способ заряда никель-кадмиевого аккумулятора

Классы МПК:H01M10/44 способы зарядки или разрядки
H02J7/00 Схемы зарядки или деполяризации батарей; схемы питания сетей от батарей
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Всероссийский научно- исследовательский и проектно-конструкторский институт электровозостроения"
Приоритеты:
подача заявки:
2001-04-02
публикация патента:

Изобретение относится к области электротехники, в частности к заряду никель-кадмиевых аккумуляторов. Заряд аккумуляторов проводят разнополярными импульсами анодного и катодного тока, при этом окончание заряда фиксируется посредством определения спада функции напряжения на аккумуляторе от времени заряда U(t) на величину DU=5способ заряда никель-кадмиевого аккумулятора, патент № 221084120 мВ после прохождения максимума функции. Технический результат: сокращение времени заряда никель-кадмиевых аккумуляторов, уменьшение расхода электроэнергии и увеличение срока службы аккумуляторов. 1 ил., 2 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

Способ ускоренного заряда никель-кадмиевых аккумуляторов, при котором заряд проводят разнополярными импульсами анодного и катодного тока, отличающийся тем, что окончание заряда фиксируют при спаде функции напряжения на аккумуляторе от времени заряда U(t) на величину DU= 5способ заряда никель-кадмиевого аккумулятора, патент № 221084120 мВ после прохождения функцией своего максимума.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к электротехнической промышленности и касается вопросов заряда никель-кадмиевых (НК) аккумуляторов в ускоренном режиме.

Известна система заряда батарей, где полный заряд проводят импульсным током, чередуя зарядный ток с паузами [1].

Однако указанный способ не обеспечивает существенного сокращения времени заряда без газовыделения и нагрева аккумулятора, так как неэффективно используется пауза.

Известен способ заряда аккумуляторной батареи в режиме пульсирующего тока с периодическим прерыванием процесса заряда и переключением на кратковременный режим быстрой разрядки [2].

Этот способ не обеспечивает достаточно быстрого процесса заряда и требует большого перерасхода энергии при заряде.

Известен способ ускоренного заряда аккумуляторных батарей, при котором полный заряд осуществляют в импульсном режиме с периодом подачи импульсов короче, чем период возбуждения газообразования, т.е. глубина заряда контролируется по напряжению на аккумуляторе U3 [3].

Этот способ, также, не обеспечивает значительного сокращения времени заряда и требует перерасхода электроэнергии.

Наиболее близким к предлагаемому по совокупности признаков является способ заряда никель-кадмиевых аккумуляторов разнополярными импульсами анодного и катодного тока при определенной продолжительности заряда [4].

Использование описанных способов заряда аккумуляторов приводит к перерасходу электроэнергии, т.к. не достаточно точно определяется конец заряда аккумуляторов, что также может привести или к недозаряду или к их перегреву и выходу из строя.

Задачей изобретения является сокращение времени заряда, уменьшение расхода электроэнергии и увеличение срока службы никель-кадмиевых аккумуляторов.

Указанная задача решается тем, что заряд аккумуляторов проводят разнополярными импульсами анодного и катодного тока с тем отличием, что окончание заряда фиксируется при спаде напряжения на величину DU=5способ заряда никель-кадмиевого аккумулятора, патент № 221084120 мВ после достижения максимума функции напряжения на аккумуляторе от времени заряда U(t).

Использование предлагаемого способа ускоренного заряда никель-кадмиевых аккумуляторов позволяет сократить время заряда ХИТ на 15-20%, уменьшить расход электроэнергии на 10-15% по сравнению с существующим способом и увеличить срок службы аккумуляторов.

На чертеже показаны функции напряжения и температуры аккумулятора от времени при заряде его асимметричным током. Окончание заряда по истечении времени Т3, соответствует предлагаемому способу.

Способ ускоренного заряда никель-кадмиевых аккумуляторов проводят разнополярными импульсами анодного и катодного тока с помощью зарядного устройства УУЗ-1(УУЗ-2) с блоком задания режимов БЗ-281(БЗ-282). Результаты осуществления способа при различных величинах спада напряжения во времени после прохождения максимума для окончания заряда батареи 10НКГЦ-0,94 приведены в таблице 1.

