устройство регулирования жесткости подвески компактного сиденья
Классы МПК: | B60N2/50 устройство подвесок для сидений |
Автор(ы): | Говердовский В.Н. (RU), Темников А.И. (RU), Фурин Г.Г. (RU), ЛИ Чен-Мён (KR) |
Патентообладатель(и): | Новосибирский государственный технический университет (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-07-20 публикация патента:
20.11.2003 |
Изобретение относится к устройствам регулирования жесткости упругих подвесок сидений для операторов транспортных и самоходных технологических машин. Устройство содержит шасси, вставку, в пазах которой установлены опорные площадки под углом к соответствующим опорным площадкам, выполненным во втулке, с возможностью варьирования величины этого угла при настройке устройства. Втулка установлена соосно со вставкой с возможностью угловых перемещений и связана с последней с помощью плоских упругих тонкостенных элементов, одни концы которых через фиксированные угловые интервалы размещены в опорных площадках, а другие с возможностью их торцевого поджатия - в опорных площадках. При этом геометрические параметры каждого упругого элемента и диапазон регулирования рабочих угловых перемещений втулки в пределах эффективного регулирования жесткости подвески связаны следующим уравнением:
где r1, r2 - радиусы кривизны поверхностей, на которых размещены опорные площадки; h - толщина упругого элемента;
- диапазон регулирования рабочих угловых перемещений втулки; причем последний связан с диапазоном регулирования угла
поворота опорных площадок следующим соотношением:
= 1,08375
. Контактные поверхности упругих элементов покрыты несжимаемой перфторированной пленкой. Изобретение позволяет снизить габариты устройства регулирования жесткости при званных критериальных ограничениях параметров геометрических и упругих характеристик подвески, расширить диапазон эффективного регулирования ее жесткости. Кроме того, оно способствует повышению качества вибрационной защиты человека-оператора, в частности, в полосе инфранизких частот. 1 з.п. ф-лы, 8 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8






Формула изобретения
1. Устройство регулирования жесткости подвески компактного сиденья, содержащее корпус, втулку, установленную соосно с корпусом с возможностью угловых перемещений, а также плоские упругие элементы, одни концы которых через фиксированные угловые интервалы установлены на опорных площадках, выполненных во втулке, а другие с возможностью их торцевого поджатия - на соответствующих опорных площадках, выполненных в корпусе, отличающееся тем, что каждая из упомянутых опорных площадок в корпусе установлена под углом к нормали, проведенной к поверхности, на которой размещены данные опорные площадки, с возможностью варьирования величины этого угла при настройке устройства, при этом геометрические параметры каждого упругого элемента и диапазон регулирования рабочих угловых перемещений втулки в пределах эффективного регулирования жесткости подвески и заданных критериальных ограничениях параметров ее геометрических и упругих характеристик связаны следующим уравнением:
где r1, r2 - радиусы кривизны поверхностей, на которых размещены опорные площадки, выполненные во втулке и корпусе, соответственно;
h - толщина упругого элемента;

