способ управления перепуском воздуха в компрессоре двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя

Классы МПК:F04D27/02 способы и устройства для устранения помпажа 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Авиадвигатель"
Приоритеты:
подача заявки:
2001-07-05
публикация патента:

Изобретение относится к области защиты от помпажа компрессоров двухвальных газотурбинных двигателей (ГТД). Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в обеспечении безаварийной и беспомпажной работы двигателя за счет перепуска воздуха из внутреннего контура двигателя в наружный при наличии рассогласования между программным и фактическим углами положений лопаток входного направляющего аппарата компрессора выше предельно допустимой величины. Это достигается тем, что дополнительно измеряют фактический угол положения лопаток компрессора входного направляющего аппарата (ВНА) способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535вна, сравнивают с соответствующим программным значением способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535прогвна и определяют величину рассогласования способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535 затем сравнивают величину способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535вна с предельно допустимой величиной способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535предвна и при условии способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535вна>способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535предвна формируют сигнал 16 на открытие клапанов перепуска воздуха (КПВ) и подают команду на открытие КПВ при поступлении сигнала 16 независимо от наличия сигнала 15. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

1. Способ управления перепуском воздуха в компрессоре двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, включающий измерение частоты вращения ротора высокого давления (РВД) nвд, определение величины производной по времени частоты вращения ротора nвд, сравнение ее величины с соответствующим пороговым значением nвд порог и формирование сигнала I1 на закрытие клапанов перепуска воздуха (КПВ), измерение полной температуры воздуха на входе в двигатель Твх, определение приведенной по Твх частоты вращения ротора РВД nвд.пр, сравнение ее величины с соответствующим пороговым значением nвд.пр порог и формирование сигнала I2 на закрытие КПВ, а также измерение угла установки рычага управления двигателем способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535руд, сравнение способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535руд с соответствующим пороговым значением способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535порогруд и формирование сигнала I3 на закрытие КПВ, при этом осуществляют определение величины разницы способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535nзабрвд между максимальной величиной nвд mах непосредственно после открытия КПВ на максимальном режиме и программной максимальной величиной nвд. мах порог и при условии (nвд+способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535nвд забр)<n мах прог формируют сигнал I5 на открытие КПВ, а сигнал I4 на закрытие КПВ формируют при наличии сигналов I1, I2, I3, отличающийся тем, что дополнительно измеряют фактический угол положения лопаток компрессора входного направляющего аппарата (ВНА) способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535вна, сравнивают с соответствующим программным значением способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535порогвна и определяют величину рассогласования способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535вна = способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535порогвна-способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535вна, затем сравнивают величину способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535вна с предельно допустимой величиной способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535предвна и при условии способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535вна>способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535предвна формируют сигнал I6 на открытие КПВ и подают команду на открытие КПВ при поступлении сигнала I6 независимо от наличия сигнала I5.

2. Способ по п.1, при котором величину способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535предвна формируют в зависимости от термогазодинамических параметров двигателя.

3. Способ по п.2, при котором термогазодинамическим параметром служит частота вращения ротора высокого давления вд.

4. Способ по п.2, при котором термогазодинамическим параметром служит приведенная частота вращения ротора высокого давления nвд.пр.

5. Способ по п.2, при котором термогазодинамическим параметром служит частота вращения ротора низкого давления нд.

6. Способ по п.1, при котором величину способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535предвна формируют в зависимости от параметров внешних условий полета.

7. Способ по п.6, при котором параметром внешних условий полета служит величина давления воздуха на входе в двигатель.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области защиты от помпажа компрессоров двухвальных газотурбинных двигателей (ГТД).

Известны способы управления перепуском воздуха в компрессоре путем регулирования клапанов перепуска воздуха (КПВ) из-за различных ступеней компрессора по сигналам, характеризующим параметры, косвенно отражающие положение рабочей точки на характеристике компрессора, либо по сигналам датчиков помпажного или предпомпажного состояний [1].

Однако в ряде случаев известные способы не обеспечивают беспомпажную работу подпорных ступеней, что ведет к аварийной работе ГТД.

Известен способ управления перепуском воздуха в компрессоре ГТД с целью предупреждения помпажа, который предусматривает измерение частот вращения роторов высокого и низкого давлений (nвд, nнд), определение производной по времени способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535 и формирование сигнала на исполнительный механизм перепуска воздуха в компрессоре ГТД [2].

