, способность образовывать на поверхности материала разделительные пленки, предотвращающие износ контактирующей пары. 3 с. и 6 з.п. ф-лы.

Формула изобретения

1. Антифрикционный материал в виде спеченных порошков железа, графита и меди с локализованными включениями гранул, содержащих медь и графит, отличающийся тем, что он дополнительно содержит феррофосфор с содержанием фосфора 25-65% при следующем содержании компонентов в материале, мас.%:

Феррофосфор 0,5-5,4

Железо 10,91-26,25

Графит 0,16-5,16

Гранулы 2,0-24,0

Медь Остальное

при этом гранулы имеют размер 0,4-1,6 мм при следующем содержании компонентов в теле гранул, мас.%:

Медь 37,0-60,0

Графит Остальное

2. Способ получения антифрикционного материала, включающий получение гранул путем гранулирования первой смеси порошков, содержащей порошки графита и меди, смешивание гранул со второй смесью порошков, содержащей порошки железа, графита и меди, формование и спекание полученной шихты, отличающийся тем, что первую смесь порошков, содержащую, мас.%:

Порошок меди 37,0-60,0

Порошок графита Остальное

гранулируют с получением гранул размером 0,4-1,6 мм, гранулы смешивают со второй смесью порошков, которая дополнительно содержит феррофосфор с содержанием фосфора 25-65% при следующем содержании компонентов, мас.%:

Феррофосфор 0,65-5,52

Железо 14,36-26,79

Графит 0,21-5,26

Медь Остальное

при соотношении компонентов, мас.%:

Гранулы 2,0-24,0

Вторая смесь порошков Остальное

3. Способ по п.2, отличающийся тем, что первую смесь порошков гранулируют путем пропускания между калиброванными валками прокатного стана.

4. Способ по одному из пп.2 и 3, отличающийся тем, что шихту формуют путем прокатывания дозированными порциями между валками прокатного стана.

5. Способ по одному из пп.2-4, отличающийся тем, что шихту спекают при температуре 900-1020антифрикционный материал романит-н, способ его получения и   элемент узла трения, патент № 2224920С в среде защитного газа.

6. Элемент узла трения, включающий несущий элемент с напеченным слоем антифрикционного материала из спеченных порошков железа, графита и меди с локализованными включениями гранул, содержащих медь и графит, отличающийся тем, что антифрикционный материал дополнительно содержит феррофосфор с содержанием фосфора 25-65% при следующем содержании компонентов в материале, мас.%:

Феррофосфор 0,5-5,4

Железо 10,91-26,25

Графит 0,16-5,16

Гранулы 2,0-24,0

Медь Остальное

при этом гранулы имеют размер 0,4-1,6 мм при следующем содержании компонентов в теле гранул, мас.%:

Медь 37,0-60,0

Графит Остальное

7. Элемент узла трения по п.6, отличающийся тем, что несущий элемент выполнен из низкоуглеродистой стали.

8. Элемент узла трения по п.7, отличающийся тем, что несущий элемент имеет толщину 1-250 мм.

9. Элемент узла трения по одному из пп.6-8, отличающийся тем, что толщина слоя антифрикционного материала составляет 0,7-15 мм.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к антифрикционному материалу, способу его получения и элементу узла трения, выполненному с использованием антифрикционного материала. Более подробно изобретение относится к антифрикционным материалам, получаемым методом порошковой металлургии, которые применяются в машиностроении в элементах узлов трения, различных машин, механизмов и оборудования, а также в токосъемных элементах.

В патенте РФ 2049687 описан антифрикционный материал и способ получения антифрикционного материала в виде спеченных порошков фосфора, железа, графита и меди с локализованными включениями гранул, содержащих медь и графит, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Фосфор - 0,48-1,20

Железо - 9,6-12,00

Цинк - 2,4-16,00

Графит - 10,5-25,00

Медь - Остальное

При этом 10-21 мас.% графита и 9,0-15, 0 мас.% меди входят в материал в виде гранул размером 0,4-2,0 мм.

Недостатком описанного материала и способа его получения является низкая механическая прочность получаемого антифрикционного материала, так как входящий в состав этого материала цинк не позволяет поднять температуру спекания выше 820oС из-за интенсивного испарения цинка, а для получения материала на медной основе с высокими механическими свойствами, содержащего 9,6-12,0 мас.% железа, температура спекания не должна быть ниже 1000oС.