причем последний связан с диапазоном регулирования угла




2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что контактные поверхности упругих элементов покрыты несжимаемой перфторированной пленкой.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам регулирования жесткости упругих подвесок компактных сидений для операторов транспортных и самоходных технологических машин (ТТМ). Оно может применяться в тех ТТМ, где вибрационная защита в полосе инфранизких частот необходима, но неэффективна или невозможна с помощью известных аналогов. К ним относятся, прежде всего, тихоходные наземные неподрессоренные ТТМ (сельскохозяйственные, дорожно-строительные и т. п. ), а также вертолеты. Также возможно применение предлагаемого изобретения в мини-ТТМ, в которых в настоящее время используются сиденья для операторов средних и тяжелых колесных и гусеничных ТТМ. При условии автоматического управления устройством регулирования жесткости изобретение может применяться в подвесках компактных сидений для водителей подрессоренных ТТМ (автобусы, грузовики и т.д.), а также в пассажирских внедорожных автомобилях с предельно малым рабочим пространством для размещения подвески сиденья. Известно устройство регулирования жесткости подвески сиденья, содержащее корпус, установленный на основании подвески, структурные [жесткие] и упругие элементы, подвижно взаимосвязанные между собой, в том числе профилированные сегменты, установленные на основании, одни из которых выполнены выпуклыми, а другие - вогнутыми, по меньшей мере, одну пару контактных звеньев, одними концами установленных на основании с возможностью угловых перемещений и подрессоренных с помощью упомянутых упругих элементов, выполненных в виде торсионных пружин, при этом другие концы контактных звеньев снабжены роликами, взаимодействующими с выпуклыми поверхностями сегментов [1]. Данное устройство позволяет реализовать известный эффект "отрицательной" жесткости в направлении рабочего хода, что в свою очередь обеспечивает возможность регулирования жесткости подвески сиденья. Вместе с тем, силовая характеристика устройства определяется геометрической формой и радиальными размерами профилированных сегментов, а также жесткостью торсионных пружин, обеспечивающих контакт роликов с поверхностью сегментов. Поэтому данное устройство регулирования жесткости имеет значительные габариты. Причем регулирование жесткости подвески до необходимой величины возможно в пределах только малых перемещений, что недостаточно для ее эффективной работы, прежде всего в полосе инфранизких частот воздействия, наиболее неблагоприятных для человека-оператора с точки зрения его здоровья, эффективности работы и функционального комфорта. Также наличие большого числа кинематических пар, образуемых структурными элементами устройства регулирования жесткости между собой и с элементами подвески, увеличивает трение. Рост диссипативных сил в устройстве и в подвеске в целом приводит к ослаблению эффекта "отрицательной" жесткости и, соответственно, снижению эффективности регулирований жесткости подвески. Все это приводит к росту габаритов устройства регулирования жесткости и подвески в целом, ограничению диапазона эффективного регулирования жесткости подвески в пределах требуемого рабочего хода, определяемого динамическими антропометрическими параметрами человека-оператора, что неприемлемо в ряде наземных ТТМ, а также в вертолетах. Известно также устройство регулирования жесткости подвески компактного сиденья, являющееся прототипом предлагаемого устройства и содержащее корпус, втулку, установленную соосно корпусу с возможностью угловых перемещений, а также упругие элементы в виде S-образно изогнутых гибких в радиальном направлении балок, одни концы которых через равные угловые интервалы неподвижно закреплены на втулке, а другие с возможностью их торцевого поджатия - на корпусе [2]. Данное устройство создано и апробировано в виде опытных образцов, применяемых в подвесках компактных сидений для операторов наземных ТТМ, в частности зерноуборочных комбайнов, короткобазовых самоходных кранов, а также для пилотов вертолетов. Оно позволяет получать эффект "отрицательной" жесткости в направлении какой-либо угловой координаты при больших перемещениях и, соответственно, регулировать жесткость подвески для достижения известного качества виброзащиты, в том числе в полосе инфранизких частот вибраций с учетом динамических антропометрических характеристик человека-оператора. Вместе с тем, данное устройство не позволяет получить оптимальное соотношение между геометрическими параметрами упругих элементов и величиной рабочего хода, на котором возможно эффективное регулирование жесткости подвески. Также устройство работает недостаточно надежно на периферии рабочего хода, что выражается в возможности противофазного деформирования упругих элементов. Это приводит к снижению эффекта крутильной "отрицательной" жесткости и, соответственно, к необходимости сокращать диапазон рабочих угловых перемещений втулки устройства, в пределах которого возможно эффективное регулирование жесткости подвески. Для восстановления диапазона регулирования жесткости подвески до требуемой величины необходимо увеличивать габариты устройства и всей подвески в целом, что неприемлемо в ряде ТТМ. Наряду с этим, упругие элементы, выполненные в виде балок, пластин или стержней прямоугольного сечения имеют недостаточную гибкость, что приводит к частичной потере ими упругих свойств при больших угловых перемещениях. Это также снижает эффект "отрицательной" жесткости и, соответственно, приводит к необходимости дополнительно сокращать диапазон угловых перемещений втулки, на котором возможно эффективное регулирование жесткости подвески. Кроме того, в устройстве возможен рост конструкционного трения вследствие больших углов поворота сечении упругих элементов, примыкающих к опорным площадкам, выполненным в корпусе, частичной потери упругих свойств и противофазного деформирования упругих элементов при больших угловых перемещениях втулки и т.д. В результате увеличиваются габариты устройства регулирования жесткости и подвески в целом, сокращается диапазон регулирования крутильной "отрицательной" жесткости устройства и, соответственно, эффективного регулирования жесткости подвески при заданных критериальных ограничениях. Задачей предлагаемого изобретения является создание устройства регулирования жесткости подвески компактного сиденья, которое позволит уменьшить габариты устройства, расширить диапазон регулирования его крутильной "отрицательной" жесткости и, соответственно, эффективного регулирования жесткости подвески при заданных критериальных ограничениях параметров ее геометрических и упругих характеристик. Решение поставленной задачи достигается тем, что в известном устройстве регулирования жесткости подвески компактного сиденья, содержащем корпус, втулку, установленную соосно корпусу с возможностью угловых перемещений, а также плоские упругие элементы, одни концы которых через фиксированные угловые интервалы установлены на опорных площадках, выполненных во втулке, а другие с возможностью их торцевого поджатия - на соответствующих опорных площадках, выполненных в корпусе, каждая из упомянутых опорных площадок в корпусе установлена под углом к нормали, проведенной к поверхности, на которой размещены данные опорные площадки, и возможностью варьирования величины этого угла при настройке устройства, при этом геометрические параметры каждого упругого элемента и диапазон регулирования рабочих угловых перемещений втулки в пределах эффективного регулирования жесткости подвески и заданных критериальных ограничениях параметров ее геометрических и упругих характеристик связаны следующим уравнением:
где r1, r2 - радиусы кривизны поверхностей, на которых установлены опорные площадки, выполненные во втулке и корпусе соответственно; h - толщина упругого элемента;





