клиновое соединение
Классы МПК: | F16B2/14 клиновые |
Автор(ы): | Коломенский Л.Н., Мухин С.И. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "ГАЗ" |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-05-08 публикация патента:
20.11.2003 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для беззазорного соединения пакета деталей. Клиновое соединение содержит установленный в совмещенных отверстиях соединяемых деталей соединительный элемент, включающий клин, контактирующий с поверхностью одной из соединяемых деталей и имеющий средство его фиксации в виде гайки, установленной на резьбовом хвостовике клина, расположенном на торце со стороны его меньшего конца. Одна из соединяемых деталей выполнена с пазом, в котором установлена другая. Соединительный элемент снабжен дополнительным клином, установленным в отверстии устанавливаемой в пазу детали с возможностью взаимодействия с боковыми стенками паза и контактирующим с клиновой поверхностью клина, установленного с возможностью перемещения в отверстиях детали с пазом. Диаметр отверстий детали с пазом выполнен меньше диаметра отверстия другой соединяемой детали. В результате расширяются технологические возможности, повышается надежность и технологичность изготовления, снижаются затраты на изготовление. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
Клиновое соединение, содержащее установленный в совмещенных отверстиях соединяемых деталей соединительный элемент, включающий клин, контактирующий с поверхностью одной из соединяемых деталей и имеющий средство его фиксации в виде гайки, установленной на резьбовом хвостовике клина, расположенном на торце со стороны его меньшего конца, отличающееся тем, что одна из соединяемых деталей выполнена с пазом, в котором установлена другая, соединительный элемент снабжен дополнительным клином, установленным в отверстии устанавливаемой в пазу детали с возможностью взаимодействия с боковыми стенками паза и контактирующим с клиновой поверхностью клина, установленного с возможностью перемещения в отверстиях детали с пазом, при этом диаметр отверстий детали с пазом выполнен меньше диаметра отверстия другой соединяемой детали.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для беззазорного соединения пакета деталей, в частности для соединения частей шабота паровоздушного молота. Известно соединение, содержащее установленный в совмещенных отверстиях соединяемых деталей соединительный клиновой элемент и средство фиксации соединительного клинового элемента в виде гайки, установленной на резьбовом хвостовике соединительного клинового элемента (см. патент РФ 2090786, кл. F 16 В 5/02, опубл. в бюл. 26 за 1997 год). В известном соединении соединительный клиновой элемент выполнен в виде болта с клиновой втулкой на средней его части и резьбовым хвостовиком на конце. Известное соединение обеспечивает выбор зазоров в направлении оси болта при соединении деталей, но оно не обеспечивает беззазорности соединения в направлении, перпендикулярном оси болта при соединении деталей, одна из которых расположена в пазу другой. Известно также клиновое соединение, содержащее установленный в совмещенных отверстиях соединяемых деталей соединительный элемент, включающий клин, контактирующий с поверхностью одной из соединяемых деталей и имеющий средство его фиксации в виде гайки, установленной на резьбовом хвостовике, расположенном на торце со стороны меньшего конца клина (см. авт. св. СССР 1612130, кл. F 16 В 2/14, опубл. в бюл. 45 за 1990 год). Однако при соединении деталей, одна из которых П-образна, а другая расположена в пазу первой, известное соединение не обеспечивает беззазорности соединения в направлении глубины паза. В основу заявляемого технического решения положена задача создания клинового соединения, которое позволило бы беззазорно соединять детали, одна из которых расположена в пазу другой, в частности для соединения частей шабота молота, и при этом было бы надежным в эксплуатации, простым и технологичным в изготовлении. Техническим результатом заявляемого изобретения является расширение