быстроразъемный агрегат

Классы МПК:F16L39/00 Соединения или фитинги для труб с двойными стенками, для многоканальных труб или для трубных узлов
F16L37/00 Быстроразъемные соединения труб и шлангов
F16B2/00 Разъемные зажимные соединения
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П.Королева"
Приоритеты:
подача заявки:
2001-08-08
публикация патента:

Изобретение относится к ракетной технике, а конкретно к устройствам расстыковки заправочно-дренажных магистралей. Быстроразъемный агрегат включает в себя бортовую и наземную колодки, соединенные замком с пневмоприводом в виде запирающей втулки с подпружиненным поршнем. Наземная колодка снабжена пневмобаллоном в виде стакана с устройством заполнения рабочим телом. Внутри стакана размещена запирающая втулка с подпружиненным поршнем, в которой выполнен ступенчатый канал, сообщающий подпоршневую полость с внутренней полостью стакана, и перекрытый ступенчатым клапаном, соединенным со штоком привода и ограниченным запирающей втулкой. В результате упрощается конструкция и уменьшается масса. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Быстроразъемный агрегат, включающий в себя бортовую и наземную колодки, соединенные замком с пневмоприводом в виде запирающей втулки с подпружиненным поршнем, отличающийся тем, что наземная колодка снабжена пневмобаллоном в виде стакана с устройством заполнения рабочим телом, при этом внутри стакана размещена запирающая втулка с подпружиненным поршнем, в которой выполнен ступенчатый канал, сообщающий подпоршневую полость с внутренней полостью стакана, и перекрытый ступенчатым клапаном, соединенным со штоком привода и ограниченным запирающей втулкой.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области ракетной техники, а конкретно к устройствам расстыковки заправочно-дренажных магистралей.

Известен быстроразъемный агрегат многоканальная муфта для соединения труб (Великобритания. Заявка 2049854, кл. F 16 L 39/00 от 1980 г.).

Недостатком данного устройства является сложность обеспечения надежности дистанционной расстыковки.

Известен быстроразъемный агрегат, содержащий бортовую и наземную колодки, соединенные пневмозамком, состоящим из пневмоцилиндра с цангой и запирающей втулкой (РФ. Патент 2118735, кл. F 16 L 39/00 от 1996 г.).

Недостатком данного устройства является большая масса и самого устройства и устройств, обеспечивающих подачу давления рабочего тела для расстыковки (ЭПК, трубопроводы, емкость с рабочим телом и т.д.).

Техническим результатом предложения является упрощение конструкции и уменьшение массы.

Сущность предложения заключается в том, что в быстроразъемном агрегате, содержащем бортовую и наземную колодки, соединенные замком с пневмоприводом в виде запирающей втулки с подпружиненным поршнем, наземная колодка снабжена пневмобаллоном в виде стакана с устройством заполнения рабочим телом, при этом внутри стакана размещена запирающая втулка с подпружиненным поршнем, в которой выполнен ступенчатый канал, сообщающий подпоршневую полость с внутренней полостью стакана и перекрытый ступенчатым клапаном, соединенным со штоком привода и ограниченным запирающей гильзой.

На чертеже показан общий вид быстроразъемного агрегата. Быстроразъемный агрегат состоит из наземной 1 и бортовой 2 колодок. Наземная колодка 1 состоит из плиты 3, в которой в сквозных отверстиях закреплен ряд штуцеров 4, соединенных с магистралями пневмогидросистем наземных систем или нижестоящего блока ракеты. В центре плиты 3 в сквозном отверстии с помощью гайки 5 закреплен стакан 6, являющийся корпусом пневмобаллона. В стакане 6 закреплена втулка 7, в которой подвижно установлена запирающая гильза, поджатая пружиной 9 в сторону бортовой колодки 2. Внутри запирающей гильзы 8 установлен поршень 10, поджатый пружиной 11 в сторону, противоположную бортовой колодке 2. Со стороны бортовой колодки 2 на запирающей гильзе 8 установлено антифрикционное кольцо 12. С противоположной стороны запирающей гильзы 8 в ступенчатом отверстии 13 герметично установлен ступенчатый клапан, через который обеспечивается поджатие запирающей гильзы 8. Ступенчатый клапан 14 выполнен с целью обеспечения и достаточной герметичности (два последовательно установленных уплотнительных элемента 15), и короткого хода при обеспечении необходимого проходного сечения. Клапан 14 жестко соединен со штоком 16 механического привода 17. На стакане 6 закреплена чашка 18, являющаяся ограничителем перемещения ступенчатого клапана 14. Внутренняя полость стакана 6 соединена устройством заполнения через канал 19 с источником давления. Устройство заполнения состоит из обратного клапана 20. В отверстии втулки 7 со стороны бортовой колодки 2 выполнены кольцевой выступ 21 и за ним проточка 22. От перемещения шток 16 и привод 17 ограничиваются предохранительной муфтой 23. Бортовая колодка 2 состоит из плиты 24, на которой закреплены штуцера 25, входящие цилиндрическими хвостовиками 26 в штуцера 4 на плите 3. Место стыка герметизируется уплотнителем 27. В центральном отверстии плиты 24 установлена на втулке 28 цанга 29, закрепленная гайкой 30.

