комбинированный способ уменьшения заметности силовой установки летательного аппарата в радиолокационном, инфракрасном, акустическом диапазонах длин волн с обеспечением изменения вектора ее тяги
Классы МПК: | B64D45/00 Индикаторные и защитные устройства летательных аппаратов, не отнесенные к другим рубрикам H01Q17/00 Устройства для поглощения излучаемых антенной волн; комбинированные конструкции из таких устройств с активными антенными элементами или системами |
Автор(ы): | Демченко О.Ф., Попович К.Ф., Лаврухин Г.Н., Калугин В.Г., Кодола В.Г. |
Патентообладатель(и): | ОАО "ОКБ им. А.С. Яковлева", Демченко Олег Федорович, Лаврухин Геннадий Николаевич, Попович Константин Федорович, Калугин Вячеслав Георгиевич, Кодола Валерий Григорьевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-01-16 публикация патента:
10.11.2003 |
Изобретение относится к технике защиты летательных аппаратов от поражения. В потоке газа устанавливают экранирующее приспособление, выполненное в виде противорадиолокационной и противоинфракрасной решеток, уменьшающих акустическую заметность. Противоинфракрасную решетку располагают ближе к двигателю силовой установки, чем противорадиолокационную решетку, а последнюю располагают за противоинфракрасной решеткой в направлении против полета летательного аппарата. Изобретение обеспечивает повышенную защиту летательного аппарата благодаря уменьшению заметности силовой установки во всех ракурсах ее экранирования. 16 з.п.ф-лы, 1 табл., 17 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16, Рисунок 17, Рисунок 18
Формула изобретения
1. Способ уменьшения заметности силовой установки летательного аппарата в радиолокационном, инфракрасном и акустическом диапазонах длин волн, по которому устанавливают в поток газа экранирующее приспособление, отличающийся тем, что экранирующее приспособление выполняют в виде противорадиолокационной и противоинфракрасной решеток, уменьшающих акустическую заметность, при этом противоинфракрасную решетку располагают ближе к двигателю силовой установи, чем противорадиолокационную решетку. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что противорадиолокационную решетку располагают за противоинфракрасной решеткой в направлении против полета летательного аппарата. 3. Способ по п. 1 или 2, отличающийся тем, что решетки соединяют между собой разъемным соединением. 4. Способ по п. 1 или 2, отличающийся тем, что противорадиолокационную и противоинфракрасную решетки выполняют как единое целое. 5. Способ по п. 4, отличающийся тем, что части ребер противоинфракрасной решетки установливают между ребрами противолокационной решетки. 6. Способ по любому из пп. 1-5, отличающийся тем, что ребра противоинфракрасной решетки выполняют наклонными или профилированными для плавного изменения направления потока газов. 7. Способ по п. 6, отличающийся тем, что входное и выходное сечения каждого из каналов решетки не перекрывают друг друга в проекции на вертикальную плоскость. 8. Способ по любому из пп. 1-7, отличающийся тем, что ребра инфракрасной решетки выполняют радиальными. 9. Способ по любому из пп. 1-8, отличающийся тем, что решетки располагают в дозвуковой или звуковой части сопла. 10. Способ по любому из пп. 1-9, отличающийся тем, что для устранения потерь тяги при полете без обеспечения малой заметности по крайней мере одну из решеток убирают в корпус летательного аппарата. 11. Способ по любому из пп. 1-10, отличающийся тем, что экранирующее приспособление выполняют поворотным для изменения вектора тяги силовой установки. 12. Способ по любому из пп. 1-10, отличающийся тем, что ребра противоинфракрасной решетки выполняют поворотными для измерения вектора тяги. 13. Способ по любому из пп. 9-12, отличающийся тем, что при сверхзвуковом сопле экранирующее приспособление не выступает за критическое сечение сопла. 14. Способ по любому из пп. 9-13, отличающийся тем, что угол между поверхностью сверхзвуковой части сопла и внешней поверхностью экранирующего приспособления превышает 90o. 15. Способ по любому из пп. 9-14, отличающийся тем, что в дозвуковой или звуковой части сопла выполняют прорези для движения в них экранирующего приспособления при его убирании и/или при регулировке характеристик сопла. 16. Способ по любому из пп. 9-15, отличающийся тем, что для сверхзвукового регулируемого сопла экранирующее приспособление выполняют с возможностью исключения полного перекрытия сопла. 17. Способ по любому из пп. 1-16, отличающийся тем, что экранирующее приспособление выполняют из двух створок с образованием между ними в сомкнутом состоянии угла, равного 100-110o.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к средствам уменьшения заметности летательного аппарата (ЛА), в частности его силовой установки (СУ). Известен способ уменьшения заметности в радиолокационном (РЛ) диапазоне длин волн (патент США 4149689 от 17.04.1079) [1], представляющий собой размещение множества близкорасположенных металлических стержней перед входом в воздухозаборник и за срезом сопла силовой установки в виде решетки, причем стержни расположены на незначительном расстоянии друг от друга - L, зависящем от длины волны облучающей радиолокационной станции