Однако при реализации данного способа на двигателе с КПВ за компрессором среднего давления на одном валу с вентилятором был выявлен принципиальный недостаток, делающий применение известного способа практически невозможным. Так, на двигателе ПС-90А при сбросе режима с максимального на "малый газ" или любой другой пониженный режим значение способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535 почти мгновенно падает ниже порогового значения, и поступает сигнал на открытие КПВ. Если это происходит на максимальном режиме или вблизи него, то текущее значение nвд может достичь величины nвд max.

Даже кратковременное повышение nвд на 1,5% потребует съема двигателя ПС-90А с эксплуатации для ремонта вследствие недопустимых нагрузок на его детали.

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является способ управления перепуском воздуха в компрессоре двухвального двухконтурного ГТД, который предусматривает измерение частоты вращения ротора высокого давления (РВД) nвд, определение величины производной по времени частоты вращения ротора способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535 сравнение ее величины с соответствующим пороговым значением способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535 и формирование сигнала I1 на закрытие клапанов перепуска воздуха (КПВ), измерение полной температуры воздуха на входе в двигатель Твх, определение приведенной по Твх частоты вращения ротора РВД nвд.пр., сравнение ее величины с соответствующим пороговым значением nвд.пр порог и формирование сигнала I2 на закрытие КПВ, а также измерение угла установки рычага управления способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535руд, сравнение способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535руд с соответствующим пороговым значением способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535порогруд и формирование сигнала I3 на закрытие КПВ, при этом осуществляют определение величины разницы между максимальной величиной nвд max непосредственно после открытия КПВ на максимальном режиме и программной максимальной величиной nвд.прог max (способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535nвд забр) и при условии (nвд+способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535nвд забр)<n max формируют сигнал I5 на открытие КПВ, а сигнал I4 на закрытие КПВ формируют при наличии сигналов I1, I2, I3 [3].

При реализации данного способа на ГТД с клапанами перепуска воздуха за компрессором среднего давления, который размещен на одном валу с вентилятором, выявлен недостаток, затрудняющий применение способа в нештатных ситуациях, например, при самопроизвольном смещении лопаток входного направляющего аппарата ВНА компрессора высокого давления КВД.

Так, при закрытых клапанах перепуска воздуха и изменении положения ВНА на уменьшение расхода воздуха через КВД ниже определенной величины, работа компрессора среднего давления (КСД) становится неустойчивой.

Следствием неустойчивой работы КСД может быть вращающийся срыв КСД или помпаж КВД. Оба подобных явления могут привести к срыву и погасанию пламени в камере сгорания двигателя и, следовательно, к выключению двигателя, а при глубоком и длительном помпаже - к недопустимым по уровню вибраций и разрушениям элементов конструкции двигателя.

Как показали исследования на двигателе ПС-90А, срывные явления в КСД наблюдаются при рассогласовании между программным и фактическим углами положения ВНА, равном 20...30% от общего диапазона измерения углов положения ВНА. При рассогласовании свыше 40...50% и более возможен помпаж KBД.

В общем случае причинами нештатного изменения положения ВНА могут быть отказ исполнительного элемента управления ВНА, неисправность датчика положения ВНА и другие причины.

Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в обеспечении безаварийной и беспомпажной работы двигателя за счет перепуска воздуха из внутреннего контура двигателя в наружный при наличии рассогласования между программным и фактическим углами положений лопаток входного направляющего аппарата компрессора выше предельно допустимой величины.

Сущность изобретения заключается в том, что в способе управления перепуском воздуха в компрессоре двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, включающем измерение частоты вращения ротора высокого давления (РВД) nвд, определение величины производной по времени частоты вращения ротора способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535 сравнение ее величины с соответствующим пороговым значением способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535 и формирование сигнала I1 на закрытие клапанов перепуска воздуха (КПВ), измерение полной температуры воздуха на входе в двигатель Твх, определение приведенной по Твх частоты вращения ротора РВД nвд.пр., сравнение ее величины с соответствующим пороговым значением nвд.пр порог и формирование сигнала I2 на закрытие КПВ, а также измерение угла установки рычага управления двигателем способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535руд, сравнение способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535руд с соответствующим пороговым значением способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535порогруд и формирование сигнала I3 на закрытие КПВ, при этом осуществляют определение величины разницы способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535nвд забр между максимальной величиной nвд max непосредственно после открытия КПВ на максимальном режиме и программной максимальной величиной nвд.прог max, и при условии (nвд+способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535nвд забр)<n max формируют сигнал I5 на открытие КПВ, а сигнал I4 на закрытие КПВ формируют при наличии сигналов I1, I2, I3, согласно изобретению дополнительно измеряют фактический угол положения лопаток компрессора входного направляющего аппарата (ВНА) способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535вна, сравнивают с соответствующим программным значением способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535порогвна и определяют величину рассогласования способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535вна = способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535порогвна-способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535вна, затем сравнивают величину способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535вна с предельно допустимой величиной способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535предвна и при условии способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535вна>способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535предвна формируют сигнал I6 на открытие КПВ и подают команду на открытие КПВ при поступлении сигнала I6 независимо от наличия сигнала I5.

