способ торможения мобильного средства

Классы МПК:B60T8/00 Устройства, регулирующие тормозное усилие колесного тормоза в зависимости от различных транспортных или дорожных условий, например устройства для ограничения или изменения распределения тормозного усилия между колесами
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Коневцов Михаил Дмитриевич
Приоритеты:
подача заявки:
2001-06-18
публикация патента:

Предлагаемый способ торможения может быть использован при создании тормозных систем для мобильных средств. Суть способа в том, что вместо импульсного изменения состояния рабочего тела для регулирования момента на барабане тормозного механизма используется метод, при котором жидкость в замкнутом объеме не движется, а ее состояние меняется за счет силы упругости пружины, которая передается на жидкость через неподвижный поршень. Ограничение и фиксация величины жидкости осуществляется за счет одновременного прекращения движения штока с вспомогательным поршнем в главном цилиндре и штока с упором в цилиндре управления. Устройство для данного способа работает с использованием диаграмм способ торможения мобильного средства, патент № 2221713 - S, что позволяет использовать коэффициент сцепления (способ торможения мобильного средства, патент № 2221713x) в горизонтальном направлении на 95% при аварийном торможении. Техническим результатом является достижение высокой тормозной эффективности при устойчивом движении, т.е. движении без заноса. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

Способ торможения мобильного средства, осуществляющийся в замкнутом объеме тормозного привода с одновременным ограничением роста давления рабочего тела и фиксацией состояния его на этом уровне в тормозном приводе и в его исполнительном органе, при этом технология процесса торможения такова: изменение давления рабочего тела осуществляется через промежуточный упругий элемент и основной поршень главного цилиндра за счет изменения силы упругости элемента, а ограничение роста давления и фиксация этого уровня -прекращением движения деталей: штока и вспомогательного поршня в главном цилиндре и упора со штоком в цилиндре управления; ограничение и фиксация рабочего тела происходит по командам от ЭВМ на клапан, который работает в режиме ключа (“открыт-закрыт”), обеспечивая возможность перемещения рабочего тела из цилиндра управления в емкость на нем при положении “открыт” и запирая объем рабочего тела в цилиндре управления при положении “закрыт”, при этом команды от ЭВМ на клапан согласованы с замедлениями от штатного акселерометра, которые косвенно связаны с коэффициентом сцепления, изменяющегося по диаграмме способ торможения мобильного средства, патент № 2221713 - S.

Описание изобретения к патенту

Способ относится к созданию антиблокировочных тормозных систем в транспортном машиностроении.

Известно, что наиболее перспективным средством обеспечения высокой тормозной эффективности при достаточной устойчивости движения является регулирование момента на барабане колеса, находящегося в тормозном режиме.

Тормозной момент можно менять за счет изменения состояния рабочего тела в тормозном приводе. Если энергия передается с использованием жидкости, то тормозной момент меняется от величины давления в жидкости.

Самый простой способ изменения давления жидкости в тормозном приводе - изменение усилия на педали тормоза. Повышая и понижая усилие на педали, обеспечиваем импульсы рабочего тела в приводе. От этого сам процесс торможения называется импульсным способом торможения. Несмотря на широкое использование этого способа в тормозных системах зарубежных автомобилей, оценка его неоднозначная, а в последнее время отрицательная; так как в его основе лежит циркуляция рабочего тела (жидкости).

Для циркуляции жидкости в тормозном приводе в антиблокировочные тормозные системы устанавливают сложные насосы, гидроаккумуляторы и другие устройства, что усложняет и удорожает антиблокировочные системы (АБС). Кроме того, также АБС обеспечивает низкое использование величины коэффициента сцепления (способ торможения мобильного средства, патент № 2221713x) в горизонтальном направлении и обеспечивает значительный "запас" коэффициента сцепления (способ торможения мобильного средства, патент № 2221713y) в боковом направлении.

Из литературных источников известно, что в таких АБС коэффициент способ торможения мобильного средства, патент № 2221713x используется примерно на 75%, что значительно ухудшает тормозную эффективность мобильного средства (увеличивается величина тормозного пути (Sт) и обеспечивается излишняя устойчивость движения).

Основное требование к АБС сводится к тому, чтобы процесс торможения шел "на грани блокировки" колеса в процессе торможения.

