схема питания электропривода со сглаживающим дросселем в цепи постоянного тока
Классы МПК: | H02M1/14 устройства для ослабления пульсаций постоянного тока на входе или выходе H02P7/29 с использованием импульсной модуляции B60L15/08 импульсного тока |
Автор(ы): | Карнаухов Н.Ф., Мироненко Р.С., Филимонов М.Н. |
Патентообладатель(и): | Донской государственный технический университет |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-03-07 публикация патента:
20.02.2004 |
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в частотно-регулируемых приводах с асинхронными двигателями, связанных с исполнительными органами мехатронных систем, например манипуляторов, станков с ЧПУ. Техническим результатом изобретения является уменьшение потерь электроэнергии в ДПТ при работе привода в зоне малых скоростей и уменьшение массы магнитопровода сглаживающего дросселя. Схема питания электропривода со сглаживающим дросселем в цепи постоянного тока содержит неуправляемый выпрямитель, подключенный к источнику переменного напряжения и соединенный через сглаживающий дроссель с якорной обмоткой двигателя постоянного тока (ДПТ), которая через транзисторный ключ подключена к минусовой шине неуправляемого выпрямителя, средняя точка обмотки сглаживающего дросселя соединена с конденсатором LC-фильтра и катодом диода "сброса". Согласно изобретению схема питания электропривода дополнительно содержит датчик тока, компаратор нулевого тока, формирователь управляющих импульсов, два транзисторных ключа, два развязывающих диода, дозирующий конденсатор, два ключевых элемента и блок управления. Сглаживающий дроссель имеет дополнительную обмотку, конец первичной обмотки дросселя соединен через первый ключевой элемент с датчиком тока, выход которого соединен с якорной обмоткой двигателя, со вторым ключевым элементом и через низковольтный выход датчика тока с входом компаратора нулевого тока, выход которого подключен к первому входу формирователя управляющих импульсов, выход которого соединен с базой второго транзисторного ключа. Первый ключевой элемент через переход эмиттер - коллектор третьего транзисторного ключа соединен с первым развязывающим диодом, катод которого подключен к плюсовой обкладке дозирующего конденсатора, катоду второго развязывающего диода и к началу вторичной обмотки сглаживающего дросселя, конец которой соединен через переход эмиттер - коллектор второго транзисторного ключа с минусовой обкладкой дозирующего конденсатора и с якорем ДПТ. Второй ключевой элемент через резистор переменного сопротивления соединен с якорем ДПТ и с эмиттером первого транзисторного ключа. Блок управления соединен с базами первого и третьего транзисторных ключей и со вторым входом формирователя управляющих импульсов. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
Схема питания электропривода со сглаживающим дросселем в цепи постоянного тока, содержащая неуправляемый выпрямитель, подключенный к источнику переменного напряжения и соединенный через сглаживающий дроссель с якорной обмоткой двигателя постоянного тока, которая через транзисторный ключ подключена к минусовой шине неуправляемого выпрямителя, средняя точка обмотки сглаживающего дросселя соединена с конденсатором и катодом диода сброса, при этом с закрытием транзисторного ключа запасенная электромагнитная энергия цепи якоря поддерживает протекание тока якоря через диод сброса, заряжая конденсатор, отличающаяся тем, что дополнительно содержит датчик тока, компаратор нулевого тока, формирователь управляющих импульсов, два транзисторных ключа, два развязывающих диода, дозирующий конденсатор, два ключевых элемента и блок управления, сглаживающий дроссель имеет вторичную обмотку, конец первичной обмотки дросселя соединен через первый ключевой элемент с датчиком тока, выход которого соединен с якорной обмоткой двигателя, со вторым ключевым элементом и через низковольтный выход датчика тока с входом компаратора нулевого тока, выход которого подключен к первому входу формирователя управляющих импульсов, выход которого соединен с базой второго транзисторного ключа, первый ключевой элемент через переход эмиттер-коллектор третьего транзисторного ключа соединен с первым развязывающим диодом, катод которого подключен к плюсовой обкладке дозирующего конденсатора, катоду второго развязывающего диода, анодом подключенного к источнику подпитки, и к началу вторичной обмотки сглаживающего дросселя, конец которой соединен через переход эмиттер-коллектор второго транзисторного ключа с минусовой обкладкой дозирующего конденсатора и с якорем двигателя постоянного тока, второй ключевой элемент через резистор переменного сопротивления соединен с якорем двигателя постоянного тока и с эмиттером первого транзисторного ключа, блок управления соединен с базами первого и третьего транзисторных ключей и со вторым входом формирователя управляющих импульсов.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к электротехнике, в частности к управлению электрическими двигателями постоянного тока (ДПТ), и может быть использовано в частотно-регулируемых приводах с асинхронными двигателями, связанных с исполнительными органами мехатронных систем, например, манипуляторов, станков с ЧПУ и др. Известен электропривод постоянного тока, включающий сглаживающий реактор, электродвигатель, диоды, резисторы, датчик тока и блок управления (см. патент RU 2168259 МП7 Н 02 Р 5/16, опубл. 27.05.2001) [1], в котором решается задача повышения эффективности торможения путем увеличения максимального тормозного момента при отсутствии потребителей и при коротком замыкании в контактной питающей сети. В электроприводе переменного тока (см. А.С. 1671119 А1, МКИ6 Н 02 К 29/00, опубл. 20.05.97) [2], включающем вентильный электродвигатель, сглаживающий дроссель с тремя обмотками, анодные и катодные группы, снижается влияние привода на сеть, улучшается гармонический состав тока при пуске, уменьшаются пульсации момента электродвигателя. Известен также реверсивный тиристорный электропривод (см. патент RU 2079963 МКИ6 Н 02 Р 5/16, опубл. 20.05.97) [3], включающий сглаживающий реактор, датчик тока, систему импульсно-фазового управления, задатчик скорости, в котором решается задача улучшения характеристик автоматизированного электропривода. Аналогом заявляемого изобретения является схема питания со сглаживающим индуктивным дросселем в цепи пульсирующего тока (см. патент US 20011005323 (US 01005323), ЕР 1122870, МКИ Н 02 М 3/24, опубл. 