Недостатками известного способа уменьшения заметности силовой установки летательного аппарата являются:
- не обеспечивает защиту от волн длин инфракрасного и акустического диапазона, так как сквозь щели между стержнями просматриваются нагретые элементы сопла;
- не обеспечивает уменьшения заметности со всех ракурсов, в частности, перпендикулярных и близких перпендикулярным образующей конуса;
- не позволяет избежать потери тяги и увеличения проходного сечения сопла из-за того, что стержни расположены на незначительном расстоянии друг от друга

- не обеспечивает защиту от радиолокационных волн малой длины, т.к. с уменьшением длины волны уменьшаются расстояния между стержнями;
- не обеспечивает защиту летательных аппаратов звукового и сверхзвукового диапазона скоростей полета;
- не обеспечивает возможности регулировать вектор тяги. Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности уменьшения заметности силовой установки летательного аппарата в радиолокационном, инфракрасном, акустическом диапазонах длин волн, обеспечение уменьшения ее заметности во всех ракурсах экранирования силовой установки, обеспечение снижения потерь тяги и управления вектором тяги силовой установки. Указанный результат достигается тем, что в способе в потоке газа устанавливают экранирующее приспособление, которое выполняют в виде противорадиолокационной и противоинфракрасной решеток, уменьшающих акустическую заметность. При этом противоинфракрасную решетку размещают ближе к двигателю силовой установки, чем противорадиолокационную решетку. Противорадиолокационную решетку располагают за противоинфракрасной решеткой в направлении против полета летательного аппарата. Решетки соединяют между собой разъемным соединением или выполняют зацело, располагая части ребер противоинфракрасной решетки между ребрами противорадиолокационной решетки. Ребра противоинфракрасной решетки выполняют наклонными или профилированными для плавного изменения направления потока газов. Входное и выходное сечения каждого канала решетки не перекрывают друг друга в проекции на вертикальную плоскость. Ребра противоинфракрасной решетки выполняют радиальными. Решетки располагают в дозвуковой или звуковой части сопла. Для устранения потерь тяги при полете без обеспечения малой заметности, по крайней мере, одну из решеток убирают в корпусе летательного аппарата. В одном из вариантов приспособление выполняют поворотным в любой плоскости на любой заданный угол



P = Po



где W - глубина канала,

Р - энергия, прошедшая через решетку;
Р0 - падающая энергия. Р приравнивается нулю или любому малому значению в зависимости от требований по уменьшению заметности, и при известном










где Ф - мощность теплового излучения,

к - постоянная, равная 5,6,7

S - величина излучающей поверхности,





где V - скорость потока,
d - характерный размер отверстия истечения,
k - частота колебаний частиц в потоке. При одной и той же скорости потока уменьшение проходного сечения потока вызывает повышение частоты, а более высокая частота быстрее затухает в воздухе - см. фиг. 17, что уменьшает дальность, с которой слышится самолет. Источники информации
1. Патент США 4149689 от 17.04.1979. 2. Айзенберг Г.З. Антенны УКВ. - М.: Связь, 1977, с. 50-56.
Класс B64D45/00 Индикаторные и защитные устройства летательных аппаратов, не отнесенные к другим рубрикам
Класс H01Q17/00 Устройства для поглощения излучаемых антенной волн; комбинированные конструкции из таких устройств с активными антенными элементами или системами