Окончание заряда фиксировали при спаде напряжения на аккумуляторе, следующим за достижением максимума функции напряжения на аккумуляторе от времени заряда U(t). Оптимальные значения величины спада напряжения после прохождении максимума были получены из исследований по длительному циклированию никель-кадмиевых аккумуляторов и батарей (10НКГЦ-0,94; 6НКГЦ-0,94; 10НКГЦ-1,3; 10НКГЦ-10). При спаде напряжения после прохождения максимума DU менее 5 мВ происходит неполный заряд аккумуляторов. При спаде напряжения DU более 20 мВ происходит нерациональное увеличение времени заряда, перерасход электроэнергии и перегрев аккумулятора.

В таблице 2 приведены для сравнения результаты заряда батареи 10НКГЦ-0,94 в соответствии с прототипом, т.е. конец заряда определялся по времени.

В испытаниях по предлагаемому режиму нижняя граница окончания заряда DU= 5 мВ определялась допустимой величиной разрядной емкости по ТУ (техническое описание и инструкция по эксплуатации ИРАС. 563521.012 ТО). Верхняя граница DU=20 мВ определялась допустимой температурой нагрева аккумуляторной батареи (по ТУ 40oС<). Выше этой температуры срабатывала встроенная защита батареи от перегрева. Общее количество заряд-разрядных циклов составило 500. Согласно требованиям ТУ емкость в конце наработки 500 циклов не должна быть менее 0,56 Аспособ заряда никель-кадмиевого аккумулятора, патент № 2210841ч при коэффициенте безотказной работы батареи К=0,99.

Оптимальность выбранных значений величины спада напряжения после прохождения максимума подтверждаются результатами испытаний, представленных в таблицах 1 и 2.

Результаты испытаний показали, что использование предлагаемого способа ускоренного заряда никель-кадмиевых аккумуляторов позволяет сократить время заряда ХИТ на 15-20%, уменьшить расход электроэнергии на 10-15% по сравнению с существующим способом и увеличить срок службы аккумуляторов.

Источники информации

1. Патент США 3617851, кл. 320-22, 1971.

2. Патент Японии 32134, кл. 5701, 1969.

3. Заявка Франции 2068759, кл. Н 02 J 7/00, 1971.

4. Авт. св. СССР 1048536 А, кл. Н 01 М 10/44, 1983.

Класс H01M10/44 способы зарядки или разрядки

способ эксплуатации никель-водородной аккумуляторной батареи в автономной системе электропитания космического аппарата и автономная система электропитания для его реализации -  патент 2529011 (27.09.2014)
способ обнаружения извлечения аккумулятора -  патент 2526028 (20.08.2014)
способ ускоренного формирования и восстановления емкости никель-кадмиевых аккумуляторов переменным асимметричным током -  патент 2521607 (10.07.2014)
способ формирования свинцово-кислотных аккумуляторных батарей импульсным асимметричным током -  патент 2518487 (10.06.2014)
устройство уравновешивания напряжения для системы аккумуляторных батарей -  патент 2516297 (20.05.2014)
способ заряда комплекта аккумуляторных батарей в составе автономной системы электропитания космического аппарата -  патент 2510105 (20.03.2014)
стабилизатор напряжения для системы питания -  патент 2509400 (10.03.2014)
способ ускоренного заряда свинцовых стационарных аккумуляторов -  патент 2498463 (10.11.2013)
способ подготовки литий-ионной аккумуляторной батареи к штатной эксплуатации в составе искусственного спутника земли -  патент 2496190 (20.10.2013)
способ эксплуатации литий-ионной аккумуляторной батареи -  патент 2496189 (20.10.2013)

Класс H02J7/00 Схемы зарядки или деполяризации батарей; схемы питания сетей от батарей

усовершенствованная система аккумуляторных батарей -  патент 2526854 (27.08.2014)
устройство управления аккумуляторной батареей -  патент 2526849 (27.08.2014)
способ обнаружения извлечения аккумулятора -  патент 2526028 (20.08.2014)
автономное зарядное устройство -  патент 2525849 (20.08.2014)
экранированная система беспроводной многопозиционной зарядки мобильных устройств -  патент 2524920 (10.08.2014)
способ управления автономной системой электроснабжения геостационарного космического аппарата -  патент 2524696 (10.08.2014)
устройство подзарядки аккумуляторных батарей гибридного автомобиля -  патент 2524352 (27.07.2014)
блок энергоснабжения, сухопутное транспортное средство, станция замены и способ замены блока энергоснабжения, имеющегося на сухопутном транспортном средстве -  патент 2523719 (20.07.2014)
система подзарядки аккумулятора электрического беспилотного летательного аппарата -  патент 2523420 (20.07.2014)
способ использования шахтного транспортного средства, шахтное устройство, буровая установка для горных пород и шахтное транспортное средство -  патент 2522985 (20.07.2014)
Наверх