06.08.2001) [4], в котором поддержание индуктивности осуществляется за счет отдельного выпрямителя с потреблением энергии от промышленной сети или автономного источника. Схема содержит выпрямитель, транзисторный ключ, сглаживающий дроссель, дополнительный источник тока. Автономный источник 10 (фиг.2 описания к патенту US) [4] соединен с входами выпрямителя 12 и дополнительного источника тока 24. Плюсовая шина выпрямителя 12 соединена с началом первичной обмотки сглаживающего дросселя 22, конец первичной обмотки сглаживающего дросселя соединен с катодом диода 21 и началом первичной обмотки трансформатора 30, конец первичной обмотки трансформатора через ключевой транзистор 31 соединен с минусовой шиной выпрямителя 12 (землей). Вторичная обмотка сглаживающего дросселя 22 соединена с устройством регулируемой индуктивности 23, питание которого осуществляется от плюсовой шины дополнительного источника 24. Вторичная обмотка трансформатора 30 соединена с анодом диода 40, катод которого подключен к блоку регистрации отклонения выходного напряжения 50, выход которого через блок сопряжения (передачи) 51 соединен с базой транзистора 31 посредством устройства 32 регулирования тока базы. Выпрямленный ток от автономного источника 10 протекает по первичной обмотке сглаживающего дросселя 22 и первичной обмотке трансформатора 30 при включении транзистора 31. Размагничивание сердечника сглаживающего дросселя 22 осуществляется от дополнительного источника тока 24 при регулировании устройством 23. Наиболее близкой по технической сущности к заявляемому изобретению является схема питания электродвигателя, минимизирующая реакцию электрической сети (см. патент DE 19617947, МКИ Н 02 М 1/12; Н 02 Р 7/28; Н 02 К 23/08; Н 02 М 3/10; опубл. 03.07.97) [5], принимаемая за прототип. Схема питания (фиг.2 описания к патенту DE) [5] для снижения коэффициента пульсаций ДПТ за счет использования сглаживающего дросселя в цепи постоянного тока содержит неуправляемый выпрямитель, подключенный к источнику переменного напряжения, ДПТ, подключенный к неуправляемому выпрямителю через сглаживающий дроссель с одной обмоткой, нерегулируемую индуктивность и транзисторный ключ, база которого соединена с модулятором, выходы которого подключены к потенциометру и к минусовой шине неуправляемого выпрямителя. Конденсатор и сглаживающий дроссель являются LC-фильтром. Катод диода "сброса" подключен к конденсатору LC-фильтра, а анод к якорной обмотке ДПТ. При регулировании потенциометром частоты включения транзисторного ключа от модулятора обеспечивается заданная скорость вращения ДПТ. При спаде импульса напряжения на двигателе с закрытием транзисторного ключа запасенная магнитная энергия цепи якоря замыкается через диод "сброса" и частично размагничивает дроссель, что приводит к снижению коэффициента пульсаций тока якоря. Недостатками прототипа являются:1. Высокие значения потерь электроэнергии из-за повышенного коэффициента пульсаций тока ДПТ при работе электропривода в зоне прерывистых токов, прерывистость которых зависит от частоты коммутации ключевого транзистора. 2. Неполное и нерегулируемое размагничивание сердечника сглаживающего дросселя при работе электропривода в зоне прерывистых токов (малых скоростей), что ухудшает массогабаритные показатели и эффективность использования сердечника сглаживающего дросселя. Техническим результатом изобретения является уменьшение потерь электроэнергии в ДПТ при работе привода в зоне малых скоростей и уменьшение массы магнитопровода сглаживающего дросселя. Новым свойством схемы является наличие программируемого регулирования частоты коммутации транзисторного ключа в зоне прерывистых токов (малых скоростей), которое приводит к регулируемому перемагничиванию сердечника сглаживающего дросселя, что вызывает уменьшение массы магнитопровода сглаживающего дросселя и снижение коэффициента пульсаций тока якоря, а следовательно, уменьшение потерь электроэнергии в ДПТ. Другим новым свойством является осуществление перемагничивания сердечника сглаживающего дросселя за счет преобразованной кинетической энергии вращающихся и перемещающихся масс узлов и механизмов электропривода в электроэнергию накопительного конденсатора в режиме динамического торможения. Технический результат достигается тем, что схема питания электропривода со сглаживающим дросселем в цепи постоянного тока содержит неуправляемый выпрямитель, подключенный к источнику переменного напряжения и соединенный через сглаживающий дроссель с якорной обмоткой ДПТ, которая через транзисторный ключ подключена к минусовой шине неуправляемого выпрямителя, средняя точка обмотки сглаживающего дросселя соединена с конденсатором и катодом диода "сброса", анод которого соединен с якорной обмоткой. Согласно изобретению схема питания электропривода дополнительно содержит датчик тока, компаратор нулевого тока, формирователь управляющих импульсов, два транзисторных ключа, два развязывающих диода, дозирующий конденсатор, два ключевых элемента и блок управления. Сглаживающий дроссель имеет вторичную обмотку, конец первичной обмотки дросселя соединен через первый ключевой элемент с датчиком тока, выход которого соединен с якорной обмоткой двигателя, со вторым ключевым элементом и через низковольтный выход датчика тока с входом компаратора нулевого тока, выход которого подключен к первому входу формирователя управляющих импульсов, выход которого соединен с базой второго транзисторного ключа. Кроме того, первый ключевой элемент через переход эмиттер - коллектор третьего транзисторного ключа соединен с первым развязывающим диодом, катод которого подключен к плюсовой обкладке дозирующего конденсатора, катоду второго развязывающего диода и к началу вторичной обмотки сглаживающего дросселя, конец которой соединен через переход эмиттер - коллектор второго транзисторного ключа с минусовой обкладкой дозирующего конденсатора и с якорем ДПТ; второй ключевой элемент через резистор переменного сопротивления соединен с якорем ДПТ и с эмиттером первого транзисторного ключа. Блок управления соединен с базами первого и третьего транзисторных ключей и со вторым входом формирователя управляющих импульсов. Изобретение поясняется чертежами, где:
На фиг.1 приведена функциональная схема питания электропривода со сглаживающим дросселем в цепи постоянного тока. На фиг. 2 приведен график зависимости напряжения и тока ДПТ от времени, где Uист - напряжение источника питания; Ucp - среднее напряжение на якоре двигателя; iя - ток якоря двигателя; iяср - средний ток якоря двигателя;






