космический корабль

Классы МПК:B64G1/00 Космические летательные аппараты
B64G1/14 космические транспортные корабли многократного применения
B64G1/22 основные составные части летательного аппарата и оборудование, устанавливаемое на нем или внутри него
B64G1/62 системы для возвращения в атмосферу земли; устройства для торможения и посадки
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Буданов Станислав Васильевич
Приоритеты:
подача заявки:
2002-06-27
публикация патента:

Космический корабль содержит орбитальный отсек со стыковочным узлом и днищем, спускаемый аппарат, оборудованный иллюминатором, приборно-агрегатный отсек в составе переходной приборной и агрегатной секций, разъемные узлы связи спускаемого аппарата с орбитальным и агрегатным отсеками и парашютную систему. Космический корабль снабжен спускаемым аппаратом, выполненным из центрального модуля и трех расположенных равномерно вокруг его относительно продольной оси концевых модулей, жестко, герметично и разъемно связанных посредством соединительных элементов с подобными соединительными элементами центрального модуля, тремя стабилизаторами, размещенными по одному на внешней стороне поверхности каждого концевого модуля. Полость концевых модулей посредством канала соединительных элементов сообщена с полостью центрального модуля. Иллюминаторы равномерно распределены на поверхности модулей. Парашютная система выполнена из двух парашютов и смонтирована в нишах боковых концевых модулей. Соединительные элементы выполнены в виде фланцев. Технический результат - повышение устойчивости в атмосфере и увеличение объема пространства для наблюдений. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

Космический корабль, содержащий орбитальный отсек со стыковочным узлом и днищем, спускаемый аппарат, оборудованный иллюминатором, приборно-агрегатный отсек в составе переходной, приборной и агрегатной секций, разъемные узлы связи спускаемого аппарата с орбитальным и агрегатным отсеками и парашютную систему, отличающийся тем, что спускаемый аппарат выполнен из центрального модуля и трех расположенных равномерно вокруг его относительно продольной оси концевых модулей, жестко, герметично и разъемно связанных посредством соединительных элементов с подобными соединительными элементами центрального модуля, снабжен тремя стабилизаторами, размещенными по одному на внешней стороне поверхности каждого концевого модуля, причем полость для заполнения грузом или пассажирами концевых модулей посредством канала соединительных элементов сообщена с полостью центрального модуля, иллюминаторы равномерно распределены на поверхности модулей, парашютная система выполнена из двух парашютов и смонтирована в нишах боковых концевых модулей, при этом соединительные элементы выполнены в виде фланцев.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к космической технике, в частности к космическим кораблям.

Известен космический корабль, состоящий из орбитального отсека, снабженного стыковочным узлом, спускаемого аппарата и приборно-агрегатного отсека, включающего в свой состав переходную, приборную и агрегатную секции, причем спускаемый аппарат связан посредством разъемных узлов с орбитальной и приборно-агрегатной секциями /Космонавтика, Энциклопедия, М.: "Советская энциклопедия", 1985, с.369-370/.

Недостатком указанного космического корабля является невысокая грузоподъемность в виду небольшого полезного объема возвращаемой на Земле части корабля из-за конструктивного исполнения.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является космический корабль, состоящий из орбитального отсека, снабженного стыковочным узлом и днищем, на котором закреплены шпангоуты с узлами механической связи и разделения орбитального отсека, и трех спускаемых аппаратов, снабженных люком-лазом для сообщения с орбитальным отсеком и размещенных равномерно вокруг продольной оси корабля, во внешней части которых смонтирован приборно-агрегатный отсек, имеющий переходную секцию, приборную секцию и агрегатную секцию, причем переходная секция выполнена в виде ферменной конструкции, которая снабжена в верхней части тремя шпангоутами с установленными на них разъемными узлами связи со спускаемыми аппаратами и толкателем системы разделения, а в нижней части - фланцем для соединения с приборной секцией, которая выполнена герметичной и предназначена для размещения электронных приборов системы ориентации и управления корабля, при этом в агрегатной секции размещены объединенная двигательная установка и реактивная система управления /А.С. 2021172, кл. В 64 G 1/00, СССР, 1994 г./.

Недостатками указанного космического корабля являются значительный разброс спускаемых аппаратов воздушными потоками в процессе спуска и приземления, ограниченный объем пространства для наблюдения через иллюминатор аппарата и недостаточная устойчивость в атмосфере из-за конструктивного исполнения.

Техническим результатом, достигаемым при использовании изобретения, является устранение указанных недостатков.

