шина вакуумная

Классы МПК:A61F5/05 для иммобилизации
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):Всероссийский центр медицины катастроф "Защита"
Приоритеты:
подача заявки:
2001-09-28
публикация патента:

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано при восстановительном лечении больных с нарушениями опорно-двигательной функции нижних конечностей с целью повышения качества лечения. Шина состоит из герметичной гибкой камеры из полимерного материала, снабженной обратным клапаном. Внутри камеры расположен вкладыш, выполненный из текстильного материала по форме и размеру камеры. Вкладыш имеет несколько вертикальных секций, заполненных гранулами из вспененного полистирола. Камера помещена внутрь чехла из текстильного материала с односторонним полимерным покрытием. На чехле закреплены фиксирующие ленты. Технический результат заключается в обеспечении передвижения пациента с нарушением опорно-двигательной функции нижних конечностей за счет переноса опорной нагрузки на шину при создании в ее камере разрежения. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Шина вакуумная, содержащая герметичную гибкую камеру из полимерного материала, заполненного гранулами из вспененного полистирола, снабженную обратным клапаном, и фиксирующие ленты, закрепленные на чехле, отличающаяся тем, что гранулы из вспененного полистирола размещены в вертикальных секциях вкладыша, находящегося внутри камеры, выполненного из текстильного материала по форме и размеру камеры, камера расположена внутри чехла из текстильного материала с односторонним полимерным покрытием, на чехле закреплен держатель с ремнями и пряжками с подвижным звеном и стремя, соединенное с держателем ремнями и карабинами, при этом шина имеет в верхней части углубление в области паха.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к медицинской технике, конкретно к вакуумно-каркасным ортопедическим опорным шинам, которые могут быть использованы при восстановительном лечении больных с нарушениями опорно-двигательной функции нижних конечностей различной этиологии.

Известны различные универсальные ортопедические аппараты, основу которых составляет металлический или полиэтиленовый каркас, состоящий из шин, шарнирно соединенных между собой в местах, соответствующих расположению сустава, и кожаных или полиэтиленовых гильз, иногда лонгет [1].

Недостатком таких аппаратов является их громоздкость и сложность в надевании и вследствие этого нежелание больных пользоваться ими.

В стационарах часто применяются гипсовые лонгеты, которые прибинтовываются к нижним конечностям. Их недостатком является относительно большой вес и сложность в установке и регулировке стопы относительно голени.

Известны вакуумные шины транспортные с интегрированной подставкой для стопы, с интегрированной механикой вправления. Эти шины фиксируют конечности, без давления обеспечивают оптимальную стабилизацию поврежденной конечности [2, 3].

Однако известные транспортные вакуумные шины используются лишь в качестве иммобилизирующего средства и предназначены для оказания экстренной травматологической помощи на этапе медицинской эвакуации пострадавших в лечебное учреждение.

Наиболее близким к предлагаемому устройству является фиксирующее приспособление, включающее воздухонепроницаемый гибкий мешочек из нейлоновой ткани, покрытой уретаном, наполненный большим количеством легких шариков из полистирола одинакового диаметра, превышающего 5 мм, и снабженный самозакрывающимся клапаном, соприкасающимся внутри мешочка с полостью, из которой откачивается воздух. К кромкам мешочка прикреплены ленты для поддержания мешочка в положении, обернутом вокруг конечности перед и после откачки воздуха. Фиксирующее приспособление предназначено для ограничения движения частей тела или конечностей. Шарики свободно перемещаются в мешочке и могут накапливаться в тех местах, где в наибольшей степени необходима поддержка. Когда воздух откачивается из мешочка, шарики сжимаются сжимаемым мешочком и деформируются, плотно облегая конечность для поддержки и ограничения ее движения. Мешочек приобретает определенную форму, при которой он плотно окружает поддерживаемую часть тела. После использования мешочка в него снова впускают воздух через клапан. Это позволяет шарикам свободно перемещаться по мешочку. Мешочек складывается и может быть удален с конечности после открепления (развязывания) лент [4] - прототип.

Однако известное фиксирующее приспособление может быть использовано только в качестве иммобилизирующего средства и не может быть использовано в качестве ортопедической опорной шины при восстановительном лечении больных с нарушением опорно-двигательной функции нижних конечностей.

Задачей изобретения является повышение качества восстановительного лечения больных с нарушением опорно-двигательной функции нижних конечностей.

Поставленная задача решается тем, что в вакуумно-каркасной шине, состоящей из герметичной гибкой камеры из полимерного материала, содержащей в качестве наполнителя гранулы из вспененного полистирола, снабженной самозакрывающимся клапаном и фиксирующими лентами для закрепления ее вокруг конечности, согласно изобретению гранулы из вспененного полистирола размещены в вертикальных секциях вкладыша, находящегося внутри камеры и выполненного из текстильного материала по форме и размеру камеры, камера расположена внутри чехла из текстильного материала с односторонним полимерным покрытием, имеющего распах на текстильных застежках, фиксирующие ленты закреплены на чехле, шина дополнительно содержит систему притяга стопы, включающую закрепленный на чехле держатель с ремнями и пряжками с подвижным звеном и стремя, выполненное из стропы со вставленной эластичной лентой и соединенное с держателем ремнями и карабинами, при этом шина имеет углубление в области паха.

Система притяга предназначена для надежной фиксации положения стопы относительно голени, которая осуществляется регулировкой длины ремней с помощью пряжек с подвижным звеном.

Вкладыш из текстильного материала, поделенный строчкой на несколько вертикальных секций, заполненных гранулами из вспененного полистирола, обеспечивает жесткую каркасность шины при создании разрежения в камере шины с помощью вакуумного насоса.