Существующие АБС этого обеспечить не могут. Для устранения этих недостатков мы предлагаем другой способ торможения с новой технологией процесса торможения.

Фиг.1 - корпус главного цилиндра и цилиндр управления с профилированными рычагами.

Фиг.2 - структурная схема устройства.

Фиг.3 - схема алгоритма.

В указанных фигурах порядковые номера связаны с названием следующих деталей:

1 - емкость с жидкостью; 2 - клапан запорный; 3 - корпус главного тормозного цилиндра; 4 - компенсационное отверстие; 5 - основной поршень главного тормозного цилиндра; 6 - манжета уплотнительная; 7 - пружина (упругий элемент); 8 - поршень вспомогательный; 9 - цилиндр механизма управления; 10 - шток поршня в главном цилиндре; 11 - шток цилиндра управления; 12 - стержень соединительный; 13 - втулка направляющая; 14 - упор подвижный; 15 - манжета уплотнительная; 16 - пружина; 17 - клапан запорный; 18 -емкость с жидкостью для цилиндра управления; 19 - вал педали тормоза; 20 и 21 - профилированные рычаги.

Кроме того, F - усилие на педали; Р - усилие на штоке; R - реакция на силу Р; Руд - удельное давление жидкости; К - вывод для подвода тока в электромагнит клапана 17.

Соединение деталей 8 и 10, а также 11 и 14 контактное, что способствует четкому растормаживанию.

Суть способа торможения мобильного средства в том, что процесс торможения происходит в замкнутом объеме тормозного привода с одновременным ограничением роста давления жидкости на определенном уровне и фиксацией состояния рабочего тела на этом уровне в исполнительном органе и тормозном приводе, причем технология процесса торможения такова: изменение давления рабочего тела осуществляется за счет изменения силы упругости пружины 7, а ограничение роста давления и фиксации этого уровня - прекращением движения подвижных деталей - шток 10 и поршня 8, шток 11 и упор с манжетой 14 и 15, кроме того, ограничение и фиксация состояния рабочего тела осуществляются по команде от ЭВМ (микропроцессора) на его клапан 17, который работает в режиме ключа (открыт - закрыт), обеспечивая возможность перетекания жидкости из цилиндра управления 9 в емкость 18 (положение "открыт") и запирая объем жидкости в цилиндре 9 (положение "закрыт"), при этом команды от ЭВМ на клапан 17 согласованы с замедлениями от штатного акселерометра, которые косвенно связаны с коэффициентом сцепления, изменяющегося по диаграмме способ торможения мобильного средства, патент № 2221713 - S.

Поскольку между коэффициентом способ торможения мобильного средства, патент № 2221713 и замедлением (j) при торможении существует прямая зависимость j=способ торможения мобильного средства, патент № 2221713способ торможения мобильного средства, патент № 2221713q, где q - ускорение свободно падающего тела, то можно получить диаграмму j - S, которая связывает коэффициент скольжения S с замедлением j. Для измерения замедления устройство должно иметь штатный акселерометр. По аналогии с диаграммой способ торможения мобильного средства, патент № 2221713 - S диаграмма j - S имеет максимальное замедление, которому на кривой j=f(S) соответствует перегиб. Этому перегибу соответствует диапазон на оси S=0,15-0,2. В этой зоне производная от j=f(S) равна нулю. Эти соображения положены в основу предлагаемого способа торможения транспортного средства.

Рабочий процесс торможения (технологию процесса торможения) рассмотрим поэтапно: а) служебное торможение; б) экстремальное торможение. Служебное торможение идет в зоне изменения коэффициента скольжения (S) от Sспособ торможения мобильного средства, патент № 22217130 до Sспособ торможения мобильного средства, патент № 22217130,15, экстремальное торможение в зоне S=0,15-0,20. За пределом этой зоны процесс торможения ухудшается.

СЛУЖЕБНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ

При воздействии на педаль тормоза возникает замедление, которое передается в ЭВМ. ЭВМ фиксирует его в памяти как m=j. Вслед за тем поступают другие значения замедления, ЭВМ сравнивает их и следит за неравенством j-m<способ торможения мобильного средства, патент № 2221713, где способ торможения мобильного средства, патент № 2221713 - величина погрешности.