При этом величину способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535предвна формируют в зависимости от термогазодинамических параметров двигателя. Термогазодинамическим параметром может служить частота вращения ротора высокого давления nвд или приведенная частота вращения ротора высокого давления nвд.пр, либо частота вращения ротора низкого давления nнд.

Кроме того, величину способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535предвна формируют в зависимости от параметров внешних условий полета, а параметром внешних условий полета служит величина давления воздуха на входе в двигатель.

На чертеже представлена блок-схема для осуществления предлагаемого способа.

Блок 1 представляет собой дифференциатор, в котором по величине nвд определяется ее производная по времени способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535

Блок 2 - компаратор, в котором выполняется сравнение текущей величины способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535 с ее пороговым значением способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535 (для двигателя ПС-90А способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535=-200 об/мин с).

При способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535 на выходе блока 2 формируется сигнал на закрытие КПВ (I1= 1), поступающий на вход блока 6. При способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535 на выходе блока 2 формируется сигнал I1=0.

Блок 3 представляет собой арифметическое устройство, на вход которого поступают сигналы о величине nвд и Твх, и производится вычисление способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535

Блок 4 - компаратор, выполняющий функцию сравнения фактического значения nвд.пр с пороговым значением nвд.пр порог. При nвд.пр>nвд.пр порог на выходе блока 4 формируется сигнал на закрытие КПВ (I2=1), поступающий на вход блока 6.

Блок 5 представляет собой компаратор, выполняющий сравнение фактической величины угла установки рычага управления способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535руд с его пороговым значением способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535порогруд. При способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535руд>способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535предруд на выходе блока 5 формируется сигнал на закрытие КПВ (I3= 1), поступающий на вход блока 6. При способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535руд<способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535предруд на выходе блока 5 формируется сигнал I3=0.

Блок 6 представляет собой логическое устройство типа И, имеет три входа и один выход, подключенный к первому входу блока 11. При поступлении на три входа блока 6 сигналов I1=1, I2=1, I3=1 на выходе блока 6 формируется сигнал I4=1 на закрытие КПВ.

Блок 7 представляет собой сумматор, на вход которого поступает сигнал о текущей величине nвд, в нем определяется суммарная величина (nвд+способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535nвд забр), где способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535nвд забр - величина заброса nвд при открытии КПВ, т.е. разницы между максимальной величиной nвд max непосредственно после открытия КПВ на максимальном режиме и программной максимальной величиной nвд.прог max.

Блок 8 - компаратор, выполняющий сравнение величины (nвд+способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535nвд забр) и величины nвд max. При выполнении соотношения (nвд+способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535nвд забр)<n max на выходе компаратора формируется сигнал на открытие КПВ I5=1, поступающий на вход блока 11. При (nвд+способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535nвд забр)>nвд max формируется сигнал I5=0.

Блок 9 представляет собой сумматор, имеющий два входа и один выход. На первый вход поступает сигнал о фактической величине угла положения лопаток компрессора входного направляющего аппарата (ВНА) способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535вна. На второй вход блока 9 поступает сигнал о величине программного значения способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535предвна Блок 9 осуществляет операцию вычитания этих величин и формирует сигнал о величине способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535вна, поступающий на вход блока 10. Как правило, при штатной работе регулятора положения ВНА величина составляет способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 22145351 град.

Блок 10 представляет собой компаратор, имеющий два входа и один выход. На первый вход блока 10 поступает сигнал о фактической величине способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535вна. На второй вход блока 10 поступает сигнал о величине предельно допустимого значения этой величины. Величина способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535предвна. по модулю может превышать величину в 10 и более раз при штатной работе регулятора ВНА.

Для каждого типа двигателя способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535предвна носит индивидуальный характер и является функцией режима работы двигателя, термодинамических параметров двигателя, внешних условий полета и др.

При способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535вна>способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535предвна на выходе блока 10 формируется сигнал I6=1, поступающий на вход блока 11 и свидетельствующий о нештатной работе регулятора ВНА и возможном появлении помпажа.

Блок 11 представляет собой функциональное логическое устройство с тремя входами и одним выходом. Блок 11 при снятии сигнала I4 с блока 6 оценивает состояние сигнала I5, поступающего с блока 8. При поступлении на вход блока 11 сигнала I5=1 с выхода блока 11 снимается команда на закрытие КПВ и происходит их открытие. При отсутствии на втором входе блока 11 сигнала I5(nвд+способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535nвд забр)>nвд max команда на закрытие клапанов перепуска воздуха не снимается, и только после появления на втором входе сигнала 5 (nвд+способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535nвд забр)<n max с выхода блока 11 команда на закрытие КПВ снимается, происходит их открытие.

При наличии сигнала I4 и поступлении сигнала I6 на третий вход блока 11 (т. е. клапаны закрыты способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535вна>способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535предвна возникла нештатная ситуация) независимо от наличия на входе 11 сигнала I5 происходит снятие команды на закрытие клапанов перепуска воздуха. Происходит открытие клапанов.

Способ осуществляется следующим образом.

На остановленном двигателе в исходном состоянии КПВ открыты.

1. После запуска двигателя на малом газе nвд=0 об/мин с, т.е. способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535 nвд.пр<n порог, способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535руд<способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535предруд (I1= 1, I2=0, I3=0). На выходе блока 6, работающего по схеме И, сигнал I4=0, поэтому КПВ остаются открытыми.

После перевода РУД, например, с малого газа на максимальный режим способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535руд>способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535предруд (I3=1) происходит увеличение режима работы двигателя. В процессе всей приемистости nвд>nвд порог (I1=1). По мере увеличения частоты вращения и соблюдении условия способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535 (I2=1) на выходе блока 6 формируется сигнал I4=1. При поступлении на первый вход блока 11 сигнал I4=1 на выходе блока 11 формируется команда на закрытие КПВ.

2. При штатной работе регулятора ВНА открытие КПВ осуществляется при уменьшении режима работы двигателя, а именно при отсутствии любого из сигналов I1, I2, I3=0 и наличии сигнала I5=1 (аналогично прототипу).

3. При закрытых КПВ и нештатной работе регулятора ВНА способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535вна>способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535способ управления перепуском воздуха в компрессоре   двухвального двухконтурного газотурбинного двигателя, патент № 2214535предвна, на выходе блока 10 формируется сигнал I6=1. Сигнал I6 поступает на третий вход блока 11. Команда на закрытие клапанов перепуска воздуха снимается, происходит их открытие. При открытии КПВ происходит открытие перепуска воздуха из проточной части (внутреннего контура) двигателя в его кольцевой канал (наружный контур). При этом запасы газодинамической устойчивости увеличиваются, помпаж не происходит.

Источники информации

1. Авиационный двухконтурный турбореактивный двигатель Д-30КУ. Техническое описание. - М.: Машиностроение, 1975.

2. Патент США 4449360, F 02 С 9/28, 1981.

3. Патент РФ 2098668, F 04 D 27/02.

Класс F04D27/02 способы и устройства для устранения помпажа 

способ диагностики помпажа компрессора газотурбинного двигателя -  патент 2527850 (10.09.2014)
многоступенчатый компрессор турбомашины -  патент 2525997 (20.08.2014)
лопатки вентилятора с изменяемым углом установки -  патент 2523928 (27.07.2014)
стравливатель воздуха, имеющий инерциальный фильтр в тандемном роторе компрессора -  патент 2519009 (10.06.2014)
способ управления комбинированным устройством и комбинированное устройство, реализующее данный способ -  патент 2516091 (20.05.2014)
диффузор, имеющий лопатки с отверстиями, и газотурбинный двигатель, содержащий такой диффузор -  патент 2515575 (10.05.2014)
кожух компрессора с оптимизированными полостями -  патент 2514459 (27.04.2014)
воздушный коллектор в газотурбинном двигателе -  патент 2494287 (27.09.2013)
кожух для рабочего колеса турбомашины -  патент 2491447 (27.08.2013)
способ и устройство для регулирования компрессора для хладагента и их использование в способе охлаждения потока углеводородов -  патент 2490565 (20.08.2013)
Наверх