способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной камерой

Классы МПК:F02C9/28 системы регулирования, чувствительные к параметрам установки и окружающей среды, например к температуре, давлению, скорости ротора
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Государственное унитарное предприятие Тушинское машиностроительное конструкторское бюро "Союз" - дочернее предприятие Федерального государственного унитарного предприятия "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ"
Приоритеты:
подача заявки:
2002-11-19
публикация патента:

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к турбореактивным двигателям с форсажной камерой (ТРДФ). Способ контроля тяги ТРДФ включает измерение на стенде тяги R0, давления Р0 и температуры Т0 воздуха на входе в двигатель, а также коэффициента избытка воздуха способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305. Новым в предложенном способе является то, что определяют зависимость коэффициента полноты сгорания топлива способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305 от коэффициента избытка воздуха способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305, рассчитывают влияние полноты сгорания топлива на тягу

способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305

где способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305 - изменение коэффициента полноты сгорания топлива, измеряют парциальное давление паров воды в воздухе Рв и к измеренной тяге добавляют поправку способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305R = kRo[способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305(способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305)-способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305(способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305e)], где способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305e - уточненный коэффициент избытка воздуха, определяемый по формуле способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305e = способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305(1-Pв/Po). Изобретение позволяет обеспечить стабильность тяговых характеристик для всех экземпляров двигателей данного типа, независимо от атмосферных условий при проведении стендовых испытаний.

Формула изобретения

Способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной камерой в высотных условиях путем измерения на стенде тяги 0, давления Р0 и температуры Т0 воздуха на входе в двигатель и коэффициента избытка воздуха способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305, отличающийся тем, что определяют зависимость коэффициента полноты сгорания топлива способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305 от коэффициента избытка воздуха способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305, рассчитывают влияние полноты сгорания топлива на тягу

способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305,

где способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305 - изменение коэффициента полноты сгорания топлива, измеряют парциальное давление паров воды в воздухе Рв и к измеренной тяге добавляют поправку

способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305R=kR0[способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305(способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305)-способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305(способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305е)],

где способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305е - уточненный коэффициент избытка воздуха, определяемый по формуле способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305е=способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305(1-Рв0).

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к турбореактивным двигателям с форсажной камерой (ТРДФ).

Известны способы контроля тяги ТРДФ в высотных условиях путем измерения на стенде тяги R0, давления Р0 и температуры Т0 воздуха на входе в двигатель, а также коэффициента избытка топлива в форсажной камере способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305, определяемого по отношению расхода воздуха к расходу топлива, поступающих в двигатель (см. , например, Э. Л. Солохин "Испытания авиационных воздушно-реактивных двигателей", М., Машиностроение, 1975, стр.272).

В известном способе возникает существенный разброс тяговых характеристик различных экземпляров двигателей одного типа в высотных условиях в зависимости от атмосферных условий, при которых проходили испытания на стенде, что недопустимо. Указанные обстоятельства объясняются влиянием водяных паров, содержащихся в воздухе, на тягу двигателя и коэффициент избытка воздуха, что приводит к выпуску с заводских стендов более форсированных по тяге двигателей летом и менее форсированных зимой (при условии одинаковой стендовой отладки тяги и коэффициента избытка воздуха). Количественная оценка показывает, что разбросы тяги могут достигать 2-3% при работе двигателя в условиях влажного климата и высокой температуры среды.

Влияние влажности воздуха на тягу двигателя реализуется через замещение части кислорода в воздухе парами воды, что вызывает снижение реального значения коэффициента избытка воздуха в форсажной камере и приводит, благодаря этому, к уменьшению полноты сгорания топлива в ней, что, в свою очередь, снижает температуру продуктов горения в реактивном сопле и, следовательно, реактивную тягу ТРДФ.

Указанный недостаток может быть устранен осушкой подаваемого к двигателю воздуха (см. , например, Э.Л. Солохин "Испытания авиационных воздушно-реактивных двигателей", М., Машиностроение, 1975, стр.127, 147), однако в связи с существенным усложнением испытательного оборудования осушители устанавливаются только на уникальных стендах, а обычные заводские стенды ими не оборудуются.

Задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является поддержание стабильных характеристик ТРДФ в высотных условиях независимо от атмосферных условий, при которых осуществлены испытания двигателя на заводском стенде.