от 0 до Ucp=Uист. При этом скорость








где W2 - число витков размагничивающей обмотки дросселя; S - поперечное сечение сердечника магнитопровода дросселя. Из (2) значение

Проинтегрировав выражение (3), получаем

где В(0) - начальное значение магнитной индукции сердечника при t=0. Для поддержания уровня размагничивающего тока, когда напряжение Uc дозирующего конденсатора 11 становится меньше напряжения Uп источника подпитки, т.е. Uc<U, перемагничивание сглаживающего дросселя 2 осуществляется от источника подпитки, подключенного к аноду диода 12. Обычно сглаживающий дроссель с воздушным зазором



После интегрирования выражение (5) можно представить

Выражение (6) позволяет определить снижение индукции (





1. Плавное регулирование скорости, ускорения (замедления) торможения электропривода мехатронной системы, что исключает динамические удары в исполнительных механизмах, создает (придает) комфортность в работе транспортных средств. 2. Ресурсосберегающие режимы работы электропривода с использованием кинетической энергии вращающихся, перемещающихся масс с преобразованием ее в электрическую для перемагничивания сердечника сглаживающего дросселя при применении принципа динамического торможения, уменьшение потребления электроэнергии от автономного источника с напряжением Uп. 3. Снижение потерь в ДПТ за счет уменьшения коэффициента пульсаций тока якоря при более эффективном использовании сердечника сглаживающего дросселя, лучшее использование ДПТ в зоне малых скоростей работы электропривода. 4. Улучшенные массогабаритные показатели сглаживающего дросселя за счет более полного перемагничивания сердечника. Источники информации
1. Патент 2168259 RU, МП7 H 02 P 5/16, опубл. 27.05.2001. 2. А.С. 1671119А1, МКИ6 H 02 К 29/00, опубл. 20.05.97. 3. Патент 2079963 RU, МКИ6 H 02 P 5/16, опубл. 20.05.97. 4. Патент 20011005323 (US 01005323) US, EP 1122870, МКИ H 02 М 3/24, опубл. 06.08.2001. 5. Патент 19617947 DE, МКИ H 02 М 1/12; H 02 P 7/28; H 02 К 23/08; H 02 М 3/10; опубл. 03.07.97 - прототип.
Класс H02M1/14 устройства для ослабления пульсаций постоянного тока на входе или выходе
Класс H02P7/29 с использованием импульсной модуляции
Класс B60L15/08 импульсного тока