Указанный технический результат достигается тем, что космический корабль, содержащий орбитальный отсек со стыковочным узлом и днищем, спускаемый аппарат, оборудованный иллюминатором, приборно-агрегатный отсек в составе переходной, приборной и агрегатной секций, разъемные узлы для связи спускаемого аппарата с орбитальным и агрегатным отсеками и парашютную систему, согласно изобретению снабжен спускаемым аппаратом, выполненным из центрального модуля и трех расположенных равномерно вокруг его относительно продольной оси концевых модулей, жестко, герметично и разъемно связанных посредством соединительных элементов с подобными соединительными элементами центрального модуля, тремя стабилизаторами, размещенными по одному на внешней стороне поверхности каждого концевого модуля, причем полость концевых модулей посредством канала соединительных элементов сообщена с полостью центрального модуля, иллюминаторы равномерно распределены на поверхности модулей, парашютная система выполнена из двух парашютов и смонтирована в нишах боковых концевых модулей, при этом соединительные элементы выполнены в виде фланцев.

Предлагаемый космический корабль поясняется чертежами, где:

на фиг.1 показан общий вид космического корабля, вид снизу;

на фиг.2 - вид сверху по А на фиг.1;

на фиг.3 показан отделяемый спускаемый аппарат, вид сбоку;

на фиг.4 - то же при спуске в атмосфере.

Космический аппарат включает орбитальный отсек 1 со стыковочным узлом 2 и днищем 3, спускаемый аппарат "а" и приборно-агрегатный отсек "б". На днище 3 закреплен шпангоут с узлами механической связи и разделения спускаемого аппарата "а" и орбитального отсека 1 (не показано). Спускаемый аппарат "а" выполнен из центрального модуля 4 и трех расположенных равномерно и относительно вокруг его продольной оси концевых модулей 5. Верхняя часть центрального модуля 4 связана посредством системы разделения со шпангоутом на днище 3 орбитального отсека 1 и снабжена люком-лазом для сообщения с ним (не показано). Три соединительных элемента, выполненные в виде фланцев 6, размещены на поверхности центрального модуля 4 равномерно вокруг его продольной оси. Соединительный элемент, выполненный в виде фланца 7, размещен на боковой поверхности каждого концевого модуля 5, обращенной к модулю 4. Модуль 5 фланцами 7 пристыкован жестко, герметично и разъемно к фланцам 6 модуля 4. Полость модулей 5 через канал, образованный фланцами 6 и 7, сообщена с полостью модуля 4 (не показано). Три стабилизатора 8, каждый, размещен на внешней стороне поверхности концевого модуля 5. Приборно-арегатный отсек в своем составе имеет переходную секцию 9, приборную секцию 10 и агрегатную секцию 11. Переходная секция 9 выполнена в виде фермы, снабженной в верхней части шпангоутом с установленным на нем разъемным узлом связи со спускаемым аппаратом "а" (центральным модулем 4) и толкателем системы разделения (не показано), а внешней части - фланцем. Приборная секция 10, выполненная герметичной, присоединена к фланцу переходной секции 9. Агрегатная секция 11 расположена за приборной секцией 10. На поверхностях двух боковых концевых модулей 5 выполнено по одной ниши 12. Парашютная система состоит из двух парашютов 13, каждый из которых смонтирован в нише 12 двух модулей 5. Иллюминаторы 14 размещены равномерно на поверхности модулей 5 и 4. Модули 4 и 5 снабжены аварийным люком-лазом для сообщения с внешней средой (не показано).

Космический корабль работает следующим образом.

Полость модулей 5 заполняют грузом или туристами - пассажирами, равномерно размещая по длине салона (до 4-х человек в каждом модуле 5).

При запуске на орбиту и возвращении на Землю, а также выполнении операций, связанных с маневрированием корабля, экипаж находится в центральном модуле 4 (до 3-х человек). Маневры по коррекции орбиты, сближению с другими космическими объектами и сходу с орбиты выполняются с использованием основного двигателя агрегатной секции 11 приборно-агрегатного отсека "б".

Для спуска с орбиты космическому кораблю сообщают тормозной импульс, после чего осуществляют разделение 1, "а" и "б". При этом толкатель системы разделения (не показан) обеспечивает сообщение орбитальному отсеку 1 ускорение, направленное под заданным углом к модулю 4, что гарантирует разведение спускаемого аппарата "а" и орбитального отсека 1 и непересечение траекторий их полета при спуске. Центральный модуль 4, снабженный средствами управления и контроля, выполняет роль командного отсека. Спускаемый аппарат "а" совершает управляемый полет и торможение в атмосфере, спуск и мягкую посадку с использованием парашютов 13, выбрасываемых из ниш 12 модулей 5.

Стабилизаторы 8 обеспечивают устойчивое положение спускаемого аппарата в атмосфере, при полете и приземлении.

Соединительные элементы в виде фланцев 6 и 7, связанных между собой жестко, герметично и разъемно с образованием канала, обеспечивают требуемое атмосферное давление в полости модулей 4 и 5 на всем промежутке полета, сообщение экипажа и пассажиров между собой, упрощает проведение наладочных работ.

Переходная секция 9 надежно связывает спускаемый аппарат "а" с приборно-агрегатным отсеком "б".

В приборной секции 10 размещены электронные приборы системы ориентации и контроля.

В агрегатной секции 11 размещены объединенная двигательная установка и реактивные системы управления.

