устройство для перевода колесных пар с колеи 1520 на 1435 мм
Классы МПК: | B61F7/00 Железнодорожные транспортные средства для передвижения по дорогам с различной шириной колеи |
Автор(ы): | |
Патентообладатель(и): | Гимадиев Фарит Шайхиевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-10-15 публикация патента:
20.01.2004 |
Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к устройствам перевода колесных пар с одной колеи на другую. Устройство содержит колесные пары, колеса которых снабжены вспомогательными ободами-колесами (6). Вспомогательные ободы-колеса имеют рифление (15), ответное рифлению (14) на высоких рельсах внутренней вспомогательной колеи. Резьбовая пара (10) ступицы и передвижного обода дает возможность осевого перемещения передвижного обода при его тесном контакте с тормозными колодками и одновременном катании вспомогательного обода по рельсу высокой внутренней колеи. Между буртиком (11) подвижного обода (5) и торцом колеса (1) вставлены закладные детали (12), которые прикреплены к передвижному ободу (5) болтами (13). Технический результат заключается в упрощении конструкции и уменьшении трудоемкости в изготовлении устройств для перевода колесных пар тележки с колеи 1520 на 1435 мм и обратно на стыке международного сообщения "Восток-Запад". 7 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7
Формула изобретения
Устройство для перевода колесных пар тележки с одной колеи на другую, содержащее неподвижный участок пути, направляющие, датчик качества блокировки системы автоматики, отличающееся тем, что колеса тележки выполнены с вспомогательными ободами-колесами, имеющими рифление, ответное рифлению на высоких рельсах внутренней вспомогательной колеи, резьбовая пара ступицы и передвижного обода дает возможность осевого перемещения передвижного обода во время тесного контакта последнего с колодкой тормозной системы при одновременном катании вспомогательного обода-колеса по рельсу высокой внутренней вспомогательной колеи, а закладные детали, вставленные между кольцевым буртом передвижного обода и ступицей, прикреплены к ступице болтами.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к железнодорожному хозяйству, а именно к устройствам для перевода колесных пар тележки с колеи 1520 на 1435 мм и обратно на стыке международных сообщений "Восток-Запад". Известны устройства для регулирования колеи транспортных средств, содержащие оси колес и ступицы консольные с упругодеформируемыми клеммами, имеющими по концам кольцевые направляющие. (Аналог, авторское свидетельство СССР 395293, В 60 в 35/10). Однако эти устройства ненадежны, при длительной и интенсивной эксплуатации они проворачиваются. Наиболее близким по технической сущности к изобретению является устройство для перевода раздвижных колесных пар с одной колеи на другую, содержащее направляющие, приспособление блокировки колесной пары, последовательно расположенные сходящийся участок пути с контррельсами, неподвижный и подвижный участки пути, механизм контроля блокировки колесной пары, размещенный за приспособлением блокировки, датчик, сигнализирующий о качестве блокировки, датчик для измерения усилия нагружающего устройства. (Прототип, патент 576058, Е 01 В 25/00, В 61 F 7/00). Однако такие устройства сложные и дорогостоящие. Анализ заявленного технического решения в сопоставлении с прототипом позволяет сформулировать цель предлагаемого изобретения - Упрощение конструкции и уменьшение трудоемкости в изготовлении. Поставленная цель достигается тем, что синхронные схождения передвижных ободов колесной пары с помощью резьбовой пары в передвижном ободе и ступице до упорного кольцевого бурта обеспечиваются одновременным контактным использованием колодок тормозной системы вагона при въезде вспомогательного обода на прямолинейный рифленый участок внутренней вспомогательной колеи. Новизна предлагаемого устройства состоит в использовании тормозных колодок тормозной системы вагона для обеспечения синхронного осевого перемещения передвижных ободов колесной пары по ступице с использованием резьбовой пары передвижного обода и ступицы при одновременном катании вспомогательного обода по рельсу внутренней колеи. Существенные отличия от прототипа в том, что колесные пары тележки снабжены вспомогательными ободами, имеющими возможность катиться по рельсам внутренней вспомогательной колеи с рифленой поверхностью равного шага, что и рифления на вспомогательных ободах. Для предохранения от проворачивания передвижного обода по резьбе имеется закладная деталь, закрепленная болтом. Сочетание взаиморасположения деталей и совокупность всех признаков предлагаемого устройства позволяет признать данную заявку изобретением. На фиг.1 изображен вид рельсовой части устройства в плане;на фиг.2 изображено устройство, вид спереди;
