топливная композиция

Классы МПК:C10L1/04 на основе смесей углеводородов 
Автор(ы):, , , , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Ново-Уфимский НПЗ"
Приоритеты:
подача заявки:
2002-06-14
публикация патента:

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, конкретно к топливной композиции, предназначенной для использования в качестве авиационного бензина. Топливная композиция содержит в качестве основы не более 70% смеси фракции бензина риформинга и/или изомеризата, выкипающих в интервале 40-135oС, и фракции бензина риформинга, выкипающей в интервале 80-190oС, взятых в соотношении 50-80:20-50, и не менее 30% алкилбензина. Топливная композиция может содержать в своем составе добавки: антиокислительная присадка, тетраэтилсвинец, краситель. Композиция обладает высокой детонационной стойкостью и удельной теплотой сгорания с пониженным содержанием ароматических углеводородов. 1 з.п. ф-лы, 4 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Топливная композиция на основе смеси фракций бензина каталитического риформинга, содержащая алкилбензин, отличающаяся тем, что в качестве основы она содержит смесь фракции бензина риформинга и/или изомеризата, выкипающих в интервале 40-135oС, и фракции бензина риформинга, выкипающей в интервале 80-190oС, взятых в соотношении 50-80: 20-50, при следующем соотношении компонентов в композиции, мас. %:

Основа - топливная композиция, патент № 2212432 70

Алкилбензин - топливная композиция, патент № 2212432 30

2. Топливная композиция по п. 1, отличающаяся тем, что она содержит добавки: антиокислительная присадка, тетраэтилсвинец, краситель.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, конкретно к топливной композиции, предназначенной для использования в качестве авиационного бензина.

Известно, что для получения высокооктановых бензинов широко используют такие компоненты, как бензин каталитического риформинга, его фракции, алкилбензин, изомеризат, этиловую жидкость.

Известна топливная композиция, содержащая: бензин каталитического риформинга, его фракции, выкипающие в интервалах НК-85oС, 85-140oС, 140-200oС, 200oС-КК, изомеризат. Кроме того, композиция может содержать: алкилбензин, бензин каталитического крекинга, прямогонную бензиновую фракцию, простые эфиры спиртов C15 или их смеси с низшими спиртами C14 (Патент РФ 2153523, С 10 L 1/4, 2000).

Однако эта топливная композиция не может быть использована в качестве авиационного бензина, так как не отвечает требованиям по октановому числу, фракционному составу и др. характеристикам.

Известна также топливная композиция, содержащая бензин каталитического риформинга, фракцию 35-150oС бензина каталитического риформинга и алкилбензин, взятые соответственно в соотношении: 10-30; 40-70; 20-40 (Патент РФ 2009167, С 10 G 59/00, 1994).

Недостатками этой композиции являются высокое содержание ароматических углеводородов и относительно низкая удельная теплота сгорания.

Наиболее близким к предлагаемой композиции является состав авиационного бензина, содержащий, маc.%:

Фракция бензина риформинга, выкипающая в интервале 35-150oС - 55-80

Фракция бензина риформинга, выкипающая в интервале 100-190oС - 5-15

Алкилбензин - 10-20

Прямогонная бензиновая фракция - 5-15

(Патент РФ 2009168, С 10 G 59/00, 1994).

Для получения товарного продукта в состав бензина вводят добавки, такие как: тетраэтилсвинец, антиокислительная присадка, краситель.

Недостатком этой композиции также является высокое содержание ароматических углеводородов и низкая удельная теплота сгорания.

Задачей настоящего изобретения является снижение содержания ароматических углеводородов в топливной композиции и повышение удельной теплоты сгорания.

Для решения поставленной задачи предлагается топливная композиция, содержащая основу, представляющую собой смесь фракции бензина риформинга и/или изомеризата, выкипающих в интервале 40-135oС, и фракции бензина риформинга, выкипающей в интервале 80-190oС, взятых в соотношении 50-80:20-50, и алкилбензин при следующем соотношении компонентов в композиции, маc.%:

Основа - топливная композиция, патент № 2212432 70

Алкилбензин - топливная композиция, патент № 2212432 30

Причем топливная композиция может содержать в своем составе добавки: антиокислительная присадка, тетраэтилсвинец, краситель.

Отличие предлагаемого технического решения состоит в подобранном соотношении определенных фракций бензина каталитического риформинга, изомеризата и алкилбензина.

Указанное отличие позволяет получить топливную композицию, обладающую высокой детонационной стойкостью и удельной теплотой сгорания с пониженным содержанием ароматических углеводородов, что позволяет эффективно использовать данную композицию в качестве авиационного бензина.

Приготовление предлагаемой топливной композиции включает следующие стадии: приготовление основы путем смешения фракций бензина риформинга и/или изомеризата в заявленном соотношении с последующим смешением полученной основы с алкилбензином. Затем в полученную композицию могут быть последовательно введены добавки: тетраэтилсвинец, антиокислительная присадка и краситель.

Для приготовления образцов предлагаемого авиационного бензина были использованы компоненты, характеристики которых приведены в таблице 1.

Описанным способом было приготовлено 3 образца основы топливной композиции и 3 образца топливной композиции на этой основе, составы которых приведены в таблицах 2 и 3 соответственно. Результаты испытаний приготовленных образцов топливной композиции приведены в таблице 4.

Данные, приведенные в таблице 4, убедительно подтверждают возможность использования предлагаемой топливной композиции в качестве авиационного бензина.

При выпуске товарного авиационного бензина в составе топливной композиции могут быть использованы добавки: этиловая жидкость марки П-2, антиокислительная присадка - 4-метил-2,6-дитретичный бутилфенол (Агидол-1) по ТУ 38.5901237-90 с изм. 1,2; краситель органический жирорастворимый зеленый антрахиноновый по ТУ-6-36-05800167-985-90 с изм.1.

Класс C10L1/04 на основе смесей углеводородов 

способ получения низкозастывающего дизельного топлива -  патент 2527564 (10.09.2014)
способ получения оксигенатов, повышающих эксплуатационные свойства топлив для двигателей внутреннего сгорания (варианты) -  патент 2522764 (20.07.2014)
способ получения реактивного топлива из биоэтанола -  патент 2510389 (27.03.2014)
углеводородная композиция, используемая в качестве топлива и горючего, полученная из компонентов нефти и биологического компонента -  патент 2505582 (27.01.2014)
топливная композиция авиационного бензина -  патент 2503711 (10.01.2014)
способ получения и состав присадки к жидкому топливу -  патент 2502790 (27.12.2013)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
композиция неэтилированного экологически чистого высокооктанового бензина -  патент 2493239 (20.09.2013)
интегрированный способ получения дизельного топлива из биологического материала, продукты, применение и установка, относящиеся к этому способу -  патент 2491319 (27.08.2013)
горючее ракетное топливо (варианты) и способ его приготовления -  патент 2486230 (27.06.2013)
Наверх