способ ввода в действие парашютной системы спускаемого аппарата

Классы МПК:B64G1/62 системы для возвращения в атмосферу земли; устройства для торможения и посадки
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс"
Приоритеты:
подача заявки:
2001-03-27
публикация патента:

Изобретение относится к космической технике, а более конкретно к средствам снижения и посадки спускаемых аппаратов в атмосфере Земли. Предлагаемый способ заключается в заблаговременном создании давления воздуха в парашютном контейнере. При этом давление воздуха создают величиной 1 атм, выполняя этот контейнер герметичным при сборке спускаемого аппарата на Земле. При вводе парашютной системы, на высоте порядка 10 км, срабатывает система отделения и крышка отделяется под действием усилия данной системы и избыточного давления воздуха в контейнере. Изобретение направлено на повышение надежности ввода в действие парашютной системы спускаемого аппарата. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Способ ввода в действие парашютной системы спускаемого аппарата, заключающийся в создании давления воздуха в парашютном контейнере перед срабатыванием системы отделения и отделении крышки парашютного контейнера под действием усилия системы отделения и указанного давления, отличающийся тем, что давление воздуха создают величиной 1 атм путем выполнения парашютного контейнера герметичным при сборке спускаемого аппарата на Земле.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к космической технике и предназначено для ввода в действие парашютной системы (ПС) спускаемого аппарата (СА), возвращаемого с околоземной орбиты.

Известен способ ввода в действие ПС СА, заключающийся в отделении крышки парашютного контейнера (КПК) под действием усилия системы отделения (СО), например пирозамков-толкателей (П3Т) (см. А.С.Елисеев. Техника космических полетов. Машиностроение. Москва. 1983. Стр 253-257).

Во время длительного пребывания СА в безвоздушном пространстве воздух, находившийся в парашютном контейнере (ПК) после сборки СА на Земле, постепенно истекает через имеющиеся зазоры и щели в окружающее пространство. После схода с орбиты СА находится при спуске в атмосфере Земли в условиях нарастающего наружного давления воздуха. При этом давление в ПК не успевает выравниться о наружным давлением из-за скоротечности процесса спуска СА. Поэтому в момент ввода в действие ПС на КПК действует значительное избыточное давление, на преодоление которого расходуется энергия ПЗТ. Вследствие этого скорость отделения КПК уменьшается по сравнению с расчетной и при малых углах атаки КПК отбрасывается аэродинамической силой назад и может удариться о СА. При этом энергия КПК и надежность ввода в действие ПС уменьшаются.

Известен также способ ввода в действие ПС летательного аппарата (ЛА), заключающийся в отделений КПК с помощью СО и создании давления воздуха в ПК перед срабатыванием CD (см. патент США 1823799, кл. B 64 D 17/80).

При движений ЛА в атмосфере в ПК создают расчетное давление воздуха. Затем обеспечивают срабатывание СО, в результате чего нарушается жесткая связь КПК с ЛА. Под действием усилия от внутреннего избыточного давления воздуха в ПК от ЛА отбрасывается КПК и ПС. Попадая в набегающий поток воздуха, ПС вводится в действие.

Надежность ввода в действие ПС по данному способу невелика, так как при отказе устройства создания давления воздуха в ПК, ввод в действие ПС не гарантируется.

Задачей предложенного технического решения является повышение надежности ввода в действие ПС.

Поставленная задача достигается тем, что в известном способе ввода в действие ПС СА, заключающемся в отделении КПК под действием усилия СО и давления воздуха в ПК перед срабатыванием СО, давление воздуха создают величиной в 1 атм путем выполнения ПК герметичным при сборке СА на Земле.

Предложенный способ ввода в действие ПС СА может быть реализован на СА, изображенном на прилагаемом чертеже.

СА содержит ПК1, в котором размещена ПС2, КПК3, с которой связана ПС2, и СО4, например ПЗТ, ПК1 выполнен герметичным.

При выполнении ПК1 герметичным, давление воздуха, заполнившего ПК 1 при сборке на Земле, сохраняется равным 1 атм на всех участках функционирования СА.

ПС2 вводится в действие на высоте ~10 км, где давление воздуха меньше 1 атм. Поэтому в момент срабатывания СО4 на КПК3 действует усилие от внутреннего избыточного давления в направлении отделения КПК3 от СА под действием усилия от СО4, в результате чего КПК3 отделяется с увеличенной линейной скоростью, интенсивно отходят от СА на безопасное расстояние, извлекая из ПК1 ПС2. Попадая в набегающий поток воздуха, ПС2 вводится в действие.

При использовании предложенного способа ввода в действие ПС СA улучшаются условия отделения КПК, извлечения из ПК ПС. Это объясняется тем, что отделение КПК и извлечение ПС производится с использованием дополнительных сил и энергии, создаваемых внутренним избыточным давлением воздуха в ПК величиной в 1 атм, на которое рассчитана конструкция ПК и СО СА. В результате всего этого повышается надежность ввода в действие ПС СА.

Класс B64G1/62 системы для возвращения в атмосферу земли; устройства для торможения и посадки

развертываемое тормозное устройство для спуска в атмосфере планет -  патент 2528506 (20.09.2014)
посадочное устройство космического корабля -  патент 2521451 (27.06.2014)
способ доставки с орбитальной станции на землю спускаемого аппарата на основе использования пассивного развертывания космической тросовой системы -  патент 2497729 (10.11.2013)
способ применения парашютной системы для спасения отработанных ступеней ракет-носителей или их частей и спускаемых космических аппаратов -  патент 2495802 (20.10.2013)
способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет -  патент 2493059 (20.09.2013)
возвращаемый аппарат космического корабля -  патент 2458830 (20.08.2012)
многоразовый ракетно-авиационный модуль и способ его возвращения на космодром -  патент 2442727 (20.02.2012)

разъемное устройство транзитной пневмогидравлической магистрали в стыке разделяемых частей космического объекта и способ его сборки -  патент 2441822 (10.02.2012)
способ управления движением активного космического объекта, стыкуемого с пассивным космическим объектом -  патент 2441821 (10.02.2012)
способ управления движением активного космического объекта, стыкуемого с пассивным космическим объектом -  патент 2440281 (20.01.2012)
Наверх