Наиболее близкое решение известно из заявки на выдачу патента Украины 2000063789 от 27.06.2000, где описан антифрикционный материал элемента узла трения и способ получения антифрикционного материала в виде спеченных порошков фосфора, железа, графита и меди с локализованными включениями гранул, содержащих дисульфид молибдена, медь и графит, при следующем содержании компонентов в материале, мас.%:

Фосфор - 0,33-1,35

Железо - 11,08-30,30

Графит - 0,16-5,16

Гранулы - 2,0-24,0

Медь - Остальное

при этом гранулы имеют размер 0,4-1,6 мм и дополнительно содержат дисульфид молибдена при следующем содержании компонентов в теле гранул, мас.%:

Дисульфид молибдена - 0,01-23,0

Медь - 14,0-37,0

Графит - Остальное

Данный способ включает получение гранул путем гранулирования первой смеси порошков, содержащей порошки графита, дисульфида молибдена и меди, смешивания гранул со второй смесью порошков, содержащей порошки фосфора, железа, графита и меди, формования и спекания полученной шихты.

Недостатком данного способа получения антифрикционного материала и элемента узла трения является низкая механическая прочность антифрикционного материала, которая обусловлена тем, что входящий в состав этого материала фосфор не позволяет поднять температуру спекания выше 900oС из-за интенсивного образования медно-фосфористой эвтектики при температуре свыше 707oС и образования жидкой фазы. При увеличении температуры спекания выше 900oС скорость образования жидкой фазы будет в несколько раз превышать скорость образования твердого раствора фосфора в антифрикционный материал романит-н, способ его получения и   элемент узла трения, патент № 2224920-железе и скорость растворения фосфора в меди по растворному механизму. Т.е. происходит образование большого количества участков содержащих жидкую фазу, что, в свою очередь, приводит к вздутиям, образованию пузырей, которые разрывают антифрикционный материал, нарушают целостность структуры антифрикционного материала и в конечном счете приводят к разрушению антифрикционного материала.

Для получения антифрикционного материала на медной основе с высокими механическими свойствами, содержащего 11,08-30,30 мас.% железа, температура спекания не должна быть ниже 1000oС.

Кроме того, как показывает опыт, введение дисульфида молибдена в гранулы значительно снижает антифрикционные свойства материала.

Во время трения температура в зоне контакта достигает 800oС, а дисульфид молибдена, несмотря на введение в гранулы, коксуется уже при температуре свыше 400oС, что резко ухудшает антифрикционные свойства материала из-за ухудшения процесса образования разделительной пленки на сопрягаемой поверхности.

В основу изобретения поставлена задача создать антифрикционный материал в виде спеченных порошков феррофосфора Fе3Р, железа, графита и меди с локализованными включениями гранул, содержащих медь и графит, путем подбора соотношения вышеперечисленных компонентов, что позволяет получить антифрикционный материал, который обладает высокой механической прочностью, износостойкостью, низким коеффицентом трения и обеспечивает образование на поверхности материала разделительных пленок, предотвращающих износ контактирующей пары.

Другой задачей изобретения является создание способа получения антифрикционного материала с вышеперечисленными характеристиками.

Еще одной задачей изобретения является создание элемента узла трения, включающего несущий элемент с напеченным слоем антифрикционного материала, который обладает высокой механической прочностью, износостойкостью, низким коеффицентом трения и обеспечивает образование на поверхности материала разделительных пленок, предотвращающих износ контактирующей пары.

Поставленная задача решается тем, что в антифрикционный материал в виде спеченных порошков железа, графита и меди с локализованными включениями гранул, содержащих медь и графит, дополнительно включен феррофосфор, содержащий 25 - 65% фосфора, при следующем содержании компонентов в материале, мас.%:

Феррофосфор - 0,5-5,4

Железо - 10,91-26,25

Графит - 0,16-5,16

Гранулы - 2,0-24,0

Медь - Остальное

При этом гранулы имеют размер 0,4-1,6 мм при следующем соотношении компонентов в теле гранул, мас.%:

Медь - 37,0-60,0

Графит - Остальное

Другая задача решается тем, что в известном способе получения антифрикционного материала, включающем получение гранул путем гранулирования первой смеси порошков, содержащей порошки графита и меди, смешивание гранул со второй смесью порошков, содержащей порошки железа, графита и меди, формование и спекание полученной шихты, первую смесь порошков при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Порошок меди - 37,0-60,0

Порошок графита - Остальное

гранулируют, например, путем пропускания между калиброванными валками прокатного стана, с получением гранул размером 0,4 - 1,6 мм, гранулы смешивают со второй смесью порошков, которая дополнительно содержит порошки феррофосфора, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Феррофосфор - 0,65-5,52

Железо - 14,36-26,79

Графит - 0,21-5,26

Медь - Остальное

при соотношении компонентов, мас.%:

Гранулы - 2,0-24,0

Вторая смесь порошков - Остальное

и полученную шихту формуют, например, путем прокатывания дозированными порциями между валками прокатного стана и спекают.