В устройстве регулирования жесткости контактные поверхности упругих элементов могут быть покрыты несжимаемой перфторированной пленкой. Сущность предлагаемого изобретения поясняется нижеследующим описанием и чертежами, где на фиг.1 показана структурная схема предлагаемого устройства регулирования жесткости; на фиг.2 - дополнительный вид предлагаемого устройства регулирования жесткости; на фиг.3 - теоретические упругие и прочностная характеристики устройства при нулевом значении угла



где r1, r2 - радиусы кривизны поверхностей, на которых размещены опорные площадки 8 и пазы 3, выполненные, соответственно, во втулке 5 и вставке 2; h - толщина пластинки 9;





Контактные поверхности пластинок 9 могут быть покрыты несжимаемой перфорированной пленкой. Расчет параметров геометрических, упругих и прочностных характеристик устройства регулирования жесткости осуществляется следующим образом:
Моделируют напряженно-деформированное состояние (НДС) устройства регулирования жесткости путем решения соответствующей нелинейной задачи упругого цилиндрического изгиба пластинок 9 при больших перемещениях. Для этого используются стандартные методы конечных элементов (МКЭ) (см., например, Зенкевич О. , Морган К. Конечные элементы и аппроксимация./ Пер. с англ.; Под ред. Н. С. Бахвалова. - М.: Мир, 1986. - 318 с.), а также оригинальные методики на основе МКЭ, разработанные на кафедре прочности летательных аппаратов Новосибирского государственного технического университета и в Государственном Сибирском НИИ авиации (см., например, Пустовой Н.В. Исследование прочности, устойчивости и послекритических деформаций элементов конструкций при комбинированном погружении. Дисс... доктора техн. наук; Новосибирск: Институт теоретической и прикладной механики Сибирского Отделения РАН, 1997). Разработанные методики позволяют формировать достаточно точные математические модели НДС пластинок при их пакетировании и комбинированном погружении в закритической области. Численные расчеты параметров устройства регулирования жесткости выполняются с помощью стандартных программных продуктов, например, "Cosmos/M", "Nastran", а также авторских пакетов прикладных программ. При этом оригинальные пакеты прикладных программ существенно сокращают объем вычислений в сравнении со стандартными программными продуктами при, по меньшей мере, такой же точности результатов расчетов. Задачу решают с учетом критериальных ограничений на изменение параметров структурных, упругих, геометрических и прочностных характеристик элементов устройства из условия его эффективной работы в составе подвески. Ограничения определяются динамическими антропометрическими параметрами человека-оператора, размерами пространства, отведенного для размещения устройства регулирования жесткости в подвеске, и т.д. Краткая общая схема моделирования НДС и оптимизационного расчета параметров геометрических и упругих характеристик пластинок 9 при заданном диапазоне регулирования рабочих угловых перемещений

