трал

Классы МПК:A01K73/02 тралы (неводы с механической тягой) 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Оболонский Петр Гаврилович
Приоритеты:
подача заявки:
2001-07-18
публикация патента:

Изобретение может быть использовано в качестве универсального средства добычи рыбы в пелагическом и донном вариантах лова. Трал содержит сетную часть, включающую верхние и нижние сетные детали, совмещенные по боковой кромке дели с образованием шва и с посадкой последнего на топенанты, кабели с распорными досками, поплавки и заглубители, а также верхнюю и нижнюю подборы. Верхняя и нижняя сетные детали содержат крылья и соответствующие части мотни и кутца. Передняя кромка нижней сетной детали выступает за переднюю кромку верхней, для чего между задней кромкой крыльев нижней сетной детали и передней кромкой нижней части мотни размещена дополнительная сетная плаха, боковые кромки которой связаны с топенантами. Крылья нижней и верхней сетных деталей выполнены в виде треугольников и их боковые кромки связаны с соответствующими топенантами. Задние кромки крыльев верхней сетной детали связаны с передней кромкой мотни. Свободные кромки крыльев верхней и нижней сетных деталей посажены на соответствующие подборы, каждая из которых образует угол, направленный вершиной к мотне. Кроме того, в качестве заглубителей использованы грунтропы. Кроме того, размеры ячеи крыльев превышают размеры ячеи остальной сетной части. Кроме того, по крайней мере часть участков топенантов вдоль кромок мотни снабжена дополнительными поплавками. Изобретение позволит обеспечить целенаправленное эффективное формирование косяка рыбы и уменьшить уход рыб из зоны отлова, а также обеспечить лов рыбы на любой глубине. 3 з.п.ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

1. Трал, содержащий сетную часть, включающую верхние и нижние сетные детали, совмещенные по боковой кромке дели, с образованием шва и с посадкой последнего на топенанты, кабели с распорными досками, поплавки и заглубители, а также верхнюю и нижнюю подборы, причем верхняя и нижняя сетные детали содержат крылья, соответствующие части мотни и кутца, отличающийся тем, что передняя кромка нижней сетной детали выступает за переднюю кромку верхней, для чего между задней кромкой крыльев нижней сетной детали и передней кромкой нижней части мотни размещена дополнительная сетная плаха, боковые кромки которой связаны с топенантами, при этом крылья нижней и верхней сетной детали выполнены в виде треугольника, их боковые кромки связаны с соответствующими топенантами, а задние кромки крыльев верхней сетной детали связаны с передней кромкой мотни, при этом свободные кромки крыльев верхней и нижней сетных деталей посажены на соответствующие подборы, каждая из которых образует угол, направленный вершиной к мотне.

2. Трал по п. 1, отличающийся тем, что в качестве заглубителей использованы грунтропы.

3. Трал по п. 1, отличающийся тем, что размеры ячеи крыльев превышают размеры ячеи остальной сетной части.

4. Трал по п. 1, отличающийся тем, что по крайней мере часть участков топенантов вдоль кромок мотни снабжена дополнительными поплавками.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к промышленному рыболовству и может быть использовано в качестве универсального средства добычи рыбы, обеспечивающего возможность использования у поверхности, в пелагическом и донном вариантах лова.

Известен трал, содержащий сетную часть, включающую двух- или четырехпластинную сетную часть, образующую сетный мешок, имеющий две оси симметрии, кабели с распорными досками, поплавки и заглубители, а также верхнюю и нижнюю подборы (см. книгу В.Н. Лукашов. Устройство и эксплуатация орудий промышленного рыболовства. М.: Пищевая промышленность, 1972, с.259-261).

Недостаток этого технического решения - невозможность работы в донном варианте, кроме того, при работе трала имеет место эффект воздействия раздражителей (элементов трала), проявляющийся чисто как отпугивающий из за того, что названные элементы трала охватывают скопления рыбы с боков (крылья, траловые доски и кабели), которые сами по себе неспособны удержать рыбу и предотвратить ее уход в вертикальной плоскости.