Чехол служит для защиты камеры от механических повреждений и имеет распах на текстильных застежках для надевания чехла на камеру.

В камеру вмонтирован обратный клапан, обеспечивающий соединение ее с вакуумным насосом и сохранение разрежения внутри камеры после откачивания воздуха, а на чехле размещен байонетный замок для открытия обратного клапана и поступления воздуха в камеру шины.

Углубление в верхней части шины позволяет учитывать анатомо-топографические особенности поверхности опоры для бедра, охватываемого шиной, и создавать надежную опору нижней конечности.

Предлагаемая вакуумно-каркасная шина является ортопедической опорной шиной и предназначена для оказания технической помощи при передвижении пациента с нарушением опорно-двигательного аппарата за счет переноса опорной нагрузки на шину при создании в ее камере разрежения.

Изобретение иллюстрируется чертежами. На фиг.1 представлена конструкция предлагаемой шины. Шина состоит из герметичной гибкой камеры из полимерного материала 1, вкладыша из текстильного материала с вертикальными секциями 2, заполненными гранулами из вспененного полистирола 3. Камера 1 расположена внутри чехла 4. На чехле закреплены фиксирующие ленты 5. В камеру вмонтирован обратный клапан 6, на чехле размещен байонетный замок 7. Система притяга стопы включает закрепленный на чехле держатель 8 с ремнями 9 и пряжками с подвижным звеном 10 и стремя 11, соединенное с держателем ремнями и карабинами (12. В верхней части шины имеется углубление 13. На фиг.2 представлено положение шины на нижней конечности.

Описание работы с вакуумно-каркасной ортопедической опорной шиной.

Шины надеваются на ноги больного, находящегося в горизонтальном положении, по очереди.

Предварительно на больного надевается обувь.

Шина подкладывается под ногу больного, и при необходимости осуществляется распределение гранул по поверхности вертикальных секций вкладыша шины для создания комфортной толщины изделия в определенной области, например паха. Шина оборачивается вокруг ноги и ее положение фиксируется текстильными застежками (ремнями). Углубление верха шины располагается в паховой области. Держатель системы притяга должен находиться строго по середине ноги и проходить через колено. Застежка должна располагаться сбоку.

К обратному клапану подсоединяется вакуумный насос и из камеры шины немного откачивается воздух для образования небольшой жесткости шины. Застежки расстегиваются и осуществляется более плотная подгонка шины по ноге и при необходимости дополнительное распределение гранул. Затем еще раз откачивается воздух из камеры шины до образования жесткого каркаса. При необходимости можно еще раз переподогнать шину по ноге для более плотного облегания ею ноги.

Стремя эластичной резинкой вверх надевается на обувь и с помощью ремней и пряжек регулируется положение стопы вправо и влево, сгибание и разгибание.

После этого больной при помощи манежа встает на ноги и, опираясь руками на манеж, начинает передвигаться вперед, одновременно опираясь на жесткую шину. При этом можно подтягивать ремни системы притяга на ходу, регулируя положение стопы для удобства передвижения.

Использование предлагаемой ортопедической опорной вакуумно-каркасной шины обеспечивает следующие преимущества:

1. Легкость шин, простота в надевании и подгонке по ноге, удобство и простота регуляции стопы относительно голени, эстетичный внешний вид способствуют желанию больного пользоваться комплектом шин, включая его в план ежедневных лечебных мероприятий.

2. Больной может самостоятельно с помощью манежа, ходунков или костылей стоять или передвигаться, опираясь на шины, в течение от 30 мин до 2 часов.

3. Больной может самостоятельно с помощью манежа, ходунков или костылей стоять или передвигаться, опираясь на шины, на расстояние от 50 до 200 м.

4. Возможность многократного использования.

5. Возможность быстро надеть или снять шины.

Проведенные испытания ортопедической опорной вакуумно-каркасной шины подтвердили ее высокую эффективность в ходе восстановительного лечения больных с нарушением опорно-двигательной функции нижних конечностей (протокол испытаний прилагается).

Предлагаемую шину предполагается использовать в неврологических отделениях стационаров и в процессе самостоятельного восстановительного лечения.

Источники информации

1. Патент 2088273, Россия, МКИ6 А 61 N 1/36, А 61 В 5/103, А 61 F 2/60, 1997 г.

2. Патент 19708945, Германия, МКИ6 А 61 F 5/058, 1998 г.

3. Патент 4239064, Германия, МКИ6 А 61 F 5/04, 1994 г.

4. Патент 4657003, США, МКИ6 А 61 F 5/04, 1987, Прототип.

Класс A61F5/05 для иммобилизации

абдукционный ортез для руки -  патент 2463020 (10.10.2012)
шина для транспортной иммобилизации -  патент 2367382 (20.09.2009)
способ профилактики энуреза у детей -  патент 2366386 (10.09.2009)
способ надводной вытяжки с применением гидромассажа -  патент 2326644 (20.06.2008)
гипсовая фиксация переломов голени при замедленной консолидации -  патент 2325881 (10.06.2008)
устройство для активно-пассивной иммобилизации пальцев кисти -  патент 2324460 (20.05.2008)
способ лечения энуреза -  патент 2285509 (20.10.2006)
унифицированная транспортная шина -  патент 2197922 (10.02.2003)
способ фиксации переломов в отсутствие смещений костных фрагментов -  патент 2193364 (27.11.2002)
материал для изготовления медицинского лубка (варианты) и изготовленный из него медицинский лубок -  патент 2188606 (10.09.2002)
Наверх