способ ремонта подшипникового узла

Классы МПК:B23P6/00 Восстановление или ремонт изделий
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия
Приоритеты:
подача заявки:
2002-02-11
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при ремонте подшипниковых узлов в любой отрасли. Способ включает разборку подшипникового узла, дефектовку деталей, комплектовку и сборку. Комплектовку осуществляют подбором комплекта прокладок, толщину которого определяют по выражению способ ремонта подшипникового узла, патент № 2217288 где S - толщина комплекта прокладок; DТ1 - диаметр тела качения первого изношенного подшипника; DТ2 - диаметр тела качения второго изношенного подшипника; gR1 - радиальный зазор в первом изношенном подшипнике; gR2 - радиальный зазор во втором изношенном подшипнике. Комплект прокладок устанавливают при сборке подшипникового узла между торцом наружного кольца, по меньшей мере, одного из изношенных подшипников и крышкой. Изобретение позволит снизить себестоимость ремонта подшипниковых узлов. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

Способ ремонта подшипникового узла, включающий его разборку, дефектовку деталей, комплектовку и сборку, отличающийся тем, что комплектовку осуществляют подбором комплекта прокладок, толщину которого определяют по выражению

способ ремонта подшипникового узла, патент № 2217288

где S - толщина комплекта прокладок;

DТ1 - диаметр тела качения первого изношенного подшипника;

DТ2 - диаметр тела качения второго изношенного подшипника;

gR1 - радиальный зазор в первом изношенном подшипнике;

gR2 - радиальный зазор во втором изношенном подшипнике,

с последующей его установкой при сборке подшипникового узла между торцом наружного кольца, по меньшей мере, одного из изношенных подшипников и крышкой.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при ремонте подшипниковых узлов в любой отрасли.

Известен способ ремонта подшипникового узла /1/, принятый за прототип, включающий его разборку, дефектовку, комплектовку и сборку.

Недостатком этого способа ремонта подшипникового узла является в большинстве случаев замена изношенного подшипника вследствие увеличенного радиального зазора и восстановление размерных характеристик отверстия корпуса в результате износа. Замена изношенного подшипника на новый или отремонтированный соответствующего типоразмера существенно повышает себестоимость ремонта, а восстановление размерных характеристик отверстия корпуса наплавкой, постановкой втулок или применением эпоксидных смол требует специального оборудования и дополнительных затрат.

Предлагаемым изобретением решается задача снижения себестоимости ремонта подшипниковых узлов.

Для достижения поставленной задачи в предлагаемом способе ремонта подшипникового узла комплектовка заключается в подборе комплекта прокладок, толщина которого определяется по выражению

способ ремонта подшипникового узла, патент № 2217288

где S - толщина комплекта прокладок;

DТ1 - диаметр тела качения первого изношенного подшипника;

DТ2 - диаметр тела качения второго изношенного подшипника;

gR1 - радиальный зазор в первом изношенном подшипнике;

gR2 - радиальный зазор во втором изношенном подшипнике,

с последующей его установкой в процессе сборки подшипникового узла между торцом наружного кольца, по меньшей мере, одного из изношенных подшипников и крышкой.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг. 1 изображен подшипниковый узел с изношенными шариковыми подшипниками.

На фиг.2 изображен подшипниковый узел после ремонта предлагаемым способом.

На фиг. 3 представлен разрез шарикового подшипника для расчета осевой игры.

Подшипниковый узел включает вал 1, корпус 2, подшипники качения 3 и крышку 4. Между торцом наружного кольца подшипника качения 3 и крышкой 4 установлен комплект прокладок 5, толщина которого определяется по выражению

способ ремонта подшипникового узла, патент № 2217288

где S - толщина комплекта прокладок;

DТ1 - диаметр тела качения первого изношенного подшипника;

DТ2 - диаметр тела качения второго изношенного подшипника;

gR1 - радиальный зазор в первом изношенном подшипнике;

gR2 - радиальный зазор во втором изношенном подшипнике.

