способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей твёрдого топлива

Классы МПК:G01N33/22 топлива, взрывчатых веществ 
F42B35/00 Испытание или проверка боеприпасов
Автор(ы):, , , , , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно- исследовательский институт полимерных материалов"
Приоритеты:
подача заявки:
2002-02-26
публикация патента:

Изобретение относится к ракетной технике, в частности к ракетным двигателям твердого топлива, и может найти применение при испытаниях скрепленных зарядов ракетных в системах различных классов. Сущность способа испытаний скрепленных зарядов ракетных двигателей твердого топлива заключается в том, что заряд термостатируют при максимальных отрицательных и положительных температурах его эксплуатации и проводят последующую проверку работоспособности огневыми стендовыми испытаниями. При этом перед огневыми стендовыми испытаниями на заряд воздействуют форсированными температурными нагрузками, значения которых определяют по определенному соотношению. Техническим результатом изобретения является увеличение достоверности результатов испытаний, проводимых в подтверждение сроков сохраняемости скрепленных зарядов. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Способ испытаний скрепленных зарядов ракетных двигателей твердого топлива, включающийся термостатирование заряда при максимальных отрицательных и положительных температурах его эксплуатации и последующую проверку работоспособности огневыми стендовыми испытаниями, отличающийся тем, что перед огневыми стендовыми испытаниями на заряд воздействуют форсированными температурными нагрузками, значения которых определяют по следующему соотношению:

способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746

где TД – температура термостатирования заряда;

TР – равновесная температура заряда;

Кспособ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746–1=способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746/способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 22177460 - коэффициент изменения относительных удлинений топлив от начального значения (способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 22177460) до величины, соответствующей концу срока сохраняемости заряда (способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746);

способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746 – коэффициент теплового расширения топлива;

способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746д – безразмерный комплекс, характеризующий степень нагружения заряда;

способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746кр – критическое значение относительных удлинений топлива;

способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 22177462а, способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 22177462в – коэффициенты изменения относительных удлинений и их предельных значений соответственно.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области ракетной техники, в частности к РДТТ со скрепленными зарядами, и может найти применение в системах различного класса.

Срок сохраняемости является одним из основных требований технического задания на разработку зарядов. Как правило, срок сохраняемости зарядов значительно превышает сроки отработки зарядов, поэтому для подтверждения сохраняемости зарядов в течении всего периода эксплуатации используются различные методы ускоренных испытаний. Обычно это метод ускоренных климатических испытаний (УКИ), основанный на достижении предельного изменения физико-механических характеристик (ФМХ) топлива за счет физико-химического старения в форсированных условиях. Например, методика прогнозирования гарантийных сроков хранения авиационных РДТТ, описанная в журнале Э.И. Новости машиностроения, 1985 г., 9, серия "Наука и техника", предусматривает проведение работ в три этапа. При этом кроме форсированного старения методика предусматривает разрушение заряда. Недостатками данного метода является невоспроизводимость реальных условий эксплуатации заряда, длительный период испытаний и большие экономические затраты.

Наиболее близким к заявляемому изобретению является метод прогнозирования накопленных повреждений в заряде РДТТ для определения гарантийных сроков хранения, принятый авторами за прототип. Он включает ускоренное испытание по старению твердого топлива в заряде в условиях повышенных температур и позволяет прогнозировать сохраняемость заряда только из одного типа топлива (РЖ АРД, 1999 г., 11.34.99). Кроме того, напряженно-деформированное состояние (НДС) заряда в условиях испытаний по данному способу и в естественных климатических условиях эксплуатации не одинаково. Различие заключается в том, что старение заряда производиться при повышенных температурах и в этих условиях НДС заряда характеризуется сжатием, а в естественных условиях - растяжением. При этом уровень напряжений, возникающих в заряде в естественных условиях, значительно превышает уровень напряжений в условиях испытаний по данному способу.

При старении заряда, производимом при повышенных температурах, в нем могут происходить физико-химические процессы, не свойственные процессам, происходящим при его эксплуатации. В естественных условиях в топливе заряда преобладающими являются процессы структурирования, в процессе старения при повышенных температурах в конечном итоге преобладающими становятся процессы деструкции топлива, что приводит к разрушению зарядов в процессе их старения.