Известен также трал, содержащий сетную часть, включающую верхние и нижние сетные детали, совмещенные по боковой кромке дели, с образованием шва и с посадкой последнего на топенанты, кабели с распорными досками, поплавки и заглубители, а также верхнюю и нижнюю подборы, причем верхняя и нижняя сетные детали содержат крылья, соответствующие части мотни и кутца (см. книгу В.Н. Лукашов. Устройство и эксплуатация орудий промышленного рыболовства. М.: Пищевая промышленность, 1972, с.233-238).

Недостаток этого технического решения - недостаточно высокая прицельность лова, определяемая тем, что при работе трала имеет место эффект воздействия раздражителей (элементов трала), проявляющийся чисто как отпугивающий из за того, что названные элементы трала охватывают скопления рыбы с боков (крылья и кабели), которые сами по себе неспособны удержать рыбу и предотвратить ее уход в вертикальной плоскости. Кроме того, параметры рыбоприемного отверстия трала (вертикальный размер мотни существенно меньше горизонтального) также не являются оптимальными на заключительной стадии лова (когда необходимо охватить косяк мотенной частью трала): косяк рыбы который, под воздействием крыльев трала, заставляющих его уменьшить горизонтальные размеры, начинает увеличивать свои вертикальные размеры, при этом часть косяка попросту не попадает в зону облова.

Задача, на решение которой направлено заявленное изобретение, выражается в уменьшении ухода рыбы из зоны облова.

Технический результат, получаемый при решении поставленной задачи, выражается в обеспечении возможности целенаправленного эффективного формирования косяка рыбы и придания параметрам рыбоприемного отверстия трала значений, оптимальных с позиции захвата косяка рыбы, кроме того, данная конструкция трала является универсальной, по глубине лова (от поверхностного до донного).

Для решения поставленной задачи трал, содержащий сетную часть, включающую верхние и нижние сетные детали совмещенные по боковой кромке дели, с образованием шва и с посадкой последнего на топенанты, кабели с распорными досками, поплавки и заглубители, а также верхнюю и нижнюю подборы, причем верхняя и нижняя сетные детали содержат крылья, соответствующие части мотни и кутца, отличается тем, что передняя кромка нижней сетной детали выступает за переднюю кромку верхней, для чего между задней кромкой крыльев нижней сетной детали и передней кромкой нижней части мотни размещена дополнительная сетная плаха, боковые кромки которой связаны с топенантами, при этом крылья нижней сетной детали выполнены в виде треугольника, их боковые кромки связаны с соответствующими топенантами, а задние с передней кромкой дополнительной сетной плахи, кроме того, крылья верхней сетной детали выполнены в виде треугольника, их боковые кромки связаны с соответствующими топенантами, а задние с передней кромкой мотни, при этом свободные кромки крыльев верхней и нижней сетных деталей посажены на соответствующие подборы, каждая из которых образует угол, направленный вершиной к мотне. Кроме того, в качестве заглубителей использованы грунтропы. Кроме того, размеры ячеи крыльев превышают размеры ячеи остальной сетной части. Кроме того, по крайней мере часть участков топенантов вдоль кромок мотни снабжена дополнительными поплавками.

Сопоставительный анализ признаков заявленного решения с признаками прототипа и аналогов свидетельствует о соответствии заявленного решения критерию "новизна".

Признаки отличительной части формулы изобретения решают следующие функциональные задачи.

Признак. . . "передняя кромка нижней сетной детали выступает за переднюю кромку верхней"... исключает возможность ухода рыбы под трал.

Признаки. .." для чего между задней кромкой крыльев нижней сетной детали и передней кромкой нижней части мотни размещена дополнительная сетная плаха, боковые кромки которой связаны с топенантами"... обеспечивают возможность опережающего воздействия нижней подборы.

