игровой дидактический комплект

Классы МПК:A63F3/00 Игры на досках; игры-лотереи
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования
Приоритеты:
подача заявки:
2000-04-07
публикация патента:

Игровой дидактический комплект предназначен для повышения эффективности развития школьно-значимых функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста и может быть использован в настольных играх. Игровой дидактический комплект содержит разноцветные игровые элементы конусовидной формы, различно окрашенные сменные игровые поля и устройство для вращения игрового поля, имеющее регулятор скорости. Игровые поля выполнены плоскими и имеют на лицевой или обеих сторонах углубления с окрашенными основаниями, выполненные по форме основания игровых элементов, а игровые элементы окрашены в соответствии с цветом основания углублений. Размеры углублений достаточны для того, чтобы при размещенном в углублении игровом элементе был виден окрашенный участок основания углубления и игровые элементы не смещались при вращении игрового поля. В комплекте повышены игровые и дидактические возможности. 7 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10

Формула изобретения

Игровой дидактический комплект, содержащий разноцветные игровые элементы конусовидной формы, различно окрашенные сменные игровые поля и устройство для вращения игрового поля, имеющее регулятор скорости, при этом игровые поля выполнены плоскими и имеют на лицевой или обеих сторонах углубления с окрашенными основаниями, выполненные по форме основания игровых элементов, а игровые элементы окрашены в соответствии с цветом основания углублений, причем размеры углублений достаточны для того, чтобы при размещенном в углублении игровом элементе был виден окрашенный участок основания углубления и игровые элементы не смещались при вращении игрового поля.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к игровым дидактическим устройствам и предназначено для повышения эффективности развития школьно-значимых функций детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Известен способ формирования навыка письма на основе непосредственно графических действий - обведение фигур, элементов букв (например, Комарова Т. С. Тетрадь для подготовки дошкольников к письму. - М., 1984). Но вследствие недостаточного развития нервных центров регуляции движений, слабого развития мелких мышц кисти дети быстро утомляются и отказываются от деятельности.

На занятиях по рисованию из-за постоянного выделения ведущей руки снижается активность не ведущей. Кроме того, приемы держания карандаша при рисовании не совпадают с положением ручки при письме. Не совпадают, например, приемы рисования прямых линий карандашом, что приводит к формированию привычки к прямому письму и т.д.

Поэтому использование вышеперечисленных приемов при подготовке к овладению графикой письма малоэффективно, более того, может отрицательно сказаться на состоянии здоровья ребенка при продолжительном применении. В дошкольный период развития ребенка подготовка должна осуществляться косвенно посредством игровых видов деятельности, таким образом, чтобы сформированные и закрепленные навыки с началом систематического обучения были перенесены на процесс письма.

Известны также различные виды мозаики, игры с которыми способствуют развитию мелкой моторики у детей, но конструктивные особенности игровых элементов таковы, что ребенок работает, как правило, ведущей рукой, не происходит оптимизации нажимных усилий пальцев рук, участвующих в акте письма, и также мозаика имеет низкие игровые возможности - невозможно удержать игровой интерес на время, необходимое для формирования прочного навыка.

Наиболее близким, принятым за прототип, является игровой набор [1], содержащий столик с отверстиями, обозначенными разноцветными кружочками, и цветные грибочки. С помощью этого игрового набора возможно "развитие мелких мышц кисти, движений пальцев", но низкие игровые и дидактические возможности набора препятствуют использованию его для успешной подготовки ребенка к обучению в школе - овладению графикой письма.

Для повышения игровых и дидактических возможностей разработан игровой дидактический комплект, содержащий разноцветные игровые элементы конусовидной формы, различно окрашенные сменные игровые поля и устройство для вращения игрового поля, имеющее регулятор скорости, при этом игровые поля выполнены плоскими и имеют на лицевой или обеих сторонах углубления с окрашенными основаниями, выполненные по форме основания игровых элементов, а игровые элементы окрашены в соответствии с цветом основания углублений, причем размеры углублений достаточны для того, чтобы при размещенном в углублении игровом элементе был виден окрашенный участок основания углубления и игровые элементы не смещались при вращении игрового поля.

Игровые манипуляции с конусовидными элементами игрового дидактического комплекта позволяют эффективно формировать у детей навыки, необходимые для успешного овладения графикой письма за счет повышения степени развития мышечно-связочного аппарата кисти, "ручной умелости", уровня развития координации в системе "глаз-рука". Игры с дидактическим комплектом способствуют формированию чувства ритма и пространственных представлений.

Манипуляции с фишками (или захватами) конусовидной формы позволяют оптимизировать нажимные усилия пальцев, принимающих основное участие в акте письма (большой, указательный и средний), - при чрезмерно сильном нажиме на среднюю часть вследствие конусовидной формы фишка будет выдавлена из пальцев, при слабом - не будет захвачена.

В процессе игры, особенно групповой игры-соревнования, происходит оптимизация стиля и развивается произвольность деятельности - ребенок вынужден сам решать в какой последовательности брать и ставить фишки. Кроме вышеперечисленных качеств во время игр с набором развиваются способность к концентрации внимания, цветовосприятие и цветоразличение. Применение сменных игровых полей с углублениями в виде геометрических фигур, букв, цифр и соответствующих игровых элементов с захватами конусовидной формы позволит проводить игры, направленные на развитие способности к различению формы, размеров предметов, а также повысить эффективность обучения грамоте и счету.

Для повышения занимательности игровые поля помещаются на устройство, которое позволяет вращать игровое поле с определенной скоростью.