Проведенными авторами исследованиями установлена температурно-временная граница полной деструкции топлива (фиг.1). На графике представлены режимы УКИ зарядов в координатах температура - время старения. Определялись эти режимы по энергии активации для процесса физико-химического старения топлива, характеризуемого структурированием. Но на ряду с процессами структурирования в зарядах шли и процессы деструкции, которые в конечном итоге приводили к разрушению указанных на фиг.1 зарядах. Из данного графика следует, что процессы деструкции в топливе перестают быть преобладающими при температурах ниже 50oС. Время старения при температуре 50oС, необходимое для подтверждения срока сохраняемости, значительно возрастает и составляет 2-3 года. Это при ограниченных сроках отработки зарядов практически невозможно осуществить.

Технической задачей предлагаемого изобретения является устранение перечисленных недостатков данного способа и в первую очередь увеличение достоверности результатов испытаний, проводимых в подтверждение сроков сохраняемости.

Технический результат достигается за счет того, что при испытаниях скрепленных зарядов ракетных двигателей твердого топлива их термостатируют при максимальных отрицательных и положительных температурах эксплуатации зарядов и после этого проверяют работоспособность огневыми стендовыми испытаниями. При этом перед огневыми стендовыми испытаниями на заряд воздействуют форсированными температурными нагрузками, значения которых определяют по следующему соотношению:

способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746

где TД - температура термостатирования заряда;

TР - равновесная температура заряда;

K-1ε = способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746/способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 22177460 - коэффициент изменения относительных удлинений топлив от начального значения (способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 22177460) до величины, соответствующей концу срока сохраняемости заряда (способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746);

способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746 - коэффициент теплового расширения топлива;

способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746 безразмерный комплекс, характеризующий степень нагружения заряда;

способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746кр - критическое значение относительных удлинений топлива;

способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 22177462a, способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 22177462в - коэффициенты изменения относительных удлинений и их предельных значений соответственно.

Сущность изобретения заключается в создании таких условий испытания, которые приводят к протеканию в заряде процессов, аналогичных процессам, протекающим в нем при эксплуатации заряда в естественных условиях.

При эксплуатации зарядов в естественных условиях в них возникают различные стационарные и нестационарные напряжения, обусловленные отличием температуры заряда от его равновесной температуры, массовыми нагрузками и другими внешними воздействиями. В данных условиях основным процессом, приводящим к изменению надежности заряда во времени, является процесс накопления усталости. Поэтому основным рабочим звеном способа подтверждения сроков сохраняемости должно быть не обеспечение предельного изменения ФМХ топлива за счет его физико-химического старения при повышенных температурах, а выработка ресурса накопленной усталости. Компенсация изменений ФМХ топлива, происходящих при эксплуатации зарядов, должны осуществляться увеличением интенсивности действия силовых факторов при условии достижения той же степени накопленной усталости заряда, что и при его эксплуатации в естественных условиях.

Наглядно проиллюстрировать сущность данного способа можно с помощью графика, представленного на фиг.2,

где способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746xp - время хранения заряда в естественных условиях;

способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746и - время воздействия отрицательной температуры при выработке накопленной усталости в процессе испытаний;

способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746p - время работы заряда;

способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746cи - время испытаний заряда по способу, основанному на старении топлива;

способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746xp, способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746p - усталость, накопленная зарядом за время его хранения и время работы соответственно.

Суммарная накопленная усталость скрепленного заряда РДТТ (способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746э) за время его эксплуатации складывается из двух составляющих способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746xp и способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746p:

способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746э = способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746xp+способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746p.

На графике (фиг.2) процесс накопления напряжений при эксплуатации представлен линией ОАВ.

При подтверждении сроков сохраняемости заряда вырабатывается накопленная усталость (способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746u), также включающая две составляющие способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746uxp и способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746up:

способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746u = способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746uxp+способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746up

Условием эквивалентности испытаний по подтверждению срока сохраняемости является равенство:

способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746э = способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746u (1)

Выработка способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746xp осуществляется путем термостатирования при отрицательной температуре в течение времени (способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746и), обеспечивающего равенство усталости, накопленной за время испытаний (способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746uxp), накопленной усталости за весь период хранения заряда (способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746xp), с учетом изменения ФМХ топлива, происходящим при хранении заряда (линия ОА" фиг.2). Если при выработке способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746xp не учитывать изменения ФМХ топлива, то при испытаниях вырабатывается накопленная усталость способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746uxp<способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746эxp, что не удовлетворяет условию эквивалентности (1) (линия ОА" фиг.2).