1. Устанавливают пластинки 9, каждая из которых имеет длину l0, толщину h и ширину b, изменяющуюся по линейному закону, между опорной вставкой 2 корпуса и втулкой 5 концами на соответствующие опорные площадки 4 и 8. 2. До деформирования пластинки 9 угол между ее продольной осью в месте установки ее конца на опорной площадке 8 и нормалью к поверхности радиуса кривизны r1, на которой выполнены данные опорные площадки, равен нулю. 3. Пластинки 9 предварительно сжаты в закритической области так, что длина l0 недеформированной пластинки 9 составляет
lo>(r2-r1). (3)
4. Вводят следующие безразмерные параметры, в частности:
а) длины пластинки 9 и радиуса кривизны поверхности втулки 5, в которой выполнены опорные площадки 8

б) относительного начального поджатия пластинки 9

5. Определяют внутренний изгибающий момент в пластинке 9

причем







7. Для дополнительного снижения габаритов устройства регулирования жесткости, а также упрощения процессов его изготовления и сборки осуществляют пакетирование пластинок 9. Причем так, чтобы пластинки 9 в пакете имели бы минимальные возможности для контактного взаимодействия, а пакеты не были бы связаны между собой. Численно определяют количество пластинок в пакете, а также полное число пакетов. Рассчитывают значения углового шага расположения опорных площадок 8 из условия прочности и компактности втулки 5 и углового шага расположения соответствующих пазов 3 на вставке 2. Согласно расчетам и экспериментальной проверке для приведенного примера устройства регулирования, на каждой опорной площадке 4, выполненной во вставке 2, и соответствующей опорной площадке 8, выполненной во втулке 5, может быть установлено следующее количество упругих пластинок 9:

где nр - число пакетов, Kj - безразмерный коэффициент, учитывающий изменение крутильной "отрицательной" жесткости пакета вследствие частичного контакта смежных пластинок 9 при больших угловых перемещениях в результате их деформирования в закритической области. В частности, получена экспериментальная оценка контактного взаимодействия для числа

k2(




где k1(min)(Z) - жесткость подвески при минимальной нормируемой статической нагрузке Р в направлении рабочего хода z;













Если обнаружится, что максимальные значения этих напряжений







где функции



Из (11) следует, что


где













11. Выполнив соответствующие подстановки и преобразования, получают генеральное уравнение (1). Настройка устройства регулирования жесткости осуществляется следующим образом (см. фиг.1). Согласно расчетам устанавливают опорные площадки 4 под углом
















где Lp - эффективная длина рычага направляющего механизма, связывающего ведущий структурный элемент подвески и ее платформу для размещения посадочного места компактного сиденья. Обработка статистических данных показывает, что в известных подвесках, исходя из упомянутых критериальных ограничений, эффективная длина рычага составляет следующий ряд чисел: Lp








Здесь Lopt и Lin - виброускорения соответственно на выходе (на платформе подвески для установки посадочного места сиденья) и входе (на ее основании), измеренные в децибелах. При относительном (единичном) уровне входного сигнала Lm (штрих-график 1) качество виброзащиты составляет КТ=0,316~0,141 (см. график 2) в полосе частот f=1~10 Гц, которые являются наиболее неблагоприятными с точки зрения здоровья, эффективной работы и функционального комфорта человека-оператора. Заметим, что в данном примере уровень демпфирования (коэффициент относительного демпфирования) в подвеске, включая устройство регулирования жесткости, составлял













1. А.С. 1717435, СССР, МКИ B 60 N 2/50, 1992. 2. Патент 1421908, Российская Федерация, МКИ F 16 F 7/00, 1993.
Класс B60N2/50 устройство подвесок для сидений