Вторая смесь порошков дополнительно содержит порошок феррофосфора, который получают следующим способом: кусковой феррофосфор дробят в дробилках на куски размером 10-50 мм и затем в мельницах перемалывают в порошок, который затем на вибросите отделяют в виде порошков с размером зерен -160 и -35 мкм, которые потом используют в производстве антифрикционного материала.

Еще одна задача решается тем, что элемент узла трения, включающий несущий элемент с напеченным слоем антифрикционного материала из спеченных порошков железа, графита и меди с локализованными включениями гранул, содержащих медь и графит, дополнительно содержит феррофосфор с содержанием фосфора 25-65%, при следующем содержании компонентов в материале, мас.%:

Феррофосфор - 0,5-5,4

Железо - 10,91-26,25

Графит - 0,16-5,16

Гранулы - 2,0-24,0

Медь - Остальное

при этом гранулы имеют размер 0,4-1,6 мм при следующем содержании компонентов в теле гранул, мас.%:

Медь - 37,0-60,0

Графит - Остальное

Предпочтительно несущий элемент выполнен из низкоуглеродистой стали и имеет толщину 1-250 мм.

Наиболее предпочтительно толщина слоя антифрикционного материала составляет 0,7-15 мм.

Применение меди в качестве основы антифрикционного материала обусловлено ее высокой теплопроводностью, хорошими антифрикционными свойствами и высокой коррозионной стойкостью.

Содержание железа в материале в пределах 10,91-26,25 мас.% обеспечивает получение прочного стального каркаса.

Графит выполняет роль твердой смазки.

Использование гранул в материале позволяет увеличить количество графита в материале без существенного разупрочнения антифрикционного материала.

Выбор феррофосфора в качестве компонента антифрикционного материала и его соотношение обусловлено тем, что он разлагается на антифрикционный материал романит-н, способ его получения и   элемент узла трения, патент № 2224920-железо и жидкий фосфор при температуре 1020oС (см. Хансен М., Андерко К. Структура двойных сплавов. - М. : Металлургиздат, 1967. - Ч.I - 607 с.). Следовательно, введение феррофосфора позволяет поднять температуру спекания антифрикционного материала с 900 до 1020oС, что, в свою очередь, позволяет получить антифрикционный материал с высокими механическими свойствами, высокой износостойкостью, низким коэффициентом трения, способностью образовывать на поверхности материала разделительные пленки, предотвращающие износ контактирующей пары.

Процентное содержание феррофосфора выбрано изходя из того, что фосфор способствует повышению несущей способности меди.

Причем из 0,5% феррофосфора, содержащего 65% фосфора при разложении при температуре 1020oС на антифрикционный материал романит-н, способ его получения и   элемент узла трения, патент № 2224920-железо и жидкий фосфор, образуется 0,33% чистого фосфора. А из 5,4% феррофосфора, содержащего 25% фосфора при разложении при температуре 1020oС на антифрикционный материал романит-н, способ его получения и   элемент узла трения, патент № 2224920-железо и жидкий фосфор, образуется 1,35% чистого фосфора.

Изобретение позволяет создать антифрикционный материал, способ его получения и элемент узла трения с напеченным слоем антифрикционного материала, обладающие высокой механической прочностью, износостойкостью, низким коэффициентом трения, способностью образования на поверхности материала разделительных пленок, предотвращающих износ контактирующей пары.

Класс F16C33/12 структура материала; применение особых материалов или способов обработки поверхности, например для придания антикоррозийных свойств

материал подшипника скольжения -  патент 2524812 (10.08.2014)
элемент скольжения с открытой функциональной поверхностью -  патент 2520908 (27.06.2014)
втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта -  патент 2499921 (27.11.2013)
способ получения износостойкого антифрикционного самосмазывающегося сплава -  патент 2492964 (20.09.2013)
втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта -  патент 2482342 (20.05.2013)
антифрикционное покрытие -  патент 2481502 (10.05.2013)
способ изготовления антифрикционного слоя вкладышей подшипников скольжения -  патент 2480637 (27.04.2013)
состав для изготовления регулирующего устройства автомобиля -  патент 2476466 (27.02.2013)
элемент скольжения и способ его получения -  патент 2456486 (20.07.2012)
способ получения алюминиево-свинцовых подшипников скольжения -  патент 2453742 (20.06.2012)