Выработка способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746p осуществляется огневыми стендовыми испытаниями при форсированных нагрузках (линия А"В"" фиг.2). Форсирование нагрузок при ОСИ можно осуществлять либо увеличением перепада температур от равновесной температуры заряда до температуры заряда при ОСИ, либо увеличением давления в камере двигателя при ОСИ. Степень форсирования определяется степенью изменения ФМХ топлива, происходящих при хранении заряда, и требуемым уровнем вероятности безотказной работы заряда по формуле

способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746

где Хкр, Хд - критическое значение определяющей механической характеристики топлива (прочность или предельное удлинение) испытуемого заряда и действующая нагрузка (напряжение или деформация) соответственно;

способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746a и способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746в - параметры разбросов действующих нагрузок и характеристик топлива соответственно;

Kx = Xспособ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746/Xo - коэффициент изменения механических свойств топлива от начального значения (Хо) до величины, соответствующей концу срока сохраняемости заряда (Xспособ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746).

Если ОСИ проводить в стандартных условиях без форсирования нагрузки, то вырабатывается накопленная усталость способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746up<способ испытаний скреплённых зарядов ракетных двигателей   твёрдого топлива, патент № 2217746эp, что также не удовлетворяет условию эквивалентности (1) (линия А"В" фиг.2).

Однако испытания только на накопленную усталость не могут быть в полной мере объективной оценкой его работоспособности, так как заряд при эксплуатации определенное время подвергается воздействию положительных температур, при которых в значительной степени интенсифицируются миграционные процессы в системе "топливо - ТЗП", а также процессы газовыделения в топливе, приводящие к его деструкции. Поэтому целесообразным является наряду с испытаниями на накопленную усталость проводить испытания на попеременное воздействие положительных и отрицательных температур от максимального до минимального их значения. Данный цикл вытекает из реальных условий эксплуатации заряда. Требование о том, чтобы испытание заряда проводились в составе РДТТ вытекает из необходимости создания реальных условий, в которых находится заряд при эксплуатации.

Таким образом, предлагаемый метод подтверждения сроков сохраняемости воспроизводит реальные процессы, протекающие в заряде, и учитывает нагрузки, действующие на него в процессе эксплуатации.

Данный метод был опробован при подтверждении сроков сохраняемости целого ряда скрепленных зарядов для ракет различного назначения.

Класс G01N33/22 топлива, взрывчатых веществ 

способ оценки цетанового индекса жидких углеводородных топлив -  патент 2526174 (20.08.2014)
устройство для определения качества нефтепродуктов -  патент 2522207 (10.07.2014)
реагентная индикаторная трубка на основе хромогенных дисперсных кремнеземов -  патент 2521368 (27.06.2014)
способ определения содержания воды в нефтепродуктах -  патент 2521360 (27.06.2014)
способ определения количества антиоксидантов в авиакеросинах -  патент 2519680 (20.06.2014)
способ оценки разрушительных свойств наливных взрывчатых веществ -  патент 2519658 (20.06.2014)
способ прогнозирования склонности ископаемых углей к самовозгоранию и устройство для его осуществления -  патент 2509212 (10.03.2014)
способ определения содержания воды в углеводородном топливе и устройство для его осуществления -  патент 2502069 (20.12.2013)
способ определения наличия моющих присадок в автомобильных бензинах -  патент 2497111 (27.10.2013)
способ маркировки взрывчатого вещества -  патент 2495860 (20.10.2013)

Класс F42B35/00 Испытание или проверка боеприпасов

способ испытания боеприпасов на гидроудар -  патент 2523740 (20.07.2014)
способ определения характеристик фугасности (варианты) -  патент 2522740 (20.07.2014)
способ определения пробивного действия осколков боеприпасов и устройство для его осуществления -  патент 2521932 (10.07.2014)
способ определения зажигательной способности боеприпаса дистанционного действия и устройство для его осуществления -  патент 2521460 (27.06.2014)
способ определения характеристик осколочного поля боеприпаса и устройство для его осуществления -  патент 2519618 (20.06.2014)
способ определения характеристик осколочного поля боеприпасов и устройство для его осуществления -  патент 2519617 (20.06.2014)
способ автоматизированной оценки эффективности поражающего действия боеприпаса дистанционного действия и устройство для его осуществления -  патент 2519616 (20.06.2014)
способ определения характеристик осколочного поля боеприпаса и устройство для его осуществления -  патент 2519615 (20.06.2014)
способ определения фугасного действия объекта испытаний -  патент 2519614 (20.06.2014)
способ определения характеристик осколочного поля боеприпасов и устройство для его осуществления -  патент 2519611 (20.06.2014)
Наверх