самосмазывающийся подшипник скольжения

Классы МПК:F16C17/00 Подшипники скольжения
F16C33/04 вкладыши; втулки; антифрикционные покрытия 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Хабаровский государственный технический университет
Приоритеты:
подача заявки:
2001-11-08
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных узлах трения. Самосмазывающийся подшипник скольжения включает намотанную из тканого материала втулку с пропитанным полимерным связующим наружным слоем. Средняя часть подшипника пропитана жидкой смазкой, а внутренний слой пропитан связующим с антифрикционным наполнителем. Слои связаны между собой сквозными отверстиями, при этом диаметр отверстий в наружном слое и средней части превышает диаметр отверстий во внутреннем слое. Причем сквозные отверстия имеют коническую форму, а наружный слой втулки имеет бандаж из металлической оправки. Технический результат - повышение долговечности самосмазывающегося подшипника скольжения. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

1. Самосмазывающийся подшипник скольжения, включающий намотанную из тканого материала втулку с пропитанным полимерным связующим наружным слоем, пропитанной жидкой смазкой средней частью и пропитанным связующим с антифрикционным наполнителем внутренним слоем, которые связаны между собой сквозными отверстиями, отличающийся тем, что диаметр отверстий в наружном слое и средней части превышает диаметр отверстий во внутреннем слое.

2. Самосмазывающийся подшипник скольжения по п.1, отличающийся тем, что сквозные отверстия выполнены конической формы.

3. Самосмазывающийся подшипник скольжения по п.1, отличающийся тем, что наружный слой втулки имеет бандаж из металлической оправки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных узлах трения.

Известен самосмазывающийся подшипник, содержащий намотанную из тканого материала с пропиткой полимерным связующим с антифрикционным наполнителем втулку (В. А. Иванов и др. Самосмазывающиеся материалы в узлах трения лесозаготовительных машин. - Экспресс-информ. - M.: ВНИПИЭИлеспром, 1985, с. 16-17).

Недостатком этого подшипника является расслоение и низкая износостойкость.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому техническому результату является самосмазывающийся подшипник скольжения, включающий намотанную из тканого материала втулку с пропитанным полимерным связующим наружным слоем и пропитанной жидкой смазкой с антифрикционным наполнителем внутренним слоем (RU 2147699, публ. 20.04.2000).

Однако в связи с низкой пропитывающей способность, обусловленной отсутствием сквозных отверстий, через которые производится пропитка смазкой подшипника - самосмазывающийся подшипник имеет малую долговечность.

Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение долговечности самосмазывающегося подшипника скольжения.

Решение указанной задачи достигается тем, что, согласно изобретению, диаметр отверстий в наружном слое и средней части превышает диаметр отверстий во внутреннем слое. Кроме того, сквозные отверстия выполнены конической формы. Кроме того, наружный слой втулки имеет бандаж из металлической оправки.

Больший диаметр в наружном слое и средней части сквозных отверстий обеспечивает увеличение пропитывающей способности средней части при изготовлении самосмазывающегося подшипника. Коническая форма сквозных отверстий позволяет повысить насыщаемость подшипника жидкой смазкой и за счет небольшого отверстия во внутреннем слое экономично расходовать жидкую смазку в процессе эксплуатации узла трения, что увеличивает его долговечность. Кроме того, сквозные отверстия конической формы служат дополнительными резервуарами для жидкой смазки. Применение металлической оправки исключает вытекание жидкой смазки из подшипника скольжения через наружный слой в процессе транспортирования до монтажа его в корпус изделия. Кроме того, повышается надежность крепления самосмазывающегося подшипника в корпусе изделия, особенно при динамических нагрузках, за счет исключения контакта посадочной поверхности с жидкой смазкой, находящейся в теле намотки подшипника.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где изображен общий вид самосмазывающегося подшипника с различными типами сквозных отверстий.

Самосмазывающийся подшипник скольжения включает намотанную из тканого материала (например, хлопчатобумажной ткани) втулку, состоящую из пропитанного полимерным связующим (например, эпоксидной смолой) наружного слоя 1, пропитанной жидкой смазкой (например, индустриальным маслом) средней части 2 и пропитанного связующим с антифрикционным наполнителем (например, порошок графита, фторопласта) внутреннего слоя 3. Все слои связаны радиально сквозными отверстиями. Диаметр отверстий 4 в наружном слое 1 и средней части 2 превышает диаметр отверстий 5 во внутреннем слое (в 1,5-5 раз). Сквозные отверстия 6 для увеличения пропитывающей способности могут выполнены конической формы. Наружный слой 1 имеет бандаж из тонкостенной металлической оправки 7.

Сквозные отверстия являются одновременно технологическими, обеспечивающими загрузку самосмазывающегося подшипника жидкой смазкой в процессе изготовления, и рабочими - служат очагами смазки зоны трения при перегреве подшипника в процессе эксплуатации. При этом увеличенный размер входного диаметра сквозных отверстий по сравнению с выходным диаметром обеспечивает качество пропитки самосмазывающегося подшипника за счет повышения пропитывающей способности. Коническая форма увеличивает площадь пропитывающей поверхности по сравнению с цилиндрической формой сквозных отверстий с сохранением прочностных свойств втулки.

Таким образом, повышается долговечность самосмазывающегося подшипника скольжения, так как улучшаются технологическая и эксплуатационная характеристики узла трения.

Класс F16C17/00 Подшипники скольжения

газотурбинный двигатель -  патент 2529294 (27.09.2014)
упорный подшипниковый узел -  патент 2529070 (27.09.2014)
подшипник скольжения -  патент 2528246 (10.09.2014)
подшипник в сборе -  патент 2526305 (20.08.2014)
подшипник, имеющий, по меньшей мере, две части, вращающиеся относительно друг друга -  патент 2522187 (10.07.2014)
беспроводная система измерения температуры опорных и упорных подшипников скольжения -  патент 2516918 (20.05.2014)
устройство для определения технического состояния подшипниковых узлов погружных электродвигателей -  патент 2510655 (10.04.2014)
радиально-осевой подшипник скольжения -  патент 2506468 (10.02.2014)
упорный подшипник скольжения -  патент 2505719 (27.01.2014)
машина и устройство для контролирования состояния предохранительного подшипника машины -  патент 2504701 (20.01.2014)

Класс F16C33/04 вкладыши; втулки; антифрикционные покрытия 

Наверх