технологических возможностей, а также повышение надежности и технологичности изготовления, снижение затрат на изготовление. Указанный технический результат достигается тем, что в клиновом соединении, содержащем установленный в совмещенных отверстиях соединяемых деталей соединительный элемент, включающий клин, контактирующий с поверхностью одной из соединяемых деталей и имеющий средство его фиксации в виде гайки, установленной на резьбовом хвостовике, расположенном на торце со стороны меньшего конца клина, одна из соединяемых деталей выполнена с пазом, в котором расположена другая, соединительный элемент снабжен дополнительным клином, установленным в отверстии расположенной в пазу детали с возможностью взаимодействия с боковыми стенками паза и контактирующим с клиновой поверхностью клина, установленного с возможностью перемещения в отверстиях детали с пазом, при этом диаметр отверстий детали с пазом выполнен меньше диаметра отверстия другой соединяемой детали. На фиг.1 показан вариант исполнения заявляемого клинового соединения, в частности при соединении частей шабота молота, вид спереди; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 - разрез Б-Б на фиг.2. Клиновое соединение содержит соединяемые детали 1 и 2. Деталь 1 выполнена с пазом 3, в котором расположена деталь 2. В пазу 3 может быть размещено несколько плоских деталей 2 (вариант не показан). Соединение содержит также установленный в совмещенных отверстиях 4 и 5 соединяемых деталей 1 и 2 соответственно соединительный элемент, состоящий из двух клиньев 6 и 7, соответственно основного и дополнительного, направленных навстречу друг другу и образующих палец круглого сечения. Клин 6 установлен с возможностью перемещения в отверстиях 4 детали 1 с пазом 3 и имеет средство его фиксации в виде гайки 8 с шайбой 9, установленной на резьбовом хвостовике 10, расположенном на торце со стороны меньшего конца клина 6. Дополнительный клин 7 установлен в отверстии 5 детали 2 с возможностью взаимодействия с боковыми стенками паза 3 и контактирует с клиновой поверхностью клина 6. При этом диаметр d1 отверстий 4 детали 1 с пазом 3 выполнен меньше диаметра d2 отверстия 5 детали 2, то есть d1<d, например на 5 мм. Соответственно и наружный диаметр клина 6 выполнен меньше наружного диаметра клина 7 на ту самую же величину, то есть на 5 мм. Соединение осуществляется следующим образом. При сборке дополнительный клин 7 вместе с деталью 2 устанавливается в паз 3 детали 1 и фиксируется в ней в продольном направлении за счет разницы диаметров d1 и d2 отверстий 4 и 5 соответственно. Далее заводится в совмещенные отверстия 4 и 5 клин 6. При перемещении клина 6 в продольном направлении он, опираясь на поверхности отверстий 4 детали 1 и взаимодействуя с дополнительным клином 7, прижимает деталь 2 к детали 1 с усилием, зависящем от угла клиновой поверхности, и, выбирая зазоры в направлении глубины паза 3, создает беззазорное соединение. После чего, производится фиксация клинового соединения посредством упора шайбы 9 гайки 8 на резьбовом хвостовике 10 клина 6 в деталь 1. В процессе эксплуатации, если ослабнет клин 6, можно производить дополнительную подтяжку гайки 8. Таким образом, заявляемое клиновое соединение просто и технологично в изготовлении, надежно в эксплуатации и позволяет беззазорно соединять детали, одна из которых выполнена с пазом, в котором расположена другая деталь.клиновой зажим - патент 2523258 (20.07.2014) | |
клин для соединения деталей - патент 2517612 (27.05.2014) | |
устройство для регулировки высоты узла в сборе без использования инструментов - патент 2470836 (27.12.2012) | |
способ соединения деталей - патент 2418999 (20.05.2011) | |
быстроразъёмное конусное соединение - патент 2405980 (10.12.2010) | |
устройство для соединения конструктивных элементов - патент 2372532 (10.11.2009) | |
соединительное устройство для стальных балок - патент 2362917 (27.07.2009) | |
клиновой замок - патент 2358162 (10.06.2009) | |
клин для соединения деталей - патент 2284960 (10.10.2006) | |
рельсовое скрепление - патент 2239011 (27.10.2004) |