Иллюминаторы 14 обеспечивают полный обзор окружающего пространства.

Стыковочный узел 2 обеспечивает надежное соединение корабля с другими космическими объектами.

Днище 3 надежно связывает орбитальный отсек с центральным модулем.

Предлагаемая конструкция космического корабля обладает большой грузоподъемностью и вместимостью по сравнению с прототипом и может быть использована в качестве корабля-спасателя, грузо-пассажирского транспортного средства, которые могут быть пристыкованы как к отечественным, так и зарубежным орбитальным станциям.

Класс B64G1/00 Космические летательные аппараты

шариковый замок -  патент 2529250 (27.09.2014)
двухступенчатая аэрокосмическая система /варианты/ -  патент 2529121 (27.09.2014)
система хранения криогенной жидкости для космического аппарата -  патент 2529084 (27.09.2014)
устройство фиксации предметов в невесомости -  патент 2528516 (20.09.2014)
фиксатор предметов в невесомости -  патент 2528509 (20.09.2014)
развертываемое тормозное устройство для спуска в атмосфере планет -  патент 2528506 (20.09.2014)
страховочное устройство для условий невесомости -  патент 2528504 (20.09.2014)
устройство фиксации предметов в невесомости -  патент 2528497 (20.09.2014)
способ обеспечения переносимости космонавтами эксплуатационных и аварийных перегрузок в космическом летательном аппарате -  патент 2527615 (10.09.2014)
кресло космонавта -  патент 2527603 (10.09.2014)

Класс B64G1/14 космические транспортные корабли многократного применения

двухступенчатая аэрокосмическая система /варианты/ -  патент 2529121 (27.09.2014)
планер летательного аппарата -  патент 2521936 (10.07.2014)
многоразовый космический аппарат-буксир для уборки космического мусора -  патент 2510359 (27.03.2014)
космолет староверова (варианты) и алгоритм его работы -  патент 2503592 (10.01.2014)
многоразовый возвращаемый ракетный блок -  патент 2495799 (20.10.2013)
ракета-носитель -  патент 2482030 (20.05.2013)
планирующий космический аппарат (варианты) со створчатым головным обтекателем и способ управления его возвращением на аэродром -  патент 2479469 (20.04.2013)
способ спасения космического аппарата авиационного ракетного комплекса -  патент 2468967 (10.12.2012)
многоразовый ракетно-авиационный модуль и способ его возвращения на космодром -  патент 2442727 (20.02.2012)

летательный аппарат со смешанным режимом аэродинамического и космического полета и способ его пилотирования -  патент 2441815 (10.02.2012)

Класс B64G1/22 основные составные части летательного аппарата и оборудование, устанавливаемое на нем или внутри него

использование полимеризуемых смол, характеризующихся низким газовыделением в вакууме, для изготовления композитных материалов, предназначенных для использования в космосе -  патент 2526973 (27.08.2014)
способ компоновки космического аппарата -  патент 2525355 (10.08.2014)
бортовая электролизная установка космического аппарата -  патент 2525350 (10.08.2014)
космический измеритель приращения скорости -  патент 2524687 (10.08.2014)
планер летательного аппарата -  патент 2521936 (10.07.2014)
переходной отсек сборочно-защитного блока ракеты космического назначения -  патент 2521078 (27.06.2014)
одноступенчатая ракета-носитель -  патент 2518499 (10.06.2014)
устройство кормовой части корпуса космического летательного аппарата -  патент 2516923 (20.05.2014)
устройство защиты пневмогидравлического соединения стыкуемых объектов и способ его контроля на герметичность -  патент 2515699 (20.05.2014)
узел крышки светозащитного устройства космического аппарата -  патент 2514015 (27.04.2014)

Класс B64G1/62 системы для возвращения в атмосферу земли; устройства для торможения и посадки

развертываемое тормозное устройство для спуска в атмосфере планет -  патент 2528506 (20.09.2014)
посадочное устройство космического корабля -  патент 2521451 (27.06.2014)
способ доставки с орбитальной станции на землю спускаемого аппарата на основе использования пассивного развертывания космической тросовой системы -  патент 2497729 (10.11.2013)
способ применения парашютной системы для спасения отработанных ступеней ракет-носителей или их частей и спускаемых космических аппаратов -  патент 2495802 (20.10.2013)
способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет -  патент 2493059 (20.09.2013)
возвращаемый аппарат космического корабля -  патент 2458830 (20.08.2012)
многоразовый ракетно-авиационный модуль и способ его возвращения на космодром -  патент 2442727 (20.02.2012)

разъемное устройство транзитной пневмогидравлической магистрали в стыке разделяемых частей космического объекта и способ его сборки -  патент 2441822 (10.02.2012)
способ управления движением активного космического объекта, стыкуемого с пассивным космическим объектом -  патент 2441821 (10.02.2012)
способ управления движением активного космического объекта, стыкуемого с пассивным космическим объектом -  патент 2440281 (20.01.2012)
Наверх