Если погрешность способ торможения мобильного средства, патент № 2221713 положительная величина, то подается команда ЭВМ на обесточивание клапана 17, то есть на электромагнит ток не поступает и клапан "открыт". Движение штока 10 и поршня 8, а так же штока 11 и упора с манжетой 14 и 15 осуществляется свободно. Поршень 8 сжимает пружина 7, а в замкнутом тормозном приводе и в исполнительном органе растет давление в соответствии со сжатием пружины. Тормозные механизмы меняют тормозной момент на барабане, идет служебное торможение. ЭВМ фиксирует новые величины замедления и запоминает их как n=j, и сравнивает n с новым замедлением по формуле n-j<0. И как только это условие будет выполнено, начинается экстренное торможение.

ЭКСТРЕННОЕ ТОРМОЖЕНИЕ

Оно идет в зоне S=0,15-0,20, и если разница между n-j становится отрицательной величиной, то это условие для ЭВМ, чтобы подать команду на закрытие клапана 17.

При закрытом клапане объем в цилиндре 9 замкнут и двигавшиеся ранее детали 8, 10, 11, 14 и 15 остановятся. Следовательно, останавливается и педаль тормоза, но торможение идет при максимально допустимом замедлении с достаточной возможностью обеспечить боковую силу (Pб) Pб = Rzспособ торможения мобильного средства, патент № 2221713способ торможения мобильного средства, патент № 2221713у, (где Rz - вертикальная реакция на колесе, а способ торможения мобильного средства, патент № 2221713y - коэффициент сцепления в боковом направлении), исключающую занос.

Для более четкого торможения в тормозном механизме на одном из спаренных колес можно конструктивно предусмотреть изменение радиуса барабана или диаметра рабочего цилиндра на колесе. Это позволяет обеспечить на одном колесе больший "занос" коэффициента способ торможения мобильного средства, патент № 2221713у в боковом направлении и устойчивое движение при торможении в момент аварийного торможения.

После снятия усилия с педали, пружина 7 и пружина педали тормоза (на устройстве не показаны) отведут штоки 10 и 11 от поршня 8 и упора 14, давление жидкости примет начальное значение и процесс торможения будет окончен или остановкой мобильного средства, или равномерно-ускоренным движением.

В случае неисправности в системе управления, например, клапан 17 не возвращается в исходное положение, торможение будет идти до полной остановки транспортного средства. После чего клапан 17 надо отключить от питания электроэнергии и вручную возвратить его в исходное положение. В этом случае тормозная система будет работать без АБС.

Теоретические подсчеты показывают, что с АБС с нашим методом торможения коэффициент сцепления (способ торможения мобильного средства, патент № 2221713x) в горизонтальном направлении можно довести до 95% от способ торможения мобильного средства, патент № 2221713, а остальные 5% можно использовать для создания боковой силы, исключающей занос.

При этом тормозной путь (Sт) уменьшается на 17-25% по сравнению с тормозным путем, полученным при торможении с АБС с импульсным способом.

Класс B60T8/00 Устройства, регулирующие тормозное усилие колесного тормоза в зависимости от различных транспортных или дорожных условий, например устройства для ограничения или изменения распределения тормозного усилия между колесами

автоматический пневмозамедлитель хода транспортного средства на крутых поворотах -  патент 2526927 (27.08.2014)
тормозная система рельсового транспортного средства с компенсацией колебаний условий трения -  патент 2526869 (27.08.2014)
электропневматический тормозной механизм рельсового транспортного средства, способ его функционирования, рельсовое транспортное средство -  патент 2526405 (20.08.2014)
устройство и способ для рельсового транспортного средства -  патент 2524805 (10.08.2014)
устройство и способ для управления выработкой мощности для транспортного средства -  патент 2522158 (10.07.2014)
устройство контроля вождения -  патент 2520855 (27.06.2014)
устройство контроля систем транспортного средства -  патент 2520268 (20.06.2014)
устройство для повышения сцепных свойств автотранспортного средства -  патент 2519586 (20.06.2014)
способ управления гидравлическим тормозным приводом для обеспечения автоматического торможения автомобиля -  патент 2518112 (10.06.2014)
автоматический механизм регулировки зазора с кулачком разъединения муфты -  патент 2517638 (27.05.2014)
Наверх