Признаки. .." при этом крылья нижней сетной детали выполнены в виде треугольника, их боковые кромки связаны с соответствующими топенантами, а задние - с передней кромкой дополнительной сетной плахи" задают форму нижней части трала, при совместной "работе" с признаками "крылья верхней сетной детали выполнены в виде треугольника, их боковые кромки связаны с соответствующими топенантами, а задние связаны с передней кромкой мотни, при этом свободные кромки крыльев верхней и нижней сетных деталей посажены на соответствующие подборы, каждая из которых образует угол, направленный вершиной к мотне" обеспечивает (при соответствующем вооружении подбор поплавками и заглубителями) возможность управляемого формоизменения рыбоприемного отверстия трала (при котором вертикальный размер мотни становится существенно больше горизонтального), что обеспечивает возможность полного охвата тралом косяка рыбы (предварительно сформированного воздействием нижней части трала и его крыльев) и исключает уход части косяка над верхней подборой.

Признаки второго пункта формулы изобретения обеспечивают возможность работы трала в донном варианте.

Признаки третьего пункта формулы изобретения обеспечивают возможность снижения сопротивления трала движению при сохранении эффективности раздражающего их воздействия.

Признаки четвертого пункта формулы изобретения обеспечивают возможность придания мотне трала оптимальной формы.

Заявленное техническое решение иллюстрируется чертежами: на фиг.1 показан вид верхней сетной части трала; на фиг.2 показан вид нижней сетной части трала; на фиг. 3 показан вид сверху трала; на фиг 4 показан вид сбоку трала в рабочем состоянии - в процессе "подсечки косяка"; на фиг.5 показан вид трала в процессе "захвата косяка".

На чертежах показаны верхняя сетная деталь 1, включающая верхние крылья 2, деталь мотни 3 и деталь кутца (кутцового мешка) 4, нижняя сетная деталь 5, включающая нижние крылья 6, деталь мотни 7, деталь кутца 8 и дополнительную сетную плаху 9. Нижние крылья 6 нижней сетной детали 5 выполнены в виде треугольников, их боковые кромки связаны с соответствующими топенантами 10, а задние кромки связаны с передней кромкой дополнительной сетной плахи 9, задняя кромка которой скреплена с передней кромкой нижней детали мотни 7, при этом верхние крылья 2 верхней сетной детали 1 также выполнены в виде треугольника, их боковые кромки связаны с соответствующими топенантами 10, а задние - с передней кромкой верхней детали мотни 3.

Скрепление сетных деталей друг с другом торцовыми концами осуществляют известным образом: сетную часть связывают шворкой, т.е. посредством капронового шпагата, пропускаемого через контактирующие друг с другом ячеи соседних секций.

Сетные детали 3, 4, 7, 8 и 9 изготовлены из капроновой сетной дели (с ячеей размерами 45х45 - 50х50 мм) в виде полотнищ либо прямоугольной формы (детали кутца 4 и 8 и сетная плаха 9), либо в форме трапеции (детали мотни 3 и 7). Крылья 2 и 6 изготовлены из капроновой сетной дели с ячеей размерами более чем 50х50 мм, в виде полотнищ треугольной формы. Оптимальное соотношение размеров деталей рекомендуется следующим - ширина верхней и нижней сетных деталей одинакова и равна В (ширина передних кромок деталей мотни 3 и 7 и ширина сетной плахи 9), при этом ширина задних кромок крыльев 2 и 6 равна В/2, длина крыльев 2 и 6 и длина деталей мотни 3 и 7 равна В, а длина дополнительной сетной плахи 9 равна "2В".

Верхняя 1 и нижняя 5 сетные детали совмещены по боковой кромке дели с образованием шва известным способом и с посадкой последнего на топенанты 10.

С верхней 11 и нижней 12 подборами скреплены свободные кромки крыльев соответственно верхнего и нижнего. Концы верхней подборы 11 скреплены с соответствующими топенантами 10. Верхняя подбора 11 выполнена из капронового каната диаметром 20 мм (имеет положительную плавучесть), а нижняя подбора 12 и топенант 10 выполнена из каната такого же диаметра, типа "геркулес" (снабженного стальными армирующими нитями и имеющего отрицательную плавучесть).