Быстроразъемный агрегат работает следующим образом.

При состыкованных блоках ракеты-носителя пневмогидромагистрали их соединены, т.е. штуцеры 4 и 25 состыкованы, буртик цанги 29 находится в проточке 22 втулки 7. Запирающая гильза 8 находится внутри цанги 29, контактируя через антифрикционное кольцо 12 с лепестками цанги 29. Поршень 10 поджат пружиной 11 в сторону от бортовой колодки 2 до упора в торец запирающей гильзы 8. В процессе предполетного обслуживания снимают предохранительную муфту 23. От источника давления, например, магистрали заправки, управляющим газом пневмобаллонов, заполняют внутреннюю полость стакана 6 пневмобаллона. Давление внутри стакана 6 сохраняется благодаря отсечке от источника давления обратным клапаном 20. В процессе полета ракеты-носителя при разделении блоков отходящий блок через механический привод 17 перемещает шток 16 в сторону от бортовой колодки 2 и, сжимая пружину 9, выдергивает ступенчатый клапан 14 из запирающей гильзы 8. Шток 16 перемещается до упора в буртик чашки 18 и создает усилие на выход запирающей втулки 8 из зацепления с лепестками цанги 29. Давление газа действует на торцевую площадь поршня 10, создавая расталкивающее усилие бортовой 2 и наземной 1 колодок, и на торцевую площадь запирающей втулки 8, дополняющее тянущее усилие, приложенное к запирающей гильзе 8, от привода 17. Величина хода штока 10 превышает длину хвостовиков 26 штуцеров 25, чем обеспечивается полное расхождение колодок 1 и 2. Таким образом, предлагаемая конструкция быстроразъемного агрегата более проста и имеет меньшую массу по сравнению с известной, при этом надежность расстыковки из-за дублирования механического усилия пневматическим сохраняется.

Класс F16L39/00 Соединения или фитинги для труб с двойными стенками, для многоканальных труб или для трубных узлов

устройство для соединения двойных труб с рубашкой -  патент 2489635 (10.08.2013)
элемент трубопроводной арматуры, имеющий возможность соединения с полипропиленовой и металлической трубами -  патент 2476754 (27.02.2013)
устройство и способ для укладки проволоки для сварки электроплавлением -  патент 2476753 (27.02.2013)
соединительная муфта для топливопроводов, летательный аппарат и набор деталей для изготовления вышеуказанной муфты -  патент 2472058 (10.01.2013)
соединительное устройство для двойной трубы и способ сборки или разборки двойной трубы -  патент 2459132 (20.08.2012)
способ размещения трубопровода для осуществления волоконно-оптической телеметрии, трубопровод для осуществления волоконно-оптической телеметрии и устройство для использования в трубопроводе для осуществления волоконно-оптической телеметрии -  патент 2458274 (10.08.2012)
соединитель к системе сопряжения кассеты -  патент 2442065 (10.02.2012)
многофункциональный поворотный соединительный узел для трубопроводов с текучей средой (варианты) -  патент 2406010 (10.12.2010)
шланг для перекачки криогенных жидкостей -  патент 2404392 (20.11.2010)
поворотное вводное устройство с газоотводом, в частности, для заправки газовых баллонов транспортных средств -  патент 2372545 (10.11.2009)

Класс F16L37/00 Быстроразъемные соединения труб и шлангов

Класс F16B2/00 Разъемные зажимные соединения

Наверх