на фиг.3 изображено сечение А-А на фиг.2;
на фиг.4 изображено сечение Б-Б на фиг.2;
на фиг.5 изображена закладная деталь, вид в плане на фиг.3;
на фиг.6 изображен вариант исполнения колес на фиг.3;
на фиг.7 изображен вариант исполнения колес на фиг.4. Устройство состоит из следующих узлов и деталей: колесных пар 1 /далее колесо/, входящих в состав тележки 2 железнодорожного вагона 3, соединенного с тележкой, тормозной системы с тормозными колодками 4, обода передвижного 5, обода-колеса вспомогательного 6, колеи внутренней вспомогательной 7, колеи 8 шириной 1520 мм, колеи 9 шириной 1435 мм, резьбовой пары 10 в передвижном ободе 5 и ступице колеса 1, упорного кольцевого бурта 11 на передвижном ободе 5, закладной детали 12, болта 13. Рифление 14 выполнено на рельсе внутренней вспомогательной колеи 7, рифление 15 - на ободе-колесе вспомогательном 6. Датчик 16 сигнализирует о качестве блокировки системы автоматики. Устройство также содержит фланец 17 с винтами 13, колесо передвижное 19, колесо вспомогательное 20 на (фиг.6 и 7), кольцевой прилив 21 передвижного колеса, кольцевой прилив 22 вспомогательного колеса 20, шпонки 23 передвижного колеса 19. Колея 7 имеет высокие рельсы. Длина рельса 7 определяется опытным путем с учетом срабатывания системы автоматики 16. Резьбовая пара 10 в передвижном ободе 5 и ступице колеса 1 имеет резьбу по профилю трапецеидальную или другого профиля, кроме прямоугольного, чтобы были боковые поверхности резьбы, увеличивающие площадь контакта сопрягаемых деталей. Пример исполнения резьбы - шаг 24. Резьба с шагом 24 относится к резьбам с мелким шагом для такого большого диаметра. (Справочник машиностроителя т. 4, стр.517, Ачеркан Н.С. -М.: Машгиз, 1956 г.). Резьбы с мелким шагом не самоотвинчиваются, требуется внешнее усилие для отвинчивания резьбы. Такие зацепления относятся к самотормозящимся зацеплениям. Колесо 1, (19) тележки 2 является модернизированным колесом с кругом катания 957 мм, ГОСТ 9036-88. Исполнение колес по фиг. 6 и 7 позволяет осуществлять переводной процесc автоматически без ручного труда. Вспомогательная колея 7 на 10 мм выше расчетной величины с учетом прогиба от веса вагона, чтобы не препятствовать осевому перемещению обода 5, колеса 19. Пример исполнения: наружный рифленый диаметр вспомогательного обода-колеса 6 равен 780 мм, наружный диаметр резьбы равен 820 мм, длина резьбовой части 100 мм. Закладные детали 12 вставлены в промежуток между упорным кольцевым буртом 11 и торцом колеса 1. Число закладных деталей 12 всегда четное, и они расположены диаметрально противоположно, чтобы уменьшить дисбаланс неуравновешенных сил, возникающих при вращении колеса 1. Закладные детали 12 закреплены к передвижному ободу 5 болтами 13, имеющими конические поверхности в местах контакта с цилиндрическими отверстиями детали 12 (см. фиг. 3). Для захода деталей 12 в Т-образные проточки в ступице 1 и на ободе 5 в последних выфрезерованы пазы. Резьбы на болтах 13 и ободе 5 имеют мелкий шаг, препятствующий отворачиванию болта 13 при движении. Закладные детали 12 удерживают обод 5 от осевого перемещения к середине колеи, а от перемещения на наружную сторону от колеи предохраняет буртик, выступающий за


1. Устройство позволяет осуществлять перевод колесных пар железнодорожных тележек с колеи 1520 мм на 1435 мл и обратно автоматически с малыми затратами времени на установку и снятие страховочных деталей, а при изготовлении колес конструкции фиг.6 и 7 перевод осуществляется полностью автоматически. 2. Использование конструкции колес фиг.6 и 7 позволяет равномерно прикладывать по окружности осевые силы для перемещения вдоль оси передвижного колеса, увеличивая надежность устройства. 3. Внедрение устройства в жизнь позволит увеличить грузопоток с запада на восток. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Патент 576058, E 01 В 25/00, B 61 F 7/00. 2. Авторское свидетельство 395293, В 60 В 35/10. 3. ГОСТ 9036-88 Цельнокатаное колесо диам. 957 мм. 4. Справочник машиностроителя, том 4, стр.517, Ачеркан Н.С. -М.: Машгиз, 1956 г.
Класс B61F7/00 Железнодорожные транспортные средства для передвижения по дорогам с различной шириной колеи