шестеренчатый дифференциал мягкой блокировки

Классы МПК:F16H48/20 приспособления для замедления дифференциального действия или оказания влияния на него, например стопорные устройства
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Фомин Николай Александрович
Приоритеты:
подача заявки:
2002-01-23
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению. Шестеренчатый дифференциал содержит полуосевые шестерни и сателлиты, установленные на одной оси и выполненные монолитно со втулками. Внутренняя поверхность втулок одного сателлита имеет продольные прямые канавки, глубиной в половину шарика. Наружная поверхность втулки второго сателлита имеет синусоидальную канавку. Втулка второго сателлита помещена во втулку первого сателлита. Шарики размещены между втулками в упомянутых канавках. При своем вращении сателлиты увлекают шарики, при этом шарики колеблются, и чем выше частота этих колебаний, тем больше сила трения между сателлитами, что создает эффект блокировки. Технический результат - улучшение проходимости автомобилей. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

Шестеренчатый дифференциал мягкой блокировки, содержащий полуосевые шестерни и установленные с возможностью вращения на одной оси два сателлита, выполненные монолитно со втулками, внутренняя поверхность одной из которых имеет продольные прямые канавки глубиной в половину шарика, и шарики, отличающийся тем, что наружная поверхность втулки второго сателлита имеет синусоидальную канавку глубиной в половину шарика, упомянутая втулка с синусоидальной канавкой помещена во втулку первого сателлита, а шарики наполовину погружены в продольные прямые канавки втулки первого сателлита и наполовину в синусоидальную канавку втулки второго сателлита.

Описание изобретения к патенту

Уровень техники. В мостах бронетранспортера БТР-60 ПБ и в мостах автомобиля ГАЗ-66 используются кулачковые самоблокирующиеся дифференциалы. Работа кулачкового самоблокирующегося дифференциала основана на большом трении между звездочками полуосей.

Большинство автомобилей отечественного и импортного производства снабжены шестеренчатыми дифференциалами. Основной недостаток шестеренчатого дифференциала это низкое трение между шестернями полуосей, поэтому при пробуксовке одного колеса, другое колесо не вращается, что затрудняет езду в гололед и по бездорожью.

Сущность изобретения

На фиг.1 изображен дифференциал шестеренчатый мягкой блокировки, где 1 - коробка дифференциала, 2 - сателлит выполнен монолитно с малой втулкой. На наружной поверхности малой втулки имеется канавка глубиной в половину шарика 4 с синусоидальной кривизной. На фиг.2 изображена развертка наружной поверхности малой втулки, 3 - шестерни полуосей, 5 - полуоси, 6 - сателлит выполнен монолитно с большой втулкой, на фиг. 3 изображена большая втулка, вид с торца. На внутренней поверхности большой втулки имеются продольные прямые канавки глубиной в половину шарика 4, 7 - ось сателлитов. Малая втулка сателлита 2 помещена в большую втулку сателлита 6. Количество шариков определяется количеством продольных прямых канавок на внутренней поверхности большой втулки сателлита 6.

При движении автомобиля по прямой разность оборотов шестерен полуосей 3 будет равна нулю, в этом случае сателлиты не вращаются.

При изменении направления движения автомобиля разность оборотов шестерен 3 будет небольшой и сателлиты 2 и 6 будут вращаться в противоположных направлениях на оси 7, при этом шарики 4, увлекаемые стенками продольных прямых канавок большой втулки сателлита 6, будут кататься по синусоидальной канавке малой втулки сателлита 2. В этом случае дифференциал работает как обычный шестеренчатый дифференциал.

При пробуксовке одного из колес разность оборотов шестерен полуосей резко увеличивается, увеличатся обороты сателлитов, а значит увеличится скорость шариков. Двигаясь по синусоидальной канавке, шарики будут производить колебательные движения, и чем больше скорость, тем выше частота колебаний и тем выше сила трения между сателлитами, а усилие вращения будет передаваться не буксующему колесу.

Изменяя количество вершин синусоидальной канавки или изменяя диаметр втулок, будет меняться частота колебаний шариков. Таким образом можно установить необходимую разность оборотов шестерен полуосей, при которой будет возникать блокирующий эффект.

Технический результат - улучшение проходимости внедорожных и дорожных автомобилей.

Класс F16H48/20 приспособления для замедления дифференциального действия или оказания влияния на него, например стопорные устройства

самоблокирующийся дифференциал -  патент 2502906 (27.12.2013)
механизм блокировки дифференциала (варианты) -  патент 2462633 (27.09.2012)
способ синхронизации вращения выходных валов дифференциала -  патент 2435089 (27.11.2011)
торсионное устройство для управления распределением крутящего момента -  патент 2424130 (20.07.2011)
дифференциал с ограниченным скольжением и механизм контроля его включения -  патент 2413890 (10.03.2011)
самоблокирующийся дифференциал -  патент 2411405 (10.02.2011)
дифференциал блокируемый -  патент 2407933 (27.12.2010)
усовершенствованный блокирующий дифференциал -  патент 2404387 (20.11.2010)
дифференциал -  патент 2397390 (20.08.2010)
механизм автоматической гидроблокировки дифференциала -  патент 2376514 (20.12.2009)
Наверх