система охлаждения двигателя внутреннего сгорания

Классы МПК:F01P7/16 с помощью термостатов 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "АВТОВАЗ"
Приоритеты:
подача заявки:
2001-11-19
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно автомобилестроения, и может быть использовано в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания (далее ДВС) для стабилизации рабочей температуры. Система охлаждения ДВС содержит, в частности, радиатор охлаждения, водяной насос, расширительный бачок с пробкой, снабженной блоком клапанов, смонтированный в корпусе термостат, а также систему патрубков для подвода и отвода теплоносителя, при этом термостат и пробка расширительного бачка с блоком клапанов смонтированы в едином смесительном коллекторе, к внутренней полости которого подключена вся система патрубков для подвода и отвода теплоносителя, циркулирующего в системе охлаждения. Изобретение позволяет просто и компактно смонтировать элементы системы охлаждения ДВС в моторном отсеке легкового автомобиля. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащая, в частности, радиатор охлаждения, водяной насос, расширительный бачок с пробкой, снабженной блоком клапанов, смонтированный в корпусе термостата, а также систему патрубков для подвода и отвода теплоносителя, отличающаяся тем, что термостат и пробка расширительного бачка с блоком клапанов смонтированы в едином смесительном коллекторе, к внутренней полости которого подключена вся система патрубков для подвода и отвода теплоносителя, циркулирующего в системе охлаждения.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения, а именно автомобилестроения, и может быть использовано в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания (далее ДВС) для стабилизации рабочей температуры.

Известна конструкция системы охлаждения ДВС, включающая размещенный на ДВС водяной насос, радиатор охлаждения, радиатор отопления и термостат с основным и байпасным клапанами, на корпусе которого размещены три патрубка для подвода и отвода охлаждающей жидкости (теплоносителя). Термостат размещен на головке блока цилиндров таким образом, что забор охлаждающей жидкости для радиатора отопления осуществляется до байпасного клапана, а отвод жидкости после него в трубу подводящую водяного насоса ("Автомобили ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112. Руководство по ремонту", с. 43, рис. 2-67. Составители: Пятков К.Б., Косарев С.Н., Волгин С.Н. Тольятти, 1998).

Известна конструкция системы охлаждения ДВС, включающая размещенный на ДВС водяной насос, радиатор охлаждения, радиатор отопления, а также термостат, содержащий корпус с четырьмя патрубками и термосиловой элемент с основным и байпасным клапанами, необходимый для обеспечения требуемого температурного режима ДВС, расширительный бачок с блоком клапанов, обеспечивающий герметичность системы охлаждения и ее работу при высоких температурах под давлением - прототип, "Руководство по ремонту автомобилей ВАЗ-2108, -2109, -21081, -21083, -2109, -21099", с. 39, рис. 2-72. Составители: Игнатов А.П., Новокшонов К.В., Пятков К.Б. Тольятти, 1990.

Однако раздельное размещение на кузове автомобиля термостата и пробки расширительного бачка с блоком клапанов приводит к тому, что расширительные бачки работают при высоких температурах охлаждающей жидкости под большим давлением. Материал, из которого обычно изготавливаются бачки (полипропилен), работает на пределе своих возможностей, что приводит в эксплуатации к необратимым деформациям бачков и выходу их из строя. Для обеспечения работоспособности бачков в настоящее время применяются дорогостоящие технологии изготовления, связанные с литьем полуформ бачка в пресс-формы с последующей тепловой сваркой.

Решение технической задачи направлено на упрощение конструкции системы охлаждения, обеспечение нормальных условий работы для расширительного бачка.

Сущность изобретения заключается в том, что в известной конструкции системы охлаждения ДВС, содержащей, в частности, радиатор охлаждения, водяной насос, расширительный бачок с пробкой, снабженной блоком клапанов, смонтированный в корпусе термостат, а также систему патрубков для подвода и отвода теплоносителя, термостат и пробка расширительного бачка с блоком клапанов смонтированы в едином смесительном коллекторе, к внутренней полости которого подключена вся система патрубков для подвода и отвода теплоносителя, циркулирующего в системе охлаждения. В частности, к смесительной полости общего коллектора подключены байпасный патрубок, дренажный патрубок, патрубок радиатора, патрубок водяного насоса, патрубок радиатора отопителя.

На чертеже показан основной узел заявляемой системы охлаждения - смесительный коллектор, в полости которого осуществляется смешивание потоков теплоносителя (в частности, антифриза).

Смесительный коллектор охлаждающей жидкости содержит корпус 1, термостат 2 с основным 3 и байпасным 4 клапанами, пробку 5 расширительного бачка (не показан) с впускным 6 и выпускным 7 клапанами, байпасный патрубок 8, патрубок дренажный 9, патрубок радиатора 10, патрубок водяного насоса 11, патрубок радиатора отопителя 12.

Работает предложенное устройство обычным образом.

Охлаждающая жидкость поступает в коллектор через патрубки 8, 10, 12, смешиваются на термочувствительном элементе термостата 2 и поступает на вход водяного насоса через патрубок 11. Положение основного 3 и байпасного 4 клапанов термостата 2 регулируется температурой смешенного потока, что позволяет в зимнее время более эффективно использовать тепло, выделяемое ДВС для работы радиатора отопления. При росте температуры охлаждающей жидкости по мере прогрева ДВС происходит увеличение ее объема, что приводит к открытию выпускного клапана 7 пробки 5 и перетеканию жидкости через дренажный патрубок 9 в расширительный бачок. При остывании охлаждающей жидкости ее объем уменьшается, и за счет образовавшегося разрежения открывается впускной клапан 6. Происходит обратное перетекание жидкости из расширительного бачка в систему охлаждения. Таким образом расширительный бачок работает не под давлением и через него нет постоянной циркуляции охлаждающей жидкости.

Класс F01P7/16 с помощью термостатов 

устройство и способ для нагрева теплоносителя, циркулирующего в системе охлаждения -  патент 2518764 (10.06.2014)
термостат с электромагнитным управлением -  патент 2514553 (27.04.2014)
способ управления расходом охлаждающей жидкости -  патент 2503831 (10.01.2014)
устройство управления для транспортного средства -  патент 2500903 (10.12.2013)
устройство и способ для замены охлаждающей жидкости -  патент 2486353 (27.06.2013)
термостат -  патент 2458231 (10.08.2012)
система для двигателя внутреннего сгорания с наддувом -  патент 2454554 (27.06.2012)
устройство для двигателя внутреннего сгорания с наддувом -  патент 2450133 (10.05.2012)
устройство для двигателя внутреннего сгорания с наддувом -  патент 2449136 (27.04.2012)
охлаждающее устройство -  патент 2420667 (10.06.2011)
Наверх