Класс C22C9/00 Сплавы на основе меди

Класс C22C1/05 смеси металлического порошка с неметаллическим

спеченная твердосплавная деталь и способ -  патент 2526627 (27.08.2014)
композиционный электроконтактный материал на основе меди и способ его получения -  патент 2525882 (20.08.2014)
способ получения поликристаллического композиционного материала -  патент 2525005 (10.08.2014)
шихта для изготовления материала для сильноточных электрических контактов и способ изготовления материала -  патент 2523156 (20.07.2014)
твердосплавное тело -  патент 2521937 (10.07.2014)
способ получения беспористого карбидочугуна для изготовления выглаживателей -  патент 2511226 (10.04.2014)
способ получения композиционного материала -  патент 2509818 (20.03.2014)
порошковый композиционный материал -  патент 2509817 (20.03.2014)
спеченный материал для сильноточного скользящего электроконтакта -  патент 2506334 (10.02.2014)
наноструктурный композиционный материал на основе чистого титана и способ его получения -  патент 2492256 (10.09.2013)

Класс B22F3/16 с последовательным или повторным проведением процесса уплотнения и спекания 

твердосплавное тело -  патент 2521937 (10.07.2014)
способ получения заготовок из порошковых металлических материалов -  патент 2504455 (20.01.2014)
способ прессования труб из магниевых гранул -  патент 2486991 (10.07.2013)
способ производства заготовок из жаропрочных порошковых сплавов -  патент 2449858 (10.05.2012)
способ получения изделий из пористых материалов искусственного и естественного происхождения с помощью холодного объемного деформирования -  патент 2413593 (10.03.2011)
способ изготовления ферритовых изделий -  патент 2410200 (27.01.2011)
способ получения композиционного материала на основе магниевой матрицы -  патент 2410199 (27.01.2011)
способ изготовления дисперсно-упрочненных изделий электроэрозионного назначения на основе меди -  патент 2402406 (27.10.2010)
способ получения антифрикционных порошковых материалов на основе меди -  патент 2378404 (10.01.2010)
способ прессования гранул магниевых сплавов -  патент 2370342 (20.10.2009)

Класс B22F3/18 прокаткой с помощью валков [6] 

способ получения металломатричного композиционного материала -  патент 2528926 (20.09.2014)
устройство укладки листа компактированной порошковой смеси в форму для вспенивания и извлечения из нее панели пеноалюминия -  патент 2491154 (27.08.2013)
способ получения высокоазотистой аустенитной порошковой стали с нанокристаллической структурой -  патент 2484170 (10.06.2013)
устройство упаковки порошковой смеси в оболочку неограниченной длины -  патент 2481175 (10.05.2013)
способ производства панелей из пеноалюминия -  патент 2479383 (20.04.2013)
способ получения многослойных энерговыделяющих наноструктурированных пленок для неразъемного соединения материалов -  патент 2479382 (20.04.2013)
способ получения листового боралюминиевого композита -  патент 2465094 (27.10.2012)
способ изготовления прирабатываемого уплотнения турбины с многослойной оболочкой -  патент 2461449 (20.09.2012)
способ изготовления прирабатываемого уплотнения турбины со столбчатой структурой -  патент 2461448 (20.09.2012)
способ получения пористых полуфабрикатов из порошков алюминиевых сплавов -  патент 2458762 (20.08.2012)

Класс B22F7/04 с одним или несколькими слоями, выполненными не из порошка, например выполненными из сплошного металла 

способ получения сверхтвердого композиционного материала на основе кубического нитрида бора или синтетического алмаза для режущего инструмента -  патент 2529141 (27.09.2014)
способ получения металломатричного композиционного материала -  патент 2528926 (20.09.2014)
способ получения слоистого композита системы сталь-алюминий -  патент 2501630 (20.12.2013)
способ изготовления деталей с вставкой из композитного материала с металлической матрицей -  патент 2492273 (10.09.2013)
способ получения фторопластового антиадгезионного покрытия на металлических поверхностях -  патент 2490371 (20.08.2013)
способ соединения заготовок вал-втулка -  патент 2488475 (27.07.2013)
способ получения пористых покрытий на металлических имплантатах -  патент 2483840 (10.06.2013)
способ изготовления прирабатываемого уплотнения турбомашины -  патент 2478454 (10.04.2013)
способ взрывного нанесения покрытия из порошкообразного материала -  патент 2471591 (10.01.2013)
композитная заготовка, имеющая управляемую долю пористости в, по меньшей мере, одном слое, и способы ее изготовления и использования -  патент 2468890 (10.12.2012)
Наверх