В качестве заглубителей в зависимости от зоны облова могут быть использованы грузы 13, прикрепляемые к тралу у концов нижней подборы 12 или к топенантам, вдоль примыкающих к ним кромок нижних крыльев 6 (при облове приповерхностного слоя и использовании трала в пелагическом варианте). При работе трала по "донному варианту" (показанному на чертежах), в качестве заглубителей могут быть использованы грузы, предпочтительно выполненные в виде грунтропа известной конструкции, например жесткого, закрепленного на нижней подборе 12.

Поплавки 14 выполнены в виде полистироловых шаров диаметром 100 мм. Поплавки 14 скреплены с верхней подборой 11. Дополнительные поплавки 15, скрепленные с участками топенанта 10, конструктивно аналогичны поплавкам 14.

Кабели 16 и распорные доски 17 конструктивно не отличаются от известных узлов сходного назначения, при этом распорные доски размещены на расстоянии порядка 20 м от концов нижних крыльев 6.

Технология лова включает следующие операции: подготовка промыслового оборудования к спуску трала, спуск трала, траление, подъем трала и выливка улова. Содержание операций: подготовка промыслового оборудования к спуску трала и спуск трала до заданной глубины соответствуют известным. Причем при движении судна, буксирующего трал, распорные доски 17 обеспечивают горизонтальное раскрытие трала. Вертикальное раскрытие трала обеспечивается "совместной работой" поплавков 14 и 15 и грузов 13, при этом первые оттягивают вверх верхнюю подбору, но сопротивление воды движению трала и поплавков 14 обеспечивает "приплюснутость" формы трала (вертикальный размер меньше горизонтального). Когда трал подводят к косяку рыбы 18, стараются располагать нижнюю подбору несколько ниже нижней границы косяка. При этом вначале косяк ощущает раздражающий его эффект воздействия от нижней подборы, пускаемой под него и подсекающей его снизу. Затем, когда косяк рыбы уже находится над нижней подборой, на него начинают воздействовать боковые раздражители - верхние крылья 2, плавно смыкающиеся в верхней точке мотни. Далее снижают ход судна и, поскольку давление встречного напора воды на поплавки 14 также снижается, угол наклона верхней подборы увеличивается и тем самым увеличивается раскрытие по высоте проема приемного отверстия трала, что и обеспечивает охват всего косяка рыбы приемным отверстием трала. Т.е., если в процессе подсечки и "формирования косяка 18" высота приемного отверстия трала равна минимуму (Hmin), то на стадии "захвата косяка мотней" она равна максимуму (Нmах).

Таким образом, рыба, подсеченная нижней подборой трала, сконцентрируется в мотне. Далее промысловому судну дают ход и рыба смещается в кутец. Затем поднимают трал при этом весь улов "стекает" в кутец трала. Выпуск (вылив) улова, после подъема кутца трала на промысловое судно осуществляют распуская гайтан на его торце (на чертежах не показан). Далее все повторяется.

Класс A01K73/02 тралы (неводы с механической тягой) 

способ определения коэффициента уловистости трала -  патент 2440589 (20.01.2012)
способ и устройство для тралового промысла -  патент 2377773 (10.01.2010)
сортирующая решетка для трала и способ ее изготовления -  патент 2354115 (10.05.2009)
способ определения уловистости трала -  патент 2346432 (20.02.2009)
устройство для предотвращения выхода рыбы из трала -  патент 2343704 (20.01.2009)
устройство трала -  патент 2298319 (10.05.2007)
способ определения коэффициента уловистости трала -  патент 2275021 (27.04.2006)
канатный разноглубинный трал -  патент 2249948 (20.04.2005)
трал тимина для лова рыбы в придонной зоне -  патент 2239998 (20.11.2004)
система для тралового рыбопромысла -  патент 2238644 (27.10.2004)
Наверх