Поставленная задача решается за счет того, что при отладочных испытаниях ТРДФ на стенде измеряют тягу R0, давление Р0 и температуру Т0 воздуха на входе в двигатель, а также коэффициент избытка воздуха в форсажной камере способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305 по отношению расходов воздуха и топлива, поступающих в двигатель, для данного типа двигателей экспериментально определяют зависимость коэффициента полноты сгорания топлива способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305 от коэффициента избытка воздуха способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305, рассчитывают коэффициент влияния полноты сгорания топлива на тягу

способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305

((см., например, книгу "Теория воздушно-реактивных двигателей", под ред. С. М. Шляхтенко, М., Машиностроение, 1975, стр.243), где способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305 - изменение коэффициента полноты сгорания топлива, измеряют парциальное давление паров воды в воздухе Рв и к измеренной тяге добавляют поправку способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305R = kRo[способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305(способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305)-способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305(способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305e)], где способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305e - уточненный коэффициент избытка воздуха, определяемый по формуле способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305e = способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305(1-Pв/Po).

При реализации предлагаемого изобретения все экземпляры ТРДФ данного типа независимо от атмосферных условий, при которых проводились стендовые испытания, обеспечат одинаковые тяговые характеристики в высотных условиях, где в связи с низкой температурой воздушной среды (а следовательно, крайне низким содержанием паров воды в воздухе) влияние влажности воздуха ничтожно мало.

Рассмотрим пример реализации предлагаемого способа применительно к гипотетическому ТРДФ.

На этапе стендового испытания:

1. Измеряют давление воздуха Р0=760 мм рт.ст.

2. Измеряют температуру воздуха Т0=313К (40oС).

3. Измеряют расход воздуха и топлива, в результате чего определяют коэффициент избытка воздуха способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305=1,1.

4. Измеряют относительную влажность воздуха В=80%, что соответствует парциальному давлению паров воды Рв=38,4 мм рт.ст.

5. Определяют уточненный коэффициент избытка воздуха

способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305e = 1,1(1-38,4/760) = 1,044.

6. Экспериментально для данного типа двигателя было получено

способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305(способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305 = 1,1) = 0,915,

способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305(способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305 = 1,044) = 0,876.

7. Расчетным путем для данного типа двигателя в стендовых условиях испытания (Н=0, М=0) определен коэффициент влияния

способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305.

8. Измеряют тягу двигателя Ro=10000 кГ.

9. Определяют поправку к измеренной тяге

способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305R=0,33(0,915-0,876)способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 222030510000=129 кГ.

Следовательно, в условиях "сухого" воздуха данный экземпляр двигателя обеспечит тягу R=R0+способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305R=10129 кГ, т.е. на 1,3% выше измеренной. Эта величина должна быть принята базовой для расчета тяги данного экземпляра двигателя в высотных условиях. При исходной отладке способ контроля тяги турбореактивного двигателя с форсажной   камерой, патент № 2220305=1,05 и влажности В=100% величина поправки может достигать 2,5% от величины измеренной тяги.

Использование предложенного способа контроля тяги ТРДФ позволит обеспечить стабильность тяговых характеристик для всех экземпляров двигателя данного типа, независимо от атмосферных условий проведения стендовых испытаний. При этом не требуется специального оборудования для осушки поступающего в двигатель воздуха.

Класс F02C9/28 системы регулирования, чувствительные к параметрам установки и окружающей среды, например к температуре, давлению, скорости ротора

способ управления газотурбинным двигателем со свободной турбиной для газотурбинной электростанции -  патент 2501965 (20.12.2013)
система теплообменника, контур циркуляции топлива турбомашины и турбомашина -  патент 2498099 (10.11.2013)
устройство контроля насоса высокого давления в контуре питания топливом газотурбинного двигателя -  патент 2495265 (10.10.2013)
способ отладки газотурбинного двигателя после восстановительного ремонта при стендовых испытаниях -  патент 2493391 (20.09.2013)
способ управления положением направляющих аппаратов компрессора газотурбинного двигателя -  патент 2488009 (20.07.2013)
способ снижения заброса частоты вращения вала нагнетателя газоперекачивающего агрегата при помпаже нагнетателя -  патент 2484274 (10.06.2013)
способ запуска авиационного газотурбинного двигателя -  патент 2472958 (20.01.2013)
способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой сгорания и система для его осуществления -  патент 2466287 (10.11.2012)
способ управления газотурбинной электростанцией -  патент 2457347 (27.07.2012)
способ управления газотурбинной электростанцией -  патент 2453980 (20.06.2012)
Наверх