Способ ремонта подшипникового узла осуществляется следующим образом. После его разборки производят дефектовку, т.е. измеряют радиальный зазор в изношенных подшипниках качения 3. По номеру подшипника и справочнику определяют диаметры тел качения подшипников и рассчитывают толщину комплекта прокладок 5 по вышеприведенной зависимости. Поcле этого производят сборку подшипникового узла, установив между торцом наружного кольца одного из изношенных подшипников качения 3 и крышкой 4 комплект прокладок 5.

Установка комплекта прокладок приводит к перемещению наружного кольца подшипника качения относительно внутреннего. При этом тела качения будут контактировать с боковыми поверхностями желобов, а радиальный зазор станет равным нулю. Оси наружного и внутреннего колец совпадут.

Толщина комплекта прокладок определена из условия перемещения внутреннего кольца относительно наружного (осевой игры) в изношенном подшипнике. Из фиг.3 следует, что

S1 = Aспособ ремонта подшипникового узла, патент № 2217288Sinспособ ремонта подшипникового узла, патент № 2217288,

где S1 - осевая игра в одном изношенном подшипнике;

А - расстояние между центрами кривизны желобов наружного и внутреннего колец;

способ ремонта подшипникового узла, патент № 2217288 - угол контакта в изношенном подшипнике, равный

способ ремонта подшипникового узла, патент № 2217288

где gr - радиальный зазор в изношенном подшипнике.

Подставляя, получим

способ ремонта подшипникового узла, патент № 2217288.

Для радиальных шарикоподшипников расстояние между центрами кривизны желобов наружного и внутреннего колец при условии, что rN=rV=r=0,515способ ремонта подшипникового узла, патент № 2217288DT, где Dт - диаметр тела качения, равно

A=0,03способ ремонта подшипникового узла, патент № 2217288DT.

Тогда окончательно осевая игра в изношенном подшипнике определится по формуле

способ ремонта подшипникового узла, патент № 2217288.

Пример расчета толщины комплекта прокладок. Пример конкретного выполнения

В результате разборки подшипникового узла, в котором были установлены шариковые однорядные подшипники качения 208, и последующей его дефектовки были получены следующие характеристики:

- радиальный зазор в первом подшипнике gR1=0,95 мм;

- радиальный зазор во втором подшипнике gR2=0,70 мм.

Диаметр тел качения в подшипнике 208 равен 12,7 мм, тогда толщина комплекта прокладок равна

способ ремонта подшипникового узла, патент № 2217288.

Использование предлагаемого способа ремонта подшипникового узла позволит восстановить его работоспособность без замены изношенных подшипников и увеличить срок их службы даже если радиальный зазор в них достиг допустимого значения.

Источник информации

А. А.Моисеев, Г.Л.Гальперин. Тракторные подшипники качения. - М.: Колос, 1979, 112 с., с. 71...96 - прототип.

Класс B23P6/00 Восстановление или ремонт изделий

способ упрочнения рабочего органа почвообрабатывающей машины -  патент 2529610 (27.09.2014)
способ ремонта полых валков центробежной машины для получения минеральной ваты -  патент 2529147 (27.09.2014)
способ упрочняющего восстановления стрельчатых лап культиваторов различного назначения -  патент 2527558 (10.09.2014)
способ восстановления лопатки турбины, снабженной по меньшей мере одной платформой -  патент 2527509 (10.09.2014)
способ восстановления изношенных поверхностей металлических деталей -  патент 2524470 (27.07.2014)
способ и устройство для обработки уплотнительной поверхности запорной арматуры -  патент 2521569 (27.06.2014)
способ восстановления лемехов плугов -  патент 2520875 (27.06.2014)
способ ремонта диска вентиляторного ротора турбореактивного двигателя, вентиляторный ротор турбореактивного двигателя и турбореактивный двигатель -  патент 2519707 (20.06.2014)
способ задержки развития дефектов в конструкциях и устройство "токмач" для его осуществления -  патент 2519386 (10.06.2014)
способ восстановления и упрочнения стальных рабочих лопаток влажнопаровых ступеней паровой турбины -  патент 2518036 (10.06.2014)
Наверх