Игровой комплект состоит из сменных окрашенных игровых полей (например, фиг. 1а-1с, 2а-2с, 3а-3с, 6а, 7а), игровых элементов (далее фишки) (фиг.4, 6б, 7б) и устройства для вращения игрового поля с регулятором скорости (фиг. 5а, 5б).

Сменные игровые поля - плоские, предпочтительно округлой формы. Размер игрового поля подбирается в соответствии со средними антропометрическими данными детей таким образом, чтобы ребенок с места (стоя около стола или сидя за столом) мог дотянуться до любого участка игрового пространства.

Определенные участки игровых полей окрашиваются в определенные цвета и каждый вариант игрового поля используется для решения конкретных дидактических задач.

Игровые поля с лицевой стороны (или обеих сторон) имеют углубления с окрашенными в определенные цвета основаниями.

Размеры углубления должны быть достаточными для того, чтобы фишка не смещалась при вращении игрового поля и ребенок мог захватить пальцами стоящую в углублении фишку.

Для повышения занимательности производится смена игровых полей и/или они помещаются на устройство, которое позволяет вращать игровое поле с определенной скоростью. Линейная скорость вращения игрового поля подбирается в соответствии с возрастом и уровнем развития детей.

Пример конкретного исполнения. Сменное игровое поле - плоское, толщиной 6-10 мм, круглой формы, диаметром 30 см, с 37-ю углублениями, диаметром 15-17 мм и глубиной 4-5 мм. Количество углублений прямопропорционально возрасту и определяется средней продолжительностью устойчивого внимания детей. Игровая поверхность окрашивается в соответствии с решаемыми дидактическими задачами.

Например, для развития внимания, цветовосприятия и цветоразличения используются плоские элементы с однородным фоном игрового поля:

фиг.1a - цвет углублений одинаков и отличается от цвета фона;

фиг.1б - цвет углублений различен и отличается от цвета фона;

фиг. 1с - цвет углублений различен и часть углублений окрашена в цвет, совпадающий с цветом фона.

Для оптимизации стиля деятельности, развития произвольности внимания используются плоские игровые элементы с разделением игрового поля на различно окрашенные участки, например игровое поле разделено на два (фиг.2а), четыре (фиг.2б) и шесть (фиг.2с) секторов с цветом углублений, отличающимся от цвета сектора игрового поля.

Для повышения занимательности и соответственно сложности, используются другие варианты, например (фиг.3а-с).

Диаметр основания углублений должен быть больше диаметра основания фишек на 10-20% и подбирается таким образом, чтобы ребенку с места из положения сидя за столом (или стоя около стола) был виден закрашенный участок основания углубления даже тогда, когда там находится фишка (фиг.4).

Передвижные игровые элементы - фишки конусовидной формы (фиг.4). Диаметр фишки в средней части должен быть примерно равен среднему диаметру учебной ручки (6-8 мм). Диаметр основания должен быть равен удвоенному диаметру средней части фишки (порядка 15 мм) и высотой примерно равной диаметру основания.

Фишки изготавливаются из твердых материалов, преимущественно из пластмассы или твердых пород дерева, и окрашиваются в соответствии с цветом углублений.

Формирование навыков, которые являются основой для последующего развития графических навыков, происходит во время манипуляций с конусовидными игровыми элементами - фишками. Фишки соответствующего цвета выбираются из комплекта фишек, лежащих рядом с игровым полем или находящихся в руке ребенка, и помещаются в соответствующие углубления с учетом цвета основания углубления, и, таким образом, заполняются все углубления игрового поля.

Для повышения дидактических возможностей применяются сменные игровые поля с углублениями в виде геометрических фигур (фиг.6а); букв, цифр (фиг. 7а) и перемещаемыми соответствующими элементами с конусовидными устройствами для захвата (фиг.6б, 7б).

Знакомство детей с геометрическими фигурами, буквами и цифрами происходит во время заполнения игрового поля с соответствующими углублениями.

Таким образом, предлагаемый игровой дидактический комплект позволяет в игровой форме эффективно сформировать школьно-значимые функции, в том числе навыки, необходимые для успешного овладения графикой письма, повысить уровень координации в системе "глаз-рука", степень развития мышечно-связочного аппарата кисти; способствует формированию чувства ритма, пространственных представлений, "ручной умелости", оптимизации нажимных усилий пальцев рук, участвующих в акте письма; способствует развитию внимания, произвольности деятельности, цветовосприятия и цветоразличения, а также обладает более высокими игровыми и дидактическими возможностями в сравнении с прототипом.

Технический результат от применения игрового дидактического комплекта - повышение эффективности развития школьно-значимых функций детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Источники информации

1. Сборник игр к "Программе воспитания в детском саду". Сост. Е.Г. Батурина. - М.: Просвещение, 1974, с.33.

Класс A63F3/00 Игры на досках; игры-лотереи

защищенный лист, содержащий отрывную полоску, обеспечивающую доступ к скрытой информации, и способ его изготовления -  патент 2506106 (10.02.2014)
игровая доска в комплекте с игровыми фишками -  патент 2504416 (20.01.2014)
способ игры, в частности, в шахматы, шашки, го и аналогичные им -  патент 2478004 (27.03.2013)
шахматы "аланские" -  патент 2475289 (20.02.2013)
развивающая игрушка-раскладушка -  патент 2453350 (20.06.2012)
способ проведения лотереи и лотерейная система для его осуществления -  патент 2449826 (10.05.2012)
носитель информации с удаляемым защитным слоем -  патент 2448843 (27.04.2012)
набор игровых элементов для настольных игр -  патент 2435623 (10.12.2011)
настольная игра -  патент 2426574 (20.08.2011)
настольная игра для развития логического мышления -  патент 2424028 (20.07.2011)
Наверх