многофункциональный комплекс для выполнения подводно- технических работ

Классы МПК:B63G8/00 Подводные суда, например подводные лодки
B63C11/34 водолазные камеры с механической связью, например тросом, с основной конструкцией
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):ОАО "ЦКБ "Лазурит"
Приоритеты:
подача заявки:
2000-12-25
публикация патента:

Изобретение относится к области подводной техники, в частности к технике для выполнения различных подводно-технических работ. Многофункциональный комплекс для выполнения подводно-технических работ включает в себя самоходную платформу, постоянно используемую в работе, и съемные функциональные блоки, например водолазный колокол, водолазно-спасательный колокол, наблюдательная камера. Тип устанавливаемого функционального блока зависит от вида предстоящих подводно-технических работ. Достигается возможность производства различных подводно-технических работ с использованием единой самоходной платформы, что снижает время производства работ и их стоимость. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Многофункциональный комплекс для выполнения подводно-технических работ, состоящий из модуля, постоянно находящегося на судне-носителе и включающего спускоподъемное устройство, декомпрессионные камеры, средства энергопитания и управления, и погружаемого модуля, получающего электропитание и управляемого по кабелю модуля, постоянно находящегося на судне-носителе, отличающийся тем, что конструкция погружаемого модуля состоит из нескольких разъемных блоков, первый из которых используется при выполнении любых подводно-технических работ и состоит из самоходной платформы с установленными на ней движителями, манипуляторными устройствами, цистернами и системами, антеннами и датчиками навигационной и гидроакустической аппаратуры, подводными телевизионными камерами и светильниками, кабельным вводом для приема электроэнергии по кабелю с судна-носителя и представляет собой самоходный необитаемый подводный аппарат типа ROV, а второй блок - функциональный, например, водолазный колокол, водолазно-спасательный колокол, наблюдательная камера, при этом тип устанавливаемого функционального блока зависит от вида предстоящих подводно-технических работ.

2. Многофункциональный комплекс для выполнения подводно-технических работ по п.1, отличающийся тем, что его модуль, постоянно находящийся на судне-носителе, размещен в стандартных контейнерах.

3. Многофункциональный комплекс для выполнения подводно-технических работ по п.1, отличающийся тем, что электропитание второго функционального блока погружаемого модуля производится от первого блока с помощью герметичных электроразъемов, соединяющих электрокабели, идущие от первого блока во второй.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области подводной техники и, в частности, к технике для выполнения различных подводно-технических работ (поисковых, водолазных, спасательных).

В настоящее время в России и в других странах имеется большое количество типов эксплуатируемых и находящихся в разработке неавтономных (получающих энергоснабжение и управляемых по кабелю с судна-носителя) подводно-технических комплексов, в том числе:

- Необитаемые подводные телеуправляемые аппараты, имеющие движительно-рулевой комплекс, телевизионную, гидроакустическую и навигационную аппаратуру, системы, манипуляторные и другие устройства. Эти аппараты, называемые необитаемыми подводными аппаратами (НПА) или ROV, предназначены для выполнения поисковых и обследовательских работ, а также для выполнения различных подводно-технических работ с помощью манипуляторов без применения водолазного труда.

- Обитаемые самоходные водолазные колоколы, предназначенные для доставки водолазов на грунт, обеспечения выполнения работ водолазами на грунте, с подачей с колокола водолазам по шлангам газовых дыхательных смесей, горячей воды для обогрева водолазов и т.д. и обеспечения возвращения водолазов в декомпрессионный комплекс судна-носителя. Эти водолазные колоколы оснащены движительными комплексами, что обеспечивает возможность работы водолазам не только непосредственно под судном-носителем, но и в определенной зоне, удаленной от него.

- Спасательные самоходные колоколы, предназначенные для спасения экипажей затонувших подводных лодок "сухим" и "мокрым" способами. Эти колоколы оборудуются движительными комплексами, стыковочными шахтами для обеспечения стыковки с комингс-площадками аварийных ПЛ, приема подводников в колокол "сухим" способом и доставки их на судно-носитель.

- Обитаемые самоходные наблюдательные камеры, оснащенные движительными комплексами, средствами визуального наблюдения (иллюминаторы, подводные перископы, телевизионные камеры), предназначенные для поиска и обследования подводных объектов.

При выполнении конкретных подводно-технических работ на одном и том же подводном объекте иногда требуется использовать несколько типов привязных самоходных технических средств, что увеличивает стоимость выполнения операций.

Целью данного изобретения является создание конструкции многофункционального привязного (получающего электроэнергию с судна-носителя) комплекса для выполнения различных подводно-технических работ (МКПТР) (водолазных, спасательных, поисково-обследовательских и т.д.).

Указанная цель достигается тем, что конструкция погружаемого модуля МКПТР состоит из нескольких разъемных блоков, первый из которых является самоходной погружной платформой типа ROV, а другие - функциональными блоками, устанавливаемыми на платформу. При этом тип функционального блока, устанавливаемого на платформу, зависит от вида предстоящих подводно-технических работ (водолазных, спасательных, поисково-обследовательских и т.д.).

Наиболее близким аналогом данного изобретения можно считать конструкцию привязного самоходного водолазного колокола фирмы Bruker Meerestehnik, ФРГ (см. реферативные сборники "Судостроение. Военно-морская техника", 1985, 2, стр.115, 116; 9, стр.103; 12, стр.126, 127).

Недостатком этого колокола следует считать невозможность замены в погружаемом модуле водолазного колокола на другой функциональный блок (спасательный, поисково-обследовательский и т.д.), что снижает возможности колокола и требует при необходимости выполнения спасательных и поисково-обследовательских работ использования других аппаратов, что в свою очередь увеличивает стоимость проведения комплексных подводно-технических работ.

На фиг. 1 показана схема первого блока погружаемого модуля МКПТР. Блок состоит из платформы 1 с установленными на ней движителями продольного и поперечного перемещений 2 и вертикального перемещения 3, дифферентными цистернами 4, уравнительными цистернами 5, манипуляторами 6, телевизионными камерами 7, подводными светильниками 8, антеннами навигационной и гидроакустической аппаратуры 9, кабелем для приема электроэнергии 10, преобразователями электроэнергии 11, герметичными электроразъемами 12, штоком для крепления грузового троса 13. Этот блок может использоваться самостоятельно, так как представляет собой необитаемый подводный аппарат (НПА) типа ROV.

При установке и закреплении на первом блоке погружаемого модуля функциональных блоков (водолазного колокола, водолазно-спасательного колокола, наблюдательной камеры и т.д.) и подсоединения энергосистем функциональных блоков посредством герметичных электроразъемов 12 к энергосистеме платформы МКПТР может использоваться (соответственно) для выполнения водолазных и спасательных работ по эвакуации личного состава аварийной ПЛ "мокрым" способом (при установке водолазного колокола), или спасательных работ по эвакуации личного состава аварийной ПЛ "сухим" и "мокрым" способами (при установке водолазно-спасательного колокола), или поисково-обследовательских работ (при установке наблюдательной камеры).

На фиг. 2 представлена схема погружаемого модуля МКПТР, где в качестве второго блока погружаемого модуля установлен водолазно-спасательный колокол 14, имеющий прочный корпус 15 для размещения водолазов и спасенных подводников, люк 16 с крышкой для входа (выхода) водолазов, приема спасенных подводников и стыковки с декомпрессионными камерами судна-носителя для проведения декомпрессии водолазов и спасенных подводников (если они находились под давлением в аварийной ПЛ), съемной стыковочной шахты ("камеры присоса") 17 для стыковки колокола с комингс-площадками аварийных ПЛ, баллонами с запасами сжатого газа 18 для водолазов, герморазъемов 19 для приема электропитания в колокол и ограждения 20, предназначенного для крепления оборудования снаружи корпуса и защиты его от механических повреждений.

МКПТР в такой комплектации может, кроме работ, возлагаемых на ROV (гидроакустический и телевизионный поиск, обследование подводных объектов и выполнение подводных работ с помощью манипуляторов), выполнять водолазные и спасательные ("сухим" и "мокрым" способами) работы. При этом эксплуатационные характеристики МКПТР и гидрометеорологические условия, при которых он может эксплуатироваться (состояние моря, скорость подводных течений), будут не хуже, чем у аналогичных технических средств, имеющих погружаемый модуль "неразъемной" конструкции.

Однако при снятии с МКПТР функционального модуля и использования его в режиме ROV, имеющем значительно меньшее водоизмещение, его эксплуатационные характеристики и гидрометеорологические условия, при которых он может использоваться, будут значительно выше аналогов.

Возможны и другие комплектации второго блока погружаемого модуля МКПТР. Так стыковочная шахта ("камера присоса") 17 выполнена съемной и при ее съеме работы по спасению экипажей затонувших ПЛ "сухим" способом с помощью МКПТР производиться не могут. При замене водолазно-спасательного колокола на наблюдательную камеру (на чертежах не показано), представляющую собой прочную капсулу с верхним входным люком и установленными зрительными устройствами (иллюминаторы, зрительные трубы, подводные наблюдательные перископы) МКПТР будет предназначен для производства поисковых и обследовательских работ, а также выполнения подводно-технических работ с помощью манипуляторов.

В целом МКПТР способен выполнять все функции, присущие вышеперечисленным неавтономным подводно-техническим средствам.

Класс B63G8/00 Подводные суда, например подводные лодки

способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 6) -  патент 2529716 (27.09.2014)
способ реактивного движения грузового судна и повышения его маневренности в ограниченной водной зоне (вариант русской логики - версия 10) -  патент 2529712 (27.09.2014)
камера плавучести подводного аппарата -  патент 2529589 (27.09.2014)
всесезонное подводное судно "река-море" -  патент 2529047 (27.09.2014)
камера спасательная всплывающая -  патент 2528072 (10.09.2014)
способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 1) -  патент 2527885 (10.09.2014)
способ повышения маневренности подводной лодки (вариант русской логики - версия 7) -  патент 2527884 (10.09.2014)
способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 3) -  патент 2527651 (10.09.2014)
способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 9) -  патент 2527650 (10.09.2014)
способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 7) -  патент 2527649 (10.09.2014)

Класс B63C11/34 водолазные камеры с механической связью, например тросом, с основной конструкцией

Наверх